Аэросани-амфибия
Полезная модель относится к области транспорта и касается конструкций аэросаней-амфибий, используемых при поисково-спасательной работе, патрульными службами, для перевозки грузов и пассажиров в труднодоступные места. Технический результат заявленного устройства заключается в улучшении эксплуатационных качеств аэросаней-амфибий. Аэросани-амфибия содержат лодку-лыжу, и установленный на ней корпус, включающий в себя кабину и моторный отсек, в котором установлен двигатель, связанный с движителем, выполненным в виде воздушного винта. На днище лодки-лыжи выполнены два продольных водоотвода, расположенных симметрично относительно ее продольной оси, и поперечный редан. Кабина состоит из передней средней и задней секций, причем передняя секция выполнена жесткой с неподвижным лобовым стеклом и опускающимися боковыми стеклами, средняя секция оборудована сдвижным в сторону задней секции фонарем, а задняя секция выполнена жесткой с неподвижным остеклением.
3 д.п. ф-лы, 5 ил.
Полезная модель относится к области транспорта и касается конструкций аэросаней-амфибий, используемых при поисково-спасательной работе, патрульными службами, для перевозки грузов и пассажиров в труднодоступные места, для преодоления болотистой местности, разливов рек, снежных заносов, мелководья, песчаных отмелей, водоемов, поросших камышами и кустарниками. Навигация данного транспортного средства продолжается круглый год, даже когда озера и реки покрываются тонким льдом. Также аэросани могут использоваться охотниками, рыболовами и любителями в качестве прогулочного средства передвижения.
Известны аэросани-амфибия, содержащее лодку-лыжу и установленный на ней корпус, включающий в себя кабину и моторный отсек с двигателем, при этом последний связан с движителем, выполненным в виде воздушного винта (патент на изобретение РФ №2093407, МПК В62М 27/00, 1997 г.).
Наиболее близким техническим решением к предложенному являются аэросани-амфибия, содержащие лодку-лыжу и установленный на ней корпус, включающий в себя кабину и моторный отсек с двигателем, при этом последний связан с движителем, выполненным в виде воздушного винта, лодка-лыжа выполнена с двумя продольными реданами, в кабине могут быть установлены шесть кресел, а передняя часть кабины - откидная (патент на изобретение РФ №2082644, МПК В62М 27/00, 1997 г.).
Недостатком известных конструкций аэросаней-амфибий является низкая остойчивость и неудобство пользования кабиной, что снижает их эксплуатационные качества.
Технический результат заявленного устройства заключается в улучшении эксплуатационных качеств аэросаней-амфибий.
Указанный технический результат достигается за счет того, что аэросани-амфибия содержат лодку-лыжу, на днище которой имеется редан, и установленный на ней корпус, включающий в себя кабину и моторный отсек, в котором установлен двигатель, связанный с движителем, выполненным в виде воздушного винта. На днище лодки-лыжи выполнены два продольных водоотвода, расположенных симметрично относительно ее продольной оси, а редан выполнен вместе с корпусом лодки поперек указанной продольной оси.
Кабина состоит из передней средней и задней секций, причем передняя секция выполнена жесткой с неподвижным лобовым стеклом и опускающимися боковыми стеклами, средняя секция оборудована сдвижным в сторону задней секции фонарем, а задняя секция выполнена жесткой с неподвижным остеклением; стенки задней секции кабины обшиты теплошумоизолирующим материалом «вибропласт», а в кабине на амортизаторах установлены откидывающиеся сиденья.
Предложенная конструкция аэросаней-амфибий поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображены аэросани-амфибия, вид сбоку при закрытой кабине;
на фиг.2 - то же, при открытой средней части кабины;
на фиг.3 - аэросани-амфибия, вид спереди;
на фиг.4 - то же, вид сзади;
на фиг.5 - то же, вид сверху.
Аэросани-амфибия выполнены в форме лодки - лыжи 1 с трехсекционной кабиной 2. На днище лодки - лыжи 1 образованы два продольных водоотвода 3, расположенных симметрично относительно продольной оси лодки-лыжи, и редан 4, расположенный поперек указанной продольной оси. Корпус лодки - лыжи выполнен из алюминиевого сплава АМГ6, который покрыт полимером, устойчивым к ударам и истиранию. Силовой набор смонтирован в каркасе лодки по авиационной технологии стрингера и шпангоуты, продольные и поперечные. Кабина 2 аэросаней состоит из трех секций: передней 5, средней 6 и задней 7. Передняя секция 5 кабины - неподвижная, оснащена ветровым стеклом 8 с двумя стеклоочистителями 9 и двумя боковыми опускающимися стеклами 10, для пилота и сидящего рядом пассажира. Возможно использование ветрового стекла от автомобиля ВАЗ 2109. Средняя секция 6 кабины выполнена с остекленным сдвижным в сторону задней секции 7 фонарем 11. С боковых сторон этой секции установлены рундуки-ступени 12. Задняя секция 7 - неподвижная с остеклением. В салоне кабины могут быть установлены восемь сидений 13, включая водительское. Сиденья 13 установлены на амортизаторах и выполнены складывающимися. В примере конкретного выполнения, сиденья установлены в четыре ряда. Первый ряд сидений - для водителя и пассажира, установлены в передней секции 5. Во втором ряду установлено одно сиденье, размещенное в средней
секции 6 между сиденьями первого ряда. Сиденья третьего и четвертого рядов установлены в задней секции 7, причем в третьем ряду - два сиденья, а в четвертом - три. Стенки задней секции 7 кабины 2 обшиты теплошумоизолирующим материалом «вибропласт».
В задней части аэросаней находится моторный отсек 14 с двигателем, который связан с движителем в виде толкающего воздушного винта 15 и рулями направления 16. Моторный отсек огорожен сеткой 17. В передней части амфибии имеется люк 18 для доступа в неотопляемый отсек, который также используется как багажный отсек.
Управление аэросанями осуществляется штурвалом, расположенным с левой стороны по ходу движения (аналогично рулю в автомобиле) и двумя рулями направления 16, находящимися в воздушном потоке винта.
Аэросани-амфибия оснащены также навигатором, отопителем, осветительными приборами 20, а также двумя водоотливными помпами - автоматической и принудительной (на чертежах не показано).
На аэросанях установлен, преимущественно, маринизированный двигатель мощностью 330 л.с. Пропеллер в зависимости от назначения и требований, может иметь от двух до двенадцати лопастей. Необходим для понижения шума, повышения тяги, исходя из экономических соображений при использовании в преимущественной среде эксплуатации.
Аэросани оснащены двумя топливными баками, емкостью по 130 л, расположенными по правой и левой стороне по бортам в средней части корпуса (спрятаны под обшивкой салона).
Функционирование аэросаней-амфибий осуществляется следующим образом.
Выполнение на днище лодки-лыжи двух продольных водоотвода 3 и поперечного редана 4 позволяет легко выходить на глиссирование по водной поверхности и двигаться с большой скоростью как по мелководью, так и по глубоководью с полной нагрузкой, а также быстро передвигаться по льду и снегу. Данная форма днища обладает хорошей остойчивостью, что позволяет себя уверенно чувствовать даже на волнении воды.
Сдвижной фонарь 11 средней секции 6 кабины 2 позволяет осуществлять погрузку - выгрузку груза и пассажиров с любой стороны амфибии независимо от борта швартовки или остановки. В открытый проем при сдвинутом фонаре 11 можно занести раненого на носилках.
Трехсекционное выполнение кабины с теплошумоизоляцией позволяет пользоваться аэросанями в любое время года, а разложенные сиденья 13 служат кроватями для полноценной ночевки.
Использование в передней секции кабины широко распространенного ветрового стекла 8 от автомобиля ВАЗ 2109, в случае повреждения, может быть легко заменено даже в полевых условиях. Боковые опускные стекла 10, в случае аварии, можно использовать как запасной выход.
Полимерное покрытие корпуса повышает долговечность конструкции.
1. Аэросани-амфибия, содержащие лодку-лыжу, на днище которой имеется редан, и установленный на ней корпус, включающий в себя кабину и моторный отсек, в котором установлен двигатель, связанный с движителем, выполненным в виде воздушного винта, отличающиеся тем, что на днище лодки-лыжи выполнены два продольных водоотвода, расположенных симметрично относительно ее продольной оси, а редан выполнен вместе с корпусом лодки поперек указанной продольной оси.
2. Аэросани-амфибия по п.1, отличающиеся тем, что кабина состоит из передней, средней и задней секций, причем передняя секция выполнена жесткой с неподвижным лобовым стеклом и опускающимися боковыми стеклами, средняя секция оборудована сдвижным в сторону задней секции фонарем, а задняя секция выполнена жесткой с неподвижным остеклением.
3. Аэросани-амфибия по п.2, отличающиеся тем, что стенки задней секции кабины обшиты теплошумоизолирующим материалом «вибропласт».
4. Аэросани-амфибия по п.1, отличающиеся тем, что в кабине на амортизаторах установлены откидывающиеся сиденья.