Плавучий навигационный знак

 

Предлагаемая полезная модель относится к средствам плавучего навигационного оборудования - речным буям, и предназначена для обозначения судового хода или опасностей для судоходства на внутренних водных путях. Конструкция оборудования позволяет использовать его круглогодично, в том числе за пределами плановой навигации.

Технический результат от использования предлагаемого решения заключается в облегчении обслуживания навигационного буя за счет исключения операций по снятию и постановке на якорь изделия в пред- и посленавигационные периоды.

Для получения указанного результата плавучий навигационный знак, состоящий, так же как и прототип, из надводной части в виде сигнальной фигуры и подводной части в виде якорной системы, в отличие от прототипа, дополнительно содержит вертикальный цилиндрический сердечник с положительной плавучестью, нижней частью соединенный с якорной системой, при этом на верхней части сердечника установлена сигнальная фигура, выполненная с возможностью нанизывания и последующей фиксации на сердечнике.

1 н.п.ф., 5 з.п.ф., 1 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к средствам плавучего навигационного оборудования - речным буям, и предназначена для обозначения судового хода и опасностей для судоходства на внутренних водных путях. Конструкция оборудования позволяет использовать его круглогодично, в том числе за пределами нормативных сроков навигации.

В настоящее время на внутренних водных путях Российской Федерации, для которых характерно чередование навигационного периода с зимним ледоставом, обычно используют металлические речные навигационные буи, изготавливаемые отечественными производителями, например, ОАО «Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро «Стапель» и др. В отдельных речных бассейнах начата опытная эксплуатация плавучих навигационных знаков, изготавливаемых из стеклопластика и полиэтилена. Существует несколько предприятий - производителей такого оборудования в России и за рубежом.

Основными элементами речного буя являются: надводная часть в виде сигнальной фигуры с определенным силуэтом и подводная часть в виде плавучего основания, которое удерживается на месте постановки знака посредством якоря или якорного груза. После окончания навигации для предотвращения возможности повреждения или утраты плавучих навигационных знаков в ледовых условиях, обстановочное оборудование снимается со штатных мест и транспортируется на береговую базу для межнавигационного ремонта, окраски и хранения. Так как масса больших озерно-речных буев вместе с якорем может достигать до 2-х тонн, то для совершения операций, связанных с их расстановкой до начала навигации и снятием после окончания навигации, требуется специальное грузоподъемное оборудование, плавучие средства и организованные места для хранения, а также значительные трудовые и временные затраты.

Указанные недостатки частично устранены в навигационных речных буях столбовидной формы (см., например пат RU 104147, МПК В63В 22/16, опубл. 10.05.2011, пат RU 102588, МПК В63В 22/16, опубл. 10.03.2011). Эксплуатационный период у таких буев круглогодичный, в т.ч. в ледовых условиях. При подвижке ледяного поля буй уходит под лед и выходит в разводье. Главным недостатком плавучих знаков указанной конструкции является то, что по виду своей фигуры - силуэта знака, такие плавучие навигационные знаки не отвечают требованиям ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей», который устанавливает типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков на внутренних водных путях.

Из известных решений по технической сущности и назначению наиболее близким аналогом к предлагаемому устройству является навигационный плавучий знак по пат. RU 76628, МПК В63В 22/16, опубл. 27.09.2008. Указанное навигационное устройство состоит из: надводной части в виде сигнальной фигуры и осветительного оборудования и подводной части в виде поплавка и якорной системы. Как упоминалось выше, недостатком устройства, принятого за прототип, являются большие трудо- и временные затраты и неудобства при обслуживании оборудования, связанные со снятием и постановкой на якорь изделия в пред- и после- навигационные периоды.

Заявляемое устройство позволяет получить новый по сравнению с прототипом технический результат, заключающийся в облегчении обслуживания навигационного за счет исключения операций по снятию и постановке на якорь основных наиболее массивных элементов изделия в после- и преднавигационные периоды времени.

Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: плавучий навигационный знак, (состоящий, так же как и прототип, из надводной части в виде сигнальной фигуры и подводной части в виде якорной системы), в отличие от прототипа, дополнительно содержит вертикальный цилиндрический сердечник, обладающий положительной плавучестью, нижней частью соединенный с якорной системой, при этом на верхней части сердечника установлена съемная сигнальная фигура, выполненная с возможностью нанизывания и последующей фиксации на сердечнике. Для обеспечения вертикального положения навигационного знака и положительной плавучести в нижней части сердечника размещен груз - балласт, а внутри верхней - заполнитель с высоким коэффициентом плавучести. В качестве материала сердечника может быть использована стальная оцинкованная или полиэтиленовая труба. В свою очередь, сигнальная фигура может быть выполнена из полиэтилена, заполненного пенополиуретаном, и снабжена осевым отверстием с диаметром, соответствующим диаметру сердечника. Это позволяет фигуре без больших усилий перемещаться по сердечнику при нанизывании ее на последний. В зависимости от типоразмера знака сигнальная фигура может быть выполнена цельной или состоять из нескольких сборных элементов.

Сущность предлагаемой полезной модели заключается в облегчении обслуживания плавучих навигационных знаков на внутренних водных путях за счет того, что конструкция изделия позволяет круглогодично сохранять на штатном месте его основную наиболее массивную часть - сердечник, цепь и якорь. При этом сердечник имеет такую форму, которая позволяет ему уходить под лед и выходить в разводье, обозначая свое местоположение на трассе судоходства. В свою очередь, изготовленная из полиэтилена сигнальная фигура плавучего навигационного знака, представляющая собой его съемную часть, имеет незначительную массу, что существенно облегчает операцию оснащения знака перед началом навигации и его разоружение в конце навигации.

Сравнение предлагаемого устройства с прототипом показало, что поставленная задача - облегчение обслуживания навигационного оборудования решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие заявляемой полезной модели критерию патентоспособности «новизна».

Сущность технического решения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена конструкция предлагаемого плавучего навигационного знака.

В соответствии с заявляемыми материалами плавучий навигационный знак состоит из надводной части в виде сигнальной фигуры 1, и, при необходимости, устанавливаемого на навигационный период светосигнального оборудования 2. Для обеспечения возможности нанизывания на вертикальный сердечник 3, внутри фигуры 1 выполнено сквозное отверстие, диаметр которого соответствует диаметру сердечника. В качестве материала фигуры используется полиэтилен, заполненный пенополиуретаном.

Для знаков малых типоразмеров сигнальная фигура 1 изготавливается цельной, для больших - из нескольких сборных элементов. В нижней части цилиндрического сердечника размещен балласт 4 в виде бетонного заполнителя и/или навесного металлического груза, а внутри верхней части - пенополиуретановый наполнитель 5, обеспечивающие совместно вертикальное положение и положительную плавучесть конструкции. К нижней части сердечника 3 крепится якорная система 6. При необходимости, в верхней части сердечника устанавливается устройство пассивного радиолокационного отражателя 7.

Обслуживание предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

Перед началом навигации непосредственно на месте штатного размещения навигационного знака производится его монтаж. Для этого на борт обстановочного судна, оснащенного грузоподъемным оборудованием, без отсоединения от якорной системы 6 поднимается сердечник 3. На сердечник 3 устанавливаются сигнальная фигура 1 соответствующего типоразмера и раскраски, и, при необходимости, - светосигнальное оборудование 2. После этого знак опускается в воду, где он занимает вертикальное положение, обозначая трассу судового хода или место опасности для судоходства.

В конце навигации светосигнальное оборудование 2 и съемная фигура знака 1 снимаются с сердечника 3 и транспортируются на базу для межнавигационного хранения. Сердечник остается на штатном месте плавучего знака и обеспечивает проход судов за плановыми сроками навигации в качестве ледового буя.

В ближайшее время планируется изготовление опытного образца буя предлагаемой конструкции и проведение его испытаний в натурных условиях. В дальнейшем предполагается рекомендовать такие знаки для навигационного оборудования на внутренних водных путях Российской Федерации. Это позволит значительно снизить трудоемкость работ по расстановке и снятию плавучих знаков, т.к. наиболее тяжелые металлические элементы конструкции - сердечник с цепью и якорем будут находиться на штатном месте буя в течение длительного периода времени и будут извлекаться только для проведения профилактических работ.

1. Плавучий навигационный знак, состоящий из надводной части в виде сигнальной фигуры и подводной части в виде якорной системы, отличающийся тем, что дополнительно содержит вертикальный цилиндрический сердечник с положительной плавучестью, нижней частью соединенный с якорной системой, при этом на верхней части сердечника установлена сигнальная фигура, выполненная с возможностью нанизывания и последующей фиксации на сердечнике.

2. Плавучий навигационный знак по п.1, отличающийся тем, что в нем в нижней части сердечника размещен груз, а внутри верхней - наполнитель с высоким коэффициентом плавучести.

3. Плавучий навигационный знак по п.1, отличающийся тем, что сигнальная фигура выполнена из полиэтилена, заполненного пенополиуретаном, и снабжена осевым отверстием с диаметром, соответствующим диаметру сердечника.

4. Плавучий навигационный знак по п.1, отличающийся тем, что сердечник выполнен из стальной оцинкованной трубы.

5. Плавучий навигационный знак по п.1, отличающийся тем, что сердечник выполнен из полиэтиленовой трубы.

6. Плавучий навигационный знак по п.1, отличающийся тем, что сигнальная фигура выполнена в виде отдельных сборных элементов.



 

Похожие патенты:

Насосно-компрессорная стальная оцинкованная металлическая труба относится к области добычи нефти и газа, в частности к конструкции труб, которые используют для добычи нефти из скважин.

Полезная модель относится к техническим средствам охраны окружающей среды для локализации разлитых на поверхности воды нефти или нефтепродуктов с последующим извлечением
Наверх