Коробка передач транспортного средства

 

Техническим результатом полезной модели является уменьшение габаритных размеров коробки передач в осевом и радиальном направлениях без снижения ее надежности и долговечности. Коробка передач транспортного средства содержит картер, входной, промежуточный и выходной валы, пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода, датчик заднего хода. Механизм переключения снабжен стопорящим от одновременного включения двух передач устройством, одним штоком механизма переключения и тремя вилками с поводками. Рычаг переключения установлен в корпусе рычага переключения своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота. Переключающий конец рычага переключения взаимодействует с коленом штока механизма переключения. Колено штока механизма переключения расположено между опорами штока механизма переключения. 2 з.п. ф-лы, 3 фиг.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам передач, используемым в трансмиссиях автомобилей.

Известна коробка передач (см., например, Руководство по эксплуатации и обслуживанию коробки передач 420.3181-1700010; http://uazbuka.ru/lib/index.htm), содержащая цельный картер, входной, промежуточный и выходной валы, пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода, датчик заднего хода, механизм переключения, содержащийся в отдельном корпусе, со стопорящим от одновременного включения двух передач устройством, с одним штоком и тремя вилками с поводками, рычаг переключения, установленный в корпусе своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота, переключающий конец рычага переключения взаимодействует со штоком переключения передач через рычаг штока.

Недостатками данной коробки передач являются большие габаритные размеры механизма переключения и, как следствие, большие габаритные размеры в радиальном направлении самой коробки передач.

Наиболее близкой коробкой передач по совокупности признаков является коробка передач (см. Iveco Daily Workshop Manual. IVECO S.p.A., T.C.O.-B.U.Customer Service. Printed 603.42.951 - 2nd Ed. - 1997), содержащая картер, состоящий из двух частей, входной, промежуточный и выходной валы, пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода, датчик заднего хода, механизм переключения со стопорящим от одновременного включения двух передач устройством, с одним штоком и тремя вилками с поводками, рычаг переключения передач, установленный в корпусе своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота, переключающий конец рычага переключения передач взаимодействует с рычагом штока механизма переключения, при этом рычаг штока механизма переключения расположен за опорами штока механизма переключения.

Недостатками данной коробки передач являются большие габаритные размеры в осевом и радиальном направлении из-за того, что центр сферической поверхности рычага переключения располагается на большом расстоянии от оси штока, а рычаг штока механизма переключения располагается за опорами штока механизма переключения.

Техническим результатом полезной модели является уменьшение габаритных размеров коробки передач в осевом и радиальном направлениях без снижения ее надежности и долговечности.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной коробке передач, содержащей картер, входной, промежуточный и выходной валы, пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода, датчик заднего хода, механизм переключения со стопорящим от одновременного включения двух передач устройством, с одним штоком механизма переключения и тремя вилками с поводками, рычаг переключения, установленный в корпусе рычага переключения своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота, переключающий конец рычага переключения, взаимодействующий с коленом штока механизма переключения, при этом колено штока механизма переключения расположено между опорами штока механизма переключения.

Ось датчика включения заднего хода может быть перпендикулярна оси штока механизма переключения и расположена под углом не более 45° к вертикальной оси вниз справа по ходу движения транспортного средства.

Корпус рычага переключения может крепиться к обращенной внутрь коробки передач поверхности переходной крышки.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Полезная модель поясняется чертежами, где на

фиг.1 изображена коробка передач;

фиг.2 - расположение датчика заднего хода;

фиг.3 - вилки переключения передач с поводками.

Коробка передач (фиг.1) содержит картер, состоящий из передней 1 и задней 2 частей, входной 3, промежуточный 4 и выходной 5 валы. На валах 3, 4, 5 расположены шестерни и зубчатые венцы 6-17, образующие пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода. На выходном валу 5 установлены синхронизаторы 18-20 всех ступеней коробки передач. Механизм переключения содержит шток механизма переключения 21, колено Д которого расположено между опорами А и Б штока механизма переключения 21, палец 28 (фиг.2), неподвижно установленный в шток механизма переключения 21 и взаимодействующий с поводками 25, 26, 27 (фиг.2, 3) вилки 22 включения 3-4 передачи, вилки 23 включения 1-2 передачи, вилки 24 включения 5-ой передачи и заднего хода (фиг.1, 3) соответственно. На штоке механизма переключения 21 с возможностью вращения установлен сектор 29 (фиг.2), в пазу которого располагается палец 28. От осевых перемещений сектор 29 ограничен упором 30, установленным в передней части 1 картера и содержащим пружину 31 и шарик 32, взаимодействующим с профильной поверхностью К сектора 29 с целью фиксации положений выбора передач. Рычаг переключения передач 33 (фиг.1) установлен в корпусе рычага переключения передач 34 своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота, переключающий конец Ж рычага переключения передач 33 взаимодействует с коленом Д штока механизма переключения 21. Корпус рычага переключения передач 34 прикрепляется поверхностью Е к обращенной внутрь коробки передач поверхности Г переходной крышки 35. Переходная крышка 35 крепится к картеру 2 снаружи. Датчик заднего хода 37 (фиг.2) установлен в передней части 1 картера и взаимодействует с поводком 27 через толкатель 38.

Переключение передач осуществляется перемещением одной из вилок 22, 23, 24 посредством передачи усилия от руки водителя с рычага переключения передач 33 на шток механизма переключения 21, палец 28 и на один из поводков 25, 26, 27. Выбор передач осуществляется поворотом рычага переключения передач 33 вокруг центра сферической поверхности в плоскости перпендикулярной продольной оси коробки передач, при этом переключающий конец Ж рычага переключения передач 33 поворачивает колено Д штока механизма переключения 21 вместе с пальцем 28 вокруг оси штока механизма переключения 21, помещая палец 28 в паз одного из поводков 25, 26, 27 в зависимости от выбранной передачи. Для правильной ориентации пальца 28 служит фиксатор положения, состоящий из пружины 31 и шарика 32, который фиксирует сектор 29 и расположенный в его пазе палец 28 через профильную поверхность К сектора 29 в одном из положений выбора. Поскольку сектор 29 при включении какой-либо передачи находится в пазах оставшихся 2-х поводков вилок переключения, одновременное включение другой передачи невозможно. При включении заднего хода поводок 27 своей профильной поверхностью Л взаимодействует с толкателем 38, который, в свою очередь включает датчик заднего хода 37.

1. Коробка передач транспортного средства содержит картер, входной, промежуточный и выходной валы, пять ступеней переднего хода и одну ступень заднего хода, датчик заднего хода, механизм переключения со стопорящим от одновременного включения двух передач устройством, с одним штоком механизма переключения и тремя вилками с поводками, рычаг переключения передач, установленный в корпусе рычага переключения передач своей сферической поверхностью с возможностью ограниченного поворота, переключающий конец рычага переключения передач, взаимодействующий с коленом штока механизма переключения, отличающаяся тем, что колено штока механизма переключения расположено между опорами штока механизма переключения.

2. Коробка передач транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что ось датчика включения заднего хода перпендикулярна оси штока механизма переключения и расположена под углом не более 45° к вертикальной оси вниз справа по ходу движения транспортного средства.

3. Коробка передач транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что корпус рычага переключения передач крепится к обращенной внутрь коробки передач поверхности переходной крышки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области эксплуатации автотранспортной техники, в частности предполагает использование в целях предотвращения несанкционированного использования автомобилей

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.
Наверх