Надувная лодка

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок. Задача предлагаемого технического решения - повышение ходовых качеств надувной лодки за счет обеспечения жесткости конструкции. Технический результат достигается следующим образом. Надувная лодка содержит U-образный основной баллон 1, носовую часть, кормовую часть с транцем 2 и днище 8, прикрепленное к основному баллону, носовой и кормовой частям. Для улучшения ходовых характеристик лодка дополнена блоком из трех независимых цилиндрических баллонов 5, склеенных вместе по всей длине баллонов с помощью гибких тканевых шарниров 6 и соединенных в кормовой части общей накладкой 7. Блок нижних баллонов и основной баллон корпуса соединены путем склейки с днищем и механической фиксацией накладки блока к транцу корпуса. Дополнительно между боковой поверхностью нижних баллонов блока и нижней поверхностью основного баллона может быть приклеено натяжное фальшднище. Нижние баллоны могут быть выполнены с усеченными носовыми оконечностями. Возможен выпуск крайних баллонов блока за плоскость общей накладки на 100-300 мм. Введение нижнего надувного блока, жестко соединенного с основным верхним надувным баллоном палубы повышает жесткость всей конструкции, ее устойчивость и плавучесть, что обеспечивает улучшение ходовых и эксплуатационных качеств лодки. 4 рис., 5 п.ф.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок.

Известные надувные лодки традиционно содержат по контуру надувной баллон, замкнутого или подковообразного типа, носовую, кормовую часть и днище. Известны различные усовершенствования в конструкции лодок, которые служат для улучшения эксплуатационных параметров.

В патенте РФ на изобретение №2041117 от 1992.05.28 представлена надувная лодка, содержащая по контуру баллон подковообразного типа и мягкое днище. Лодка снабжена фальшднищем из того же материала, что и днище лодки. Оба днища образуют карман по всей длине лодки, открытый с кормы. В карман вложена жесткая несущая днищевая часть с транцем, выполненная килеватой, разборной и складной. Подобное усовершенствование конструкции лодки обеспечивает повышение устойчивости, плавучести и за счет разборности конструкции - транспортабельности.

Известна надувная многоместная лодка, содержащая надувные борта, носовую часть, кормовую часть, продольный баллон, проходящий по середине от носа до кормы, и днище, прикрепленное к бортам, носовой и кормовой частям и к продольному баллону (патент РФ на полезную модель №1055, 1995 г.)

Однако она не обладает жесткостью, достаточной для обеспечения приемлемых ходовых качеств при использовании мотора.

Этот технический результат достигается у надувной многоместной лодки, содержащей надувные борта, носовую часть, кормовую часть, продольной баллон, проходящий посередине внутри лодки от носа до кормы, и днище, прикрепленное к бортам, носовой и кормовой части и к продольному баллону. К продольному баллону и к бортам дополнительно прикреплены две пары поперечных надувных цилиндров. Носовая часть выполнена из соединенных между собой элементов вышек раскроя, приподнята относительно бортов и имеет трапециевидную форму в

плане. Кормовая часть выполнена в виде жесткого плоского транца с круговыми вырезами, которые охватывают продольный баллон и внутреннюю часть бортов. Вдоль корпуса лодки от носовой части до транца в промежутках между бортами и продольным баллоном расположен настил, который закреплен в зоне транца и носовой части к днищу (патент РФ на изобретение №2116221 от 09.04.1996 г. - прототип).

Однако и эта конструкция не обеспечивает необходимой жесткости и высоких ходовых качеств глиссирующей лодки.

Задача предлагаемого технического решения - повышение ходовых качеств надувной лодки за счет обеспечения жесткости конструкции.

Технический результат достигается следующим образом. Надувная лодка содержит U-образный основной баллон, носовую часть, кормовую часть с транцем и днище, прикрепленное к основному баллону, носовой и кормовой частям. Для улучшения ходовых характеристик лодка дополнена блоком из трех независимых цилиндрических баллонов, склеенных вместе по всей длине баллонов с помощью гибких тканевых шарниров и соединенных в кормовой части общей накладкой. Блок нижних баллонов и основной баллон корпуса соединены путем склейки с днищем и механической фиксацией накладки блока к транцу корпуса.

Дополнительно между боковой поверхностью нижних баллонов блока и нижней поверхностью основного баллона может быть приклеено натяжное фальшднище.

Нижние баллоны могут быть выполнены с усеченными носовыми оконечностями.

Возможен выпуск крайних баллонов блока за плоскость общей накладки на 100-400 мм.

Введение нижнего надувного блока баллонов жестко соединенного с основным баллоном корпуса через транец, шпангоут и палубу кокпита повышает жесткость всей конструкции, ее устойчивость и плавучесть, что обеспечивает улучшение ходовых и эксплуатационных качеств лодки.

Предлагаемая надувная лодка иллюстрируется чертежами, где показаны:

Фиг.1 - вид лодки сверху,

Фиг.2 - вид сбоку,

Фиг.3 - схема сечения корпуса по миделю

Фиг.4 - вид сверху нижнего блока баллонов,

Корпус надувной лодки состоит из двух основных частей - верхней и нижней.

Верхняя часть состоит из U образного основного баллона 1, замкнутого в кормовой части жестким транцем 2. К основному баллону 1 приклеен фальшборт 3 с элементами фурнитуры, в районе миделя вклеен шпангоут 4 (фиг.1 и 2).

Нижняя часть корпуса (фиг.3 и 4) представляет собой блок из трех независимых цилиндрических баллонов 5 с усеченными носовыми оконечностями. Баллоны 5 склеены вместе по всей длине с помощью гибких тканевых шарниров 6. Кормовые оконечности баллонов 5 соединены вместе общей накладкой 7, приклеиваемой или крепящейся механическим способом. Для улучшения ходовых характеристик лодки возможен выпуск крайних баллонов блока за плоскость общей накладки на 100-300 мм.

Блок нижних баллонов 5 и основной баллон 1 корпуса соединяются склейкой через поверхность днища кокпита 8, механической фиксацией накладки 7 блока к транцу 2 корпуса и дополнительно - с помощью приклейки натяжного фальшднища 9 между боковой поверхностью нижних баллонов блока и нижней поверхностью основного корпуса.

По периметру основного баллона 1 приклеен формованный привальный брус 11.

Баллон 1 разделен на несколько независимых отсеков, которые, как и баллоны нижнего блока 5 наполняются через независимые клапана 10.

К транцу с помощью механического крепления фиксируется накладка блока, благодаря чему данный узел равномерно распределяет нагрузку на нижние баллоны и борта основного корпуса и обеспечивает необходимую жесткость в поперечном направлении.

В палубе кокпита есть 4 шпигата 12 (два до шпангоута и два перед транцем), благодаря чему кокпит сообщается с межбалонным пространством нижнего блока, что обеспечивает самоосушение палубы лодки.

Это значительно повышает мореходность и безопасность эксплуатации лодки. Палуба, расположенная поверх данных баллонов всегда находиться выше ватерлинии, вследствие чего кокпит является самоотливным.

Для увеличения высоты надводного борта основной корпус оснащен фальшбортом 3.

Лодка, имея более жесткую конструкцию, обладает хорошими гидродинамическими качествами при эксплуатации с подвесными моторами и в то же время обладает хорошей устойчивостью.

Конструкцией лодки предусмотрена возможность использования ее в гребном варианте с помощью двух весел 13 и установленных на фальшборте уключин 14.

Эксплуатация предлагаемой лодки осуществляется следующим образом.

Чтобы подготовить лодку для плавания, ее необходимо извлечь из упаковки, развернуть на ровной площадке и приведя клапана наполнения в рабочее состояние, наполнить отсеки воздухом. После чего необходимо пришнуровать жесткие банки 15 к люверсным поясам кокпита 16 и закрепить весла в уключинах.

Для того, чтобы сложить лодку, необходимо открыть клапана всех отсеков, транец повернуть в горизонтальную плоскость, уложив его на днище кокпита, подвернуть борта на днище. Далее лодку скатывают по длине в виде рулона, сворачивая вокруг транца и фиксируют скатку стяжным ремнем. Всю скатку укладывают в упаковочный чехол. Длина упаковки определяется габаритами жесткого транца.

Таким образом, дополнение лодки нижним ярусом баллонов с тканевым шарниром позволяет существенно улучшить ходовые и эксплуатационные параметры надувной лодки.

Данная конструкция корпуса позволяет максимально приблизить ходовые характеристики надувной лодки к аналогичным по размеру лодкам с жестким корпусом, сохраняя при этом компактность надувной лодки в сложенном виде и делая не нужным предварительную сборку лодки перед наполнением отсеков воздухом.

1. Надувная лодка, содержащая U-образный основной баллон, носовую часть, кормовую часть с транцем и днище, прикрепленное к основному баллону, носовой и кормовой частям, отличающаяся тем, что лодка дополнена блоком из трех независимых цилиндрических баллонов, соединенных между собой по всей длине с помощью гибких тканевых шарниров, а в кормовой части общей накладкой, при этом блок нижних баллонов и основной баллон корпуса соединены между собой путем склейки с днищем и механической фиксацией накладки блока к транцу корпуса.

2. Надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что между боковой поверхностью нижних баллонов блока и нижней поверхностью основного баллона приклеено натяжное фальшднище.

3. Надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что нижние баллоны выполнены с усеченными носовыми оконечностями.

4. Надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что крайние баллоны нижнего блока выступают за плоскость накладки на 100-300 мм.



 

Похожие патенты:

Катамаран // 108414
Изобретение относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по равнинным и горным рекам, в частности, к разборным спортивным и/или туристским катамаранам

Изобретение относится к форме днища (2)

Полезная модель относится к судостроению, в частности к надувным лодкам
Наверх