Надувная лодка

 

Полезная модель относится к области судостроения, в частности конструкциям надувных лодок с замкнутой формой баллона и навесным транцем. Полезная модель обеспечивает надежное крепление транцевой плиты на надувном баллоне кормы лодки, исключающее потерю ее и навешенного на нее мотора, например, при обратном ходе лодки, резких толчках или аварийных ситуациях. Кроме того, комплект съемных деталей транца имеет небольшие габариты и вес. Задача решается за счет упрощения конструкции. Результат достигается вследствие того, что в надувной лодке, имеющей замкнутую форму баллона и включающей съемную жесткую транцевую плиту, закрепленную на кормовой части баллона лодки, средства крепления транцевой плиты на баллоне лодки и элементы присоединения этих средств к баллону лодки, в отличие от известного - транцевая плита имеет в верхней части внешней стороны по всей ширине горизонтальный паз, а контур ее нижней части имеет симметричный относительно оси плиты выступ; - средство крепления верхней части транцевой плиты выполнено в форме съемной П-образной скобы, расстояние между ножками которой соразмерно длине паза на внешней стороне транцевой плиты, поперечное сечение полки имеет размеры, соответствующие размерам этого паза, а концы ножек выполнены в форме зацепов; - средство крепления нижней части транцевой плиты выполнено в форме скобы-ручки, внутренние форма и размеры которой соответствуют форме и размерам поперечного сечения выступа нижней части транцевой плиты, которая закреплена на внешней стороне кормовой части баллона лодки не выше его средней линии горизонтально и симметрично относительно продольной оси лодки; - при этом зацепы на концах ножек съемной скобы вставлены в соответствующие элементы присоединения к кормовой части баллона лодки, полка съемной скобы заведена в паз на внешней стороне транцевой плиты, а выступ нижней части транцевой плиты сверху до упора вставлен в скобу-ручку, - причем расположение, форма и размеры транцевой плиты, а также съемной скобы, скобы-ручки и соответствующих элементов присоединения к кормовой части баллона лодки обеспечивают требуемое фиксированное для данного вида лодки положение транца. 1 н.п.ф.; 4 илл.

Полезная модель относится к области судостроения, в частности конструкциям надувных лодок с замкнутой формой баллона и навесным транцем.

Как известно, одной из отличительных конструктивных особенностей надувных лодок является наличие в кормовой части лодки жесткого транца, предназначенного для крепления подвесного лодочного мотора (И.Н.Королев, В.П.Жохов. Надувные лодки. - http://fishercity.narod.ru/naduv/konstr.htm,). Транец должен обладать достаточной прочностью, выдерживать статические нагрузки от веса мотора и динамические нагрузки, возникающие при эксплуатации - от упора винта, вибрации, ударов при наезде на подводные препятствия и при реверсировании. В зависимости от способа крепления к корпусу транцы подразделяются на две большие группы: съемные (навесные) и вклеенные.

Вклеенный транец герметично закрывает с кормы внутреннюю полость лодки, представляет собой жесткую пластину, боковые стороны которой имеют вогнутую форму, повторяющую форму бортов в надутом состоянии. Такой транец, обычно, вклеивают в формованные детали, которые вместе с ним приклеивают к бортам лодки при помощи эластичных полос (авт. свид. SU 647171, В63В 7/08, оп. 15.02.1979). Вклеенные транцы используются в лодках с подвесными моторами большой мощности.

В легких надувных лодках с замкнутой формой баллона для обеспечения возможности движения с мотором применяются съемные или навесные транцы, на которые навешивается мотор. Съемные транцы, обычно, включают плиту прямоугольной формы из жесткого материала - чаще всего, многослойной фанеры, и средства крепления транцевой плиты на кормовой части надувного баллона лодки.

Известна надувная лодка «Айгуль - 21», имеющая замкнутый контур бортов (прототип, патент RU 49062 на промышленный образец, МКПО 12-06, оп. 16.07.2001) и включающая съемную жесткую транцевую плиту, закрепленную на кормовой части баллона лодки, средства крепления транцевой плиты на баллоне лодки и элементы присоединения этих средств к баллону лодки. Средства крепления верхней части транцевой плиты выполнены в виде двух кронштейнов, изогнутых по форме, близкой к профилю внешней стороны кормовой части баллона лодки выше его средней линии. Транцевая плита закреплена на кронштейнах с помощью резьбового соединения. На свободных концах кронштейнов выполнены зацепы Г-образной формы. Средства присоединения кронштейнов к надувному баллону лодки выполнены в виде проушин, в которые вставлены зацепы. Крепление нижнего края транца выполнено упорами в отверстия формовых опор лодки;

Недостатком данной конструкции является ее относительная сложность и длительность сборки: для получения надежного резьбового соединения необходимо, как правило, использование инструментов, при сборке возможна утеря элементов крепления; большой вес и габариты комплекта съемных деталей. Кроме того, при движении возможно в результате толчков и вибраций самопроизвольное ослабление резьбового соединения и даже потеря его деталей, что ведет к изменению положения транцевой плиты вплоть до ее потери.

Задача, решаемая предлагаемой полезной моделью - создание надежного крепления транцевой плиты надувных лодок, исключающего потерю транцевой плиты, например, при обратном ходе лодки или аварийных ситуациях.

Задача решается за счет упрощения конструкции и, соответственно, процесса сборки. Результат достигается вследствие того, что в надувной лодке, имеющей замкнутую форму баллона и включающей съемную жесткую транцевую плиту, закрепленную на кормовой части баллона лодки, средства крепления транцевой плиты на баллоне лодки и элементы присоединения этих средств к баллону лодки, в отличие от известного - транцевая плита имеет в верхней части внешней стороны по всей ширине горизонтальный паз, а контур ее нижней части имеет симметричный относительно оси плиты выступ;

- средство крепления верхней части транцевой плиты выполнено в форме съемной П-образной скобы, расстояние между ножками которой соразмерно длине паза на внешней стороне транцевой плиты, поперечное сечение полки имеет размеры, соответствующие размерам этого паза, а концы ножек выполнены в форме зацепов;

- средство крепления нижней части транцевой плиты выполнено в форме скобы-ручки, внутренние форма и размеры которой соответствуют форме и размерам поперечного сечения выступа нижней части транцевой плиты, которая закреплена на внешней стороне кормовой части баллона лодки не выше его средней линии горизонтально и симметрично относительно продольной оси лодки;

- причем зацепы на концах ножек съемной скобы вставлены в соответствующие элементы присоединения к кормовой части баллона лодки, полка съемной скобы заведена в паз на внешней стороне транцевой плиты, а выступ нижней части транцевой плиты сверху до упора вставлен в скобу-ручку,

- при этом расположение, форма и размеры транцевой плиты, а также съемной скобы, скобы-ручки и соответствующих элементов присоединения к кормовой части баллона лодки обеспечивают требуемое фиксированное для данного вида лодки положение транца.

Отличия предлагаемой полезной модели от известного заключаются в форме транцевой плиты и средствах крепления ее на кормовой части баллона лодки.

Конструкция проста - отсутствуют резьбовые или другие более сложные соединения.. Отличия предлагаемого решения обеспечивают повышение надежности крепления транцевой плиты надувных лодок - исключается потеря транцевой плиты, например, при обратном ходе лодки, резких толчках или аварийных ситуациях.

Предлагаемая полезная модель является новой, так как в настоящее время не известны решения, характеризуемые приведенной совокупностью признаков.

Промышленная применимость предлагаемой полезной модели становится очевидной из приведенного ниже описания.

Сущность решения заключается в том, что вся предлагаемая конструкция транца состоит из трех простых по форме и изготовлению, достаточно крупных по размерам деталей, сборка которых в единую конструкцию производится простейшими приемами без использования каких-либо инструментов, так как отсутствуют резьбовые или другие сложные соединения деталей.

Сущность предлагаемого решения раскрывается иллюстрациями, представленными на фиг.1, 2, 3.

На фиг.1 представлен общий вид кормовой части лодки с установленным транцем, где

1 - кормовая часть лодки с замкнутой формой баллона,

2 - съемная, жесткая транцевая плита,

3 - съемная П-образная скоба (средство крепления верхней части транцевой плиты),

4 - скоба-ручка (средство крепления нижней части транцевой плиты),

5 - проушины для присоединения скобы 3 к баллону лодки (элементы присоединения к баллону лодки средств крепления транцевой плиты),

На фиг.2 представлен вид съемной жесткой транцевой плиты 2, где

6 - горизонтальный паз в верхней части внешней стороны плиты по всей ее ширине,

7 - выступ нижней части транцевой плиты, симметричный относительно ее оси.

На фиг.3 представлен вид средств крепления транцевой плиты 3, 4 и элементов присоединения их к баллону лодки 5, где

8 - полка скобы,

9 - ножки скобы,

10 - зацепы на концах ножек скобы,

Процесс сборки осуществляется следующим образом. Зацепы 10 на концах ножек 9 скобы 3 вставляются в проушины 5, закрепленные на баллоне 1, когда он находится сдутом или не до конца надутом состоянии. Баллон накачивают до рабочего состояния. Транцевую плиту 2 выступом 7 нижней части вставляют в скобу-ручку 4 плотно до упора так, чтобы сторона с пазом 6 была расположена снаружи. Затем, отжимая транцевую плиту 2 в сторону баллона 1, заводят ее внутрь П-образной скобы 3 и совмещают полку 8 скобы 3 с пазом 6 транцевой плиты 2. За счет упругости надувного баллона 1 транцевая плита 2 отжимается навстречу полке 6 скобы 3 и скоба 3 защелкивается в пазе 6 плиты 2.

В каждом случае реализации размеры скоб 3, 4 и положение скобы-ручки 4 выбираются такими, чтобы обеспечить фиксированное положение транцевой плиты, требуемое для данной модификации лодки. При рабочем давлении баллона транцевая плита занимает фиксированное рабочее положение с минимальной возможностью перемещений.

На транцевой плите 2 на внешней стороне выступа 7 может быть выполнен стопорный выступ, предназначенный для предотвращения самопроизвольного выхода транцевой плиты из скобы-ручки, например, при реверсном ходе лодки, резких толчках или аварийном сдутии баллона лодки. Выступ может быть выполнен, например, в виде клина.

Очевидно, что, по сравнению с прототипом, транцевая плита крепится при помощи двух простых деталей - двух скоб 3 и 4, которые собираются без применения каких-либо инструментов. Вся конструкция собирается простейшим образом: зацепы ножек П-образной скобы вставляются в проушины, выступ нижней части транцевой плиты вставляется в скобу-ручку, транцевая плита заводится в П-образную скобу и ее полка защелкивается в пазе на внешней стороне транцевой плиты.

При нагружении транца - навешивании на транцевую плиту мотора или другого груза при помощи струбцин, полка П-образной скобы запирается в пазе транцевой плиты. Вследствие этого в процессе эксплуатации при выходе нижнего конца транцевой плиты из скобы-ручки, например, при обратном ходе лодки, резких толчках или аварийном сдутии кормового надувного баллона лодки, исключается потеря транцевой плиты с мотором - она вместе с мотором остается закрепленной на баллоне на зацепах.

В случае, когда для крепления нижней части транцевой плиты используется предусмотренная для переноса лодки, приклеенная к баллону ручка-скоба, комплект съемных деталей транца состоит из двух деталей - транцевой плиты и П-образной скобы. Скоба вкладывается в паз транцевой плиты и таким образом создается плоская упаковка, размерами, практически, близкими к габаритам транцевой плиты.

Оптимальным, наиболее технологичным и дешевым вариантом реализации предлагаемого решения в настоящее время является вариант, когда:

- транцевая плита выполнена из водостойкой фанеры;

- П-образная скоба выполнена из прутка круглого сечения из алюминиевого сплава;

- зацепы на концах ножек этой скобы имеют U-образную форму и загнуты навстречу;

- в качестве средства крепления нижней части транца используется предусмотренная для переноса лодки стандартная ручка в форме скобы, выполненная из поливинилхлорида (ПВХ), приклеенная или приваренная к надувному баллону; в этом случае один конструктивный элемент совмещает две функции;

- в качестве элементов присоединения П-образной скобы к баллону лодки используются приклеенные или приваренные к баллону стандартные детали, например, малые рымы или проушины из ПВХ.

Таким образом, преимуществами предлагаемого решения являются его конструктивная простота, обеспечивающая высокую надежность в процессе эксплуатации - исключается потеря транцевой плиты при, например, обратном ходе лодки или аварийных ситуациях. Кроме того, комплект съемных деталей транца имеет небольшие габариты и вес.

Надувная лодка, имеющая замкнутую форму баллона и включающая съемную жесткую транцевую плиту, закрепленную на кормовой части баллона лодки, средства крепления транцевой плиты на баллоне лодки и элементы присоединения этих средств к баллону лодки, отличающаяся тем, что транцевая плита имеет в верхней части внешней стороны по всей ширине горизонтальный паз, а контур ее нижней части имеет симметричный относительно оси плиты выступ, кроме того, средство крепления верхней части транцевой плиты выполнено в форме съемной П-образной скобы, расстояние между ножками которой соразмерно длине паза на внешней стороне транцевой плиты, поперечное сечение полки имеет размеры, соответствующие размерам этого паза, а концы ножек выполнены в форме зацепов; также средство крепления нижней части транцевой плиты выполнено в форме скобы-ручки, внутренние форма и размеры которой соответствуют форме и размерам поперечного сечения выступа нижней части транцевой плиты, которая закреплена на внешней стороне кормовой части баллона лодки не выше его средней линии горизонтально и симметрично относительно продольной оси лодки, при этом зацепы на концах ножек съемной скобы вставлены в соответствующие элементы присоединения к кормовой части баллона лодки, полка съемной скобы заведена в паз на внешней стороне транцевой плиты, а выступ нижней части транцевой плиты сверху до упора вставлен в скобу-ручку, причем расположение, форма и размеры транцевой плиты, а также съемной скобы, скобы-ручки и соответствующих элементов присоединения к кормовой части баллона лодки обеспечивают требуемое фиксированное для данного вида лодки положение транца.



 

Наверх