Надувная лодка с парусным вооружением

 

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована при установке парусного вооружения на надувных лодках, которые имеют надувные баллоны с днищем и жесткими сиденьями, устройства для крепления навесных элементов к надувным баллонам и транец для подвесного мотора. Задачей данной полезной модели является улучшение ходовых свойств лодки и предоставление дополнительных удобств пассажирам за счет получения возможности движения мотолодки под действием ветра, быстрой и удобной установки паруса и точной его настройки для обеспечения хороших лавировочных качеств и обеспечения безопасности при резком усилении ветра.

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована для небольших судов, которые имеют надувной борт, жесткие закрепляемые сиденья и транец для подвесного мотора.

Прототипом для полезной модели послужил вариант надувной лодки с парусным вооружением, опубликованный в журнале «Катера и Яхты» 189 за 2004 год. В этом варианте профилированные шверцы из водостойкой фанеры крепились к поперечной трубе, проходящей через отверстия в резиновых уключинах лодки, а изменение направления движения осуществлялось с помощью пера руля, устанавливаемого на валу винта подвесного мотора. Недостатками данной конструкции парусного вооружения являлось то, что поперечная труба для крепления шверцев проходила через кокпит (полезное пространство) лодки, и закреплялось на специально изготовленном сиденье, затрудняя размещение экипажа. Система крепления шверцев на трубе не обеспечивала требуемой жесткости конструкции, а установка рулевого устройства требовала снятия винта подвесного мотора, что представляло трудности, особенно при нахождении лодки на воде.

Задачей данной полезной модели является улучшение ходовых свойств лодки и предоставление дополнительных удобств пассажирам за счет получения возможности движения мотолодки под действием ветра, быстрой и удобной установки паруса и точной его настройки для обеспечения хороших лавировочных качеств и обеспечения безопасности при резком усилении ветра.

Предлагаемая конструкция лодки:

- обеспечивает движение надувной лодки под действием ветра, в том числе и под углом к встречному ветру;

- имеет свободный кокпит лодки;

- позволяет собирать парусное вооружение лодки, находящейся в воде, в короткие сроки;

- обеспечивает приемлемую точность настройки парусного вооружения на надувных лодках любых конструкций;

- обеспечивает быстрый (аварийный) «сброс» паруса в случае необходимости.

Согласно полезной модели поставленная задача решается за счет того, что в надувной лодке с парусным вооружением, состоящей из надувных баллонов с жестким днищем, транца для подвесного мотора и жестких сидений, предлагается установить специально разработанное парусное вооружение, состоящее из мачты с парусом, швертовых коробок со шверцами и рулевого устройства.

Причем это парусное вооружение устанавливается определенным образом, описанным ниже.

Мачта не имеет вант (тросовых растяжек для фиксации мачты). Крепление мачты осуществляется узлом крепления, размещенном на жестко закрепленном штатном сиденье и шарнирным соединением, размещенным в нижней части мачты и днище лодки.

Парус шпринтового типа. Передняя шкаторина (передняя часть паруса) имеет карман, которым он надевается на мачту. Постановка паруса осуществляется путем его растяжения по нижней шкаторине (нижней части паруса) с помощью трубчатого гика, по верхней шкаторине с помощью трубчатого шпринта.

Для осуществления сопротивления дрейфу используются шверцы в швертовых коробках, имеющие устройства, регулирующие положение шверца относительно центра парусности (ЦП). Швертовая коробка вместе со шверцами имеет возможность перемещаться вдоль оси по борту и изменять свое положение относительно ЦП, а также диаметральной плоскости (ДП) с помощью регулировочных болтов. Кроме того, швертовая коробка со шверцами может изменять свое положение в

поперечной плоскости, имея ось вращения, закрепленную на устройствах для крепления навесных элементов к надувным баллонам. В вертикальном (рабочем) положении шверцы опираются на надувные борта лодки, которые воспринимают нагрузку сопротивления дрейфу, разгружая элементы крепления шверцев.

В зависимости от направления ветра шверцы работают попеременно. При движении правым галсом (ветер дует в правый борт лодки) работает, т.е. препятствует дрейфу, левый шверц, при движении левым галсом - правый шверц. При движении лодки попутными курсами шверцы могут выниматься из швертовых коробок.

Швертовые коробки со шверцами размещаются на внешних сторонах надувных баллонов, не загромождая кокпит лодки.

Рулевое устройство закрепляется на транце лодки в любом удобном месте, в том числе и рядом с подвесным мотором, не мешая его использованию. Перо руля вставляется и вынимается из рулевой коробки за петлю, закрепленную в верхней части пера руля. Рулевое устройство имеет защиту от поломки при несанкционированном ударе о препятствие.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена надувная лодка с установленным парусным вооружением.

На фиг.2 изображена мачта с парусом и узлами крепления.

На фиг.3 изображена швертовая коробка.

На фиг.4 изображено рулевое устройство.

На фигурах приняты следующие обозначения:

1 - узел крепления мачты к днищу, 2 - узел крепления мачты к сиденью, 3 - мачта, 4 - узел крепления гика к мачте, 5 - шкот подъема и опускания шпринта, 6 - обушок для регулировки подъема и опускания шпринта, 7 - парус, 8 - шпринт, 9 - сиденье лодки, 10 - гик, 11 - гика-шкот, 12 - ось швертовой коробки с гайкой, 13 - опора оси швертовой коробки, 14 - шайба, 15 -

основание швертовой коробки, 16 - шверц, 17 - упор шверца, 18 - гайка-барашек, 19 - регулировочная гайка, 20 - винт-петля, 21 - гайка колпачковая, 22 - винт, 23 - румпель, 24 - баллер руля, 25 - щека рулевой коробки, 26 - петля подъема пера руля, 27 - прорезь для оси пера руля, 28 - болт с гайкой и распорной втулкой, 29 - страховочный болт, 30 - перо руля, 31 - болт с гайкой для крепления баллера, 32 - винт-петля рулевой коробки, 33 - винт-петля транца лодки, 34 - ось руля, 35 - транец лодки.

Работа по установке парусного вооружения на надувную лодку состоит из двух этапов.

На первом этапе проводятся работы по подготовке лодки. Эти работы включают:

- установку узла крепления 1 мачты к днищу лодки;

- разметку и сверление отверстий в сиденье лодки для установки узла крепления 2 мачты к сиденью;

- приклеивание опор 13 для осей швертовых коробок.

- установку винт-петель 33 на транец лодки.

На втором этапе (на воде) устанавливается парусное вооружение. Работы при этом включают:

- установку рулевого устройства (фиг.3) на транец;

- установку мачты 3 в карман паруса на задней шкаторине;

- установку мачты 3 с парусом 7 на днище и сиденье 9 и закрепление ее в узлах крепления 1 и 2;

- установку шпринта 8 в петли на парусе и шкоте подъема и опускания шпринта 5;

- установку гика 10 и проводку гика-шкота 11;

- установку шверцев 16 в швертовые коробки.

Для реализации полезной модели использованы известное оборудование и материалы, что обуславливает его соответствие критерию «промышленная применимость».

Реализация отличительных признаков полезной модели обуславливает важные новые свойства заявленного объекта:

- обеспечивать устойчивое движение надувной лодки под действием ветра, в том числе и на курсе под углом к встречному ветру;

- не изменять планировку и загромождать кокпит лодки;

- собирать парусное вооружение лодки, находящейся в воде, в короткие сроки;

- обеспечивать приемлемую точность настройки парусного вооружения на надувных лодках любых конструкций;

- иметь рулевое устройство, которое можно установить в любом приемлемом месте на транце, в том числе и рядом с подвесным мотором;

- обеспечивать быстрый (аварийный) «сброс» паруса в случае необходимости;

- иметь небольшие размеры и вес упаковки.

Надувная лодка с парусным вооружением, включающая надувные баллоны с днищем, жесткие сиденья и транец для подвесного мотора, отличающаяся тем, что парусное вооружение включает мачту с парусом, швертовые коробки со шверцами и рулевое устройство, причем мачта с парусом имеет точку опоры на полу лодки и закрепляется с помощью быстросъемной скобы, размещенной на одном из жестких сидений; швертовые коробки со шверцами шарнирно закрепляются с внешней стороны баллонов, могут перемещаться по нему и изменять положение центра бокового сопротивления (ЦБС) относительно центра парусности (ЦП) и диаметральной плоскости (ДП), а шверцы перемещаться внутри швертовых коробок и откидываться при наезде на препятствия, рулевое устройство имеет механизм подъема пера руля из воды и предохранения его от возможной поломки при наезде на препятствие, может закрепляться в любом возможном месте на транце лодки, в том числе рядом с подвесным мотором.



 

Похожие патенты:

Гнутые пластиковые окна из профиля пвх относятся к строительной индустрии, а именно - к мелкосерийному производству гнутых окон из стандартных прямых пластиковых профилей.

Полезная модель относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам для прогулок и отдыха на воде

Изобретение относится к форме днища (2)
Наверх