Надувной катамаран

 

Полезная модель относится к области надувных плавучих судов, в частности к надувным катамаранам, которые могут быть использованы для транспортировки грузов, перевозки и спасения людей, проведения исследований, а также развлечений и занятий спортом. Надувной катамаран, включающий носовую часть, кормовую часть, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона, имеющие цилиндрическую часть и заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, расположенный между указанными баллонами, транец для размещения мотора, расположенный в кормовой части, при этом внутренние полости упомянутых баллонов разделены поперечными перегородками, разделяющие баллоны на отдельные отсеки, а также содержит натяжное днище, которое прикреплено к надувным баллонам на уровне ниже верхней кромки упомянутых баллонов на расстоянии 5-50% их высоты, при этом настил расположен над натяжным днищем и образует кокпит, а в носовой части расположен дополнительный транец, на который установлен рундук, передняя стенка которого выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя. При этом, в кормовой части расположены интерцепторы, выполненные в виде двух плоских эластичных треугольников, расположенных симметрично продольной оси катамарана, и каждый из которых присоединен к транцу и к конической кормовой оконечности баллона, а надувные баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана. Данное техническое решение позволяет обеспечить повышение мореходных качеств, улучшение гидродинамических характеристик, а также увеличение диапазона скоростных режимов при снижении стоимости катамарана и эксплуатационных расходов.

Полезная модель относится к области надувных плавучих судов, в частности к надувным катамаранам, которые могут быть использованы для транспортировки грузов, перевозки и спасения людей, проведения исследований, а также развлечений и занятий спортом.

Известен надувной катамаран [1], содержащий два мягких продольных разнесенных друг от друга основных надувных баллона, имеющих цилиндрическую форму, заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, боковые кромки которого закреплены на указанных поплавках, транец и размещенный на нем мотор. Однако, такая конструкция надувного катамарана имеет низкую общую жесткость конструкции, что обусловлено использованием в катамаране мягкого мостика. Кроме того, недостатками данного технического решения являются невысокая мореходность и безопасность эксплуатации.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является надувной катамаран [2], включающий носовую часть, кормовую часть, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона, имеющие цилиндрическую часть и заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, расположенный между указанными баллонами, транец для размещения мотора, расположенный в кормовой части, при этом внутренние полости упомянутых баллонов разделены поперечными перегородками, разделяющие баллоны на отдельные отсеки. При этом катамаран имеет два дополнительных баллона, меньшего диаметра, расположенных параллельно и снизу основных надувных баллонов по всей длине, которые расположены к продольной оси симметрии катамарана под углом 2-5 град, а настил выполнен в виде сплошной и выпуклой конструкции.

Данная конструкция позволяет повысить мореходность и безопасность за счет увеличения жесткости и использования дополнительных надувных баллонов.

Недостатком данного технического решения является невысокие мореходные качества, возможность опрокидывания катамарана вследствие недостаточности обратного опрокидывающего момента, создаваемого гидравлической силой сопротивления конической кормовой оконечности, высокая стоимость, что обусловлено тем, что для эксплуатации на скоростных режимах необходимо использовать мощные дорогостоящие двигатели.

В основу полезной модели поставлена задача создания такого надувного катамарана, в котором путем усовершенствования конструкции достигается повышение мореходных качеств, гидродинамических характеристик, а также увеличение диапазона скоростных режимов при снижении стоимости катамарана и эксплуатационных расходов.

Поставленная задача решается тем, что в известном надувном катамаране, включающем носовую часть, кормовую часть, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона, имеющих цилиндрическую часть и заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, расположенный между указанными баллонами, транец для размещения мотора, расположенный в кормовой части, при этом внутренние полости упомянутых баллонов разделены поперечными перегородками, разделяющими баллоны на отдельные отсеки, согласно полезной модели, содержит натяжное днище, которое прикреплено к надувным баллонам на уровне ниже верхней кромки упомянутых баллонов на расстоянии 5-50% их высоты, при этом настил расположен над натяжным днищем и образует кокпит, а в носовой части расположен дополнительный транец, на который установлен рундук, передняя стенка которого выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя.

Кроме того, в кормовой части расположены интерцепторы, выполненные в виде двух плоских эластичных треугольников, расположенных симметрично продольной оси катамарана, и каждый из которых присоединен к транцу и к конической кормовой оконечности баллона.

Предпочтительно, что надувные баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана.

Благодаря тому, что натяжное днище катамарана прикреплено к надувным баллонам на уровне ниже верхней кромки упомянутых баллонов на расстоянии 5-50% их высоты, обеспечивается достаточно большой клиренс, так как днище расположено достаточно высоко над водой, что значительно уменьшает тормозящее действие волны и повышает гидродинамические характеристики судна.

При этом настил расположен над натяжным днищем и образует кокпит, что обеспечивает удобство использования и улучшает эксплуатационные качества при размещении груза и пассажиров, а также мореходные качества судна, что обусловлено тем, что такое расположение жесткого настила ниже верхнего уровня надувных баллонов позволяет понизить центр тяжести расположения груза и повысить устойчивость судна.

Использование в носовой части дополнительного транца, позволяет установить на нем рундук, что также повышает эксплуатационные характеристики судна, а также увеличивает жесткость судна. При этом, благодаря тому, что передняя стенка рундука выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя, достигается увеличение скорости движения за счет уменьшения сопротивления при соприкосновении с водой, а также уменьшается забрызгивание водой кокпита при движении судна.

Благодаря тому, что в кормовой части катамарана расположены интерцепторы, выполненные в виде двух плоских эластичных треугольников, расположенных симметрично продольной оси катамарана, и каждый из которых присоединен к транцу и к конической кормовой оконечности баллона, достигается улучшение гидродинамических характеристик за счет того, что при увеличении скорости корма не опускается вниз и создается достаточный обратный опрокидывающий момент, создаваемый гидравлической силой сопротивления конической кормовой оконечностью и интерцепторами. Кроме того, интерцепторы способствуют снижению турбулентности водяных потоков от транца к кормовой оконечности баллона, что значительно снижает забрызгивание катамарана при поворотах.

Благодаря тому, что надувные баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана достигается плавное скольжение катамарана по поверхности воды при меньшем сопротивлении волне.

Благодаря совокупности предложенных существенных признаков достигается повышение мореходных качеств судна, расширяется скоростной диапазон, при этом высокая скорость движения достигается при минимальной мощности двигателя, что позволяет снизить стоимость катамарана в целом за счет использования недорогого двигателя, а также снизить расходы на его эксплуатацию.

Таким образом, катамаран обладает более высокой мореходностью (маневренностью, скоростью, остойчивостью, возможностью плавания на прибойных волнах) и безопасностью, а также повышенной общей жесткостью конструкции за счет жесткого соединения настила с надувными баллонами, а также за счет установки дополнительного транца с рундуком. Катамаран имеет простую конструкцию, относительно дешев, область его применения весьма разнообразна.

Суть полезной модели поясняется чертежами, где представлены

- на фиг. 1 - общий вид надувного катамарана сверху,

- на фиг. 2 - вид сбоку надувного катамарана,

на фиг. 3 - поперечный разрез надувного катамарана (вид с кормы и с носа).

Надувной катамаран содержит носовую часть 1, кормовую часть 2, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона 3, установленные симметрично относительно продольной оси катамарана, и имеющие цилиндрическую часть 4, заостренную носовую 5 и коническую кормовую оконечности 6, и разделенные поперечными перегородками (7), разделяющие баллоны на отдельные отсеки, натяжное днище 8, которое прикреплено к надувным баллонам 3 на уровне ниже верхней кромки баллонов 3 на расстоянии 5-50% их высоты, настил 9, расположенный между баллонами 3 над натяжным днищем 8, образуя кокпит 10 для размещения пассажиров и багажа, транец 11, на котором крепят мотор 12, например, мощностью от 2,5 л.с. до 6 л.с, и расположенный в кормовой части 2, дополнительный транец 13, расположенный в носовой части 1, рундук 14, установленный на дополнительном транце 13, при этом передняя стенка рундука 14 выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя 15. В носовой части 1 расположен держатель 16 рундука 14, на котором закрепляют одну сторону съемного фартука 17 рундука 14. В кормовой части 2 расположены интерцепторы 18, выполненные в виде двух плоских эластичных треугольников, расположенных симметрично продольной оси катамарана, и каждый из которых присоединен к транцу 11 и к конической кормовой оконечности 6 баллона. Вдоль наружной части баллонов 3 расположен мягкий привальник 19, который обеспечивает защиту баллонов при швартовке, а также является волновым отбойником.

Перед спуском катамарана на воду надувные баллоны 3 наполняют воздухом, при этом надувные баллоны 3, имеющие цилиндрическую часть 4, заостренную носовую 5 и коническую кормовую оконечности 6, и расположенные симметрично относительно продольной оси катамарана, что обеспечивает плавное скольжение катамарана по поверхности воды при меньшем сопротивлении волне. Надувные баллоны 3 разделены поперечными перегородками 7, которые разделяют вышеупомянутые баллоны 3 на отдельные отсеки, что повышает безопасность судна.

Далее устанавливают настил 9 над натяжным днищем 8, прикрепленном к надувным баллонам 3 на уровне ниже верхней кромки баллонов 3 на расстоянии 5-50% их высоты, что обеспечивает достаточно большой клиренс, так как днище расположено достаточно высоко над водой, благодаря чему значительно уменьшается тормозящее действие волны и улучшаются гидродинамические характеристики судна.

На транце 11, расположенном в кормовой части 2, закрепляют мотор 12, например мощностью от 2,5 л.с. до 6 л.с. в зависимости от назначения судна, а в носовой части 1 устанавливают дополнительный транец 13, что увеличивает жесткость судна, и размещают рундук 14, что повышает эксплуатационные характеристики судна. При этом передняя стенка рундука 14 выполнена наклонной с образованием гидродинамического обтекателя 15, что уменьшает сопротивление при соприкосновении с водой, увеличивает скорость движения катамарана, а также уменьшает забрызгивание водой кокпита при движении судна. В носовой части 1 расположен держатель 16 рундука 14, на котором закрепляют одну сторону съемного фартука 17 рундука 14, что предохраняет вышеупомянутый рундук от забрызгивания.

При движении катамаран имеет высокие гидродинамические характеристики, обладает хорошей маневренностью, остойчивостью, возможностью плавания на прибойных волнах и безопасностью, а также имеет широкий диапазон скоростей, может плавно развивать скорость до 26 км/час, при этом интерцепторы 18 способствуют снижению турбулентности водяных потоков от транца 11 к кормовой оконечности 6 баллона 3, что значительно снижает забрызгивание кокпита катамарана при поворотах, а при увеличении скорости катамарана интерцепторы 18 создают достаточный обратный опрокидывающий момент, и корма не опускается вниз, что повышает безопасность катамарана.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет обеспечить повышение мореходных качеств, улучшение гидродинамических характеристик, а также увеличение диапазона скоростных режимов при снижении стоимости катамарана и эксплуатационных расходов.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент США 4231131, МПК4 B63B 7/08, опубл. 4.11.1980 г.

2. Патент Российской Федерации 65461 U1, МПК6 B63B 7/08, опубл. 10.08.2007 г.

1. Надувной катамаран, включающий носовую часть, кормовую часть, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона, имеющие цилиндрическую часть и заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, расположенный между указанными баллонами, транец для размещения мотора, расположенный в кормовой части, при этом внутренние полости упомянутых баллонов разделены поперечными перегородками, разделяющими баллоны на отдельные отсеки, отличающийся тем, что содержит натяжное днище, которое прикреплено к надувным баллонам на уровне ниже верхней кромки упомянутых баллонов на расстоянии 5-50% их высоты, при этом настил расположен над натяжным днищем и образует кокпит, а в носовой части расположен дополнительный транец, на который установлен рундук, передняя стенка которого выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя.

2. Надувной катамаран по п.1, отличающийся тем, что в кормовой части расположены интерцепторы, выполненные в виде двух плоских эластичных треугольников, расположенных симметрично продольной оси катамарана, и каждый из которых присоединен к транцу и к конической кормовой оконечности баллона.

3. Надувной катамаран по п.1, отличающийся тем, что надувные баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок

Изобретение относится к форме днища (2)
Наверх