Коробка раздаточная

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно, к устройствам для разделения мощности по ведущим мостам и отбора мощности на привод дополнительных механизмов и агрегатов при движении автомобиля, при его стационарном положении, при длительном режиме работы. Предлагаемая коробка раздаточная содержит корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал с осевыми и радиальными сверлениями, промежуточный вал, ведомый передний вал, задний вал привода, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, всасывающий трубопровод с маслозаборником, насос смазки. Насос смазки расположен на конце ведущего вала и закреплен на задней стенке корпуса. Всасывающий трубопровод выполнен N-образным, как минимум с двумя перегибами, где второй перегиб, находящийся ближе к насосу, расположен ниже первого перегиба, находящегося ближе к маслозаборнику. К насосу смазки присоединен дополнительный трубопровод, соединяющий насос смазки с осевым и радиальными сверлениями, выполненными в промежуточном валу.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно, к устройствам для разделения мощности по ведущим мостам и отбора мощности на привод дополнительных механизмов и агрегатов при движении автомобиля, при его стационарном положении, при длительном режиме работы.

Известна односкоростная коробка раздаточная, содержащая корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал, промежуточный вал, задний вал привода, передний вал, муфты соединения с механизмами управления, корпус с крышкой отбора мощности со своими ведущим и ведомым валами с шестернями. К ведомому валу присоединен насос смазки, давление от которого по внешним трубопроводам и внутренним каналам передается к соединению расточки и шейки ведущего вала при относительном их вращении и частичной смазке подшипников ведущего вала коробки раздаточной (1).

Недостатками этого устройства являются наличие дополнительных шестерен привода насоса и отсутствие смазки подшипников и валов при выключении муфты соединения отбора мощности.

Известна двухскоростная коробка раздаточная с нейтралью, содержащая корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал, промежуточный вал, ведомый передний вал, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, задний вал привода с шестеренчатым насосом смазки, давление от которого по внешним трубопроводам и внутренним каналам передается к подшипникам и шестерням ведущего и промежуточного валов, и далее к дифференциалу (2).

Недостатком устройства является отсутствие смазки валов и подшипников при нейтральном положении муфты соединения шестерен ведущего вала, т.е. не отсутствие вращения заднего вала привода и, соответственно, шестерен насоса смазки.

Известна двухскоростная коробка раздаточная с нейтралью, содержащая корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал, промежуточный вал, ведомый передний вал, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, задний вал привода, дополнительный корпус с механизмом привода шестеренчатого насоса смазки, расположенным ниже оси заднего вала привода, давление от которого по внешним трубопроводам и внутренним каналам передается к подшипникам и шестерням ведущего и промежуточного валов (3).

Недостатком этого устройства является наличие дополнительного корпуса с механизмом привода шестеренчатого насоса смазки, что увеличивает массу, габариты и трудоемкость изготовления коробки раздаточной.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является двухскоростная коробка раздаточная с нейтралью, содержащая корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями, частично закрытыми маслонакопительными кожухами, установлены ведущий вал, промежуточный вал, ведомый передний вал, задний вал привода, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, всасывающий трубопровод с маслозаборником, шестеренчатый насос смазки внутреннего зацепления, расположенный на конце ведущего вала и закрепленный на задней стенке корпуса, давление от которого по внутренним каналам передается к подшипникам и шестерням ведущего вала (4).

Недостатком этого устройства является масляное «голодание» в начале вращения ведущего вала из-за запаздывания подачи масла к шестерням и подшипникам ведущего вала. Запаздывание подачи масла происходит за счет значительной высоты всасывания от маслозаборника до входного отверстия насоса, а также необходимости наличия маслонакопительных кожухов.

Задачей, для решения которой направлена заявляемая полезная модель, является необходимость уменьшения времени масляного «голодания» при упрощении конструкции.

Поставленная задача достигается за счет того, что в коробке раздаточной, содержащей корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал с осевым и радиальными сверлениями, промежуточный вал, ведомый передний вал, задний вал привода, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, всасывающий трубопровод с маслозаборником, насос смазки, расположенный на конце ведущего вала и закрепленный на задней стенке корпуса.

Всасывающий трубопровод выполнен N-образным, как минимум с двумя перегибами, где второй перегиб, находящийся ближе к насосу, расположен ниже первого перегиба, находящегося ближе к маслозаборнику. Такое расположение перегибов позволяет снизить высоту всасывания масла, т.к. забор масла в начале вращения вала производится из полости трубопровода, расположенной между двумя перегибами, и соответственно, уменьшить время масляного «голодания».

К насосу смазки присоединен дополнительный трубопровод, соединяющий насос смазки с осевым и радиальными сверлениями, выполненными в промежуточном валу.

Такая совокупность существенных признаков, характеризующих заявляемую коробку раздаточную позволяет повысить ее долговечность и надежность, а также снизить трудоемкость изготовления.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами:

Фиг.1 - общий вид в разрезе;

Фиг.2 - вид сзади

Коробка раздаточная содержит корпус 1, крышку 2, подшипники 3, ведущий вал 4 с осевым 5 и радиальными 6 сверлениями, промежуточный вал 7 с осевым 8 и радиальным 9 сверлениями, ведомый передний вал 10, задний вал привода 11, дифференциал 12, шестерни постоянного зацепления 13, 14, 15, 16 и 17, муфты соединения 18 и 19 с механизмами управления 20 и 21, всасывающий трубопровод 22 с маслозаборником 23, насос смазки 24.

Всасывающий трубопровод 22 выполнен N-образным как минимум с двумя перегибами 25 и 26. При этом перегиб 26 расположен ниже перегиба 25.

Выходящий из полости нагнетания насоса смазки 24 трубопровод 27 соединен с осевым 8 и радиальным 9 каналами, выполненными в промежуточном валу 7.

Коробка раздаточная работает в двух режимах.

Первый основной режим характеризуется отсутствием вращения шестерен 13, 14, 15, 16 и 17 вследствие установки муфты соединения 19 с механизмом управления 20 в нейтральное положение относительно шестерен 13 и 14. При этом вращается только ведущий вал 4 с элементами насоса смазки 24. Масло, находящееся в нижней части корпуса 1 и крышки 2 за счет образованного насосом смазки 24 разряжения поступает от маслозаборника 23 по трубопроводу 22 через его перегибы 25 и 26. Масло оставшееся между перегибами 25 и 26 после первоначальной прокачки направлено к насосу смазки 24. При выходе из насоса смазки 24 масло под давлением направляется по осевым 5 и 8, радиальным 6 и 9 сверлениям через трубопровод 27 к опорам шестерен 13 и 14, а так же к подшипникам 3 ведущего вала 4 и промежуточного вала 7. Отработанное масло, вытесняемое из зазоров подшипников, стекая по стенкам корпуса 1 и крышки 2, смазывает зубчатые зацепления шестерен 15, 16 и 17, детали и подшипники дифференциала 12, подшипники и муфту соединения 19 ведомого переднего вала 10 и заднего вала привода 11.

Второй режим характеризуется вращением шестерен 13, 14, 15, 16 и 17 возникающим в результате установки муфты соединения 19 с механизмом управления 20 в положение, соединяющее ведущий вал 4 с шестерней 13 или 14 и вращением элементов насоса смазки 24. При этом масло, оставшееся на участке всасывающего трубопровода 22 между перегибами 25 и 26 и во внутренних полостях насоса смазки 24 под давлением попадает в осевые и радиальные сверления валов 4 и 7, а масло, захватываемое зубьями шестерни 17, путем разбрызгивания направляется к подшипникам, шестерням дифференциала 12 и подшипникам ведомого переднего вала 10 и заднего вала привода 11.

Предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить время масляного «голодания», повысить надежность и долговечность коробки раздаточной, допустить длительную работу коробки раздаточной при вращении только ведущего вала с присоединением к его концу, например, коробки отбора мощности.

Предлагаемое техническое решение соответствует требованиям промышленной применимости и реализуется на стандартном технологическом оборудовании.

Источники информации:

1. Патент РБ 7555 на изобретение «Раздаточная коробка с коробкой отбора мощности», МПК В60 К 17/28, F16Н 57/04, опубл. 30.12.2005 г.

2. «Колесное шасси МА3-543 и его модификации» - Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО), Военное издательство Минобороны СССР, М 1977, рис.73, стр.131 - 133.

3. «Автомобили МАЗ 530905, 5309А2, 5309А3, 5309А5, 5309А8», Руководство по эксплуатации 530905-3902002 РЭ, рис.4.

4. «Repair manual Transfer Case VG2000», A-KK TS 54/2000, ZF STEER GES., М. N. & GO. KG, стр.7, 11, 19, 49, 50.

1. Коробка раздаточная, содержащая корпус и крышку с расточками, в которых на подшипниках с шестернями установлены ведущий вал с осевыми и радиальными сверлениями, промежуточный вал, ведомый передний вал, задний вал привода, дифференциал, муфты соединения с механизмами управления, всасывающий трубопровод с маслозаборником, насос смазки, расположенный на конце ведущего вала и закрепленный на задней стенке корпуса, отличающаяся тем, что всасывающий трубопровод выполнен N-образным как минимум с двумя перегибами, где второй перегиб, находящийся ближе к насосу, расположен ниже первого перегиба, находящегося ближе к маслозаборнику.

2. Коробка раздаточная по п.1, отличающаяся тем, что к насосу смазки присоединен дополнительный трубопровод, соединяющий насос смазки с осевым и радиальными сверлениями, выполненными в промежуточном валу.



 

Наверх