Индивидуальное средство спасения

 

Заявляемое изобретение относится к средствам индивидуального спасения для пассажиров и членов команды (экипажа), терпящих бедствие судов в океане, море, озере и других водоемах и реках, а также для использования в авиации, в МЧС и других случаях, спасательных действий на воде.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности спасательных мероприятий, обеспечивающих в кратчайшее время обеспечение надежных условий спасения человека в любых экстремальных условиях на воде и не только.

Индивидуальное средство спасения на воде, выполненное в виде надувной лодки из легкого водо-воздухо не проницаемого синтетического материала, состоящей из надувных бортов - 1, снизу которых закреплено днище 2, а сверху защитный тент 3, к нижнему периметру днища 2 прикреплен водобалластный клинообразный мешок - киль - 4

Борта 1 выполнены с горизонтальным разделением эластичной диафрагмой - 5, снабженной обратным клапаном 6.

Днище 2 выполнено из трех слоев материала 2а утепленного верхнего слоя, 2б среднего с надувными полостями 9 и 2с нижнего защитного слоя, совместно скрепленных и снабженных обратным клапаном 10 в месте соединения с бортами 1.

Для обеспечения условий не опрокидывания лодки, например, при сильном волнении или при спуске на воду, тент 3 выполнен с надувными ребрами 13 жесткости, полость которых сообщается с полостью бортов 1 через отверстия 14, и наполняются газом за счет единой пневматической системы конструкции лодки. 1 н.п.ф., 3 илл.

Заявляемая полезная модель относится к средствам индивидуального спасения для пассажиров и членов команды (экипажа), терпящих бедствие судов в океане, море, озере и других водоемах и реках, а также для использования в авиации, в МЧС и других случаях, спасательных действий на воде.

В настоящее время для спасения пассажиров и членов команды судов, терпящих бедствие на воде, используется ограниченный арсенал технических средства - это в основном для индивидуального пользования спасательные жилеты и спасательные круги и для коллективного спасения шлюпки и спасательные плоты.

Эти средства не всегда эффективны при проведении спасательных операций, они не могут обеспечить процесс жизнеобеспечения терпящих бедствие при неблагоприятной погоде, в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. Жилеты, спасательные круги и другие подобные средства спасения не обеспечивают от намокания спасающегося, что в критических условиях приводит к неминуемой гибели людей.

Под спасательными средствами понимается совокупность предусмотренных на судне средств для спасения людей при аварии (катастрофе) судна и попадании людей в воду.

Известны конструкции надувных спасательных лодок, (см. патент РФ 11771, МПК В63С 9/02, опубл. 16.11.1999 г., патент РФ 26045, МПК В63С 9/02, опубл. 10.11.2002 г.).

Известные конструкции громоздки, неудобны в обращении, их обслуживание может осуществляться специалистами. Это делает невозможным использовать их как индивидуальное средство спасения в чрезвычайных ситуациях.

Известна надувная спасательная лодка, содержащая надувные борта, соединенные друг с другом с образованием носовой и кормовой частей, при этом каждый из надувных бортов содержит, по меньшей мере, один горизонтальный участок, снабженный леерным шнуром, и соединенные с ним под углом наклонные участки, и надувное днище, прикрепленное к бортам с образованием сквозных отверстий в носовой и кормовой частях, при этом леерный шнур размещен, по меньшей мере, на части наклонных участков надувного борта (см. патент РФ 91967, МПК В63В 7/00, опубл. 10.03.2010 г.).

Известная конструкция обладает низкой безопасностью при ее использовании, так как при повреждении одного из отсеков бортов или днища судно теряет устойчивость и может быть опрокинуто.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является надувной плот ПСН-1 А изготовлен из прорезиненной ткани и конструктивно выполнен в виде надувных бортов, днища с надувной подушкой и защитного тента с капюшоном. Надувные борта представляют собой одну общую камеру, разделенную диафрагмами на четыре отсека, соединенные перепускными трубками, обеспечивающими газонаполнение всех отсеков от одного баллона с углекислотой или от ручного меха.

На бортах надувного плота наклеены по две ручки для удобства влезания в него из воды. На левом борту смонтирован ручной мех, позволяющий поддувать оболочку воздухом. С наружной стороны на днище расположен водобалластный мешок для придания надувному плоту устойчивости.

Для стравливания газа из оболочки надувного плота на нем имеется резьбовая втулка с пробкой. В носовой части в специальном кармане помещается баллон с углекислотой, который соединен с надувным плотом. Тент с капюшоном приклеен к бортам с внутренней стороны и разделен на две части, скрепляемые между собой текстильной застежкой. Обе части тента могут заполняться воздухом через специальные трубки, имеющиеся по одной на левом и правом его распахах. В комплект надувного плота входят также мягкий плавучий якорь, губка для удаления воды из плота, пакет с уранином, шнур для крепления якоря и переносная сумка (см. psn-1).

Конструкция известного снаряжения обладает рядом недостатков, которые приводят к необходимости длительной подготовки спасательных работ, для спуска его на воду требуются специальные механизмы, для его размещения на судне требуется специальное оборудование, конструктивные изменения самого судна и большой объем места.

Средствами спасения известной конструкции невозможно оборудовать в достаточном количестве крупные лайнеры, так как конструктивно невозможно разместить необходимое количество средств для спасения большой массы пассажиров. Кроме того, наличие кресел утяжеляет всю конструкцию спасательного средства.

Указанные недостатки снижают эффективность спасательных работ.

Задачей настоящей полезной модели является повышение эффективности спасательных мероприятий, обеспечивающих в кратчайшее время обеспечение надежных условий спасения человека в любых экстремальных условиях на воде и не только.

Техническим результатом, достигаемым в результате решения поставленной задачи, является обеспечение безопасности спасающегося путем повышения быстродействия приведения в готовое состояние и повышения остойчивости спасательного средства на воде,

Технический результат достигается тем, что индивидуальное средство спасения, выполненное в виде надувных бортов, снизу которых закреплено днище, а сверху защитный тент, при этом полость бортов сообщается с баллоном газа, а на днище расположен водобалластный мешок-киль, согласно полезной модели, борта надуваемые газом, выполнены с горизонтальным разделением эластичной диафрагмой, снабженной обратным клапаном, днище выполнено из трех слоев водо-воздухо непроницаемого материала, совместно скрепленных по периметру бортов и снабженных обратным клапаном в месте соединения с бортами, а тент выполнен с надувными ребрами жесткости, полость которых сообщается с полостью бортов в верхней их части, а два нижних слоя днища дополнительно скреплены швами, чередующимися вдоль поверхности днища.

Заявляемая совокупность признаков позволяет осуществить быстрое наполнение воздухом всех частей спасательного средства, обеспечить сохранение свойств спасательного средства при повреждении верхней или нижней части борта или днища и обеспечить устойчивость спасательного средства от опрокидывания, что в совокупности позволяет обеспечить безопасность спасающегося.

Это обусловлено конструктивным выполнением основных частей средства, взаимодействие которых в совокупности при осуществлении спасательной операции обеспечивают безопасность спасающегося.

Повышение быстродействия приведения в готовое состояние обеспечивается тем, что полость бортов обратными клапанами сообщается с полостью днища и с полостью ребер жесткости тента,

Наличие горизонтальной диафрагмы, разделяющей полость бортов на две равные горизонтальные части обеспечивает сохранение свойств спасательного средства при повреждении верхней или нижней части борта.

Несколько надувных слоев днища обеспечивают дополнительный запас плавучести лодке при повреждении одного или даже двух слоев сохраняется теплоизоляция в холодных водах, в результате чего спасательное средство не теряет своих функциональных свойств в обеспечении безопасности спасающегося.

Надувные ребра жесткости тента придают лодке устойчивость от опрокидывания.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображено средство спасения, вид сверху; на фиг.2 - разрез (схематично) по А-А фиг.1; на фиг.3 - изображено днище спасательного средства, увеличено.

Позиции на чертежах означают следующее: 1 - борта; 2 - днище; 2а, 2б, 2с - слои днища 2; 3 - тент; 4 - водобалластный мешок (киль); 5 - диафрагма бортов 1:6- обратный клапан на диафрагме 5:7 - баллон высокого давления; 8 - редуктор давления; 9 - надувные полости днища 2; 10 - обратный клапан днища 2; 11 - прорези водобалластного мешка 5; 12 - обратный клапан водобалластного мешка 5; 13 - ребра жесткости тента 3; 14 -отверстия для сообщения полости ребер 13 с полостью бортов 1:15- боковые замки тента молнии; 16 - замок молния в задней части тента 3; 17 - полоса липучки кормовой части тента; 18 - редуктор ограничения давления; 19 - петля швартовки; 20 - хлястик швартовки; 21 - зеленое кольцо; 22 - красное кольцо; 23 - клапаны стравливания газа; 24 - сигнальный маячок.

Индивидуальное средство спасения на воде, выполненное в виде надувной лодки из легкого водо воздухе не проницаемого синтетического материала, состоящей из надувных бортов-1, снизу которых закреплено днище 2, а сверху защитный тент 3, к нижнему периметру днища 2 прикреплен водобалластный клинообразный мешок - киль - 4

Борта 1 выполнены с горизонтальным разделением эластичной диафрагмой - 5, снабженной обратным клапаном - 6.

Внутри лодки в кормовой части закреплен баллон высокого давления - 7 с газом имеет редуктор давления - 8 и аварийный запор, (на чертеже не показан) соединенный с нижней полостью бортов - 1, который открывается в момент выдергивания чеки (на чертеже не показана), а запорный клапан редуктора через чеку связан с ручкой для переноса в состоянии хранения средства.

Днище 2 выполнено из трех слоев материала 2а утепленного верхнего слоя, 2б среднего с надувными полостями 9 и 2 с нижнего защитного слоя, совместно скрепленных и снабженных обратным клапаном 10 в месте соединения с бортами 1.

Водобалластный киль 4 выполнен с прорезями 11 в верхней его части, в нижнюю часть которого встроен обратный клапан 12, обеспечивающий свободное поступление воды внутрь киля 6 и препятствующий ее оттоку, что обеспечивает наилучшую остойчивость средству на волне.

Для обеспечения условий не опрокидывания лодки, например, при сильном волнении или при спуске на воду, тент 3 выполнен с надувными ребрами 13 жесткости, полость которых сообщается с полостью бортов 1 через отверстия 14, и наполняются газом за счет единой пневматической системы конструкции лодки.

Тент 3 своей нижней частью прочно соединен по всему периметру поверху бортов 1, с левого и правого бортов тента имеются замки, молнии которые застегнуты, замок заднего борта расстегнут, что обеспечивает, при аварийном надувании спасательного средства, быстро проникнуть в него спасающегося.

Ребра 13, кроме того, что являются каркасом тента 3, обеспечивают надежную безопасность от аверкиля (переворачивания в верх дном) при любой волне, к тому же способствуют всплыванию даже если лодка попадет под наклонный навес.

Тент 3 снабжен бортовыми замками 15 молнии, закрывающимися снизу вверх, и замком молния 16 в задней части тента 3, закрывающийся сверху вниз.

На корме по верху борта! и на нижней части кормового тента закреплены полосы липучки 17 типа репей, слипание которых надежно защищает от попадания воды во внутрь лодки. Такая же липучка 18 закреплена по всему периметру бортов 1 с наружной части, что обеспечивает при сближении спасательного средства с другими спасательными средствами прочное соединение друг с другом и образования плавучего «острова».

При застегивании молнии 16 липучки 17 сцепляются.

В сидячем положении человек, расстегнув молнию 15 слева или справа, может, наблюдать за происходящим вокруг или в случае необходимость покинуть лодку.

Лодка снабжена редуктором 8 ограничения давления, который установлен после запора на газовом баллоне 7. При создании рабочего давления во всем объеме лодки и попадания спасательного средства в воду редуктор автоматически открывает поступление газа в пневматический движитель, конструктивно выполненным с корпусом редуктора 8 что обеспечивает создание реактивной тяг (и за счет установленного на днище в кормовой части лодки гидродвижителя, являющегося дополнительной частью конструкции баллона с баллоном высокого давления,), что обеспечивает движение.лодки от тонущего объекта,

Лодка снабжена дополнительными парами петля 19 и хлястик 20 для соединения при необходимости лодки с другим плав средством на воде или швартовки.

В верхней части тента 3 располагаются два кольца - зеленого 21 и красного 22 цветов, зеленое кольцо 21 соединяется с двумя клапанами 23, расположенными внутри тента по обе стороны корпуса на верхней части бортов лодки, которые при их открытии обеспечивают стравливание газа из всей пневмосистемы лодки для приведения ее в состояние складывания после удаления из лодки спасающегося. Красное, кольцо 22 соединено тросом с клапаном 12 киля 4 и обеспечивает его открывание и прижатие киля 4 к дну лодки.

При подъеме обеих колец 21 и 22 обеспечивается легкий подъем лодки на спасающее судно. При подъеме за одно красное кольцо 22 возможен подъем лодки с пострадавшим человеком, в этом случае необходимо применять приспособление типа паука с крючьями, которые зацепляются за петли находящиеся по обе стороны бортов лодки.

В верхней части тента располагается сигнальный маячок 24 с элементом питания подающий световой сигнал SOS.

Внутри лодки могут быть размещены ремни безопасности для закрепления спасающегося, которые целесообразно применять в момент сброса лодки на воду.

Кроме того, внутри лодки размещены пакет ИЗ 25, включающий галеты, шоколад и 0,5 л. воды, и пакет 26 неотложной помощи.

После загрузки спасающегося в лодку, он закрывает замок заднего полога с одновременным смыканием липучек, что обеспечивает достаточные условия для защиты от попадания воды внутрь.

Все детали надувной лодки выполнены из легкого водонепроницаемого синтетического материала обработанного противопожарными средствами

В состоянии хранения комплект укладывается по типу гармошки в специальный чехол снабженный ручкой и ремнем для переноски в руке или через плечо или на спине в виде ранца (на чертеже не показан).

При необходимости воспользоваться спасательным средством, достаточно дернуть чеку закрепленную пластырем, находящуюся под ручкой для переноски средства.

Выдернутая чека обеспечивает моментальное открытие клапана поступления газа из баллона высокого давления в оболочку верхнего отсека бортов 1, и далее через обратный клапан 6 в нижний отсек бортов 1, через обратный клапан 10 в полости днища 2 и через отверстия 11 в ребра жесткости 13 тента 3.

После чего, спасающийся занимает место в лодке и застегивает задние замки.

Заявляемое спасательное средство компактно в транспортном состоянии, что позволяет иметь его каждому пассажиру и члену экипажа и полностью укомплектовать им любое плавсредство.

Пневмосистема спасательного средства обеспечивает быстрое приведение его в рабочее состояние для аварийного спуска на воду.

Доступность воспользоваться средством человеку любого возраста, включая ребенка.

Для спуска на воду может заявляемого средства может быть использован любой гладкий трап, имеющийся на судне. Средство может сбрасываться за бортик и оставаться на любой открытой площадке в ожидании смывания его водой.

Конструкция киля и ребер жесткости обеспечивает безопасное всплытие при затоплении судна и выныривает из-под навесов.

За счет раздельно заполняемых нижнего, верхнего отсеков борта и трехслойного пола спасательное средство обеспечивают повышенную безопасность в любых климатических условиях.

Наличие надувных ребер жесткости тента исключает переворачивание средства при сильном волнении или при экстренном спуске средства на воду.

Замки молнии обеспечивает удобство пользования средством, а применение липучек типа Репей создает возможность коллективного преодоления трудностей при спасении за счет надежного сцепления средств друг с другом при их с соприкосновении.

Заявляемая конструкция индивидуального спасательного средства обеспечивает в кратчайшее время, исчисляемое секундами, надежные условия, необходимые для спасения людей, при катастрофах водоизмещающих судов любого класса и воздушных судов.

Средство может, применятся в МЧС и в вооруженных силах.

Индивидуальное средство спасения, выполненное в виде надувных бортов, снизу которых закреплено днище, а сверху - защитный тент, при этом полость бортов сообщается с баллоном газа, а на днище расположен водобалластный мешок-киль, отличающееся тем, что борта, надуваемые газом, выполнены с горизонтальным разделением эластичной диафрагмой, снабженной обратным клапаном, днище выполнено из трех слоев водовоздухонепроницаемого материала, совместно скрепленных по периметру бортов и снабженных обратным клапаном в месте соединения с бортами, а тент выполнен с надувными ребрами жесткости, полость которых сообщается с полостью бортов в верхней их части, а два нижних слоя днища дополнительно скреплены швами, чередующимися вдоль поверхности днища.



 

Похожие патенты:

Технический результат упрощение монтажа системы и повышение ее эксплуатационной надежности

Изобретение относится к форме днища (2)

Полезная модель относится к судостроению, в частности к надувным лодкам

Лазерный маркер относится к оптическим элементам и используется, совместно с приборами ночного видения, при проведении поисково-спасательных и других специальных операций для скрытого светового обозначения местоположения на открытом пространстве в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне.
Наверх