Полуприцеп

 

Полезная модель относится к подвижному составу автомобильного транспорта, а именно к полуприцепам для перевозки объемных, негабаритных, длинномерных, тарных грузов в составе автопоезда со среднетоннажным грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131. В полуприцепе, содержащем раму, платформу, боковые и заднее защитные устройства, подвижную часть с подвеской и колесами, опорное устройство, тормозное оборудование, электрооборудование, запасное колесо, подвижная часть с подвеской и колесами установлена с учетом выполнения отношения длины базы полуприцепа к длине платформы, равным 0,5-07, при выполнении отношения длины свеса полуприцепа к длине платформы, равным 0,25-0,30, а отношение высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи колес выполнено, равным 0,35-0,4. Рама выполнена сварной конструкции из двух лонжеронов и связывающих их поперечин, причем лонжероны рамы выполнены в виде балок двутаврого сечения переменной высоты с подрезкой в передней части, а поперечины, связывающие лонжероны, выполнены из профиля коробчатого сечения и установлены внутри рамы, на которую смонтирована платформа, впереди к нижней части рамы закреплена плита надседельная с тарелкой, к которой закреплен сцепной шкворень, место установки сцепного шквореня усилено гнутым профилем П-образного сечения и уголками, к нижней части лонжеронов закреплены кронштейны бампера правый и левый, к которым крепится заднее защитное устройство и панель, с установленными на ней приборами освещения и световой сигнализации, платформа выполнена из швеллеров боковых, переднего и заднего, платформа закреплена к лонжеронам рамы с помощью поперечин и косынок, к поперечинам платформы закреплены направляющие, между которыми установлены и закреплены доски. Корзина с запасным колесом установлена и закреплена между подвижной частью с подвеской и колесами и задним защитным устройством. Полуприцеп может быть дополнительно снабжен передним, задним и боковыми бортами, закрепленными к платформе, стойками и тентом. Использование предлагаемой конструкции полуприцепа на одной оси позволит расширить функциональные возможности по перевозке среднетоннажных грузов в составе автопоезда с грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131, обеспечить доставку объемных, негабаритных, длинномерных, тарных грузов большой длины и большого объема в условиях административно-территориальных ограничений, минимизировать затраты по перевозке, повысить среднесуточный пробег и среднесуточную массу перевозимого груза. При выполнении оптимальных соотношений полуприцеп будет иметь максимальную грузоподъемность и площадь грузовой платформы при полном использовании конструктивной несущей способности осевого агрегата и седельного тягача. При оптимальном соотношении высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи достигается максимальная высота центра тяжести перевозимого груза, при соблюдении устойчивости автопоезда от опрокидывания. Таким образом, предлагаемая конструкция полуприцепа становится более приспособленным для перевозки крупногабаритных грузов. В целом предлагаемая конструкция полуприцепа позволит повысить грузоподъемность с учетом безопасности участников дорожного движения при улучшении маневренности и управляемости в сочетании с длиной полуприцепа, улучшить удобства погрузки-выгрузки за счет оптимизированной погрузочной высоты полуприцепа и снизить эксплуатационные расходы. 1 с. 3 з.п. формулы полезной модели, 4 ил.

Полезная модель относится к подвижному составу автомобильного транспорта, а именно к полуприцепам для перевозки объемных, негабаритных, длинномерных, тарных грузов в составе автопоезда со среднетоннажным грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131.

К подвижному составу общетранспортного назначения относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с бортовыми неопрокидывающимися открытыми платформами, имеющими деревянно-металлическую или цельнометаллическую конструкцию. Платформа имеет, как правило, основание, откидные боковые и задний борта, глухой передний борт, запоры бортов. Для защиты грузов от атмосферных воздействий бортовые платформы могут оборудоваться съемными дугами с тентом. [Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок /Якобашвили A.M., Олитский B.C., Цеханович А.Л. - М., Транспорт, 1979. с.5-22, с.29-276.]

Известны различные конструкции автотранспортных средств, состоящие из автомобиля-тягача, буксирующего один или несколько прицепов или полуприцепов (Булычев Д.В., Грифф М.И. Автопоезда. Учебное пособие для водителей. - М.: Транспорт, 1990, с.6-25).

Известен одноосный полуприцеп МАЗ-5245 общего назначения с открытой платформой с деревянными откидными боковыми и задним бортами и эксплуатируемого с автомобилем-тягачом МАЗ-504А (Булычев Д.В., Грифф М.И. Автопоезда. Учебное пособие для водителей. М.: Трас порт, 1990, с.36-39)., в котором рама выполнена ступенчатого типа. Верхняя часть рамы является одновременно основанием платформы полуприцепа, а нижняя часть служит основанием для крепления рессор и опорного устройства с растяжками. Все детали рамы полуприцепа соединены между собой посредством сварки. Верхняя часть рамы состоит из лонжеронов и поперечин, а в передней части рамы выполнено гнездо для запрессовки шкворня. Для более равномерного рассредоточения нагрузки, передаваемой от шкворневого узла на раму, от поперечин под углом приварены раскосы. На лонжеронах и задней поперечине на заклепках установлены петли для навески бортов. По краям задней поперечины внутри рамы приварены кронштейны фонарей и указателей поворота. В задней части к стенкам лонжеронов через усилительные пластины крепятся болтами буксирные крюки. Нижняя часть рамы полуприцепа также сварная и состоит из лонжеронов и поперечин. К лонжеронам на заклепках крепятся кронштейны рессор. На передней поперечине нижней части рамы и лонжеронах приварены кронштейны крепления опорных устройств и их растяжек. Верхняя и нижняя рамы соединены в передней и задней части пластинами связи, а между ними установлены поперечины и боковые раскосы. Поперечина, расположенная над осью колес, короче остальных и не препятствует ходу колес в вертикальной плоскости. Подвеска полуприцепа выполнена на продольных полуэллиптических рессорах - основной и дополнительной.

Известен полуприцеп ОдАЗ-885, выпускаемый Одесским автосборочным заводом (Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1982, с.231). Одноосный полуприцеп ОдАЗ-885 общего назначения с открытой платформой с металлическими откидными боковыми и задним бортами и эксплуатируется с автомобилем-тягачом ЗИЛ-130. Откидные боковые борта выполнены из двух секций, соединенных между собой через стойку, причем каждая секция бокового борта выполнена с возможностью самостоятельного функционирования. Конструкция рамы выполнена также ступенчатого типа, а верхняя часть рамы является одновременно основанием платформы полуприцепа, а нижняя часть служит основанием для крепления рессор и опорного устройства с растяжками. Верхняя часть рамы состоит из лонжеронов и поперечин, а в передней части рамы выполнено гнездо для запрессовки шкворня. На лонжеронах и задней поперечине установлены петли для навески бортов. По краям задней поперечины внутри рамы приварены кронштейны фонарей и указателей поворота. Нижняя часть рамы полуприцепа состоит из лонжеронов и поперечин. К лонжеронам закреплены кронштейны рессор. На передней поперечине нижней части рамы и лонжеронах приварены кронштейны крепления опорных устройств и их растяжек. Верхняя и нижняя рамы соединены пластинами связи, а между ними установлены поперечины и боковые раскосы. Подвеска полуприцепа также выполнена на продольных полуэллиптических рессорах - основной и дополнительной.

Известен полуприцеп, содержащий платформу с металлическими передним, откидными боковыми и задним бортами, а откидные боковые борта выполнены из двух секций, соединенных через стойку с запорами, при этом верхняя часть рамы полуприцепа является одновременно основанием платформы полуприцепа, а нижняя часть - основанием для крепления рессор и опорного устройства, шкворня, также в нижней части платформы размещены и закреплены световые приборы, ограничители поворота заднего борта, запасное колесо, основание платформы выполнено из двух лонжеронов переменного сечения и размещенных над ними поперечин, соединенных между собой боковыми обвязками, а в каждой боковой обвязке выполнены гнезда для стоек платформы, в нижней части основания платформы сзади закреплен подрамник для установки рессор, причем подрамник выполнен из продольных лонжеронов, соединенных между собой поперечинами и жестко закрепленных по торцам лонжеронов стойками для соединения его с основанием платформы, а к боковым поверхностям лонжеронов прикреплены гнезда стержней крепления для вновь введенных крыльев колес полуприцепа, причем крылья выполнены полукруглыми швеллерообразного сечения и закреплены с помощью упомянутых стержней к подрамнику, в передней части платформы снизу закреплен металлический лист с выступающим вниз шкворнем, стойка платформы размещена в ее средней боковой части и выполнена из двух швеллеров, соединенных между собой с возможностью размещения запора боковых бортов в образованную между ними внутреннюю полость, при этом в средней части основания платформы установлено опорное устройство, которое выполнено в виде телескопических опорных стоек с возможностью одновременного опускания и поднятия опорных площадок, причем опорные стойки соединены через вал, имеющий привод с правой стороны полуприцепа, а дополнительно введенная боковая защита выполнена из балок швеллерного сечения, закрепленных к основанию платформы с обеих сторон с помощью стоек и раскосов, и установлена под средней частью полуприцепа между опорным устройством и колесами полуприцепа, также в полуприцеп дополнительно введена задняя защита, выполненная в виде поперечины, закрепленной на задних стойках подрамника, и на которой размещены и закреплены световые приборы. Запор боковых бортов выполнен из поворотного рычага с ручкой, размещенного в нижней части стойки платформы, связанного посредством тяги с наконечником и регулировочного звена с крюком, который шарнирно закреплен в верхней части стойки, причем под основанием платформы установлен захват с возможностью функционального взаимодействия с фиксатором ручки рычага в закрытом положении запора боковых бортов. (см. патент РФ 47314 «Полуприцеп», опубл. 27.08.2005).

Одним из основных недостатков известных конструкций полуприцепов является ограниченное количество перевозимого груза в составе седельного тягача ГА3-2409 до 2300 кг, а использование тента с каркасом максимально позволит использовать полезный объем полуприцепа только - 5,26 м3, а погрузочная высота составляет 981 мм.

Наиболее близким техническим решением к предложенной полезной модели является полуприцеп, входящий в состав автопоезда, содержащего седельный тягач, выполненный на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», и полуприцеп, связанные между собой через шкворень и седельно-сцепное устройство, установленное на надрамнике и закрепленное на раме седельного тягача, гидровакуумную тормозную систему с гидровакуумными усилителями, вакуумными накопителями седельного тягача и полуприцепа, при этом гидровакуумный усилитель и вакуумные накопители полуприцепа установлены на его переднем борту и подключены к коммуникационному блоку тягача, расположенному на основании, закрепленном за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, боковые противоподкатные брусья седельного тягача и полуприцепа, опорное устройство, ось седельно-сцепного устройства седельного тягача смещена вперед относительно оси задних колес на расстоянии, равном 10-20 мм, а расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача в горизонтальном положении до его рамы выполнено в пределах, равном 250-280 мм, при этом рама седельного тягача укорочена относительно рамы малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» на 190-200 мм, передний свес полуприцепа от оси седельно-сцепного устройства выполнен на расстоянии, равном 1000-1030 мм, а задний свес полуприцепа выполнен от оси его колес на расстоянии, равном 1030-1050 мм, причем опорное устройство полуприцепа установлено от оси седельно-сцепного устройства на расстоянии, равном 1180-1190 мм. Основание, расположенное и закрепленное за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, выполнено с передней и задней наклонными Г-образными стенками, на передней наклонной Г-образной стенке выполнены отверстия для установки коммуникационного блока тягача и в которые установлены, соответственно, управляющая и питающая головки, розетки подключения датчиков полуприцепа и соединения светотехники полуприцепа, а также для клапана защитного и клапана управления тормозами полуприцепа. Боковые противоподкатные брусья седельного тягача закреплены в передней части посредством кронштейнов к лонжеронам рамы, а в задней части - через Г-образные кронштейны к передним кронштейнам крепления крыльев задних колес, а на их задних кронштейнах установлены и закреплены задние фонари седельного тягача. Лонжероны рамы седельного тягача в задней части соединены между собой посредством кронштейна, на котором установлен номерной знак и закреплены фонари освещения номерного знака седельного тягача, (см. патент РФ 53996 «Автопоезд», опубл. 10.06.2006 г.)

К недостаткам известных конструкций полуприцепов можно отнести невозможность осуществления доставки и механизированной разгрузки среднетоннажных грузов большой длины и большого объема к объектам, находящимся в центре городов и населенных пунктов, где движение грузовых автомобилей большой грузоподъемности запрещено.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в усовершенствовании и расширении функциональных возможностей за счет создания полуприцепа на одной оси для перевозки среднетоннажных грузов в составе автопоезда с грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131, который можно будет эксплуатировать на дорогах наравне с легковыми автомобилями и осуществлять доставку и механизированную разгрузку среднетоннажных объемных, негабаритных, длинномерных, тарных грузов большой длины и большого объема без ограничения движения по грузоподъемности в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта с сопоставимой длиной грузовой платформы, к месторасположению пункта доставки груза, а также дает возможность минимизации затрат по перевозке указанных грузов, повысить среднесуточный пробег и среднесуточную массу перевозимого груза, а также позволяет повысить безопасность участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости в сочетании с длиной полуприцепа, улучшить удобства погрузки-выгрузки за счет оптимизированной погрузочной высоты полуприцепа и снизить эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт.

Технический результат достигается тем, что в полуприцепе, содержащем раму, платформу, боковые и заднее защитные устройства, подвижную часть с подвеской и колесами, опорное устройство, тормозное оборудование, электрооборудование, запасное колесо, подвижная часть с подвеской и колесами установлена с учетом выполнения отношения длины базы полуприцепа к длине платформы, равным 0,5-07, при выполнении отношения длины свеса полуприцепа к длине платформы, равным 0,25-0,30, а отношение высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи колес выполнено, равным 0,35-0,4.

В полуприцепе рама выполнена сварной конструкции из двух лонжеронов и связывающих их поперечин, причем лонжероны рамы выполнены в виде балок двутаврого сечения переменной высоты с подрезкой в передней части, а поперечины, связывающие лонжероны, выполнены из профиля коробчатого сечения и установлены внутри рамы, на которую смонтирована платформа, впереди к нижней части рамы закреплена плита надседельная с тарелкой, к которой закреплен сцепной шкворень, место установки сцепного шквореня усилено гнутым профилем П-образного сечения и уголками, к нижней части лонжеронов закреплены кронштейны бампера правый и левый, к которым крепится заднее защитное устройство и панель, с установленными на ней приборами освещения и световой сигнализации, платформа выполнена из швеллеров боковых, переднего и заднего, платформа закреплена к лонжеронам рамы с помощью поперечин и косынок, к поперечинам платформы закреплены направляющие, между которыми установлены и закреплены доски.

Корзина с запасным колесом установлена и закреплена между подвижной частью с подвеской и колесами и задним защитным устройством.

Полуприцеп может быть дополнительно снабжен передним, задним и боковыми бортами, закрепленными к платформе, стойками и тентом.

Отличительной особенностью предлагаемой полезной модели является выбранное оптимальное расположение подвижной части полуприцепа с учетом грузоподъемности при выбранных отношениях длины базы полуприцепа к длине платформы, длины свеса полуприцепа к длине платформы, и высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи колес.

Заявителю не известны конструкции полуприцепов для перевозки среднетоннажных грузов в составе автопоезда с грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131 с предлагаемой конструкцией расположения подвижной части с подвеской и колесами, что говорит о новизне заявляемого объекта.

Предложенная полезная модель полуприцепа для перевозки среднетоннажных грузов иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 представлен полуприцеп, общий вид;

На фиг.2 - схема построения полуприцепа;

На фиг.3 - полуприцеп с бортами;

на фиг.4 - полуприцеп с тентом.

Предлагаемый полуприцеп содержит раму 1, платформу 2, боковые 3 и заднее 4 защитные устройства, подвижную часть 5 с подвеской 6 и колесами 7, опорное устройство 8, тормозное управление 9, электрооборудование 10, запасное колесо 11.

Подвижная часть 5 полуприцепа установлена с учетом выполнения отношения длины L базы полуприцепа к длине L1 платформы, т.е L/L1, равным 0,5-07, указанное отношение будет оптимальным при выполнении отношения длины свеса полуприцепа L2 к длине L1 платформы, т.е. L2/L1, равным 0,25-0,30, а отношение высоты центра тяжести H1 порожнего полуприцепа к длине колеи K колес выполнено, т.е. Н1/K, равным 0,35-0,4.

При выполнении отношения длины базы полуприцепа к длине платформы меньше 0,5, отношения длины свеса полуприцепа к длине платформы, меньше 0,25, а отношения высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи меньше 0,35, то при этих условиях выполнения отношений при расчетной грузоподъемности будет перегружен тягач.

При выполнении отношения длины базы полуприцепа к длине платформы больше 0,7, отношения длины свеса полуприцепа к длине платформы больше 0,30, а отношения высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи больше 0,40, то при этих условиях будет перегружена ось подвижной части полуприцепа.

Необходимо отметить, что геометрические размеры построения полуприцепа функционально связаны между собой и определены расчетным и экспериментальным путем, выходя за минимальные и максимальные пределы указанных размеров, ухудшаются маневренность и управляемость полуприцепа, а также уменьшается его грузоподъемность и полезный объем полуприцепа.

В полуприцепе рама 1 выполнена сварной конструкции из двух лонжеронов 12 и связывающих их поперечин 13, причем лонжероны 12 рамы 1 выполнены в виде балок двутаврого сечения переменной высоты с подрезкой в передней части.

Поперечины 13, связывающие лонжероны 12, выполнены из профиля коробчатого сечения и установлены внутри рамы 1, на которую смонтирована платформа 2.

Впереди к нижней части рамы 1 закреплена плита надседельная 14 с тарелкой 15, к которой закреплен сцепной шкворень 16. Место установки сцепного шкворня 16 усилено гнутым профилем П-образного сечения и уголками.

К нижней части лонжеронов 12 закреплены кронштейны 17 бампера правый и левый, к которым крепится заднее 4 защитное устройство и панель, с установленными на ней приборами освещения и световой сигнализации (электрооборудование) 10.

Платформа 2 выполнена из швеллеров 18 боковых, переднего и заднего и закреплена к лонжеронам 12 рамы 1 с помощью поперечин 19 и косынок 20, к поперечинам 21 платформы 2 закреплены направляющие 22, между которыми установлены и закреплены доски 23.

Корзина 24 с запасным колесом 11 установлена и закреплена между подвижной частью 5 и задним 4 защитным устройством.

Полуприцеп может быть дополнительно снабжен передним 25, задним 26 и боковыми 27 бортами, закрепленными к платформе 2.

При необходимости полуприцеп может быть снабжен стойками и тентом.

Использование предлагаемой конструкции полуприцепа на одной оси позволит расширить функциональные возможности по перевозке среднетоннажных грузов в составе автопоезда с грузовым автомобилем тягачом МАЗ-447131, обеспечить доставку объемных, негабаритных, длинномерных, тарных грузов большой длины и большого объема в условиях административно-территориальных ограничений, минимизировать затраты по перевозке, повысить среднесуточный пробег и среднесуточную массу перевозимого груза.

При выполнении оптимальных соотношений полуприцеп будет иметь максимальную грузоподъемность и площадь грузовой платформы при полном использовании конструктивной несущей способности осевого агрегата и седельного тягача. При оптимальном соотношении высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи достигается максимальная высота центра тяжести перевозимого груза, при соблюдении устойчивости автопоезда от опрокидывания. Таким образом, предлагаемая конструкция полуприцепа становится более приспособленным для перевозки крупногабаритных грузов.

В целом предлагаемая конструкция полуприцепа позволит повысить грузоподъемность с учетом безопасности участников дорожного движения при улучшении маневренности и управляемости в сочетании с длиной полуприцепа, улучшить удобства погрузки-выгрузки за счет оптимизированной погрузочной высоты полуприцепа и снизить эксплуатационные расходы.

1. Полуприцеп, содержащий раму, платформу, боковые и заднее защитные устройства, подвижную часть с подвеской и колесами, опорное устройство, тормозное оборудование, электрооборудование, запасное колесо, отличающийся тем, что подвижная часть с подвеской и колесами установлена с учетом выполнения отношения длины базы полуприцепа к длине платформы, равным 0,5-07, при выполнении отношения длины свеса полуприцепа к длине платформы, равным 0,25-0,30, причем отношение высоты центра тяжести порожнего полуприцепа к длине колеи колес выполнено равным 0,35-0,4.

2. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что рама выполнена сварной конструкции из двух лонжеронов и связывающих их поперечин, причем лонжероны рамы выполнены в виде балок двутаврого сечения переменной высоты с подрезкой в передней части, а поперечины, связывающие лонжероны, выполнены из профиля коробчатого сечения и установлены внутри рамы, на которую смонтирована платформа, впереди к нижней части рамы закреплена плита надседельная с тарелкой, к которой закреплен сцепной шкворень, место установки сцепного шквореня усилено гнутым профилем П-образного сечения и уголками, к нижней части лонжеронов закреплены кронштейны бампера правый и левый, к которым крепится заднее защитное устройство и панель, с установленными на ней приборами освещения и световой сигнализации, платформа выполнена из швеллеров боковых, переднего и заднего, платформа закреплена к лонжеронам рамы с помощью поперечин и косынок, к поперечинам платформы закреплены направляющие, между которыми установлены и закреплены доски.

3. Полуприцеп по пп.1 и 2, отличающийся тем, что корзина с запасным колесом установлена и закреплена между подвижной частью с подвеской и колесами и задним защитным устройством.

4. Полуприцеп по пп.1 и 2, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен передним, задним и боковыми бортами, закрепленными к платформе, стойками и тентом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к устройствам для закрепления переднего бампера транспортного средства

Изобретение относится к разделу транспортного машиностроения, к подвеске колес или катков наземного транспортного средства (НТС)
Наверх