Реактивная тяга привода управления коробкой передач

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств. Реактивная тяга 1 привода управления коробкой передач 2 содержит пространственно изогнутую трубу 3, на одном из концов 4 которой выполнена внутренняя проточка 5 и продольный разрез 6, посредством которых и хомута 7 этот конец 4 трубы 3 тяги 1 соединяется при установке тяги 1 с хвостовиком 8 виброизолирующего шарнира 9, закрепленного на корпусе 10 коробки передач 2, а второй из концов 11 которой установлен и жестко закреплен в образованном отбортовками 12 и 13 гнезде 14 соединительной части 15 пластины 16, которая при установки тяги 1 опорной поверхностью 17 своей установочной части 18 устанавливается на шаровую опору 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21 и крепится на этой шаровой опоре 19. Второй конец 11 трубы 3 тяги 1 контактирует с той поверхностью «В» образующих отбортовок гнезда 14 соединительной части 15 пластины 16, которая является обратной опорной поверхности 17 ее установочной части 18. Соединительная 15 и установочная 18 части пластины 16 тяги 1 объединены ребром жесткости 22, продольно расположенным относительно второго конца 11 трубы 3 тяги 1. По всей кромке установочной части 18 пластины 16 тяги 1 выполнена отбортовка 24, которая отогнута в сторону расположения второго конца 11 трубы 3 относительно пластины 16 и соединена с образующими отбортовками 12 и 13 гнезда 14 ее соединительной части 15. В установочной части 18 пластины 16 выполнено два продолговатых установочных отверстия 25, которые вытянуты вдоль второго конца 11 трубы 3. 1 н.п.ф., 2 з.п.ф, 5 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является реактивная тяга привода управления коробкой передач автомобилей ВА3-2110, ВА3-21102, ВА3-21103, ВА3-2111, ВА3-2112 («Автомобили ВА3-2110, ВА3-21102, ВА3-21103, ВА3-2111, ВА3-2112. Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание. Каталог запасных частей», Москва, Изд. «Колесо», 2001 г., с.275 (В251), предназначенная для связи обоймы опоры рычага привода управления с коробкой передач с целью обеспечения передачи реактивных усилий от коробки передач к обойме шаровой опоры рычага привода управления при переключении передач и при колебаниях силового агрегата при движении транспортного средства, и содержащая пространственно изогнутую трубу, на одном из концов которой выполнена внутренняя проточка и продольный разрез, посредством которых и хомута этот конец трубы тяги соединяется с хвостовиком виброизолирующего шарнира, закрепленного через кронштейн на корпусе коробки передач, а второй из концов которой (трубы) установлен и жестко закреплен посредством сварочных швов в образованном отбортовками гнезде соединительной части пластины, которая опорной поверхностью своей установочной

части с тремя отверстиями устанавливается на шаровую опору обоймы рычага переключения передач.

Соединительная часть пластины с образующими ее гнездо отбортовками выполнена в виде выступа установочной части, причем одна из отбортовок соединительной части плавно переходит на отбортовку установочной части, которая (отбортовка установочной части) выполнена по кромке небольшого участка периметра установочной части пластины.

Образованное отбортовками гнездо соединительной части пластины контактирует с вторым концом трубы реактивной тяги той поверхностью, которая расположена с той же стороны пластины, что и опорная поверхность ее установочной части.

Пластина реактивной тяги установлена своей опорной поверхностью на обойме шаровой опоры через два круглых установочных отверстия, причем в пластине выполнено большое центральное отверстие для возможности свободного перемещения за счет вхождения в него одной из частей обоймы шаровой опоры рычага привода управления.

Недостатками данного технического решения являются: недостаточная жесткость конструкции реактивной тяги привода управления коробкой передач из-за недостаточно жесткого соединения ее трубы и пластины, и недостаточной жесткости самой пластины, что ведет к прогибам в целом реактивной тяги во время движения транспортного средства (в частности автомобиля), снижающим качество и ухудшающим эргономику переключения передач (вибрации на рукоятке рычага привода управления, и даже возможность самопроизвольного выключения передач при некоторых резких переходах режимов движения транспортного средства); сложность конструкции реактивной тяги привода управления коробкой передач из-за необходимости выполнения трех отверстий в установочной части пластины, что ведет к применению дополнительной

оснастки при изготовлении; недостаточная прочность конструкции реактивной тяги привода управления коробкой передач из-за малой площади жесткого соединения ее трубы и пластины и больших изгибающих моментов от пластины на трубу, возникающих в процессе эксплуатации; неудобство монтажа реактивной тяги при установке ее пластины на обойму шаровой опоры рычага переключения передач из-за того, что круглые установочные отверстия установочной части пластины не компенсируют отклонения размеров возникающих при изготовлении тяги, которые приводят к деформации частей обоймы шаровой опоры рычага переключения передач.

Задача полезной модели: упрощение конструкции реактивной тяги привода управления коробкой передач и как следствие улучшение технологичности ее изготовления, увеличение ее жесткости и прочности, улучшение ее монтажа и тем самым исключение деформации обоймы шаровой опоры рычага переключения передач.

Указанная задача достигается тем, что реактивной тяги привода управления коробкой передач, содержащей пространственно изогнутую трубу, на одном из концов которой выполнена внутренняя проточка и продольный разрез, предназначенные для соединения с устанавливаемым на коробке передач виброизолирующим шарниром, а второй из концов которой установлен и жестко закреплен в образованном отбортовками гнезде соединительной части пластины, предназначенной для установки опорной поверхностью своей установочной части с отверстиями на обойму шаровой опоры рычага переключения передач, причем установочная часть пластины выполнена с отбортовкой по кромке, согласно полезной модели, соединительная и установочная части пластины объединены ребром жесткости, продольно расположенным относительно второго конца трубы, который контактирует с той поверхностью образующих отбортовок гнезда

соединительной части пластины, которая является обратной опорной поверхности ее установочной части, отбортовка которой выполнена по всей ее кромке, отогнута в сторону расположения второго конца трубы относительно пластины и соединена с образующими отбортовками гнезда ее соединительной части, причем в установочной части пластины выполнено два продолговатых установочных отверстия, которые вытянуты вдоль второго конца трубы.

В частном случае, объединяющее ребро жесткости между соединительной и установочной частями пластины реактивной тяги привода управления коробкой передач выполнено в виде двух перегибов.

В частном случае, второй конец трубы реактивной тяги привода управления коробкой передач жестко закреплен в образованном отбортовками соединительной части пластины гнезде посредством сварочных швов.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1. - реактивная тяга привода управления коробкой передач, общий вид в аксонометрии;

Фиг.2. - реактивная тяга привода управления коробкой передач, отдельный вид сверху;

Фиг.3. - реактивная тяга привода управления коробкой передач, отдельный вид сбоку;

Фиг.4. - разрез А-А на фиг.2;

Фиг.5. - разрез Б-Б на фиг.2.

Реактивная тяга 1 привода управления коробкой передач 2 содержит пространственно изогнутую трубу 3, на одном из концов 4 которой выполнена внутренняя проточка 5 и продольный разрез 6, посредством которых и хомута 7 этот конец 4 трубы 3 тяги 1 соединяется при установке тяги 1 с хвостовиком 8 виброизолирующего шарнира 9, закрепленного на корпусе 10 коробки передач 2, а второй из концов 11 которой (трубы 3) установлен и жестко закреплен в образованном отбортовками 12 и 13 гнезде 14 соединительной части 15 пластины 16, которая при установки тяги 1 опорной поверхностью 17 своей установочной части 18 устанавливается на шаровую опору 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21 и крепится на этой шаровой опоре 19.

Второй конец 11 трубы 3 тяги 1 контактирует с той поверхностью «В» образующих отбортовок гнезда 14 соединительной части 15 пластины 16, которая является обратной опорной поверхности 17 ее установочной части 18.

Соединительная 15 и установочная 18 части пластины 16 тяги 1 объединены ребром жесткости 22, продольно расположенным относительно второго конца 11 трубы 3 тяги 1 и, в частности выполненным (как показано на фигурах) в виде двух перегибов 23.

По всей кромке установочной части 18 пластины 16 тяги 1 выполнена отбортовка 24, которая отогнута в сторону расположения второго конца 11 трубы 3 относительно пластины 16 и соединена с образующими отбортовками 12 и 13 гнезда 14 ее (пластины 16) соединительной части 15.

В установочной части 18 пластины 16 выполнено два продолговатых установочных отверстия 25, которые вытянуты вдоль второго конца 11 трубы 3.

В частном случае выполнения (показанном на фигурах 1-5), второй конец 11 трубы 3 реактивной тяги 1 привода управления коробкой передач 2 жестко закреплен в образованном отбортовками 12 и 13 соединительной части 15 пластины 16 гнезде 14 посредством сварочных швов 26, в других частных случаях жесткое соединение может осуществляться, например, посредством болтов.

В частном случае выполнения, при установки и креплении реактивной тяги 1 своей пластиной 16 на шаровой опоре 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21 применяются болты, проходящие через выполненные продолговатыми установочные отверстия 25 установочной части 18 пластины 16, в других частных случаях, вместо болтов могут быть использованы, например, шпильки с гайками.

Использование реактивной тяги 1 привода управления коробкой передач 2.

Реактивная тяга 1 устанавливается в привод управления коробкой передач 2, а именно, один из концов 4 ее трубы 3 посредством внутренней проточки 5, продольного разреза 6 и хомута 7 соединяется с хвостовиком 8 виброизолирующего шарнира 9, который крепится на корпусе 10 коробки передач 2, в частности через кронштейн 27, а посредством своей пластины 16 на втором конце 11 трубы 3, а точнее посредством ее установочной части 18, крепится через свои продолговатые установочные отверстия 25 с прижатием опорной поверхность 17 этой части 18 к шаровой опоре 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21.

При выборе и переключении передачи в коробке передач транспортного средства, например автомобиля, а именно при движении

рычага переключения передач под воздействием водителя на рукоятку он (рычаг) совершает покачивания в продольном и поперечном направлениях, которые через тягу привода управления передаются в механизм переключения передач в коробке передач 2, а в это время реактивная тяга 3 совместно с виброизолирующим шарниром 9, кронштейном 27 воспринимает реактивное усилие возникающие в шаровой опоре 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21 и не позволяет совместно с выше перечисленными составляющими привода управления (с шарниром 9 и кронштейном 27) шаровой опоре 19 обоймы 20 рычага переключения передач 21 перемещаться в направлении обратном движению рычага 21.

Во время движения транспортного средства, при перемещениях силового агрегата, возникающих при переезде транспортным средством неровностей дорожного покрытия или смене режима движения накат-натяг, реактивная тяга 1, передает эти перемещения совместно с виброизолирующим шарниром 9 и кронштейном 27 на шаровую опору 19 обоймы 20 рычага переключения передач 2, препятствуя тем самым совместно с выше перечисленными составляющими привода управления (с шарниром 9 и кронштейном 27) самовыключению передачи.

Таким образом, выполнение соединительной и установочной частей пластины тяги объединенными ребром жесткости, продольно расположенным относительно второго конца трубы (т.е. соединение этих частей пластины тяги выполнено по гораздо большему участку, в отличии от прототипа, что повышает жесткость самой пластины), расположение второго конца трубы тяги относительно пластины так, что он контактирует с той поверхностью последней, которая является обратной опорной поверхности ее установочной части (это повышает жесткость соединения пластины и трубы), а также выполнение отбортовки установочной части пластины по всей ее кромке с отгибом в сторону

расположения второго конца трубы относительно пластины и с соединением с образующими отбортовками гнезда ее соединительной части (что повышает и жесткость самой пластины и жесткость соединения ее с трубой, т.е. жесткость и прочность всей тяги), а кроме того, выполнение в установочной части пластины только двух продолговатых установочных отверстия, вытянутых вдоль второго конца трубы тяги (что проще при изготовлении и удобнее при монтаже, по сравнению с прототипом, где присутствует в пластине три отверстия, одно центральное и два круглых установочных отверстия), - позволяет решить поставленную задачу и достичь следующий технический результат: упростить конструкцию реактивной тяги привода управления коробкой передач и как следствие улучшить технологичность ее изготовления, а также увеличить ее жесткость и прочность, и улучшить ее монтаж - исключающий деформацию обоймы шаровой опоры рычага переключения передач.

1. Реактивная тяга привода управления коробкой передач, содержащая пространственно изогнутую трубу, на одном из концов которой выполнена внутренняя проточка и продольный разрез, предназначенные для соединения с устанавливаемым на коробке передач виброизолирующим шарниром, а второй из концов которой установлен и жестко закреплен в образованном отбортовками гнезде соединительной части пластины, предназначенной для установки опорной поверхностью своей установочной части с отверстиями на обойму шаровой опоры рычага переключения передач, причем установочная часть пластины выполнена с отбортовкой по кромке, отличающаяся тем, что соединительная и установочная части пластины объединены ребром жесткости, продольно расположенным относительно второго конца трубы, который контактирует с той поверхностью образующих отбортовок гнезда соединительной части пластины, которая является обратной опорной поверхности ее установочной части, отбортовка которой выполнена по всей ее кромке, отогнута в сторону расположения второго конца трубы относительно пластины и соединена с образующими отбортовками гнезда ее соединительной части, причем в установочной части пластины выполнено два продолговатых установочных отверстия, которые вытянуты вдоль второго конца трубы.

2. Реактивная тяга по п.1, отличающаяся тем, что объединяющее ребро жесткости между соединительной и установочной частями ее пластины выполнено в виде двух перегибов.

3. Реактивная тяга по п.1, отличающаяся тем, что второй конец ее трубы жестко закреплен в образованном отбортовками соединительной части пластины гнезде посредством сварочных швов.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к вариаторным коробкам передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач
Наверх