Надувная моторная лодка

 

Полезная модель относится к средствам передвижения по воде, в частности к надувным моторным лодкам, и может использоваться туристами, охотниками, рыбаками, аквалангистами, геологами, службами МЧС и др. Предлагается надувная моторная лодка, содержащая соединяющиеся между собой надувные борта и носовую часть, а также плоское днище, корму и килеобразующее средство, включающее эластичное фигурное полотнище, расположенное под днищем лодки, и формообразующий элемент, содержащий формообразующие перегородки, и охватываемый эластичным полотнищем, у которой формообразующий элемент килеобразующего средства выполнен надувным и содержит газонепроницаемую оболочку, имеющую плоскую верхнюю часть, и фигурную нижнюю часть, форма которой подобна форме эластичного фигурного полотнища килеобразующего средства, а названные формообразующие перегородки установлены внутри названной газонепроницаемой оболочки. Задачей полезной модели является улучшение гидродинамических характеристик лодки и возможность использования более прочных эластичных материалов. Независимых пп формулы изобретения - 1 Зависимых пп. формулы изобретения - 8 Илл. - 5

Полезная модель относится к средствам передвижения по воде, в частности к надувным моторным лодкам, и может использоваться туристами, охотниками, рыбаками, аквалангистами, геологами, службами МЧС и др.

В настоящее время производится и представлено на рынке довольно большое количество видов надувных моторных лодок, различающихся общей конструкцией, конфигурацией и взаимным расположением отдельных деталей, материалами и др. Одним из видов надувных моторных лодок является тип лодок, снабженных килем. Как известно киль обеспечивает путевуюкурсовую устойчивость судна и в обычных судах является основной продольной связью, располагаемой по всей длине судна в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты, на металлических судах киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально, а на надувных судах киль, соответственно, выполняется надувным.

Так известна надувная лодка "ZODIAK-GRAND RAID M-2", выпускаемая французской фирмой "ZODIAK" преимущественно для дайверов. Эта модель имеет надувные борта, днище из прочных наборных алюминиевых стланей и

надувной киль в виде буквы «М» обеспечивающий лодке отличные мореходные качества.

Модель надувной лодки «QUICKSILVER-430S» выпускаемая корейской компанией «Quicksilver» для дайверов и подводных охотников содержит надувные борта, днище со стланями, изготовленными из водостойкой фанеры и усиленными алюминиевыми конструкциями, и надувной киль в виде буквы «V».

Надувная лодка "PHOENIX PTS-140" также производимая в Республике Корея содержит надувные борта, днище со стланями, изготовленными из водостойкой фанеры и надувной киль в виде буквы «V».

Известна также надувная моторная лодка, содержащая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, смонтированный над ним разборный настил и два килевых параллельных надувных баллона, расположенных на каждой стороне от диаметральной плоскости между эластичным днищем и жестким разборным настилом [Патент РФ №2237593, МПК В63В 7/08]. Центральная часть эластичного днища по всей длине в диаметральной плоскости приподнята до уровня расположения верхних образующих килевых надувных баллонов и прикреплена к каждой из частей жесткого разборного настила с образованием одного продольного килевого канала с -образной формой поперечного сечения. Между настилом и днищем могут быть установлены два дополнительных килевых баллона с образованием трех продольных килевых каналов с -образной формой

поперечного сечения. В диаметральной плоскости лодки может быть установлен один центральный дополнительный надувной баллон с диаметром таким же, как и у бортовых баллонов, при наличии двух дополнительных килевых баллонов и двух продольных килевых каналов.

Недостатками этой лодки являются:

- большой вес лодки из-за наличия жесткого деревянного пола;

- недостаточно высокая грузоподъемность из-за наличия пустот между полом и эластичным днищем;

- недостаточно высокие гидродинамические характеристики из-за неустойчивой формы килевых каналов, а также прогиба днища при большой загрузке в связи с наличием пустот между полом и эластичным днищем;

- недостаточно высокая надежность из-за наличия крепежных деталей и наличия пустот, которые не создают достаточного натяжения днища, что может привести к порыву или повреждению его на мелководье, кроме того, крепление транца за днищем лодки при мелководье и препятствиях может оторвать его или повредить;

- недостаточно компактная укладка лодки при транспортировке из-за наличия жесткого пола и крепежных деталей.

В значительной степени эти недостатки устранены в конструкции надувной моторной лодки, включающей незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, в виде формообразующих перегородок, которые расположены внутри надувного

днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала под углом, определяющим заданную килеватость, а верхняя часть в виде плоского листа, формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине, причем количество формообразующих перегородок должно быть равным относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота уменьшается, а расстояние между осью симметрии и соответствующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково [Патент РФ №2287449 МПК В63В 7/08].

Недостатками прототипа являются:

- недостаточно высокие гидродинамические характеристики из-за наличия волнистой формы днища, создаваемой формообразующими перегородками;

- возможность использования материалов, пригодных только для надувных конструкций (не пропускающих воздух, поддающихся только склеиванию и спайке);

- сложность ремонта, так как в случае повреждения формообразующих перегородок подлежит замене эластичное днище лодки.

Задачей полезной модели является улучшение гидродинамических характеристик лодки и возможность использования более прочных эластичных материалов.

Поставленная задача достигается тем, что предлагается надувная лодка, содержащая соединяющиеся между собой надувные борта и носовую часть, а также плоское днище и килеобразующее средство, включающее эластичное фигурное полотнище, расположенное под днищем лодки, и формообразующий элемент, содержащий формообразующие перегородки, и охватываемый эластичным полотнищем, причем названный формообразующий элемент килеобразующего средства выполнен надувным и содержит газонепроницаемую оболочку, имеющую плоскую верхнюю часть, и фигурную нижнюю часть, форма которой подобна форме эластичного фигурного полотнища килеобразующего средства, а названные формообразующие перегородки установлены внутри названной газонепроницаемой оболочки.

В зависимости от требуемой формы киля формообразующие перегородки могут иметь самые разнообразнее формы, но наиболее распространенным вариантом является крыловидная форма.

Наиболее распространенным и технологичной является вертикальная установка формообразующих перегородок с креплением их к внутренней поверхности верхней и нижней частей формообразующего элемента.

Для соблюдения остойчивости лодки фигурное эластичное полотнище килеобразующего средства в сечении, перпендикулярном диаметральной плоскости лодки, должно быть симметрично относительно названной плоскости.

Технологично формообразующие перегородки выполнять составными.

Транец для крепления мотора устанавливают, как правило, на корме лодки, под которой понимается задняя оконечность лодки.

Традиционно фигурная нижняя часть газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента может быть выполнена в разных вариантах: V-образной, W-образной, VVV-образной, или иметь другие формы сечения.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется следующими рисунками, где

на фиг.1 изображен общий вид надувной моторной лодки сверху;

на фиг.2 - сечение А-А, показанное на фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б, показанное на фиг.1;

на фиг.4 - сечение надувного формообразующего элемента;

на фиг.5 - узел крепления формообразующих перегородок.

Моторная надувная лодка (фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4, фиг.5) состоит из следующих деталей и узлов: 1 - надувные борта, 2 - носовая надувную часть, в данном примере закругленной формы, 3 - эластичное плоское днище, 4 - корма, 5 - транец, 6 - килеобразующее средство, 7 - эластичное фигурное полотнище килеобразующего средства, 8 - газонепроницаемая оболочка

формообразующего элемента, 9 - формообразующие перегородки формообразующего элемента, 10 - Т-образный профиль, 11 - клапан.

Надувной формообразующий элемент может быть выполнен соединением между собой по периметру верхней плоской и нижней фигурной частей (фиг.3). В данном примере нижняя часть состоит из двух эластичных листов, склеенных между собой под углом 90-150°. Верхняя часть в виде плоского листа имеет форму днища лодки. Формообразующие перегородки в данном примере выполнены крыловидной формы из эластичного материала, например листа ПВХ, имеющего толщину 1-1,5 мм. Формообразующие перегородки прикреплены одним краем по всей длине к соединительным элементам в виде Т-образных профилей 10, как показано на фиг.5. Названные профили вместе с формообразующими перегородками прикреплены по обе стороны от оси симметрии, проходящей через диаметральную плоскость лодки, к внутренней поверхности нижней и верхней частей газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента. Формообразующие перегородки могут быть выполнены составными - верхняя и нижняя части скреплены между собой по всей длине, например, склеиванием. Нижняя и верхняя часть оболочки надувного формообразующего элемента вместе с формообразующими перегородками соединены между собой по периметру. Количество формообразующих перегородок по обе стороны от оси симметрии - равное и по мере удаления от нее их высота уменьшается. Расстояние между осью симметрии и соответствующими формообразующими перегородками по обе стороны от

оси симметрии также одинаково. Формообразующий элемент вставляется в полость, образованную эластичным фигурным полотнищем килеобразующего средства. Для придания ему объема путем надувания, в формообразующем элементе в верхней его части устанавливают надувной клапан 11, который соединяют с эластичным днищем лодки. Форма эластичного фигурного полотнища килеобразующего средства подобна форме нижней части оболочки надувного формообразующего элемента. Из двух половинок эластичного материала под таким же углом, что и в формообразующем элементе склеивается или сшивается эластичное фигурное полотнище килеобразующего средства. Далее фигурное полотнище килеобразующего средства склеивается или сшивается с нижней частью эластичного днища, таким образом, чтобы надувной элемент формообразующий элемент оказался между днищем лодки и фигурным полотнищем килеобразующего средства. Полученное таким образом днище лодки с килеобразующим средством неразъемно соединяется, например, клейкой с надувными бортами при помощи ленты из эластичной ткани. Транец устанавливается на корму лодки на надувное днище.

Таким образом, конструкция лодки приближена к жесткой системе:

корпус, надувное днище устойчивой формы, совмещающее функции киля и пола и транец. Вся нагрузка равномерно распределяется на надувные борта и надувное днище. Предлагаемая лодка обеспечивает устойчивое движение на высокой скорости как в условиях тихой воды, так и на волнении.

Достоинством лодки является возможность поддерживать полный ход при большой высоте волны на любых курсах по отношению к ее бегу, при ударах, испытываемых днищем, устойчивость на курсе. Лодка обладает начальной статической остойчивостью - не имеет никакого значительного крена при повышенных нагрузках на один борт, отсутствует "рыскливость" по курсу, характеризуется отличной маневренностью.

Чтобы подготовить лодку для плавания, ее необходимо вынуть из упаковки, развернуть из скатки и через клапаны наполнить воздухом все отсеки. Чтобы сложить лодку, необходимо стравить воздух через клапаны из всех отсеков, уложить бортовые оконечности на транец и свернуть лодку в скатку вокруг транца. Всю скатку уложить в упаковочный чехол.

Преимуществами предлагаемой моторной лодки по сравнению с известными являются следующие:

- более высокие гидродинамические характеристики из-за отсутствия волнистости в килеобразующей части днища лодки, что уменьшает площадь смачиваемой поверхности и приводит к уменьшению сопротивления движения;

- возможность использования более прочных эластичных материалов, например кевлара, дакрона, лавсана, у которых отсутствует требование воздухонепроницаемости и технология изготовления допускает сшивание материала;

- упрощение ремонта, так как в случае повреждения формообразующих перегородок нет необходимости заменять днище лодки - ремонт сводится к замене надувного формообразующего элемента;

- более высокая надежность лодки за счет применения более прочных материалов для внешней оболочки днища лодки.

1. Надувная моторная лодка, содержащая соединяющиеся между собой надувные борта и носовую часть, а также плоское днище, корму и килеобразующее средство, включающее эластичное фигурное полотнище, расположенное под днищем лодки, и формообразующий элемент, содержащий формообразующие перегородки, и охватываемый эластичным полотнищем, отличающаяся тем, что формообразующий элемент килеобразующего средства выполнен надувным и содержит газонепроницаемую оболочку, имеющую плоскую верхнюю часть, и фигурную нижнюю часть, форма которой подобна форме эластичного фигурного полотнища килеобразующего средства, а названные формообразующие перегородки установлены внутри названной газонепроницаемой оболочки.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что формообразующие перегородки установлены вертикально и прикреплены к внутренней поверхности верхней и нижней частей газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента.

3. Лодка по п.2, отличающаяся тем, что формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы.

4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что фигурное эластичное полотнище килеобразующего средства и фигурная нижняя часть газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента в любом сечении, перпендикулярном диаметральной плоскости лодки, имеют симметричную форму, а осью симметрии является названная диаметральная плоскость.

5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что формообразующие перегородки выполнены составными.

6. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что на ее корме установлен транец.

7. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что фигурное эластичное полотнище килеобразующего средства и фигурная нижняя часть газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента выполнены V-образной формы.

8. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что фигурное эластичное полотнище килеобразующего средства и фигурная нижняя часть газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента выполнены W-образной формы.

9. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что фигурное эластичное полотнище килеобразующего средства и фигурная нижняя часть газонепроницаемой оболочки формообразующего элемента выполнены VVV-образной формы.



 

Похожие патенты:

Решение относится к крепежным и соединительным элементам, которые могут быть применены для сборки изотермических автомобильных фургонов, теплоизолированных камер для стационарных холодильных систем, производственных, складских и жилых помещений и т.п.

Изобретение относится к форме днища (2)
Наверх