Моторная надувная лодка

 

Полезная модель относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам для прогулок и отдыха на воде.

Техническим результатом, на достижение которого направлена заявленная полезная модель, является повышение гидродинамических характеристик и безопасности лодки при ее эксплуатации, а также упрощение технологии изготовления лодки при сохранении жесткости ее конструкции.

Указанный технический результат достигается за счет того, что надувная моторная лодка, включающая борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из соединенных между собой по периметру верхней и нижней частей, первая из которых выполнена плоской, а вторая - V-образной формы с углом, определяющим заданную килеватость, и средство, создающее килеобразную форму днища, дополнительно снабжена антискользящим покрытием, прикрепленным к верхней части днища, толщина нижней части днища составляет 1,5-2,5 толщины верхней части днища, борта в носовой части выполнены с плавным кроем и соединены под острым углом, конические концевики бортов кормовой части выполнены со смещенными вершинами конусов вниз под углом между вершиной конуса и плоскостью днища не менее 15°, а борта дополнительно снабжены лентой, прикрепленной снизу по их осевой линии от места соединения в носовой части до начала концевиков в корме. При этом антискользящее покрытие может быть прикреплено к верхней части днища посредством склеивания, при котором может быть использован двухкомпонентный клей. Верхняя и нижняя части днища, а также антискользящее покрытие могут быть выполнены из материала ПВХ, а лента может быть выполнена из полиуретана шириной не менее 20 см и прикреплена снизу бортов посредством склеивания.

Область техники

Полезная модель относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам для прогулок и отдыха на воде.

Предшествующий уровень техники

Известна надувная лодка, содержащая U-образный основной баллон, носовую часть, кормовую часть с транцем и днище, прикрепленное к основному баллону, носовой и кормовой частям. Для улучшения ходовых характеристик лодка дополнена нижним надувным блоком из трех независимых цилиндрических баллонов, жестко соединенным с основным верхним надувным баллоном палубы, причем баллоны склеены между собой по всей длине с помощью гибких тканевых шарниров и соединенных в кормовой части общей накладкой. Блок нижних баллонов и основной баллон корпуса соединены путем склейки с днищем и механической фиксацией накладки блока к транцу корпуса (Патент RU 81469, опубликован 20.03.2009).

Недостатком известного решения является сложная конструкция нижней части днища в виде трех независимых цилиндрических баллонов склеенных вместе по всей длине, что усложняет изготовление лодки, недостаточно высокая безопасность ввиду выполнения носовой части лодки в виде усеченного конуса и отсутствия на верхней части днища антискользящего покрытия, кроме того, снижены ходовые качества лодки из-за выполнения концевиков баллонов в виде шаровых сегментов

Известна надувная моторная лодка, содержащая надувной корпус с цилиндрическими бортами и приподнятой носовой частью, съемный транец, кормовая часть лодки выполнена с консольными обтекаемой формы оконечностями, соединенными между собой надувной перемычкой, при этом оконечности выполнены параболической формы, а на виде сбоку - конической со смещенными вершинами конусов вниз до совмещения образующих конусов с нижней часть бортов лодки, указанная обтекаемая форма каждой оконечности образовано путем пересечения под острым углом цилиндрического борта лодки с частью цилиндрической поверхности такого же радиуса и частью эллиптической поверхности, что позволяет увеличить гидравлическую силу сопротивления, препятствующую подъему носовой части лодки и ее опрокидыванию (Патент RU 71623, опубликован 20.03.2008).

Недостатком этой лодки является сложность изготовления кормовой части корпуса, а также недостаточно высокая безопасность ввиду выполнения носовой части лодки в виде усеченного конуса, что при больших скоростях приведет к заливанию кокпита, а на верхнем листе днища отсутствует антискользящее покрытие.

Известна моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листа материала под углом, определяющим заданную килеватость и снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, например из армированного ПВХ, а верхняя часть - в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине (Патент RU 2287449, опубликован 20.11.2006). Данное изобретение является наиболее близким своей по технической сущности.

Недостатком известной лодки является сложность изготовления днища, поскольку нижний лист днища изготовлен из основного листа и дополнительного слоя из эластичного материала для усиления нижней части лодки, низкие ходовые качества лодки, так как при выполнении кормовой части бортов в виде симметричных конусов возникает сопротивление при глиссировании лодки, недостаточно обеспечена безопасность пассажиров или грузов, так как носовая часть лодки выполнена в виде усеченного конуса, в результате при больших скоростях возможно заливание кокпита, а на верхнем листе днища отсутствует антискользящее покрытие.

Раскрытие полезной модели

Техническим результатом, на достижение которого направлена заявленная полезная модель, является повышение гидродинамических характеристик и безопасности лодки при ее эксплуатации, а также упрощение технологии изготовления лодки при сохранении жесткости ее конструкции.

Указанный технический результат достигается за счет того, что надувная моторная лодка, включающая борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из соединенных между собой по периметру верхней и нижней частей, первая из которых выполнена плоской, а вторая - V-образной формы с углом, определяющим заданную килеватость, и средство, создающее килеобразную форму днища, дополнительно снабжена антискользящим покрытием, прикрепленным к верхней части днища, толщина нижней части днища составляет 1,5-2,5 толщины верхней части днища, борта в носовой части выполнены с плавным кроем и соединены под острым углом, конические концевики бортов кормовой части выполнены со смещенными вершинами конусов вниз под углом между вершиной конуса и плоскостью днища не менее 15°, а борта дополнительно снабжены лентой, прикрепленной снизу по их осевой линии от места соединения в носовой части до начала концевиков в корме. При этом антискользящее покрытие может быть прикреплено к верхней части днища посредством склеивания, при котором может быть использован двухкомпонентный клей. Верхняя и нижняя части днища, а также антискользящее покрытие могут быть выполнены из материала ПВХ, а лента может быть выполнена из полиуретана шириной не менее 20 см. и прикреплена снизу бортов посредством склеивания.

Краткое описание чертежей

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется следующими чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид моторной лодки сверху;

на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1.

Осуществление полезной модели

Моторная надувная лодка образована надувными бортами 1 выполненными в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками 2 в корме, транцем 3, эластичным днищем и средством создающим килеобразную форму. В качестве средства, создающего килеобразную форму используют формообразующие перегородки 4, расположенные внутри надувного днища. Днище состоит из нижней 5 и верхней 6 частей, соединенных между собой по периметру (фиг.3.) Верхняя и нижняя части днища выполнены из материала ПВХ, причем толщина нижней части днища составляет 1,5-2,5 толщины верхней части днища. Как показали экспериментальные исследования, оптимальное соотношение жесткости конструкции и материалоемкости достигается при выполнении верхней части днища толщиной 0,9 см, а нижней части днища - толщиной 1,9 см.

На верхнюю 6 часть днища дополнительно наносится слой 7 антискользящего покрытия из материала ПВХ, который приклеивается непосредственно на верхнюю часть надувного днища двухкомпонентным клеем, например, марки Conti Secur, изготовитель Германия, или марки NILOS TL-T70, изготовитель Германия, или клеем Dongsung Bond, Bondace 5150L, Южная Корея.

Носовая часть лодки имеет плавный крой бортов 1, которые в носовой части сходятся под острым углом (фиг.1). Предпочтительно выбирается угол , равный 82°.

Транец 3 установлен в корме лодки на надувное днище. Для улучшения ходовых характеристик лодки кормовые части бортов выполнены со смещенными вершинами конусов вниз под углом не менее 15° относительно горизонтали борта 1 (фиг 2). Экспериментально установлено, что при выполнении указанного угла менее 15° ухудшаются ходовые характеристики лодки, поскольку возможно возникновение эффекта торможения при глиссировании.

Низ бортов 1 лодки имеет дополнительный слой, выполненный в виде полиуретановой ленты 8 шириной не менее 20 см, приклеенной от места соединения носовой части и основных баллонов до окончания баллонов и начала концевиков. Лента приклеена по оси симметрии баллонов 1, по всей длине баллона, имеющей контакт с водой.

Утолщение нижней части днища лодки по отношению к его верхней части позволяет упростить технологию изготовления лодки в целом за счет возможности исключения дополнительного слоя днища, которое в известных на сегодняшний день конструкциях лодок широко используется с целью обеспечения требуемой жесткости; выполнение носовой части плавным кроем и соединение бортов в носовой части под острым углом значительно уменьшает попадание брызг в кокпит лодки при ее движении независимо от скорости; покрытие верхней части днища антискользящим покрытием обеспечивает устойчивость находящихся в кокните людей и грузов при движении лодки; форма концевиков баллонов обеспечивает, с одной стороны, облегчение выхода лодки на глиссирование, а, с другой стороны, не создает лишнего сопротивления при глиссировании; крепление к баллонам по всей их длине полиуретановой ленты обеспечивает дополнительное усиление баллонов лодки.

Изготовление предложенной конструкции лодки производится промышленным способом в условиях промышленного производства с использованием существующего оборудования, существующей технологии, серийных материалов и не требует применения специальной оснастки и приспособлений.

Преимуществами предлагаемой моторной лодки по сравнению с известными являются следующие:

- высокие гидродинамические характеристики за счет особенной формы выполнения концевиков баллонов в кормовой части;

- надежность лодки благодаря дополнительному усилению баллонов бортов лодки, что сохраняет жесткость конструкции при минимальных затратах;

- безопасность плавания, за счет устранения возможности заливания кокпита, а также за счет покрытия верхнего листа днища антискользящим покрытием.

1. Надувная моторная лодка, включающая борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из соединенных между собой по периметру верхней и нижней частей, первая из которых выполнена плоской, а вторая - V-образной формы с углом, определяющим заданную килеватость, и средство, создающее килеобразную форму днища, отличающаяся тем, что лодка дополнительно снабжена антискользящим покрытием, прикрепленным к верхней части днища, толщина нижней части днища составляет 1,5-2,5 толщины верхней части днища, борта в носовой части выполнены с плавным кроем и соединены под острым углом, конические концевики бортов кормовой части выполнены со смещенными вершинами конусов вниз под углом между вершиной конуса и плоскостью днища не менее 15°, а борта дополнительно снабжены лентой, прикрепленной снизу по их осевой линии от места соединения в носовой части до начала концевиков в корме.

2. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя и нижняя части днища выполнены из материала ПВХ.

3. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что антискользящее покрытие прикреплено к верхней части днища посредством склеивания.

4. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что при склеивании используется двухкомпонентный клей.

5. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что антискользящее покрытие выполнено из материала ПВХ.

6. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что лента выполнена из полиуретана шириной не менее 20 см.

7. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что лента прикреплена снизу бортов посредством склеивания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к форме днища (2)

Полезная модель относится к судостроению, в частности к надувным лодкам

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок
Наверх