Аварийная система сигнализации и остановки дизеля при падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам и механизмам, обеспечивающим контроль над работой образца (в данном случае двигателя) и безопасность его эксплуатации. Технический результат направлен на расширение функциональных возможностей двигателя и улучшения контроля за работой системы смазки двигателя. Технический результат достигается тем, что подсистема контроля за работой системы смазки двигателя, содержащая датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя, контрольную лампу аварийного давления масла с красным светофильтром и соединительные провода, при этом в систему дополнительно установлены реле включения, выключатель системы, механизм остановки двигателя, в результате чего обеспечивается автоматическая остановка двигателя при снижении давления в системе смазки до критических показаний. Отличительными признаками от прототипа является то, что дополнительно установлены реле включения, выключатель системы, механизм остановки двигателя (МОД). Система в себя включает: датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя, контрольную лампу аварийного давления масла с красным светофильтром или мигающий светодиод (для боевых машин), реле включения, выключатель системы, механизм остановки двигателя (МОД), соединительные провода. Система дешевая в производстве (суммарные затраты составили в пределах 200-300 рублей без учета стоимости МОД), легкая в монтаже и эксплуатации, а ее установка даст возможность при падении давления масла в системе смазки до критических показаний, останавливать двигатель без участия водителя (механика-водителя).

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам и механизмам, обеспечивающим контроль над работой образца (в данном случае двигателя) и безопасность его эксплуатации.

Известна сигнализация о падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний, в состав которой входит датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя, контрольная лампа аварийного давления масла с красным светофильтром и соединительные провода [Полноприводные автомобили КАМАЗ [Текст]: Устройство и эксплуатация / под редакцией Д.Х.Валеева - Набережные челны, 2006. - 635 с. - Библиогр.: с.631-633], совокупность которых может приниматься как подсистема контроля за работой системы смазки двигателя.

Недостатками данной сигнализации является:

- сигнализация носит сугубо информационную функцию, то есть информирует водителя (механика-водителя) только о падении давления масла в системе смазки двигателя ниже критического;

- аварийная лампа расположена в блоке контрольных ламп и при движении машины, особенно в трудных дорожных условиях, когда внимание водителя сосредоточенно на дороге, водитель (механик-водитель) может упустить момент ее срабатывания. Практика показывает, что после срабатывания сигнализации о падении давления масла в системе смазки двигателя до критических показаний, у водителя (механика-водителя) остается не более одной минуты на остановку двигателя без серьезных последствий для последнего;

- сигнализация о падении давления масла в системе смазки до критических показаний отсутствует на боевых машинах (БМД, БМП и их модификациях).

Известны контрольно-измерительные приборы: датчик масляного манометра и дистанционный масляный манометр (далее датчик и указатель), включенные в систему смазки двигателя [Боевые машины десантные БМД-1 и БМД-1 ПК [Текст]: инструкция по эксплуатации Часть 2 / редактор П.В. Воронцов, техн. редактор А.А.Перескокова, корректор С.В.Соловьева. - М.: Военное издательство, 2002. - 192 с. - Библиогр.: с.189-190], [Боевые машины десантные БМД-1 и БМД-1 ПК [Текст]: техническое описание / редактор П.В.Воронцов, техн. редактор А.А.Перескокова, корректор А.И.Беляева. - М.: Военное издательство, 2002. - 384 с. - Библиогр.: с.380-384], [Боевая машина пехоты БМП-2 [Текст]: техническое описание и инструкция по эксплуатации Часть 11 редактор В.А.Ивасенко, техн. редактор Н.Я.Богданова, корректор С.Н.Штынова, компьютерная верстка Н.В.Зизина. - М.: Военное издательство, 2001. - 320 с. - Библиогр.: с.315-320], предназначенные для контроля за работой системы смазки двигателя, совокупность которых может приниматься как подсистема контроля за работой системы смазки двигателя.

Недостатками является:

- неудобство наблюдения за показаниями указателя давления масла в системе смазки двигателя. Указатель стрелочного типа, установленный на щитке механика-водителя в правом нижнем углу, не удобен для снятия показаний механиком-водителем (водителем) при движении боевой машины. Механику-водителю (водителю) приходится постоянно отвлекаться от наблюдения за дорогой (при движении «по-боевому» отрывать взгляд от приборов наблюдения, а при движении в положении «по-походному» наклоняться);

- в системе отсутствует аварийная сигнализация при падении давления масла в системе смазки двигателя ниже критических показаний;

- показания носят только информативный характер, поэтому при падении давления масла в системе смазки двигателя ниже критических показаний, механик-водитель (водитель) может не успеть среагировать и своевременно остановить двигатель, что приведет его к выходу из строя.

Известен механизм остановки двигателя (МОД) [Боевые машины десантные БМД-1 и БМД-1ПК [Текст]: инструкция по эксплуатации Часть 2 / редактор П.В.Воронцов, техн. редактор А.А.Перескокова, корректор С.В.Соловьева. - М.: Военное издательство, 2002. - 192 с. - Библиогр.: с.189-190], [Боевые машины десантные БМД-1 и БМД-1ПК [Текст]: техническое описание / редактор П.В.Воронцов, техн. редактор А.А.Перескокова, корректор А.И. Беляева. - М.: Военное издательство, 2002. - 384 с. - Библиогр.: с.380-384], [Боевая машина пехоты БМП-2 [Текст]: техническое описание и инструкция по эксплуатации Часть 11 редактор В.А.Ивасенко, техн. редактор Н.Я.Богданова, корректор С.Н.Штынова, компьютерная верстка Н.В.Зизина. - М.: Военное издательство, 2001. - 320 с. - Библиогр.: с.315-320], обеспечивающий, при получении сигнала, остановку двигателя без участия механика-водителя.

МОД (фиг.1) состоит из кронштейна 12, на котором смонтированы все детали механизма: электромагнит 1, втулки 11, рычаги 9 и 10, два шарика 7, шток 6, пружина 5, серьга 2, стопорные кольца 3 и 8, шайбы 4. Принцип работы основан на разъединении тяги привода управления подачей топлива с использованием электромагнита.

Недостатками является:

- МОД срабатывает только при получении сигнала на срабатывание (от датчика ГО-27 или прибора радиационной и химической разведки (ПРХР) через коммутационный блок, от датчиков системы пожарного оборудования (ГШО) и его срабатывание не увязано с работой систем двигателя;

- не устанавливается на автомобилях и колесных БТР. Наиболее близкой по технической сущности к заявленной системе сигнализации и остановки дизеля при падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний является выбранная в качестве прототипа система контроля за работой системы смазки двигателя автомобиля КАМАЗ.

Предлагаемая аварийная система сигнализации и остановки дизеля при падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний (фиг.2), в дальнейшем - система сигнализации и остановки дизеля, может решить выше описанные проблемы и устранить недостатки.

Технический результат применения аварийной системы сигнализации и остановки дизеля направлен на расширение функциональных возможностей двигателя и улучшение контроля за работой системы смазки двигателя.

Технический результат достигается тем, что подсистема контроля за работой системы смазки двигателя, содержащая датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя, контрольную лампу аварийного давления масла с красным светофильтром и соединительные провода, при этом в систему дополнительно установлены реле включения, выключатель системы, механизм остановки двигателя, в результате чего обеспечивается автоматическая остановка двигателя при снижении давления в системе смазки до критических показаний.

Отличительными признаками от прототипа является то, что дополнительно установлены реле включения, выключатель системы, механизм остановки двигателя (МОД).

На фиг.2 изображена принципиальная схема аварийной системы сигнализации и остановки дизеля.

Система в себя включает: выключатель системы (поз.А), контрольную лампу аварийного давления масла с красным светофильтром или мигающий светодиод (для боевых машин) (поз.Б), реле включения (поз.В), датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя (поз.Г), механизм остановки двигателя (МОД) (поз.Д), соединительные провода.

Система работает следующим образом:

- исходное положение - выключатель системы в положении «Выкл.»;

- после пуска двигателя и установки оборотов холостого хода и прогрева двигателя, перевести выключатель системы в положение «Вкл.»;

- при возникновении аварийной ситуации с падением давления в системе смазки двигателя до 0,8-1,0 кгс/см2 и замыкания контактных пластин датчика аварийного давления масла (под действием пружины), цепь управления замыкается - загорается аварийная лампа (мигающий светодиод) и через замкнутые контакты реле включения ток подается на «+» клемму механизма остановки двигателя (МОД). При срабатывании МОД происходит разъединение тяги привода управления подачей топлива, что и приводит к остановке двигателя. Для приведения системы в исходное положение достаточно выключить выключатель системы и соединить разъединенную тягу привода.

Монтаж системы заключается:

- для боевых машин (БМД, БМП и машин на их базе) в установке на щитке механика водителя выключателя системы, мигающего светодиода и реле включения, подсоединения в моторно-трансмиссионном отделении на шланг подвода масла к датчику масляного манометра в системе смазки двигателя через двойник датчика аварийного давления масла и, включения их в электрическую цепь машины согласно принципиальной схемы. Отбор «+» на цепь управления и цепь исполнительную производить от общего вывода «+» на щиток механика-водителя;

- для автомобилей и колесных БТР - установке реле включения, выключателя системы, механизма остановки двигателя (при установке на автомобилях и колесных БТР, остановка двигателя которых производится путем прекращения подачи воздуха, требуется заменой на втягивающее реле) и включения в цепь имеющейся сигнализации об аварийном падении масла в системе смазки двигателя.

Аварийная система сигнализации и остановки дизеля при падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний дешевая в производстве (суммарные затраты на изготовление пробного образца с учетом стоимости материалов и работ составили в пределах 200-300 рублей без учета стоимости МОД), простая в монтаже и надежная в эксплуатации.

Установка предлагаемой системы на автомобилях с дизельным двигателем и боевых машина (БМД, БМП и машинах на их базе) даст возможность при падении давления масла в системе смазки до критических показаний, автоматически останавливать двигатель, что в свою очередь может принести положительный экономический эффект в виде стоимости двигателя или работ по его ремонту.

Аварийная система сигнализации и остановки дизеля при падении давления в системе смазки двигателя до критических показаний, содержащая датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя, контрольную лампу аварийного давления масла с красным светофильтром и соединительные провода, отличающаяся тем, что в систему дополнительно установлены реле включения, выключатель системы и механизм остановки двигателя.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к медицинской технике, а именно к устройствам для блокирования (разблокирования) объекта блокировки на основе оценки концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе
Наверх