Техническое средство для обеззараживания

 

Полезная модель относится к области технических средств для обеззараживания при ликвидации последствий применения оружия массового поражения, техногенных аварий и очаговых инфекций, и может быть использована для дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий, сооружений и техники жидкими растворами. Новым является то, что воздушный компрессор и насос для перекачки жидких растворов снабжены объемным гидроприводом, элементы которого размещены на раме под грузовой платформой и включают насос высокого давления с приводом от коробки отбора мощности автомобильного шасси. напорные магистрали гидромоторов, снабженные трехпозиционным распределителем с обеспечением возможности перепускания рабочей жидкости на слив в бак - в нейтральном положении распределителя, и соединения насоса высокого давления с одним или другим гидромотором - в рабочих положениях, при этом гидропривод снабжен автономной системой охлаждения с радиатором и электрическим вентилятором его обдува.

Полезная модель относится к области технических средств для обеззараживания при ликвидации последствий применения оружия массового поражения, техногенных аварий и очаговых инфекций, и может быть использована для дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий, сооружений и техники жидкими растворами.

Известна автомобильная разливочная станция (см. книгу А.С.Зубкин «Обеззараживание территорий, сооружений и транспорта, подвергшихся воздействию оружия массового поражения», «Атомиздат», М., 1965 г., стр.57), выполненная на шасси автомобиля ЗИЛ-157, на котором смонтировано оборудование, состоящее из цистерны для жидких растворов, насоса с механическим приводом, ручного насоса, системы трубопроводов, а также съемного оборудования и принадлежностей, включающих коллекторы, заборные и раздаточные рукава, насадки, брандспойты струевые (прямые) и со щетками.

Известна модернизированная автомобильная разливочная станция (АРС), выполненная на шасси более современного автомобиля ЗИЛ-131 (см. «Автозаправочная станция АРС-14. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», М., «Воениздат», 1987 г.), которой снабжены химические подразделения армии Российской Федерации в настоящее время, также состоящая из насоса с механическим приводом, цистерны, насоса ручного, трубопроводов, съемного оборудования и принадлежностей. Станция может быть использована для снаряжения жидкостями мелких оболочек -автономных приборов (баллонов), например пневматических опрыскивателей «Автомакс» применяемых для дезинфекции и дегазации (см. вышеупомянутую книгу А.С.Зубкина, стр.74), и состоящих из баллона для раствора, воздушного насоса поршневого действия с ручным приводом для создания давления в баллоне, брандспойта со щеткой для распыления и растирания раствора по обрабатываемой поверхности. Для размещения и перевозки баллонов на шасси может устанавливаться стеллаж, а для заполнения

сжатым воздухом баллонов, предварительно снаряженных растворами, оборудоваться воздушной системой с компрессором.

Известные АРС имеют следующие существенные недостатки:

- механический привод насоса для перекачки рабочих жидкостей имеет значительные габаритно-массовые характеристики;

- ручной привод воздушного поршневого насоса для закачки сжатого воздуха в баллоны требует постоянных физических усилий, особенно при обработке больших площадей и большого количества единиц техники;

Кроме того, выполнение механического привода насоса для перекачки жидкостей и воздушного компрессора для закачки сжатого воздуха в автономные приборы в разливочной станции, устанавливаемой, например, на шасси многоцелевого автомобиля Урал-532301 с колесной формулой 8х8, возможно при условии применения 3 карданных и 2 промежуточных валов, закрытых ступенчатых редукторов, синхронизированного механизма включения-отключения агрегатов, что в конечном счете снижает тактико-технические характеристики машины в целом, такие как проходимость, производительность, увеличивает время на техническое обслуживание и ремонт, и кроме того, будет иметь значительные объемно-массовые характеристики.

Настоящей полезной моделью решается задача повышения технических характеристик средств для обеззараживания. Техническим результатом, достигнутым полезной моделью является использование гидравлического способа передачи момента вращения от коробки отбора мощности шасси к насосу для перекачки жидкостей и воздушному компрессору для закачки сжатого воздуха в переносные баллоны.

Поставленная задача решается тем, что указанный компрессор и насос для перекачки жидких растворов снабжены объемным гидроприводом, элементы которого размещены на раме под грузовой платформой и включают насос высокого давления с приводом от коробки отбора мощности автомобильного шасси, напорные магистрали гидромоторов, снабженные трехпозиционным распределителем с обеспечением возможности перепускания рабочей жидкости на слив в бак в нейтральном положении

распределителя, и соединения насоса высокого давления с одним или другим гидромотором - в рабочих положениях, при этом гидропривод снабжен автономной системой охлаждения с радиатором и электрическим вентилятором его обдува.

Анализ отличительных признаков предлагаемого технического средства показал, что:

- снабжение компрессора и насоса для перекачки жидких растворов объемным гидроприводом обеспечило малые габаритно-массовые характеристики привода по сравнению с механическим, повышение плавности работы и выносливости от перегрузок;

- компактное расположение гидропривода на раме шасси под грузовой платформой позволило освободить место под размещение на платформе большего количества рабочего оборудования, увеличило объем возимого жидкого раствора, улучшило ремонтопригодность, сократило время на техническое обслуживание машины в целом;

- применение автономной системы охлаждения с радиатором и электрическим вентилятором его обдува, поддерживающего рабочую жидкость в заданном температурном диапазоне, обеспечило продолжительную, с максимальным КПД работу гидромоторов и насоса, что повысило эксплуатационные характеристики привода.

Полезная модель поясняется чертежами, где показано:

- на фиг.1 - вид сбоку на техническое средство для обеззараживания;

- на фиг.2 - вид сверху на техническое средство для обеззараживания;

- на фиг.3 - размещение объемного гидропривода насоса и компрессора на раме шасси, вид А на фиг.1 со снятой грузовой платформой;

- на фиг.4 - размещение управляющей и предохранительной гидроаппаратуры на единой плите, элемент Б на фиг.3;

- на фиг.5 - принципиальная схема гидропривода.

Предлагаемое техническое средство для обеззараживания выполнено, например, на шасси 1 многоцелевого автомобиля Урал-532301 с колесной формулой 8×8 (см. фиг.1, 2). На грузовой платформе установлено рабочее оборудование для дезактивации, дегазации и дезинфекции, включающее

емкость 2 для жидких растворов, насос 3 и систему трубопроводов 4 для их подачи, стеллаж 5 для размещения переносных баллонов 6 для жидких растворов и воздушную систему с компрессором 7 для заполнения сжатым воздухом баллонов 6.

Насос 3 и компрессор 7 снабжены объемным гидроприводом, элементы которого размещены на раме под грузовой платформой и включают насос высокого давления 8 с приводом от коробки отбора мощности автомобильного шасси, гидромоторы 9, 10, масляный бак 11 (см. фиг.3), фильтр 12, радиатор 13 с электрическим вентилятором. Напорные магистрали 14, 15 гидромоторов 9,10 снабжены трехпозиционным гидрораспределителем 16.

В состав гидропривода также входят блок обратно-предохранительных клапанов 17 (см. фиг.4), поддерживающий необходимую мощность гидромоторов 9, 10 и их подпитку при прекращении подачи рабочей жидкости, клапаны обратные 18, 19, предотвращающие вращение валов гидромоторов в обратном направлении, клапан предохранительный 20, защищающий систему от перегрузок, вентили 21, 22, используемые при настройке предохранительных клапанов блока 17 и клапан разгрузочный 23. Радиатор 13, гидрораспределитель 16, блок 17, клапаны 18, 19, 20, 23, вентили 21, 22 установлены на единой плите 24.

Для контроля за давлением в систему включены манометры 25, 26 (см. рис.5). На шасси также размещено съемное оборудование и принадлежности, включающие коллекторы, заборные и раздаточные рукава, насадки, брандспойты струевые (прямые) и со щетками (на фиг. не показаны).

Работа.

Жидкие растворы перевозятся на автомобильном шасси 1 в емкости 2 к месту проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий, сооружений и техники. С помощью насоса 3 и систему трубопроводов 4 растворы подаются для обработки зараженных поверхностей.

При зарядке группы переносных баллонов 6, они с помощью насоса 3 предварительно снаряжаются растворами, после чего с помощью компрессора 7 воздушной системы заполняются сжатым воздухом.

Гидропривод обеспечивает энергией рабочей жидкости гидромотор 9 привода насоса 3 для подачи жидких растворов и гидромотор 10 привода компрессора 7 в последовательности, согласно принципиальной схеме гидропривода.

Из бака 11 рабочая жидкость подается насосом высокого давления 8 к распределителю 16 по трубопроводу 27, а по соединенному с ним трубопроводу 28 - к клапану предохранительному 20, соединенному со сливным трубопроводом 29, по которому рабочая жидкость подается через радиатор 13, клапан разгрузочный 23, фильтр 12 обратно в бак 11 в случае повышения давления в трубопроводах 27, 28 выше предельно допустимого.

Золотник (на фиг. не показан) распределителя 16 имеет три положения: нейтральное и два рабочих. При нахождении золотника распределителя 16 в нейтральном положении, подаваемая насосом 8 по трубопроводу 27, рабочая жидкость проходит через сливные каналы распределителя 16 и по трубопроводу 30, соединенному со сливным трубопроводом 29 через радиатор 13, разгрузочный клапан 23, фильтр 12 поступает в бак 11.

При нахождении золотника распределителя 16 в одном из рабочих положений, например, включен верхний электромагнит распределителя 16, подаваемая насосом 8 по трубопроводу 27, рабочая жидкость проходит через каналы распределителя 16, блока обратно-предохранительных клапанов 17 и трубопроводу 31 через открытый вентиль 21 и клапан обратный 18, поступает в гидромотор 9 привода насоса 3 для перекачки жидких растворов, после чего по сливному трубопроводу 29 через радиатор 13, клапан разгрузочный 23, фильтр 12 сливается в бак 11.

При включении нижнего электромагнита распределителя 16, рабочая жидкость также через каналы распределителя 16, блока обратно-предохранительных клапанов 17 проходит в трубопровод 32 и через открытый вентиль 22 и клапан обратный 19 поступает в гидромотор 10 привода компрессора 7, после чего по сливному трубопроводу 29 через радиатор 13, клапан разгрузочный 23, фильтр 12 сливается в бак 11.

Давление рабочей жидкости в трубопроводе 31, обеспечивающее необходимую мощность гидромотора 9, а также защита его от перегрузок

осуществляются клапаном предохранительным 33, входящим в блок обратно-предохранительных клапанов 17. Настройка клапана предохранительного 33 на предельно допустимое в трубопроводе 31 давление рабочей жидкости осуществляется при закрытом вентиле 21, контроль за величиной давления - по манометру 25.

Давление рабочей жидкости в трубопроводе 32, обеспечивающее необходимую мощность гидромотора 10, а также защита его от перегрузок осуществляются клапаном предохранительным 34, входящим в блок обратно-предохранительных клапанов 17. Настройка клапана предохранительного 34 на предельно допустимое в трубопроводе 32 давление рабочей жидкости осуществляется при закрытом вентиле 22, контроль за величиной давления - по манометру 25.

Слив избыточной жидкости через клапана предохранительные 33, 34 осуществляется по трубопроводу 35, соединенному со сливным трубопроводом 29.

При прекращении подачи рабочей жидкости в трубопровод 31, когда золотник распределителя 16 переведен из рабочего положения в нейтральное, гидромотор 9 по инерции начинает работать некоторое время в режиме насоса, поэтому для исключения возникающих при этом кавитационных процессов, рабочая жидкость из сливного трубопровода 29 по трубопроводу 35 через обратный клапан 36 блока обратно-предохранительных клапанов 17, и далее по трубопроводу 31 через вентиль 21, клапан обратный 18 подпитывает гидромотор 9 до его полной остановки.

При прекращении подачи рабочей жидкости в трубопровод 32 - золотник распределителя 17 переведен из рабочего положения в нейтральное - гидромотор 10, как в случае с гидромотором 9, по инерции начинает работать некоторое время в режиме насоса, а возникновение при этом кавитационных процессов исключается подпиткой гидромотора 10 рабочей жидкостью, поступающей из сливного трубопровода 29 по трубопроводу 35 через клапан обратный 37 блока обратно-предохранительных клапанов 17, и далее по трубопроводу 32 через вентиль 22, клапан обратный 19 до полной остановки гидромотора 10.

При работе гидропривода на холодной рабочей жидкости в сливном трубопроводе 29 давление повышается, что приводит к открыванию клапана разгрузочного 23, и жидкость поступает в фильтр 12 через радиатор 13 и клапан разгрузочный 23 одновременно.

По мере прогрева рабочей жидкости, давление в сливной магистрали 29 уменьшается и при достижении жидкостью температуры +50°С клапан разгрузочный 23 закрывается и весь поток жидкости проходит только через радиатор 13.

При дальнейшем повышении температуры рабочей жидкости до +73°С автоматически включается обдув радиатора 13, который продолжается до достижения рабочей жидкостью температуры +50°С, после чего, также автоматически, отключается. Контроль повышения давления в сливной магистрали 29 производится по манометру 26.

Очистка рабочей жидкости производится входящим в состав фильтра 12 фильтроэлементом 38, по мере загрязнения фильтроэлемента 38 давление в сливном трубопроводе 29 повышается, что приводит к открыванию клапана предохранительного 39, также входящего в состав фильтра 12, и поток жидкости поступает в бак 11, минуя фильтроэлемент 38, через клапан предохранительный 39.

Таким образом решена поставленная задача повышения технических характеристик средств для обеззараживания.

Техническое средство для обеззараживания, выполненное на автомобильном шасси и содержащее рабочее оборудование для дезактивации, дегазации и дезинфекции, включающее емкость для жидких растворов, насос и систему трубопроводов для их подачи, стеллаж с баллонами для жидких растворов, систему трубопроводов, выполненную с обеспечением возможности одновременного заполнения группы баллонов растворами, и воздушную систему с компрессором для заполнения сжатым воздухом баллонов, предварительно снаряженных растворами, отличающееся тем, что указанные компрессор и насос для перекачки жидких растворов снабжены объемным гидроприводом, элементы которого размещены на раме под грузовой платформой и включают насос высокого давления с приводом от коробки отбора мощности автомобильного шасси, напорные магистрали гидромоторов, снабженные трехпозиционным распределителем с обеспечением возможности перепускания рабочей жидкости на слив в бак - в нейтральном положении распределителя, и соединения насоса высокого давления с одним или другим гидромотором - в рабочих положениях, при этом гидропривод снабжен автономной системой охлаждения с радиатором и электрическим вентилятором его обдува.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к перебазируемым ремонтным органам, предназначенным для контроля, диагностики технического обслуживания и ремонта сложных технических систем в местах их эксплуатации

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Полезная модель относится к сооружениям, предназначенным для временного и комфортного проживания, с соблюдением гигиенических норм, лиц с ограниченными возможностями и сопровождающих их лиц и может устанавливаться в местах, не имеющих коммуникаций, водоснабжения и канализации.
Наверх