Рычаг переключения передач привода управления коробкой

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств. Рычаг переключения передач 1 привода управления коробкой содержит среднюю часть 2, предназначенную для взаимодействия через детали шарнира 3, в частности через компенсационные втулки 4, с тягой 5 привода управления коробкой, верхнюю часть 6, предназначенную для установки на нее рукоятки 7, и содержащий нижнюю часть 8, которая включает в себя только соединительный фланец «А» с палецем 9, предназначенным для взаимодействия посредством съемной сферы 10 с шаровой опорой 11 привода управления коробкой. Все три части 2, 6, 8 рычага переключения передач 1 привода управления коробкой представляют отдельно выполненные детали, т.е. они выполнены каждая по отдельности и разными способами и, средняя часть 2 из которых неразъемно соединена с двумя другими частями 6 и 8. Средняя часть 2 выполнена в виде пластины с центральным отверстием 12 и выемкой 13 на образующей этого отверстия 12, предназначенными для непосредственной установки в них компенсационных втулок 4 шарнира 3 с фиксирующими выступами 14. Верхняя часть 6 рычага переключения передач 1 выполнена в виде стержня с резьбой 15, предназначенной для установки рукоятки 7. Нижняя часть 8 рычага переключения передач выполнена только в виде соединительного фланца «А» с пальцем 9, на котором выполнена цилиндрическая проточка 16, предназначенная для установки на ней через демпфер 17 съемной сферы 10.

1 н.п.ф., 3 з.п.ф, 2 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является рычаг переключения передач привода управления коробкой, «Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание. Каталог запасных частей», Москва, Изд. «Колесо», 2001 г., с.275 (В250), предназначенный для передачи воздействия от руки водителя, при выборе и включении передачи, на тягу привода управления коробкой передач и содержащий три части, средняя и верхняя из которых выполнены в виде пластины, а нижняя часть представляет из себя неразъемно соединенный с нижним концом средней части рычага соединительный фланец с заодно целое выполненным с ним пальцем, с которым в свою очередь заодно целое выполнена сфера.

В выполненной в виде участка пластины верхней части рычага выполнены выборки для фиксации рукоятки рычага, а в выполненной также в виде участка пластины средней части рычага закреплена втулка шарнира, который соединяет рычаг с тягой привода управления.

Выполненная за одно целое с пальцем сфера, входящая в состав нижней части рычага, установлена в опору для возможности совершения

рычагом переключения передач качающих движений в продольной и поперечной плоскости.

Недостатками данного технического решения рычага переключения передач привода управления коробкой являются: сложность его (рычага) конструкции из-за наличия жестко закрепленной на нем втулки и наличия точенной нижней его части (соединительного фланца, пальца со сферой); не обеспечивается заданный момент его (рычага) поворота в следствии того, что сфера его пальца имеет малый диаметр; не обеспечивается минимальный люфт при движении его (рычага) в направлении выбора передачи, что в итоге снижает качество (комфорт) переключения передач, из-за того, что шарнирное соединение с вилкой тяги привода управления коробкой, осуществляемое через жестко закрепленную на рычаге втулку, конструктивно не обеспечивает выбор радиального и осевого зазоров; ненадежная фиксация рукоятки в его выборках в условиях повышенных температур вследствие размягчения материала рукоятки.

Задача полезной модели: упрощение конструкции рычага переключения передач привода управления коробкой, повышение надежности фиксации на нем рукоятки и существенное улучшение эргономики, качества переключения передач и значительное снижение уровня вибраций на рукоятке за счет возможности установки на нем большой съемной сферы и за счет возможности взаимодействия его непосредственно с компенсационными втулками шарнира.

Указанная задача достигается тем, что в рычаге переключения передач привода управления коробкой, содержащего среднюю часть, предназначенную для взаимодействия через детали шарнира с тягой привода управления коробкой, верхнюю часть, предназначенную для установки на нее рукоятки, и содержащий нижнюю часть, которая включает в себя соединительный фланец и по меньшей мере палец,

предназначенный для взаимодействия посредством сферы с шаровой опорой привода управления коробкой,

согласно полезной модели, все его три части представляют отдельно выполненные детали, средняя часть из которых неразъемно соединена с двумя другими частями, выполнена в виде пластины с центральным отверстием и выемкой на образующей этого отверстия, предназначенными для непосредственной установки в них компенсационных втулок шарнира с фиксирующими выступами, верхняя же часть рычага выполнена в виде стержня с резьбой, предназначенной для установки рукоятки, а нижняя часть рычага выполнена только в виде соединительного фланца с пальцем, на котором выполнена цилиндрическая проточка, предназначенная для установки на ней через демпфер съемной сферы.

В частном случае, неразъемные соединения средней части рычага переключения передач с его верхней и нижней частями выполнены посредством сварочных швов.

В частном случае, продольная ось выполненной в виде соединительного фланца с пальцем его нижней части и продольная ось выполненной в виде стержня его верхней части взаимно пересекаются.

В частном случае, выполненная в виде стержня верхняя часть рычага переключения передач неразъемно установлена нижним концом в пазе выполненной в виде пластины его средней части.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно,

осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1. - рычаг переключения передач привода управления коробкой, общий вид с боку;

Фиг.2. - рычаг переключения передач привода управления коробкой (отдельно от привода управления коробкой).

Рычаг переключения передач 1 привода управления коробкой содержит среднюю часть 2, предназначенную для взаимодействия через детали шарнира 3, в частности через компенсационные втулки 4, с тягой 5 привода управления коробкой, верхнюю часть 6, предназначенную для установки на нее рукоятки 7, и содержащий нижнюю часть 8, которая включает в себя только соединительный фланец «А» и палец 9, предназначенный для взаимодействия посредством съемной сферы 10 с шаровой опорой 11 привода управления коробкой.

Все три части 2, 6, 8 рычага переключения передач 1 привода управления коробкой представляют отдельно выполненные детали, т.е. они выполнены каждая по отдельности и разными способами и, средняя часть 2 из которых неразъемно соединена с двумя другими частями 6 и 8.

Средняя часть 2 выполнена в виде пластины с центральным отверстием 12 и выемкой 13 на образующей этого отверстия 12, предназначенными для непосредственной установки в них компенсационных втулок 4 шарнира 3 с фиксирующими выступами 14.

Верхняя часть 6 рычага переключения передач 1 выполнена в виде стержня с резьбой 15, предназначенной для установки рукоятки 7.

Нижняя часть 8 рычага переключения передач выполнена только в виде соединительного фланца «А» с пальцем 9, на котором (на пальце 9) выполнена цилиндрическая проточка 16, предназначенная для установки на ней через демпфер 17 съемной сферы 10.

В частном случае, неразъемные соединения 18 средней части 2 рычага переключения передач 1 с его верхней 6 и нижней 8 частями выполнены посредством сварочных швов.

В частном случае, продольная ось «L» выполненной в виде соединительного фланца «А» с пальцем 9 нижней части 8 рычага переключения передач 1 и продольная ось «N» выполненной в виде стержня его верхней части 6 взаимно пересекаются.

В частном случае, продольная ось выполненной в виде соединительного фланца с пальцем его нижней части и продольная ось выполненной в виде стержня его верхней части взаимно пересекаются.

В частном случае, выполненная в виде стержня верхняя часть 6 рычага переключения передач 1 неразъемно установлена нижним концом 19 в пазе 20 выполненной в виде пластины его средней части 2.

Использование рычага переключения передач 1 привода управления коробкой.

Рычаг переключения передач 1 устанавливается в привод управления коробкой, для этого на проточку 16 пальца 9 его нижней части 8 устанавливается через демпфер 17 съемная сфера 10, устанавливаемая в последствии в шаровую опору 11, а в центральное отверстие 12 средней части 2 рычага 1 устанавливаются компенсационные втулки 4 с расположением их фиксирующих выступов 14 в выемке 13 и далее к рычагу 1 через втулки 4 и ось 21 присоединяется тяга 5 привода управления.

За счет того, что верхняя часть 6 рычага переключения передач 1 выполнена в виде стержня с резьбой 15 - повышается надежность фиксации на нем рукоятки 7, т.к. резьбовое соединение рукоятки и рычага 1 обеспечивает независимость его качества от температурных воздействий. Выполнение же средней части 2 рычага переключения передач 1 в виде пластины с центральным отверстием 12 и выемкой 13 на

образующей этого отверстия 12, предназначенными для непосредственной установки в них компенсационных втулок 4 шарнира 3 с фиксирующими выступами 14, позволяет упростить конструкцию рычага переключения передач 1 привода управления коробкой, существенно улучшить эргономику, качества переключения передач. А выполнение нижней части 8 рычага переключения передач 1 только в виде соединительного фланца «А» с пальцем 9, на котором выполнена цилиндрическая проточка 16, предназначенная для установки на ней через демпфер 17 съемной сферы 10, позволяет применить последнюю (съемную сферу 10) увеличенного диаметра, что значительно снижает уровень вибраций на рукоятке 7.

При выборе и переключении передачи в коробке передач, т.е. при движении рычага переключения передач 1 под воздействием водителя на рукоятку 7 он (рычаг 1) совершает покачивания в продольном и поперечном направлениях, которые через шарнир 3 и тягу 5 привода управления передаются в механизм переключения передач в коробке передач (не показан), осуществляя тем самым выбор и включение заданной передачи.

Таким образом, заявляемая конструкция рычага переключения передач 1 привода управления коробкой, в отличие от конструкции рычага переключения передач 1 прототипа, позволяет обеспечить упростить конструкцию рычага переключения передач 1 привода управления коробкой, повысить надежность фиксации на нем рукоятки 7 и существенное улучшить эргономику, качество переключения передач и значительно снизить уровень вибраций на рукоятке 7 за счет возможности установки на нем большой съемной сферы 10 и за счет возможности взаимодействия его непосредственно с компенсационными втулками 4 шарнира 3.

1. Рычаг переключения передач привода управления коробкой, содержащий среднюю часть, предназначенную для взаимодействия через детали шарнира с тягой привода управления коробкой, верхнюю часть, предназначенную для установки на нее рукоятки, и содержащий нижнюю часть, которая включает в себя соединительный фланец и по меньшей мере палец, предназначенный для взаимодействия посредством сферы с шаровой опорой привода управления коробкой, отличающийся тем, что все его три части представляют отдельно выполненные детали, средняя часть из которых неразъемно соединена с двумя другими частями, выполнена в виде пластины с центральным отверстием и выемкой на образующей этого отверстия, предназначенными для непосредственной установки в них компенсационных втулок шарнира с фиксирующими выступами, верхняя же часть рычага выполнена в виде стержня с резьбой, предназначенной для установки рукоятки, а нижняя часть рычага выполнена только в виде соединительного фланца с пальцем, на котором выполнена цилиндрическая проточка, предназначенная для установки на ней через демпфер съемной сферы.

2. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что неразъемные соединения его средней части с его верхней и нижней частями выполнены посредством сварочных швов.

3. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что продольная ось выполненной в виде соединительного фланца с пальцем его нижней части и продольная ось выполненной в виде стержня его верхней части взаимно пересекаются.

4. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что его выполненная в виде стержня верхняя часть неразъемно установлена нижним концом в пазе выполненной в виде пластины его средней части.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п
Наверх