Буксирное устройство для перемещения и позиционирования несамоходной платформы на воздушной подушке

 

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к устройствам для перемещения несамоходных судов-платформ на воздушной подушке и решает задачу обеспечения беспрепятственного перемещения платформ на воздушной подушке в условиях прибрежной и приливной зоны, предельного мелководья, а также исключение серьезного травматического воздействия техники на окружающую среду.

Для этого в предлагаемом буксирном устройстве для перемещения и позиционирования несамоходной платформы на воздушной подушке, содержащем одну или несколько ветвей, каждая из которых состоит из буксирной связи с присоединенной к ней индивидуальной буксирной лебедкой, установленной на самой платформе, якорем на противоположном конце буксирной связи и приданным для развертывания буксирного устройства судном-завозчиком якорей на воздушной подушке, по полезной модели в состав буксирного устройства включена вьюшка, вмещающая весь запас длины троса или цепи буксирной связи и установленная на судне-завозчике якорей, при этом якорный конец буксирной связи выполнен с возможностью его поочередного присоединения к якорю или барабану вьюшки. Кроме того, якорный конец буксирной связи соединен с якорем через фундамент вьюшки и/или корпус судна-завозчика.

Установленная на судне-завозчике якорей вьюшка обеспечивает выкладывание буксирной связи на грунт по мере разматывания вьюшки при поступательном движении завозчика. Тем самым исключается волочение буксирной связи по суше или мелководью и связанные с этим ее износ и запутывание. Серьезный выигрыш от применения вьюшки для разворачивания буксирных связей реализуется также в том, что для этой операции не потребуется применение судов-завозчиков якорей на воздушной подушке со специально завышенными тяговыми характеристиками, которых для операций по перемещению платформы может понадобиться несколько единиц. Помимо отмеченных преимуществ, предлагаемое техническое решение полностью исключает разрушение слоя почвы и нанесение вреда окружающей среде.

Таким образом, конструкция буксирного устройства с дополнительно установленной вьюшкой на каждой буксирной связи исключает все недостатки, присущие традиционному применению буксирного устройства и:

- обеспечивает надежное разворачивание связей буксирного устройства,

- исключает появление колышек, износа и запутывания связей,

- отменяет необходимость применения судов-завозчиков якорей на воздушной подушке с повышенными тяговыми характеристиками,

- уменьшает износ элементов буксирного устройства,

- минимизирует нанесение ущерба окружающей среде.

Эффективность предполагаемой полезной модели обеспечивается применением в составе конструкции специальной вьюшки, в результате чего обеспечивается надежное разворачивание связей буксирного устройства, исключается появление колышек и запутывание связей, отпадает необходимость применения судов-завозчиков якорей на воздушной подушке с повышенными тяговыми характеристиками, уменьшается износ элементов буксирного устройства и минимизируется ущерб окружающей среде.

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к устройствам для перемещения несамоходных судов-платформ на воздушной подушке.

Указанный тип платформ на воздушной подушке предназначен для функционирования на прибрежных акваториях в условиях предельного мелководья, в приливной зоне и на пологих участках суши. Принципом перемещения и позиционирования таких объектов является подтягивание самой платформы в нужном направлении на буксирных связях с помощью установленных на ней буксирных лебедок. Применительно к несамоходным плавучим сооружениям типа платформ океанотехники или земснарядов, буксирное устройство представляет собой одну или несколько буксирных связей и установленных на корпусе самого объекта буксирных лебедок. Каждая из этих связей служит для подтягивания объекта, на котором они установлены, в своем направлении. Другие концы буксирных связей закрепляются на якорях, которые завозят в нужную точку специальными судами - завозчиками якорей. Поскольку рассматриваемая платформа на воздушной подушке применяется либо на предельном мелководье, либо в приливно-отливной зоне, либо на пологих или заболоченных участках береговой полосы, в качестве завозчиков якорей оказываются пригодными в большинстве случаев только амфибийные суда на воздушной подушке.

Известно буксирное устройство, которое в общем случае представляет собой комплекс связей (тросов, цепей) и механизмов, обеспечивающих какому-либо судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым (Александров М.Н., Жуков Ю.Д., Симоненко А.С., Смирнов Ю.А. и др. Судовые устройства. Л., «Судостроение», 1982, стр.288). Подобные устройства широко применяются для буксировки судов и плавучих сооружений в море, однако малопригодны для осуществления перемещения или позиционирования платформы методом подтягивания, поскольку не имеют якорей для закрепления концов буксирных связей на местности и не предусматривают наличия буксирующей лебедки на самом объекте буксировки.

Известны способ и устройство для постановки морского судна на якорь, в особенности судна для добычи нефти и/или газа (Патент Российской Федерации 2224681 C1 МПК: B63B 21/50) - прототип. Изобретение касается постановки судна, платформы или другого объекта океанотехники на якорь в открытом море для подводной добычи нефти и/или газа с морского дна. Сущность изобретения заключается в том, что каждая из используемых тросовых или цепных связей соединена с расположенной на судне индивидуальной лебедкой, а противоположный конец закреплен на якоре, связанном с судном-завозчиком якорей. Такая конструкция позволяет перемещать и позиционировать объект над заданной точкой за счет регулирования длины каждой из связей буксирными или якорными лебедками.

Принципиальная схема традиционно применяемого буксирного устройства изображена на фиг.1. Буксирное устройство содержит одну или несколько ветвей, каждая из которых состоит из буксирной связи 1 с присоединенной к ней индивидуальной буксирной лебедкой 2, установленной на самой платформе 3, и якорем 4 на противоположном конце буксирной связи и приданным для развертывания буксирного устройства судном-завозчиком якорей на воздушной подушке 5.

Однако использование такого устройства для перемещения и позиционирования платформы в условиях предельного мелководья, и, тем более, на болоте или пересеченной местности сталкивается с серьезными затруднениями. Прежде всего, при завозке якорей специальным судном-завозчиком на воздушной подушке происходит волочение троса по грунту или ледяным торосам. Сопротивление такому волочению весьма велико. В результате этого судну-завозчику оказывается недостаточно собственной тяги, чтобы вытянуть за собой участок троса необходимой длины. Кроме того, такой процесс приводит к износу, повреждениям и запутыванию троса. Немаловажным также фактором при таком способе завозки якорей оказывается и травмирующее почву срывание дернового слоя, которое в условиях крайнего севера может привести к необратимым экологическим последствиям.

Задачей предполагаемой полезной модели является обеспечение безотказной работы завозчиков якорей, и, как следствие, беспрепятственного перемещения и позиционирования платформ на воздушной подушке в обозначенных сложных условиях, а также одновременно и исключение серьезного травматического воздействия техники на окружающую среду.

Для достижения указанного технического результата на каждом судне-завозчике якорей устанавливается вьюшка с размерами барабана, вмещающего запас троса соответствующей буксирной связи и с приводом небольшой мощности для его намотки. При этом сам конец якорной связи может быть либо постоянно присоединен к барабану вьюшки, либо имеет возможность разобщения с барабаном. В целях облегчения конструкции вьюшки, да и самого судна-завозчика, возможно исключить передачу столь больших буксирных нагрузок на ее конструкцию и для этого при постановке на якорь разобщать конец буксирной связи с вьюшкой, присоединяя его непосредственно к завозимому якорю. Кроме того, конструкция вьюшки на судне-завозчике якорей должна по прочности соответствовать тяге буксирной лебедки, расположенной на платформе, и иметь прочное соединение с завозимым якорем либо непосредственно, либо через фундамент вьюшки и/или прочные корпусные конструкции судна-завозчика якорей.

Предполагаемой полезной моделью является буксирное устройство для перемещения и позиционирования несамоходной платформы на воздушной подушке, содержащее одну или несколько ветвей, каждая из которых состоит из буксирной связи с присоединенной к ней индивидуальной буксирной лебедкой, установленной на самой платформе, и якорем на противоположном конце буксирной связи и приданным для развертывания буксирного устройства судном-завозчиком якорей на воздушной подушке, по которой в состав буксирного устройства включена вьюшка, установленная на судне-завозчике якорей и вмещающая всю длину соединенных с ней троса или цепи буксирной связи, причем якорный конец буксирной связи выполнен с возможностью поочередного присоединения к якорю или барабану вьюшки. Кроме того, якорный конец буксирной связи соединен с якорем через фундамент вьюшки и/или корпус судна-завозчика.

Установленная на судне-завозчике якорей вьюшка обеспечивает выкладывание буксирной связи на грунт по мере разматывания вьюшки при поступательном движении завозчика. Тем самым исключается волочение буксирной связи по суше или мелководью и связанные с этим ее износ и запутывание. Серьезный выигрыш от применения вьюшки для разворачивания буксирных связей реализуется также в том, что для этой операции не потребуется применение судов-завозчиков якорей на воздушной подушке со специально завышенными тяговыми характеристиками, которых для операций по перемещению платформы может понадобиться несколько единиц. Помимо отмеченных преимуществ, предлагаемое техническое решение исключает разрушение слоя почвы и нанесение вреда окружающей среде.

Таким образом, конструкция буксирного устройства с дополнительно установленной вьюшкой на каждой буксирной связи исключает все недостатки, присущие традиционной конструкции и способу применению буксирного устройства и:

- обеспечивает надежное разворачивание связей буксирного устройства,

- исключает появление колышек, износа и запутывания связей,

- отменяет необходимость применения судов-завозчиков якорей на воздушной подушке с повышенными тяговыми характеристиками,

- уменьшает износ элементов буксирного устройства,

- минимизирует нанесение ущерба окружающей среде.

Сущность предполагаемой полезной модели поясняется рисунком, на котором представлена принципиальная схема буксирного устройства (фиг.2).

Буксирное устройство 1 по предполагаемой полезной модели содержит одну или несколько ветвей, каждая из которых состоит из буксирной связи 2 с присоединенной к ней индивидуальной буксирной лебедкой 3, установленной на самой платформе 4, и якорем 5 на противоположном конце буксирной связи с приданным для развертывания буксирного устройства судном-завозчиком якорей на воздушной подушке 6. В состав буксирного устройства 1 включена вьюшка 7, установленная на судне-завозчике якорей 6, соединенная с буксирной связью 2. Вьюшка выполнена вмещающей всю длину троса или цепи буксирной связи 2. Якорный конец буксирной связи 2 выполнен с возможностью поочередного присоединения к якорю 5 или барабану вьюшки 7 при помощи разборного соединительного узла.

Якорный конец буксирной связи 2 для передачи тягового усилия может быть связан с якорем 5 через фундамент вьюшки 7. Положительной особенностью такой конструкции является то, что при рациональном конструировании вес самого судна-завозчика 6 может добавляться к весу якоря 5, тем самым значительно повышая его держащую силу, либо само судно-завозчик 6 при сбрасывании своей воздушной подушки может играть роль якоря за счет своего веса и специальной конфигурации.

Функционирование предлагаемого буксирного устройства происходит следующим образом.

В исходном положении платформа на воздушной подушке 4 лежит корпусом на грунте или стоит на опорах, буксирное устройство 1 находится в неразвернутом состоянии, буксирная связь 2 намотана на барабан буксирной (тяговой) лебедки 3, а судно на воздушной подушке-завозчик якорей 6 подготовлено к разворачиванию буксирной связи 2 с якорем 5 на борту. Якорный конец буксирной связи 2 закрепляют на барабане вьюшки 7 разборным соединительным узлом и при помощи собственного привода вьюшки 7 перематывают весь запас троса или цепи буксирной связи 2 на барабан вьюшки 7 до упора. С началом движения судна-завозчика якорей 6 для постановки якоря 5 буксирная связь 2 свободно сматывается с барабана вьюшки 7 и выкладывается на местности без волочения в направлении предстоящего подтягивания платформы с помощью лебедки 3. По достижении конечной точки движения конец буксирной связи 2 разъединяют с барабаном вьюшки 7 и соединяют с якорем 5 и после этого устанавливают якорь 5 в рабочее положение. После завершения периода развертывания буксирного устройства платформа 2 поднимается на воздушную подушку и после включения силового привода лебедки 3 платформа 4 начинает движение до полного наматывания буксирной связи 2 на барабан лебедки 3. После прекращения подтягивания подъемный комплекс платформы останавливают, воздушная подушка стравливается и платформа 4 садится корпусом на грунт или встает на опоры. После этого якорный конец буксирной связи 2 снова закрепляют на барабане вьюшки 7 разборным соединительным узлом и при помощи собственного привода вьюшки 7 перематывают весь запас троса или цепи буксирной связи 2 на барабан вьюшки 7 до упора. Далее цикл перемещения платформы повторяется.

При применении конструкции по второму варианту исполнения буксирного устройства завозчик якорей на воздушной подушке 6 разворачивает буксирное устройство 1 целиком и тут же опускает в рабочее положение постоянно соединенный с конструкцией вьюшки 7 якорь 5. Если же само судно-завозчик выполнено таким образом, чтобы самому за счет своего веса и конфигурации исполнять функции якоря, то оно сбрасывает воздушную подушку и закрепляется на грунте в заданной точке.

Эффективность предполагаемой полезной модели обеспечивается применением в составе конструкции специальной вьюшки, в результате чего обеспечивается надежное разворачивание связей буксирного устройства, исключается появление колышек и запутывание связей, отпадает необходимость применения судов-завозчиков якорей на воздушной подушке с повышенными тяговыми характеристиками, уменьшается износ элементов буксирного устройства и минимизируется ущерб окружающей среде, что выгодно отличает предполагаемую полезную модель от прототипа.

1. Буксирное устройство для перемещения и позиционирования несамоходной платформы на воздушной подушке, содержащее, по меньшей мере, одну ветвь, которая состоит из буксирной связи с присоединенной к ней индивидуальной буксирной лебедкой, установленной на самой платформе, и якорем на противоположном конце буксирной связи, с приданным для развертывания буксирного устройства судном-завозчиком якорей на воздушной подушке, отличающееся тем, что в состав буксирного устройства включена вьюшка, установленная на судне-завозчике якорей и вмещающая всю длину соединенной с ней буксирной связи, причем якорный конец буксирной связи выполнен с возможностью поочередного присоединения к якорю или барабану вьюшки.

2. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что якорный конец буксирной связи соединен с якорем через фундамент вьюшки и/или корпус судна-завозчика.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к техническим средствам охраны окружающей среды для локализации разлитых на поверхности воды нефти или нефтепродуктов с последующим извлечением
Наверх