Устройство для установки сальника

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к устройствам для съема и установки уплотнительных элементов и может быть использована для установки сальников и уплотнений вращающихся валов, используемых, например, в автомобилях, в частности, в двигателях внутреннего сгорания, как специальное устройство для установки заднего сальника коленчатого вала. Технической задачей полезной модели является создание специального устройства для качественной установки сальника, исключающего загибание «юбки» сальника, повреждение самого сальника, и четкой и правильной установки его на коленчатый вал за одно движение. Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом решении устройство снабжено конусной оправкой-расширителем, на боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен буртик, а наружный диаметр оправки для запрессовки выполнен не более наружного диаметра сальника, внутренняя полость оправки для запрессовки выполнена с возможностью захода в нее конусной оправки-расширителя, а со стороны закрытого ее торца выполнена ручка. 1 н.з.п. и 5 з.п. ф-лы., 2 илл.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к устройствам для съема и установки уплотнительных элементов и может быть использована для установки сальников и уплотнений вращающихся валов, используемых, например, в автомобилях, в частности, в двигателях внутреннего сгорания, как специальное устройство для установки заднего сальника коленчатого вала.

Известно сальниковое уплотнение вала по авторскому свидетельству СССР 1463992, кл. F16J 15/18, 1989 г., содержащее сальниковую коробку, размещенную в ней набивку, полую поджимную пружину, торцовую крышку, соединенную с сальниковой коробкой, и нагнетающее устройство, поджимная пружина выполнена со сквозными перфорациями в стенках, причем один конец пружины заглушен и закреплен на торцовой крышке с возможностью поджатия сальника при повороте торцовой крышки, другой связан радиальным каналом с нагнетающим устройством.

Однако, это непосредственно сальник, причем сложной конструкции, съем и установка которого также сложна и требует специального оборудования.

Из иллюстрированного руководства «Ремонтируем ВАЗ - 2115», издательство «За рулем», 2003 г., стр.27-28, известно каким образом снимают и устанавливают передний сальник коленчатого вала, для чего двумя отвертками поддевают и снимают зубчатый шкив с носка коленчатого вала. Поддевают также отверткой сальник и извлекают его из крышки масляного насоса. После съема старого сальника смазывают рабочую кромку нового сальника моторным маслом и запрессовывают его инструментальной головкой подходящего размера.

В операциях по съему и установке переднего сальника коленчатого вала используют не специальный инструмент, а отвертки и подвернувшуюся под руку инструментальную головку, что зачастую сопровождается повреждением самого сальника и неправильной его установкой на вал, и, в конечном итоге, приводит к течи масла при эксплуатации двигателя.

Из иллюстрированного руководства «Ремонтируем ВАЗ - 2115», издательство «За рулем», 2003 г., стр.28, известна замена заднего сальника коленчатого вала двигателя, взятая заявителем за прототип. Головкой «на 17» отворачивают болты крепления маховика коленчатого вала от проворота удерживают отверткой, вставленной между зубьями маховика и опирающейся на болт, ввернутый в отверстие блока цилиндров. Снимают пластину и маховик, поддевают отверткой сальник и извлекают его из держателя. После этого на освободившееся место запрессовывают новый сальник, для чего используют старый сальник в качестве оправки.

Основной недостаток такого технологического процесса заключается в том, что для установки нового сальника используют не специальный инструмент, а старый сальник в качестве оправки и молоток, которые не позволяют качественно установить сальник, повреждают его, при установке загибается «юбка» и, даже, выворачивается в обратную сторону. Все это приводит к течи масла и возможному выходу из строя двигателя.

Технической задачей полезной модели является создание специального устройства для качественной установки сальника, исключающего загибание «юбки» сальника, повреждение самого сальника, и четкой и правильной установки его на коленчатый вал за одно движение.

Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом решении устройство снабжено конусной оправкой-расширителем, на боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен буртик, а наружный диаметр оправки для запрессовки выполнен не более наружного диаметра сальника, внутренняя полость оправки для запрессовки выполнена с возможностью захода в нее конусной оправки-расширителя, а со стороны закрытого ее торца выполнена ручка.

Кроме того, конусная оправка-расширитель выполнена в форме усеченного конуса, диаметр меньшего основания которого равен не более внутреннего диаметра сальника в свободном состоянии, а диаметр большего основания равен не менее диаметра вала, на который запрессовывают сальник, причем у большего основания выполнена цилиндрическая поверхность, а буртик на боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен с отступом от ее торца.

Кроме того, конусная оправка-расширитель выполнена или полой, или полнотелой, в торце большего основания выполнена фаска для сопряжения с фаской вала, причем внутренняя полость оправки для запрессовки выполнена глубиной не менее длины конусной оправки-расширителя.

Кроме того, в торце большего основания конусной оправки-расширителя выполнена выборка для позиционирования ее на валу, причем выборка выполнена диаметром не меньше диаметра выступа торцевой части вала.

Кроме того, конусная оправка-расширитель выполнена полнотелой, а в ручке оправки для запрессовки со стороны внутренней полости выполнено глухое отверстие, а на торце меньшего основания полнотелой конусной оправки-расширителя выполнен хвостовик для позиционирования ее в глухом отверстии ручки оправки для запрессовки, причем диаметр стержня меньше диаметра глухого отверстия в ручке оправки для запрессовки.

Кроме того, в глухом отверстии ручки оправки для запрессовки установлена пружина, которая предназначена для выталкивания хвостовика полнотелой конусной оправки-расширителя.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в том, что предложенный комплект устройства исключает повреждение «юбки» сальника, способствует качественной установке его на вал без повреждений, сокращает время замены сальника, и увеличивает длительность срока работы сальника до следующей замены.

На фиг.1 изображена схема установки заднего сальника коленчатого вала на вал с использованием полнотелой конусной оправки-расширителя предлагаемого устройства;

на фиг.2 изображена схема установки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительных валов на вал с использованием полой конусной оправки-расширителя предлагаемого устройства.

Устройство для установки сальника содержит оправку 1 для запрессовки сальника 2, которая выполнена с возможностью взаимодействия на сальник 2, и конусную оправку-расширитель 3.

Оправка для запрессовки 1 может быть выполнена как для полой конусной оправки-расширителя 3, так и для полнотелой. На боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен буртик 4, а наружный диаметр оправки для запрессовки 1, на которой размещен буртик 4, выполнен не более наружного диаметра сальника 2, что исключает повреждение сальника 2 и ограничивает запрессовку на определенную глубину при установке его на вал 5 в гнездо 6. Буртик 4 на боковой поверхности оправки для запрессовки 1 выполнен с отступом от ее торца. Внутренняя полость оправки для запрессовки 1 выполнена с возможностью захода в нее конусной оправки-расширителя 3 и глубиной не менее длины конусной оправки-расширителя 3.

Конусная оправка-расширитель 3 выполнена в форме усеченного конуса, диаметр малого основания 7 которого равен не более внутреннего диаметра сальника 2 в свободном состоянии, а диаметр большего основания 8 равен не менее диаметра выходного конца коленчатого вала 5, на который запрессовывают сальник 2. Причем у большего основания 8 выполнена цилиндрическая поверхность 9, которая предназначена для выравнивания внутренней поверхности сальника 2, его «юбка» 10 должна принять горизонтальное положение для беспрепятственного перехода на выходной конец вала 5.

В торце большего основания 8 конусной оправки-расширителя 3 выполнена фаска 11 для сопряжения с фаской 12 коленчатого вала 5 и выборка 13 для четкого базирования и позиционирования конусной оправки-расширителя 3 в исходном положении. Выборка 13 выполнена диаметром не меньше диаметра выступа 14 торцевой части вала 5.

В случае выполнения конусной оправки-расширителя 3, например, полнотелой, со стороны закрытого торца оправки для запрессовки 1 выполнена ручка 15. В ручке 15 со стороны внутренней полости оправки для запрессовки 1 выполнено глухое отверстие 16, в котором установлена пружина 17. На торце меньшего основания 7 полнотелой конусной оправки-расширителя 3 выполнен хвостовик 18 для позиционирования ее в глухом отверстии 1 6 ручки 15 оправки для запрессовки 1. Причем диаметр хвостовика 18 меньше диаметра глухого отверстия 16 в ручке 15 оправки для запрессовки 1, а пружина 17 предназначена для выталкивания хвостовика 18 полнотелой конусной оправки - расширителя 3 из ручки 15 после установки сальника 2 на вал 5.

В случае выполнения конусной оправки-расширителя 3, например, полой, оправка для запрессовки 1 выполнена также полой с возможностью захода полой оправки-расширителя 3 в ее внутреннюю полость. Внешнюю поверхность оправки для запрессовки 1 используют в качестве ручки 15 инструмента для запрессовки сальника 2.

При использовании, например, полнотелой конусной оправки-расширителя устройство для установки сальника работает следующим образом.

Для установки заднего сальника 2 на вал 5 сальник 2 одевают на конусную оправку-расширитель 3 «юбкой» 10 вперед и оставляют на цилиндрической части 9. Благодаря меньшему основанию 7, диаметр которого немного меньше внутреннего диаметра сальника 2, «юбка» 10 сальника 2 скользит по боковой поверхности конуса конусной оправки-расширителя 3, выравнивается, принимает горизонтальное положение и прижимается к внутренней поверхности сальника 2, дойдя до цилиндрической поверхности 9 конусной оправки-расширителя 3.

После этого конусную оправку-расширитель 3 позиционируют на выступе 14 торцевой части вала 5 посредством выборки 13 и фаской 11 базируют на фаске 12 коленчатого вала 5, а хвостовик 18 полнотелой конусной оправки-расширителя 3 вставляют в глухое отверстие 16 ручки 15 оправки для запрессовки 1 до упора в пружину 17.

Затем, из этого положения, спозиционированный собранный блок оправок с сальником 2 нажимают па ручку 15 оправки для запрессовки 1 до упора в сальник 2, ударами молотка запрессовывают сальник 2 в держатель заднего сальника, посредством оправки для запрессовки 1 сальник 2 досылается на вал 5.

Благодаря равенству диаметров большего основания 8 конусной оправки-расширителя 3 и выходного диаметра коленчатого вала 5 сальник 2 в положении со сложенной «юбкой» 10 благополучно переходит на вал 5. При этом не повреждается и не выворачивается «юбка» 10, не повреждается поверхность сальника 2, а при досылке сальника 2 на вал 5, буртик 4 ограничивает движение оправки для запрессовки 1 и сальник 2 четко устанавливается в гнездо 6. Таким образом, за одно движение оправки для запрессовки 1 сальник 2 установлен на коленчатом валу 5.

Использование предлагаемого технического решения позволило исключить повреждения сальника - загибание «юбки», его поверхностей, как внутренней, так и наружной, и обеспечить правильную и четкую установку сальника на вал за одно движение, благодаря исполнению устройства в виде оправки для запрессовки и конусной оправки-расширителя - несложной конструкции, недорогой в изготовлении, но технологичной в эксплуатации. Кроме того, предлагаемое устройство позволяет произвести установку заднего сальника коленчатого вала без снятия держателя сальника.

1. Устройство для установки сальника, содержащее оправку для запрессовки сальника, выполненную с возможностью взаимодействия с сальником, отличающееся тем, что оно снабжено конусной оправкой-расширителем, на боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен буртик, а наружный диаметр оправки для запрессовки выполнен не более наружного диаметра сальника, внутренняя полость оправки для запрессовки выполнена с возможностью захода в нее конусной оправки-расширителя, а со стороны закрытого ее торца выполнена ручка.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что конусная оправка-расширитель выполнена в форме усеченного конуса, диаметр меньшего основания которого равен не более внутреннего диаметра сальника в свободном состоянии, а диаметр большего основания равен не менее диаметра вала, на который запрессовывают сальник, причем у большего основания выполнена цилиндрическая поверхность, а буртик на боковой поверхности оправки для запрессовки выполнен с отступом от ее торца.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что конусная оправка-расширитель выполнена или полой, или полнотелой, в торце большего основания выполнена фаска для сопряжения с фаской вала, причем внутренняя полость оправки для запрессовки выполнена глубиной не менее длины конусной оправки-расширителя.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что в торце большего основания конусной оправки-расширителя выполнена выборка для позиционирования ее на валу, причем выборка выполнена диаметром не меньше диаметра выступа торцевой части вала.

5. Устройство по пп.1 и 3, отличающееся тем, что конусная оправка-расширитель выполнена полнотелой, а в ручке оправки для запрессовки со стороны внутренней полости выполнено глухое отверстие, на торце меньшего основания полнотелой конусной оправки-расширителя выполнен хвостовик для позиционирования ее в глухом отверстии ручки оправки для запрессовки, причем диаметр хвостовика меньше диаметра глухого отверстия в ручке оправки для запрессовки.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что в глухом отверстии ручки оправки для запрессовки установлена пружина, которая предназначена для выталкивания хвостовика полнотелой конусной оправки-расширителя.



 

Похожие патенты:

Стенд для испытания электрооборудования и турбокомпрессора на форд транзит, фольсваген, митсубиси, рено, шевроле нива и ваз относится к испытанию машин, в частности турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС), Система вентиляции картера содержит сформированную в нижней части картера полость, заполненную газо-масляной средой, сообщающуюся с трактом системы впуска в ДВС топливовоздушной смеси посредством шланга отвода картерных газов, закрепленного на корпусе ДВС посредством присоединительного патрубка штуцера, смонтированного своим монтажным участком, выше уровня находящегося в картере масла

Автономный электрический предпусковой подогреватель в диапазоне температур от -5 до -40 C° обеспечивает эффективность предпускового подогрева, надежность запуска двигателя и его ускоренный прогрев после запуска.

Полезная модель относится к расширительным бачкам систем охлаждения двигателей (шевроле круз, киа рио, мазда 6, тойота королла, шевроле нива, дэу нексия).

Полезная модель относится к области машиностроения, и может быть использована для оценки эффективности и надежности вентиляции картера в составе двигателя, в том числе и на автомобиле
Наверх