Жестко-надувная складная моторная лодка rib

 

Полезная модель относится к конструкциям любых комбинированных жестко-надувных моторных лодок RIB (Rigid Inflatable Boat). U-образный надувной баллон приклеен по периметру лодки к секциям 1 жесткого корпуса и к скрепляющим полосам 2 между секциями, образуя герметичную конструкцию, где силовым элементом является жесткий секционный корпус. Демпферы 4 стяжных устройств 3 обеспечивают снятие критических нагрузок на стыковочный узел между секциями 1, возникающих при движении лодки вследствие разнонаправленных волновых нагрузок. Применение заявленной конструкции лодки RIB обеспечивает ее надежную работу при значительных волновых нагрузках, а также позволяет в кратчайшие сроки с минимальными усилиями и без ущерба для характеристик сложить лодку, уменьшив ее габариты в 3-4 раза и обеспечив удобные условия ее транспортировки и хранения. 1 н.п. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к конструкциям любых комбинированных жестко-надувных моторных лодок RIB (Rigid Inflatable Boat).

Известны надувные лодки с мягким днищем и надувным килем, к которому на время использования лодки по прямому назначению прикрепляются жесткие секции, образующие сплошную жесткую палубу.

Известна, например, надувная лодка, содержащая надувные борта, сходящиеся в носовой и кормовой оконечностях лодки, днище, герметично прикрепленное к надувным бортам, и поперечную надувную банку, размещенную внутри лодки, которая характеризуется тем, что днище закреплено выше нижней линии боковых надувных бортов и по нижней линии носового и кормового отсеков, образуя катамаранную конструкцию в сечении с двумя продольными баллонами бортов, при этом надувные борта разделены внутренними перемычками на герметичные отсеки, снабженные клапанами, смещенными к кормовой и носовой частям относительно поперечной оси лодки, кроме того, надувная лодка снабжена элементами для переноски ее с грузом и внутренними и внешними узлами крепления, см. патент РФ 2104205.

Известна также надувная лодка, содержащая два симметричных борта, сходящиеся в носовой и кормовой ее оконечностях, разделенные внутренними перемычками на герметичные отсеки, снабженные клапанами наполнения, эластичное днище и накладные элементы, причем каждый борт выполнен из разной конфигурации заготовок с криволинейными продольными и прямолинейными поперечными кромками: носовой, промежуточной носовой, центральной, промежуточной кормовой и присоединен к кормовой заготовке, на каждом борту в центральной заготовке установлено по два клапана наполнения, между которыми внутри камеры установлены эластичные конусные перемычки, эластичное днище прикреплено к бортам с помощью не менее одного на каждый отсек уголка, одна сторона которого прикреплена к нижней части отсека, вторая сторона прикреплена к днищу, см. патент РФ 2250176.

Секционирование жесткой палубы при наличии полностью надувного корпуса повышает компактность лодки в транспортном состоянии. Однако недостатком такой лодки является трудоемкость и длительность подготовки ее к использованию, низкая надежность вследствие наличия узлов временного закрепления жестких секций на мягком днище, На такие лодки невозможно устанавливать мощные двигатели, а также у них низкие динамические характеристики.

Известна надувная моторная лодка, содержащая U-образный надувной баллон и мягкое днище, характеризуется тем, что она снабжена жесткой секционной килевой накладкой, ширина секций которой соответствует расстоянию между противоположными частями U-образного надувного баллона, в месте ее установки, при этом каждая секция килевой накладки приклеена к днищу лодки так, что длина склейки по оси лодки меньше, чем длина секции и выбрана из условия обеспечения длины свободного от склейки днища между смежными секциями достаточной для обеспечения возможности складывания лодки вместе в секциями килевой накладки в транспортное положение, кроме того смежные секции килевой накладки снабжены средствами для их крепления друг к другу в рабочем состоянии лодки, см. патент РФ 90039. Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными средствами аналогичного назначения обеспечивает улучшение судоходных и ходовых характеристик лодки, в. т.ч. курсовой устойчивости, а также жесткости и износоустойчивости днища.

Известны разборные лодки, содержащие корпусные секции, которые выполнены с возможностью укладывания одной корпусной секции в другую при хранении или транспортировке и с фланцами-шпангоутами, расположенные между корпусными секциями прокладки, имеющие контуры фланцев-шпангоутов, которые соединены между собой крепежными деталями, корпусные секции выполнены из композиционного материала, например стеклопластика, включающего четыре слоя связующего и расположенные поочередно между ними три несущих слоя, например, из стеклоткани, прокладки имеют стороны, параллельные плоскости стыковых корпусных секций, см. патент РФ 2099233.

Корпусные секции таких лодок изготавливаются в отдельных матрицах соответствующих размеров, выполненных из стеклопластика. Процесс изготовления отдельных секций достаточно сложен ввиду трудности извлечения готового изделия из матрицы, которую приходится выполнять разъемной. Кроме того, матрица со временем изнашивается, изменяет свои размеры, что сказывается на форме и размерах готовых секций, изготовленных в данной матрице, и усложняет процесс сборки лодки путем стыковки секций между собой, снижает качество корпуса лодки.

Известны жестко-надувные складные моторные лодки с секционными корпусами, изготовленными с использованием единственной матрицы многоразового использования, размер и формы которой соответствуют требуемым размерам и форме лодки в сборе. Технология изготовления таких лодок заключается в том, что между транцем матрицы и ее носовой частью устанавливают несколько съемных поперечных продольной оси лодки перегородок, разделяющих общий объем матрицы на несколько объемных полостей, размеры которых соответствуют требуемым размерам секций корпуса, после этого производят формовку композиционным материалом нескольких секций корпуса в несмежных между собой объемных полостях матрицы, предварительно покрыв их поверхности разделительным слоем, после чего перегородки снимают и производят формовку композиционным материалом остальных секций корпуса, используя в качестве перегородок боковые стенки уже отформованных секций, предварительно покрыв их поверхности разделительным слоем, затем все секции корпуса вынимают из матрицы и разделяют на отдельные части, см. патент РФ 2433058. В качестве композиционного материала для таких лодок используют стеклопластик на основе полиэфирных смол. Формовку секций осуществляют с использованием композиционного материала, например стеклопластика, включающего несколько слоев связующего и расположенных поочередно между ними несущих слоев, например, из стеклоткани.

Данному аналогу присуща совокупность признаков, наиболее близкая к совокупности существенных признаков полезной модели, в связи с чем данное известное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемой полезной модели.

Недостатком прототипа является то, что при жестком креплении секций друг к другу стыковочный узел между смежными секциями на большой скорости и при волновых воздействиях может претерпевать критические нагрузки, приводящие к нарушению целостности корпуса.

Полезная модель решает задачу повышение надежности корпуса лодки путем снятия критических нагрузок на стыковочный узел между секциями корпуса при одновременном сохранении возможности складывания корпуса и обеспечения его компактности при транспортировании.

Сущность заявленной полезной модели как технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше технического результата.

Согласно полезной модели жестко-надувная складная моторная лодка с жестким корпусом из нескольких секций и приклеенного к ним U-образного надувного баллона, характеризуется тем, что секции жесткого корпуса скреплены между собой полосами из эластичного водонепроницаемого материала и стяжными устройствами, снабженными демпферами для снятия критических нагрузок на стыковочный узел между секциями корпуса.

В этом заключается совокупность существенных признаков полезной модели, обеспечивающая получение указанного выше технического результата.

Кроме того, заявленное техническое решение имеет ряд факультативных признаков, а именно:

- стяжное устройство размещено внутри секций жесткого корпуса с уплотнительным элементом;

- стяжное устройство размещено снаружи секций жесткого корпуса.

Совокупность существенных признаков полезной модели обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что полосы из эластичного водонепроницаемого материала, не позволяют воде проникать внутрь корпуса лодки при относительных изменениях положения секций корпуса друг относительно друга, возникающих при движении лодки вследствие разнонаправленных волновых нагрузок, а демпфер стяжного устройства обеспечивает снятие критических нагрузок на стыковочный узел между секциями.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где на фиг.1 представлена схема лодки из четырех отдельных секций, на фиг.2 - разрез по смежным секциям лодки в месте установки стяжного устройства.

Жестко-надувная складная моторная лодка rib содержит U-образный надувной баллон (на чертеже не показан), который прикреплен к жесткому корпусу лодки, состоящему из нескольких секций 1, соединенных между собой посредством полос 2 из эластичного водонепроницаемого материала, например, ткани ПВХ или другого подобного материала, и стяжными устройствами 3, снабженными демпферами 4 для снятия критических нагрузок на стыковочный узел между секциями 1 корпуса. Секции 1 жесткого корпуса лодки снабжены замковыми выступами 5, предотвращающими вертикальные смещения секций.

Устройство работает следующим образом.

U-образный надувной баллон приклеен по периметру лодки к секциям 1 жесткого корпуса и к скрепляющим полосам 2 между секциями, образуя герметичную конструкцию, где силовым элементом является жесткий секционный корпус. Демпферы 4 стяжных устройств 3 обеспечивают снятие критических нагрузок на стыковочный узел между секциями 1, возникающих при движении лодки вследствие разнонаправленных волновых нагрузок.

Скрепляющая полоса 2 между секциями выполнена таким образом, что при снятии стяжного устройства 3 позволяет секциям 1 жесткого корпуса лодки вместе со сдутым баллоном надводного борта складываться относительно друг друга в одном направлении.

Применение заявленной конструкции лодки обеспечивает ее надежную работу при значительных волновых нагрузках, а также позволяет в кратчайшие сроки с минимальными усилиями и без ущерба для характеристик сложить лодку, уменьшив ее габариты в 3-4 раза и обеспечив удобные условия ее транспортировки и хранения.

Возможность промышленного применения заявленного технического решения подтверждается известными и описанными в заявке средствами и методами, с помощью которых возможно осуществление полезной модели в том виде, как оно охарактеризовано в любом из пунктов формулы. Предложенное устройство может быть изготовлено промышленным способом с использованием известных технических средств.

1. Жестко-надувная складная моторная лодка с жестким корпусом из нескольких секций и приклеенного к ним U-образного надувного баллона, отличающаяся тем, что секции жесткого корпуса скреплены между собой полосами из эластичного водонепроницаемого материала и стяжными устройствами, снабженными демпферами для снятия критических нагрузок на стыковочный узел между секциями корпуса.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что стяжное устройство размещено внутри секций жесткого корпуса с уплотнительным элементом.

3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что стяжное устройство размещено снаружи секций жесткого корпуса.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам для прогулок и отдыха на воде

Изобретение относится к форме днища (2)
Наверх