Носилки типа "волокуша"

 

Предлагаемые носилки типа "волокуша" относятся к компактному складному медицинскому полевому оборудованию и приспособлениям для иммобилизации и переноски раненых с поля боя или пострадавших в чрезвычайных ситуациях с повреждениями позвоночника и/или внутренних органов, в том числе при шоковых состояниях.

Данные носилки содержат трансформируемый корпус лодкообразной формы типа лодки "плоскодонки", составленный из четырех одинаковых частей, соединенных по продольной и поперечной осям симметрии, с тупыми, "обрезанными" перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, одинаковыми носом и кормой С-образной в сечении формы.

На дне корпуса неподвижно закреплены два продольных фиксатора-"липучки", на которых расположен съемный иммобилизирующий щит, имеющий основную часть, к которой с одной стороны прикреплена с возможностью поворота откидная часть, а к другой стороне прикреплен съемный подголовник.

Основу иммобилизирующего щита составляет чехол, образованный двумя простегаными с определенным шагом параллельно продольной оси симметрии шита верхней и нижней матерчатыми панелями, образующими продольные карманы, в которых размещены носовые (основные и дополнительные) и кормовые ребра жесткости, причем дополнительные носовые ребра жесткости выполнены с возможностью частичного перемещения из карманов основной части в карманы откидной части иммобилизирующего щита для обеспечения продольной жесткой фиксации основной и откидной частей иммобилизирующего щита между собой перед погрузкой на него пострадавшего.

Имеется также устройство для фиксации пострадавшего на носилках, выполненное в виде набора из стяжных ремней с пряжками-самосбросами, расположенных перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, причем нижние стяжные ремни - два первых и второй - закреплены на иммобилизирующем щите, а три других верхних стяжных ремня прикреплены к бортам корпуса симметрично относительно поперечной оси симметрии корпуса. На подголовнике закреплены съемная подушка и устройство фиксации головы пострадавшего, состоящее из П-образного в поперечном сечении ложемента, ременного фиксатора для лба и ременного фиксатора для подбородка.

Кроме того, имеется приспособление для переноски носилок вручную, выполненное в виде трех пар ручек, расположенных равномерно по бортам корпуса и неподвижно прикрепленных к соответствующим (по левому и по правому бортам корпуса) продольным стяжным шнурам, и приспособление для перемещения носилок волоком, выполненное в виде набора съемных транспортных лямок с карабинами и набора из шести фиксирующих колец, два из которых - носовой центральный и кормовой центральный неподвижно прикреплены к носу и к корме корпуса по его продольной оси симметрии, а остальные четыре закреплены на концах соответствующих продольных стяжных шнуров.

Функцию приспособления для стопорения пострадавшего во время транспортировки от продольного перемещения вдоль оси симметрии корпуса выполняют как стяжные ремни, так и карманы, образованные носом и кормой корпуса, внутрь которых при транспортировке помещают голову и ноги пострадавшего.

Использование предлагаемой полезной модели позволяет обеспечить безтравматическую транспортировку раненых при военных конфликтах и при спасательных работах в условиях чрезвычайных ситуаций.

1 н.п.ф., 3 з.п.ф, 10 л.илл.

Полезная модель относится к области медицины, а более конкретно - к складному оборудованию и приспособлениям для иммобилизации и перемещения пострадавших на передовых этапах медицинской эвакуации.

Известны различные конструкции медицинских носилок типа "волокуша", предназначенных для срочной эвакуации раненых с передовой во время военных действий или пострадавших с мест чрезвычайных происшествий в мирное время. См., например, известные конструкции носилок по патентам: WO N 9203115, A61G 1/00, 1992; WO N 8909039, A61G 1/00, 1989; GB N 2159047, A61G 1/00, 1985; US N 4442557, A61G 1/00, 1984; US N 4124908, A61G 1/00, 1978; US N 5839137, A61G 1/00, 1998; US N 5978989, A61G 1/00, 1999; US N 5787529, A61G 1/00, 1998; US N 5189746, A61G 1/00, 1993; GB N 2324738, A61G 1/00, 1998; DE N 10163638, A61G 1/00, 2003 и др.

Такие носилки, хотя и позволяют производить перемещения пострадавших в процессе срочной эвакуации, однако, конструкции таких носилок либо не могут обеспечить щадящий режим транспортировки пострадавшего с большими травмами, либо неудобны в эксплуатации.

Наиболее близким техническим решением по технической сущности и по достигаемому эффекту от его использования к заявляемому решению является известная конструкция носилок типа "волокуша" по патенту РСТ N 2004026210, A61G 1/00, 2004.

Такие носилки содержат трансформируемый (легко сворачиваемый в кокон) корпус из прочного, легко скользящего материала, и устройство для стопорения транспортируемого пациента от продольного перемещения, выполненное в виде упора, размещенного в нижней части корпуса и охватывающего ступни ног пациента во время его транспортировки.

Имеется также два приспособления для перемещения носилок:

первое - для переноски носилок вручную, а второе - для перемещения носилок волоком.

Приспособление для переноски носилок вручную выполнено в виде трех ручек, две из которых прикреплены к корпусу по бокам в верхней его части, а третья ручка прикреплена к торцу корпуса в нижней его части.

Приспособление для перемещения носилок волоком выполнено в виде лямки, прикрепленной своими концами к верхней части корпуса.

Кроме этого, имеется сумка для транспортировки носилок в свернутом состоянии.

Такие носилки, хотя и позволяют обеспечить перемещение пациента в разных аварийных ситуациях, однако, область использования таких носилок сильно ограничена, поскольку на них без дополнительного травмирования невозможна транспортировка пострадавших с очень большими травмами, например, с повреждениями позвоночника (в том числе его шейного отдела около головы) и/или внутренних органов, в том числе при шоковых состояниях.

Отсутствие надежной фиксации пострадавшего относительно носилок существенно снижает надежность эксплуатации таких носилок в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций или в военное время.

Кроме этого, в ряде применений эксплуатация таких носилок затрудняется тем, что они имеют корпус, асимметричный в продольном направлении, что вынуждает пользователя в условиях жесткого лимита времени при чрезвычайных ситуациях терять драгоценное время на определение и правильную ориентацию корпуса в пространстве.

Задачей, на решение которой направлена настоящая полезная модель, является повышение надежности эксплуатации носилок, повышение

для пострадавших удобства размещения на носилках с исключением для них дополнительной травмоопасности при траспортировке, а также повышение удобства эксплуатации носилок для медицинского персонала.

Данная задача решается в первую очередь получением технического результата - сокращением времени на развертывание носилок, а также обеспечением надежной фиксации всех поврежденных частей тела пострадавшего относительно жесткого шита, а также самого пострадавшего относительно носилок в процессе транспортировки.

Указанный результат достигается тем, что в известной конструкции носилок типа "волокуша", содержащих трансформируемый корпус, устройство для стопорения транспортируемого пациента от продольного перемещения, приспособление для переноски носилок вручную, выполненное в виде набора прикрепленных к корпусу ручек, приспособление для перемещения носилок волоком, имеющее лямку, прикрепляемую к корпусу,

во-первых, трансформируемый корпус выполнен лодкообразной формы (типа лодки "плоскодонки") и составлен из четырех одинаковых частей, соединенных по продольной и поперечной осям симметрии, с тупыми, "обрезанными" перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, одинаковыми носом и кормой С-образной в сечении формы;

во-вторых, внутри корпуса на его дне на продольных фиксаторах - "липучках" (застежках типа "велькро") расположен съемный иммобилизирующий щит, имеющий основную (носовую) часть, к которой с одной стороны прикреплена с возможностью поворота откидная (кормовая) часть, а к другой стороне прикреплен съемный подголовник;

в-третьих, иммобилизирующий щит содержит чехол, образованный двумя простегаными с определенным шагом параллельно продольной оси симметрии щита верхней и нижней матерчатыми панелями, образующими продольные карманы, в которых размещены носовые основные (неподвижные) и носовые дополнительные (подвижные), а также кормовые ребра

жесткости, причем дополнительные носовые ребра жесткости выполнены с возможностью частичного перемещения из карманов основной части в карманы откидной части иммобилизирующего щита для обеспечения продольной жесткой фиксации частей иммобилизирующего щита между собой перед погрузкой на него пострадавшего;

в-четвертых, имеется устройство для фиксации пострадавшего на носилках, выполненное в виде набора из стяжных ремней с пряжками-самосбросами, расположенных перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, причем нижние стяжные ремни - два первых и второй - закреплены на иммобилизирующем щите, а третий, четвертый и пятый верхние стяжные ремни прикреплены к бортам корпуса симметрично относительно поперечной оси симметрии корпуса;

в-пятых, на подголовнике размешены съемная подушка и устройство фиксации головы пострадавшего, состоящее из П-образного в поперечном сечении ложемента, выполненного из гибкого материала, ременного фиксатора с застежкой для лба и ременного фиксатора с застежкой для подбородка;

в-шестых, ручки приспособления для переноски носилок вручную расположены равномерно по бортам корпуса и прикреплены к соответствующим продольным стяжным шнурам (веревкам), установленным в средних частях бортов корпуса с помощью неподвижно закрепленных друг над другом двух пар полужестких продольных полос;

в-седьмых, приспособление для перемещения носилок волоком дополнительно снабжено, по меньшей мере, еще одной транспортной лямкой, причем транспортные лямки выполнены съемными и снабжены карабинами, а также набором из шести фиксирующих колец, два из которых неподвижно прикреплены к носу и к корме корпуса по его продольной оси симметрии, а остальные четыре неподвижно закреплены на концах продольных стяжных шнуров, причем в исходном положении транспортные лямки размещены в

первом кармане, прикрепленном внутри корпуса к его дну около одного из бортов;

в-восьмых, функцию приспособления для стопорения пострадавшего во время транспортировки от продольного перемещения вдоль оси симметрии корпуса выполняют как стяжные ремни, так и карманы, образованные носом и кормой корпуса и выполненные охватывающими голову и ступни ног пострадавшего при его транспортировке;

в-девятых, имеется защитный чехол для укрывания пострадавшего, размещенный в исходном положении во втором кармане, прикрепленном внутри корпуса к его дну около борта напротив первого кармана.

Введение новых устройств и элементов в конструкцию носилок, а также особое выполнение уже имеющихся устройств и элементов позволяет значительно повысить надежность работы, удобство эксплуатации и исключить дополнительную травмоопасность носилок при транспортировке пострадавшего.

Заявляемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

- на Фиг.1 показаны предлагаемые носилки типа "волокуша" на виде сверху в разложенном положении перед погрузкой иммобилизирующего щита;

- на Фиг.2 показано поперечное сечение по А-А на Фиг.1 для показа конструкции люверса для протяжки бокового шнура;

- на Фиг.3 показаны предлагаемые носилки на виде сбоку со схемой заделки вдоль борта шнура с закрепленными на нем ручками и кольцами для лямок;

- на Фиг.4 показан иммобилизирующий щит на виде сверху в разложенном положении перед погрузкой пострадавшего на щит;

- на Фиг.5 показан иммобилизирующий щит на виде снизу в разложенном положении перед погрузкой пострадавшего на щит;

- на Фиг.6 показано продольное сечение по Б-Б на Фиг.4 иммобилизирующего щита;

- на Фиг.7 показано поперечное сечение по В-В на Фиг.4 подголовника с подушкой и с устройством фиксации головы пострадавшего;

- на Фиг.8 показана схема продольного сечения иммобилизирующего щита в сложенном положении;

- на Фиг.9 показана схема продольного сечения иммобилизирующего щита в разложенном положении перед фиксацией его частей между собой;

- на Фиг.10 показана схема продольного сечения иммобилизирующего щита в разложенном положении после фиксации его частей между собой;

- на Фиг.11 показана фотография предлагаемых носилок в сумке для их транспортировки в сложенном положении;

- на Фиг.12 показана фотография предлагаемых носилок в разложенном положении на виде сверху спереди и сбоку перед погрузкой на них иммобилизирующего щита;

- на Фиг.13 показана фотография иммобилизирующего щита в разложенном положении на виде сверху, спереди и сбоку;

- на Фиг.14 показана фотография предлагаемых носилок в положении после завершения упаковки и фиксации пострадавшего перед его транспортировкой;

- на Фиг.15 показана фотография предлагаемых носилок в положении в процессе транспортировки пострадавшего волоком с помощью специальных лямок;

- на Фиг.16 показана фотография предлагаемых носилок в положении в процессе транспортировки пострадавшего переноской за ручки. Носилки типа "волокуша" предлагаемой конструкции содержат

трансформируемый корпус 1 лодкообразной формы (типа лодки "плоскодонки"), составленный из четырех одинаковых частей, соединенных по продольной и поперечной осям симметрии, с тупыми, "обрезанными" перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, одинаковыми носом 2 и кормой 3 С-образной в сечении формы.

На дне корпуса 1, выполненного, например, из ткани ПВХ, неподвижно закреплены два продольных фиксатора-"липучки" 4, выполненные из материала типа "велькро".

Внутри корпуса 1 на фиксаторах - "липучки" 4 расположен съемный иммобилизируюший щит 5, имеющий основную (носовую) часть 6, к которой с одной стороны прикреплена с возможностью поворота откидная (кормовая) часть 7, а к другой стороне прикреплен подголовник 8.

Подголовник 8 выполнен съемным и прикреплен к щиту 5 с помощью фиксаторов-"липучек" (на чертеже не показаны), что позволяет надежно иммобилизировать пострадавших разного роста.

Основу иммобилизирующего щита 5 составляет чехол 9, образованный двумя простегаными с определенным шагом параллельно продольной оси симметрии щита 5 верхней 10 и нижней 11 матерчатыми панелями, например, из рюкзачной ткани, и образующими продольные карманы, в которых размещены носовые основные (неподвижные) 12 и носовые дополнительные (подвижные) 13, а также кормовые 14 ребра жесткости, выполненные, например, из многослойной фанеры, причем дополнительные носовые ребра жесткости 13 выполнены с возможностью частичного перемещения из карманов основной части 6 в карманы откидной части 7 щита 5 для обеспечения продольной жесткой фиксации частей 6 и 7 щита 5 между собой перед погрузкой на него пострадавшего.

Имеется также устройство для фиксации пострадавшего на носилках, выполненное в виде набора из стяжных ремней с пряжками-самосбросами, расположенных перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса

1, причем нижние стяжные ремни - два первых 15 и второй 16 - закреплены на иммобилизирующем щите 5, а три других верхних стяжных ремня - третий 17, четвертый 18 и пятый 19 прикреплены к бортам корпуса 1 симметрично относительно поперечной оси симметрии корпуса 1.

На подголовнике 8 размещены подушка 20 и устройство фиксации головы пострадавшего, состоящее (см. Фиг.13) из П-образного в поперечном сечении ложемента 21, выполненного из гибкого материала, например, из листового ПВХ, ременного фиксатора 22 с застежкой для лба и ременного фиксатора 23 с застежкой для подбородка.

Подушка 20 выполнена съемной и прикреплена к подголовнику 8 с помощью фиксатора-"липучки" (на чертеже не показан).

Фиксатор 22 для лба выполнен в виде первого ремня с плоской налобной подвижной нетравмирующей упругой пластиной и с первой застежкой типа "велькро" (на чертеже не показаны).

Фиксатор 23 для подбородка выполнен в виде второго ремня с чашеобразной подвижной нетравмирующей упругой опорой для подбородка и со второй застежкой типа "велькро" (на чертеже не показаны).

Кроме того, имеются два приспособления для перемещения носилок:

первое - для переноски носилок вручную, а второе - для перемещения носилок волоком.

Приспособление для переноски носилок вручную выполнено (см. Фиг.1,3) в виде трех пар ручек 24, расположенных равномерно по бортам корпуса 1 и неподвижно прикрепленных к соответствующим (по левому и по правому бортам) продольным стяжным шнурам 25, установленным в средних частях бортов корпуса 1 с помощью люверсов 26 (см. Фиг.2), размещенных в неподвижно закрепленных друг над другом полужестких продольных полосах 27, выполненных, например, из ткани ПВХ.

Приспособление для перемещения носилок волоком выполнено в виде набора из трех съемных транспортных лямок 28 (см. Фиг.15) с карабинами 29 и набора из шести фиксирующих колец, два из которых (см. Фиг.1, 3) - носовой центральный 30 и кормовой центральный 31 неподвижно прикреплены к носу 2 и к корме 3 корпуса 1 по его продольной оси симметрии, а остальные четыре - носовой левый 32, носовой правый 33, кормовой левый 34 и кормовой правый 35 закреплены на концах соответствующих продольных стяжных шнуров 25.

Функцию приспособления для стопорения пострадавшего во время транспортировки от продольного перемещения вдоль оси симметрии корпуса 1 выполняют карманы, образованные носом 2 и кормой 3 корпуса 1, внутрь которых при транспортировке помещают голову и ноги пострадавшего.

Внутри корпуса 1 (см. Фиг.1) около одного борта ко дну прикреплен первый карман 36 с защитным чехлом 37 (см. Фиг.1,14,15) для укрывания пострадавшего, а около другого борта ко дну прикреплен второй карман 38 для размещения съемных транспортных лямок 28.

Для переноски или транспортировки носилок в сложенном виде имеется сумка 39 (см. Фиг.10).

Работа с носилками предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

В исходном положении носилки хранятся и транспортируются в сложенном виде в специальной сумке 39 (см. Фиг.11).

После прибытия на место для забора и транспортировки пострадавшего носилки распаковывают и разворачивают в положение перед Загрузкой (см. Фиг.1, 4, 12, 13), причем после поворота откидной части 7 ее фиксируют относительно основной части 6 с помощью подвижных реек - дополнительных носовых ребер жесткости 13, перемещаемых

из карманов основной части 6 в карманы откидной части 7 иммобилизирующего щита 5 (см. Фиг.4,6) для обеспечения продольной жесткой фиксации частей 6 и 7 иммобилизирующего щита 5 между собой перед погрузкой на него пострадавшего.

На иммобилизирующий щит 5 прикрепляют подголовник 8, на который, в свою очередь, крепят подушку 20. После этого иммобилизирующий щит 5 закрепляют в корпусе 1 с помощью фиксаторов-"липучек" 4.

На иммобилизирующий щит 5 укладывают пострадавшего и фиксируют его ноги с помощью двух первых нижних стяжных ремней 15, снабженных нашитыми на них подушками 40.

В районе грудной клетки пострадавшего фиксируют с помощью второго нижнего стяжного ремня 16.

Голову пострадавшего фиксируют в подголовнике 8 (см. Фиг.7) с помощью ременного фиксатора 22 для лба и ременного фиксатора 23 для подбородка.

При необходимости пострадавшего укрывают защитным чехлом 37 (см. Фиг.14).

После фиксации пострадавшего на иммобилизирующем щите 5 закрепляют верхние (третий 17, четвертый 18 и пятый 19) стяжные ремни на корпусе 1.

После завершения помещения пострадавшего в носилки и его надежной фиксации спасатели (или медицинские работники) в зависимости от обстановки либо, взявшись за ручки 24 (см. Фиг.1,3,16) переносят пострадавшего в нужное место, либо, пристегнув карабины 29 и, надев транспортные лямки 28 (см. Фиг.15), вытаскивают пострадавшего волоком в нужное место.

После завершения спасательной операции из корпуса 1 носилок вынимают иммобилизирующий щит 5, расфиксируют его основную 6 и откидную

части 7, складывают его, сворачивают его вместе с корпусом 1 в транспортное положение (в "кокон") и помещают в сумку 39 для дальнейшего хранения и/или транспортировки.

Использование предлагаемой полезной модели позволяет:

1. Обеспечить безтравматическую транспортировку раненых в военных конфликтах или пострадавших с тяжелыми травмами при спасательных работах в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Повысить надежность эксплуатации носилок за счет повышения надежности фиксации всех поврежденных частей тела пострадавшего и взаимной фиксации частей самих носилок в процессе транспортировки пострадавшего.

3. Повысить удобство эксплуатации носилок за счет исключения для медперсонала необходимости соблюдения строгой ориентации корпуса носилок в условиях цейтнота времени в чрезвычайной ситуации.

1. Носилки типа "волокуша", содержащие трансформируемый корпус, устройство для стопорения транспортируемого пациента от продольного перемещения, приспособление для переноски носилок вручную, выполненное в виде набора прикрепленных к корпусу ручек и приспособление для перемещения носилок волоком, имеющее лямку, прикрепляемую к корпусу, отличающиеся тем, что трансформируемый корпус выполнен лодкообразной формы, типа лодки "плоскодонки", и составлен из четырех одинаковых частей, соединенных по продольной и поперечной осям симметрии, с тупыми, "обрезанными" перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса одинаковыми носом и кормой С-образной в сечении формы, внутри трансформируемого корпуса на продольных фиксаторах-"липучках" расположен съемный иммобилизирующий щит, имеющий основную носовую часть, к которой с одной стороны прикреплена с возможностью поворота откидная кормовая часть, а к другой стороне прикреплен съемный подголовник, иммобилизирующий щит содержит чехол, образованный двумя простегаными с определенным шагом параллельно продольной оси симметрии щита верхней и нижней матерчатыми панелями, образующими продольные карманы, в которых размещены носовые основные и носовые дополнительные ребра жесткости, а также кормовые ребра жесткости, причем дополнительные носовые ребра жесткости выполнены с возможностью частичного перемещения из карманов основной части в карманы откидной части иммобилизирующего щита для обеспечения продольной жесткой фиксации частей иммобилизирующего щита между собой перед погрузкой на него пострадавшего, имеется устройство для фиксации пострадавшего на носилках, выполненное в виде набора из стяжных ремней с пряжками-самосбросами, расположенных перпендикулярно продольной оси симметрии корпуса, причем нижние стяжные ремни - два первых и второй - закреплены на иммобилизирующем щите, а третий, четвертый и пятый верхние стяжные ремни прикреплены к бортам корпуса симметрично относительно поперечной оси симметрии корпуса, на подголовнике размещены съемная подушка и устройство фиксации головы пострадавшего, состоящее из П-образного в поперечном сечении ложемента, выполненного из гибкого материала, ременного фиксатора с застежкой для лба и ременного фиксатора с застежкой для подбородка, ручки приспособления для переноски носилок вручную расположены равномерно по бортам корпуса и прикреплены к соответствующим продольным стяжным шнурам (веревкам), установленным в средних частях бортов корпуса с помощью неподвижно закрепленных друг над другом двух пар полужестких продольных полос; приспособление для перемещения носилок волоком дополнительно снабжено, по меньшей мере, еще одной транспортной лямкой, причем транспортные лямки выполнены съемными и снабжены карабинами, а также набором из шести фиксирующих колец, два из которых неподвижно прикреплены к носу и к корме корпуса по его продольной оси симметрии, а остальные четыре неподвижно закреплены на концах продольных стяжных шнуров.

2. Носилки типа "волокуша" по п.1, отличающиеся тем, что функцию приспособления для стопорения пострадавшего во время транспортировки от продольного перемещения вдоль оси симметрии корпуса выполняют как стяжные ремни, так и карманы, образованные носом и кормой корпуса и выполненные охватывающими голову и ступни ног пострадавшего.

3. Носилки типа "волокуша" по п.1, отличающиеся тем, что в исходном положении транспортные лямки размещены в кармане, прикрепленном внутри корпуса к его дну около одного из бортов.

4. Носилки типа "волокуша" по п.3, отличающиеся тем, что имеется защитный чехол для укрывания пострадавшего, размещенный в исходном положении в кармане, прикрепленном внутри корпуса к его дну около борта, расположенного напротив кармана для транспортных лямок.



 

Наверх