Автопоезд

 

Полезная модель относится к подвижному составу автомобильного транспорта, а именно к автопоезду для перевозки самых разнообразных грузов на базе малотоннажного грузового автомобиля «Газель». Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в усовершенствовании и расширении функциональных возможностей за счет создания транспортного средства, а, именно, автопоезда, состоящего из малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» и полуприцепа, который можно будет эксплуатировать на дорогах наравне с легковыми автомобилями и осуществлять доставку и механизированную разгрузку легковесных грузов большой длины и большого объема без ограничения движения по грузоподъемности и месторасположения пункта доставки груза, и, соответственно, возможности минимизации затрат по перевозке указанных грузов, а также в обеспечении безопасности участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости автопоезда в сочетании с длиной платформы полуприцепа, повышении удобства в процессе эксплуатации автопоезда, включая погрузку-выгрузку и снижении эксплуатационных расходов на обслуживание и ремонт. Автопоезд содержит седельный тягач 1, выполненный на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», и полуприцеп 2. Седельный тягач 1 и полуприцеп 2 связаны между собой посредством шкворня 3 полуприцепа 2 и седельно-сцепного устройства 4 седельного тягача 1. Седельно-сцепное устройство 4 установлено на надрамнике 5, который, в свою очередь, жестко закреплен к раме 6 седельного тягача 1.

В автопоезде использована гидровакуумная тормозная система с соответствующими вакуумными накопителями 7, 8, соответственно, седельного тягача 1 и полуприцепа 2. Гидровакуумный усилитель 9 и вакуумные накопители 8 полуприцепа 2 установлены на его переднем борту 10 и подключены к коммуникационному блоку 11 седельного тягача 1. Коммуникационный блок 11 установлен на основании 12, который расположен за кабиной седельного тягача 1 и закреплен к лонжеронам 13 рамы 6 седельного тягача 1. В состав автопоезда входят боковые противоподкатные брусья 14, 15, соответственно, седельного тягача 1 и полуприцепа 2, а также и опорное устройство 16. Компоновка автопоезда, т.е. геометрия его построения, выполнена с учетом, что ось седельно-сцепного устройства 4 смещена вперед относительно оси задних колес 17 седельного тягача 1 на расстоянии L1, равном 10-20 мм, а расстояние L 2 от верхней плоскости седельно-сцепного устройства 4 в горизонтальном положении до рамы 6 седельного тягача 1 выполнено, равном 250-280 мм. При этом рама 6 седельного тягача 1 укорочена относительно рамы малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» на величину L3, равную 190-200 мм. Передний свес полуприцепа 2 определяется расстоянием L 4 от оси седельно-сцепного устройства 4 по переднему борту 10 полу прицепа 2. Задний свес полуприцепа 2 определяется расстоянием L5 от оси задних колес 18 полуприцепа 2 по его заднему борту 19. Передний свес полуприцепа 2 от оси седельно-сцепного устройства 4 выполнен равном L4 и составляет 1000-1030 мм, а задний свес полуприцепа 2 от оси его колес 18 выполнен равном L5, величина которого составляет 1030-1050 мм.

Опорное устройство 16 полуприцепа 2 установлено от оси седельно-сцепного устройства 4 на расстоянии L 6, равном 1180-1190 мм. Вакуумные накопители 7 седельного тягача 1 гидровакуумной тормозной системы автопоезда расположены на поперечине 20 надрамника 5 и закреплены к нему посредством кронштейнов 21 и хомутов 22. Основание 12, расположенное и закрепленное за кабиной к лонжеронам 13 рамы 5 седельного тягача 1, выполнено с передней и задней наклонными Г-образными стенками, на передней наклонной Г-образной стенке выполнены отверстия под установку коммуникационного блока 11 седельного тягача 1 и, в которые установлены, соответственно, управляющая 23 и питающая 24 головки, розетки 25, 26, соответственно, подключения датчиков и соединения светотехники полуприцепа 2, а также для клапана 27 защитного и клапана 28 управления тормозами полуприцепа 2. Выполнение основания 12 с передней и задней наклонными Г-образными стенками улучшает условия монтажа коммуникационного блока 11 седельного тягача 1 и его подключения к соответствующему оборудованию полуприцепа 2, а также предлагаемая конструкция основания служит и как защитный экран от попадания пыли и грязи, и как элемент, который повышает жесткость крепления. Боковые противоподкатные брусья 14 седельного тягача 1 закреплены в передней части посредством кронштейнов 29 к лонжеронам 13 рамы 6, а в задней части через Г-образные кронштейны 30 - к передним кронштейнам 31 крепления крыльев 32 задних колес 17, а на их задних кронштейнах 33 установлены и закреплены задние фонари 34 седельного тягача 1. Лонжероны 13 рамы 6 седельного тягача в задней части соединены между собой посредством кронштейна 35, на котором установлен 14

номерной знак 36 и закреплены фонари 37 освещения номерного знака седельного тягача 1. Использование предлагаемой конструкции автопоезда позволяет создать транспортное средство - автопоезд на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», который будет эксплуатироваться на дорогах наравне с легковыми автомобилями, что обеспечит доставку легковесных грузов большой длины и большого объема в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта с сопоставимой длиной грузовой платформы. Использование предлагаемой конструкции автопоезда позволит перевозить массу груза - 2300 кг, а использование тента с каркасом позволит использовать полезный объем полуприцепа, который составит - 22 м3. Предлагаемое техническое решение по построению автопоезда дает возможность минимизации затрат по перевозке указанных грузов, обеспечивает безопасность участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости автопоезда, а также повышает надежность и улучшает условия эксплуатации, включая погрузку-выгрузку и снижает эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт. Указанные особенности автопоезда в сочетании с длинной платформой полуприцепа и улучшенной его маневренностью и управляемостью за счет геометрии его построения и внесенных конструктивных изменений, а также с учетом его стоимости делают автопоезд конкурентоспособным и более предпочтительным на рынке грузоперевозок в сравнении с большегрузными автомобилями КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ и седельными автопоездами, созданными на их базе.

Полезная модель относится к подвижному составу автомобильного транспорта, а именно к автопоезду для перевозки самых разнообразных грузов на базе малотоннажного грузового автомобиля «Газель».

К подвижному составу общетранспортного назначения относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с бортовыми неопрокидывающимися открытыми платформами, имеющими деревянно-металлическую или цельнометаллическую конструкцию. Платформа имеет, как правило, основание, откидные боковые и задний борта, глухой передний борт, запоры бортов. Для защиты грузов от атмосферных воздействий бортовые платформы могут оборудоваться съемными дугами с тентом. [1]

Известны различные конструкции автотранспортных средств, состоящие из автомобиля-тягача, буксирующего один или несколько прицепов или полуприцеп. [2]

Известен автопоезд, в состав которого входит автомобиль-тягач ЗИЛ-130 и одноосный полуприцеп ОдАЗ-885 общего назначения с открытой платформой с металлическими откидными боковыми и задним бортами. Откидные боковые борта выполнены из двух секций, соединенных между собой через стойку, причем каждая секция бокового борта выполнена с возможностью самостоятельного функционирования. Конструкция рамы выполнена ступенчатого типа, верхняя часть рамы является одновременно основанием платформы полуприцепа, а нижняя часть служит основанием для крепления рессор и опорного устройства с

растяжками. Верхняя часть рамы состоит из лонжеронов и поперечин, а в передней части рамы выполнено гнездо для запрессовки шкворня. На лонжеронах и задней поперечине установлены петли для навески бортов. По краям задней поперечины внутри рамы приварены кронштейны фонарей и указателей поворота. Нижняя часть рамы полуприцепа состоит из лонжеронов и поперечин. К лонжеронам закреплены кронштейны рессор. На передней поперечине нижней части рамы и лонжеронах приварены кронштейны крепления опорных устройств и их растяжек. [3]

Основными недостатками известных автопоездов являются невозможность осуществление доставки и механизированной разгрузки легковесных грузов большой длины и большого объема к объектам, находящимся в центре городов и населенных пунктов, где движение грузовых автомобилей большой грузоподъемности запрещено, а также повышенного шума, создаваемого известными конструкциями автопоездов, не обеспечивается безопасность участников дорожного движения из-за отсутствия боковых защит, как у седельного тягача, так и полуприцепа.

Наиболее близким техническим решением к предложенной полезной модели является автопоезд на базе малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ-2409 и полуприцепа САЗ-9459, выпускаемого ОАО «Саранский завод автосамосвалов». Автопоезд предназначен для перевозки длинномерных грузов (до 6,4 м) ограниченного веса (до 2,3 т) в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта с сопоставимой длиной грузовой платформы. Тормозная система известного автопоезда общая - гидравлическая с вакуумными усилителями. В состав тормозных систем седельного тягача и полуприцепа входят и вакуумные накопители. Вакуумные накопители седельного тягача установлены справа и

закреплены к лонжерону рамы седельного тягача. Сцепка оборудована двухмагистральным соединением тягача с полуприцепом, при этом одна магистраль управляющая, другая - питающая. Гидровакуумный усилитель с вакуумными накопителями полуприцепа установлены на его переднем борту и подключены к коммуникационному блоку тягача, расположенному на основании, закрепленном за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача. В состав автопоезда входят также боковые противоподкатные брусья седельного тягача и полуприцепа, опорное устройство. [4]

К недостаткам прототипа можно отнести сложные приемы маневрирования и управляемости при движении автопоезда, эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом, а расположение вакуумных накопителей в прототипе не дает возможности использование резервного бака для бензина, что также создает дополнительные неудобства при эксплуатации автопоезда, особенно, при перевозке на длительные расстояния.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в усовершенствовании и расширении функциональных возможностей за счет создания транспортного средства, а, именно, автопоезда, состоящего из малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» и полуприцепа, который можно будет эксплуатировать на дорогах наравне с легковыми автомобилями и осуществлять доставку и механизированную разгрузку легковесных грузов большой длины и большого объема без ограничения движения по грузоподъемности и месторасположения пункта доставки груза, и, соответственно, возможности минимизации затрат по перевозке указанных грузов, а также в обеспечении безопасности участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости автопоезда в сочетании с длиной платформы полуприцепа, повышении

удобства в процессе эксплуатации автопоезда, включая погрузку-выгрузку и снижении эксплуатационных расходов на обслуживание и ремонт.

Технический результат достигается тем, что в автопоезде, содержащем седельный тягач, выполненный на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», и полуприцеп, связанные между собой через шкворень и седельно-сцепное устройство, установленное на надрамнике и закрепленное на раме седельного тягача, гидровакуумную тормозную систему с гидровакуумными усилителями, вакуумными накопителями седельного тягача и полуприцепа, при этом гидровакуумный усилитель и вакуумные накопители полуприцепа установлены на его переднем борту и подключены к коммуникационному блоку тягача, расположенному на основании, закрепленном за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, боковые противоподкатные брусья седельного тягача и полуприцепа, опорное устройство, ось седельно-сцепного устройства седельного тягача смещена вперед относительно оси задних колес на расстоянии, равном 10-20 мм, а расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача в горизонтальном положении до его рамы выполнено в пределах, равном 250-280 мм, при этом рама седельного тягача укорочена относительно рамы малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» на 190-200 мм, передний свес полуприцепа от оси седельно-сцепного устройства выполнен на расстоянии, равном 1000-1030 мм, а задний свес полуприцепа выполнен от оси его колес на расстоянии, равном 1030-1050 мм, причем опорное устройство полуприцепа установлено от оси седельно-сцепного устройства на расстоянии, равном 1180-1190 мм.

Вакуумные накопители седельного тягача гидровакуумной тормозной системы автопоезда расположены на поперечине его надрамника и закреплены к нему посредством кронштейнов и хомутов.

Основание, расположенное и закрепленное за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, выполнено с передней и задней наклонными Г-образными стенками, на передней наклонной Г-образной стенке выполнены отверстия для установки коммуникационного блока тягача и в которые установлены, соответственно, управляющая и питающая головки, розетки подключения датчиков полуприцепа и соединения светотехники полуприцепа, а также для клапана защитного и клапана управления тормозами полуприцепа.

Боковые противоподкатные брусья седельного тягача закреплены в передней части посредством кронштейнов к лонжеронам рамы, а в задней части - через Г-образные кронштейны к передним кронштейнам крепления крыльев задних колес, а на их задних кронштейнах установлены и закреплены задние фонари седельного тягача.

Лонжероны рамы седельного тягача в задней части соединены между собой посредством кронштейна, на котором установлен номерной знак и закреплены фонари освещения номерного знака седельного тягача.

На приведенных чертежах представлено на: фиг.1 - общий вид автопоезда в составе седельного тягача, выполненного на базе малотоннажного грузового автомобиля «Газель» с полуприцепом, фиг.2 - вид сбоку седельного тягача, фиг.3 - вид сверху седельного тягача, фиг.4 - вид сзади седельного тягача, фиг.5 - основание, вид сбоку, вид сверху, фиг.6 - компоновочная схема построения автопоезда.

Автопоезд содержит седельный тягач 1, выполненный на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», и полуприцеп 2.

Седельный тягач 1 и полуприцеп 2 связаны между собой посредством шкворня 3 полуприцепа 2 и седельно-сцепного устройства 4 седельного тягача 1.

Седельно-сцепное устройство 4 установлено на надрамнике 5, который, в свою очередь, жестко закреплен к раме 6 седельного тягача 1.

В автопоезде использована гидровакуумная тормозная система с соответствующими вакуумными накопителями 7, 8, соответственно, седельного тягача 1 и полуприцепа 2.

Гидровакуумный усилитель 9 и вакуумные накопители 8 полуприцепа 2 установлены на его переднем борту 10 и подключены к коммуникационному блоку 11 седельного тягача 1.

Коммуникационный блок 11 установлен на основании 12, который расположен за кабиной седельного тягача 1 и закреплен к лонжеронам 13 рамы 6 седельного тягача 1.

В состав автопоезда входят боковые противоподкатные брусья 14, 15, соответственно, седельного тягача 1 и полуприцепа 2, а также и опорное устройство 16.

Компоновка автопоезда, т.е. геометрия его построения выполнена с учетом, что ось седельно-сцепного устройства 4 смещена вперед относительно оси задних колес 17 седельного тягача 1 на расстоянии L1, равном 10-20 мм, а расстояние L2 от верхней плоскости седельно-сцепного устройства 4 в горизонтальном положении до рамы 6 седельного тягача 1 выполнено, равном 250-280 мм.

При этом рама 6 седельного тягача 1 укорочена относительно рамы малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель» на величину L 3, равную 190-200 мм.

Передний свес полуприцепа 2 определяется расстоянием L4 от оси седельно-сцепного устройства 4 по переднему борту 10 полу прицепа 2.

Задний свес полуприцепа 2 определяется расстоянием L 5 от оси задних колес 18 полуприцепа 2 по его заднему борту 19.

Передний свес полуприцепа 2 от оси седельно-сцепного устройства 4 выполнен равном L4 и составляет 1000-1030 мм, а задний свес полуприцепа 2 от оси его колес 18 выполнен равном L5, величина которого составляет 1030-1050 мм.

Опорное устройство 16 полуприцепа 2 установлено от оси седельно-сцепного устройства 4 на расстоянии l 6, равном 1180-1190 мм.

В процессе экспериментальной проверки были изготовлены три автопоезда с минимальными, средними и максимальными размерами, т.е. L1=10 мм, 15 мм, 20 мм; L2=250 мм, 260 мм, 280 мм; L3=190 мм, 195 мм, 200 мм; L 4=1000 мм, 1015 мм, 1030 мм; L5=1030 мм, 1040 мм, 1050 мм; L6=1180 мм, 1185 мм, 1190 мм.

Выбранная геометрия позволила создать автопоезд, обеспечивающий безопасность участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости, а также повысить надежность и улучшить условия эксплуатации, включая погрузку-выгрузку, снизить эксплуатационные расходы на его обслуживание и ремонт.

Необходимо отметить, что геометрические размеры построения автопоезда функционально связаны между собой и определены расчетным и экспериментальным путем, выходя за минимальные и максимальные пределы указанных размеров, ухудшаются маневренность и управляемость автопоезда, а также уменьшается его грузоподъемность и полезный объем полуприцепа.

Вакуумные накопители 7 седельного тягача 1 гидровакуумной тормозной системы автопоезда расположены на поперечине 20 надрамника 5 и закреплены к нему посредством кронштейнов 21 и хомутов 22.

Расположение вакуумных накопителей 7 на поперечине 20 надрамника 5 дает возможность как улучшения условий обслуживание тормозной системы, так и установки резервного бака для бензина между противоподкатным брусом 14 и правым лонжероном 13 рамы 6 седельного тягача 1. Основание 12, расположенное и закрепленное за кабиной к лонжеронам 13 рамы 5 седельного тягача 1, выполнено с передней и задней наклонными Г-образными стенками, на передней наклонной Г-образной стенке выполнены отверстия под установку коммуникационного блока 11 седельного тягача 1 и, в которые установлены, соответственно, управляющая 23 и питающая 24 головки, розетки 25, 26, соответственно, подключения датчиков и соединения светотехники

полуприцепа 2, а также для клапана 27 защитного и клапана 28 управления тормозами полуприцепа 2.

Выполнение основания 12 с передней и задней наклонными Г-образными стенками улучшает условия монтажа коммуникационного блока 11 седельного тягача 1 и его подключения к соответствующему оборудованию полуприцепа 2, а также предлагаемая конструкция основания служит и как защитный экран от попадания пыли и грязи, и как элемент, который повышает жесткость крепления.

Боковые противоподкатные брусья 14 седельного тягача 1 закреплены в передней части посредством кронштейнов 29 к лонжеронам 13 рамы 6, а в задней части через Г-образные кронштейны 30 - к передним кронштейнам 31 крепления крыльев 32 задних колес 17, а на их задних кронштейнах 33 установлены и закреплены задние фонари 34 седельного тягача 1.

Лонжероны 13 рамы 6 седельного тягача в задней части соединены между собой посредством кронштейна 35, на котором установлен номерной знак 36 и закреплены фонари 37 освещения номерного знака седельного тягача 1.

Использование предлагаемой конструкции автопоезда позволяет создать транспортное средство - автопоезд на базе малотоннажного грузового автомобиля «ГАЗель», который будет эксплуатироваться на дорогах наравне с легковыми автомобилями, что обеспечит доставку легковесных грузов большой длины и большого объема в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта с сопоставимой длиной грузовой платформы.

Использование предлагаемой конструкции автопоезда позволит перевозить массу груза - 2300 кг, а использование тента с каркасом позволит использовать полезный объем полуприцепа, который составит - 22 м3.

Предлагаемое техническое решение по построению автопоезда дает возможность минимизации затрат по перевозке указанных грузов, обеспечивает безопасность участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости автопоезда, а также повышает надежность и улучшает условия эксплуатации, включая погрузку-выгрузку и снижает эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт.

Указанные особенности автопоезда в сочетании с длинной платформой полуприцепа и улучшенной его маневренностью и управляемостью за счет геометрии его построения и внесенных конструктивных изменений, а также с учетом его стоимости делают автопоезд конкурентоспособным и более предпочтительным на рынке грузоперевозок в сравнении с большегрузными автомобилями КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ и седельными автопоездами, созданными на их базе.

Источники информации

1. Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок /Якобашвили А.М., Олитский B.C., Цеханович А.Л. - М., Транспорт, 1979. с.5-22, с.29-276.

2. Автопоезда. Учебное пособие для водителей /Булычев Д.В., Грифф М.И. - М.: Транспорт, 1990, с.6-25.

3. Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1982, с.231

4. ж. Грузовик пресс, №6, 2005 г. с.24-27 (прототип).

1. Автопоезд, содержащий седельный тягач, выполненный на базе малотоннажного грузового автомобиля "ГАЗель", и полуприцеп, связанные между собой через шкворень и седельно-сцепное устройство, установленное на надрамнике и закрепленное на раме седельного тягача, гидровакуумную тормозную систему с гидровакуумными усилителями, вакуумными накопителями седельного тягача и полуприцепа, при этом гидровакуумный усилитель и вакуумные накопители полуприцепа установлены на его переднем борту и подключены к коммуникационному блоку тягача, расположенному на основании, закрепленном за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, боковые противоподкатные брусья седельного тягача и полуприцепа, опорное устройство, отличающийся тем, что ось седельно-сцепного устройства седельного тягача смещена вперед относительно оси задних колес на расстоянии, равном 10-20 мм, а расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача в горизонтальном положении до его рамы выполнено в пределах, равном 250-280 мм, при этом рама седельного тягача укорочена на 190-200 мм, передний свес полуприцепа от оси седельно-сцепного устройства выполнен на расстоянии, равном 1000-1030 мм, а задний свес полуприцепа выполнен от оси его колес на расстоянии, равном 1030-1050 мм, причем опорное устройство полуприцепа установлено от оси седельно-сцепного устройства на расстоянии, равном 1180-1190 мм.

2. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что в гидровакуумной тормозной системе автопоезда вакуумные накопители седельного тягача расположены на поперечине его надрамника и закреплены к нему посредством кронштейнов и хомутов.

3. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что основание, расположенное и закрепленное за кабиной к лонжеронам рамы седельного тягача, выполнено с передней и задней наклонными Г-образными стенками, на передней наклонной Г-образной стенке выполнены отверстия для установки коммуникационного блока тягача и в которые установлены, соответственно, управляющая и питающая головки, розетки подключения датчиков полуприцепа и соединения светотехники полуприцепа, а также для клапана защитного и клапана управления тормозами полуприцепа.

4. Автопоезд по 1, отличающийся тем, что боковые противоподкатные брусья седельного тягача закреплены в передней части посредством кронштейнов к лонжеронам рамы, а в задней части - через Г-образные кронштейны к передним кронштейнам крепления крыльев задних колес, а на их задних кронштейнах установлены и закреплены задние фонари седельного тягача.

5. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что лонжероны рамы седельного тягача в задней части соединены между собой посредством кронштейна, на котором установлен номерной знак и закреплены фонари освещения номерного знака седельного тягача.



 

Похожие патенты:
Наверх