Система жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к самоходным транспортным средствам, а именно к устройствам регулирования потока воздуха, обдувающего охладительное устройство системы охлаждения тепловых двигателей, в которых используется жидкий теплоноситель. Задача состоит в повышении надежности работы теплового двигателя, за счет повышения эффективности системы охлаждения двигателя при высокой температуре окружающей среды и предотвращения переохлаждения двигателя при низкой температуре окружающей среды, а также снижение наружного шума. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, сообщенными с рубашкой двигателя, вентилятор на выходе охлаждающего воздуха из радиатора и жалюзи, жалюзи выполнены в виде нескольких вертикальных створок и установлены после вентилятора, створки могут быть выполнены плоскими или изогнутыми, при этом изгиб выполнен в сторону вентилятора, а линия изгиба совпадает с осью их поворота и дополнительно система содержит радиатор охлаждения наддувочного воздуха, установленный перед радиатором жидкостной системы охлаждения. Жалюзи имеют механический или автоматический привод для поворота створок.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к самоходным транспортным средствам, а именно к устройствам регулирования потока воздуха, обдувающего охладительное устройство системы охлаждения тепловых двигателей, в которых используется жидкий теплоноситель.

Известно транспортное средство в виде автобуса, содержащее кузов с пассажирским салоном и моторным отсеком в виде шахты, расположенной сзади слева, где расположен двигатель с системами, жидкостного охлаждения и питания воздухом. Выход воздуха осуществляется через проем в задней части моторной шахты (1).

Недостатком такой конструкции является невозможность регулирования эффективности вентиляции моторного отсека, так как при высокой эффективности и низких температурах окружающего воздуха (в зимний период) может привести к переохлаждению моторного отсека и расположенных в нем систем, к охлаждению двигателя ниже рабочей температуры и, как следствие, снижает надежность работы и долговечность двигателя. Кроме того, наличие открытого проема, в задней стенке моторного отсека, не предотвращает излучение шума при работе двигателя.

Наиболее близким техническим решением является система жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, сообщенными с рубашкой двигателя, жалюзи и вентилятор на выходе охлаждающего воздуха из радиатора(2).

Недостатком такой системы является ограничение применения для систем, содержащих охладители наддувочного воздуха, так как в этом случае

должен обеспечиваться непрерывный поток воздуха через радиаторы. Кроме этого система не предотвращает отвод воздуха и излучение шума из моторного отсека, и не закрывает выходное отверстие для выхода воздуха, снижая надежность работы двигателя.

Задача, решаемая предложенной полезной моделью, состоит в повышении надежности работы теплового двигателя: за счет повышения эффективности системы охлаждения двигателя при высокой температуре окружающей среды и предотвращения переохлаждения двигателя при низкой температуре окружающей среды, и снижение наружного шума.

Технический результат достигается размещением в проеме для выхода воздуха из моторного отсека жалюзи, позволяющих изменять проходное сечение проема.

Поставленная задача достигается тем, что система жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, сообщенными с рубашкой двигателя, вентилятор на выходе охлаждающего воздуха из радиатора и жалюзи, жалюзи выполнены в виде нескольких вертикальных створок установленных после вентилятора, при этом створки выполнены плоскими и имеют ось поворота, дополнительно система содержит радиатор охлаждения наддувочного воздуха, установленный перед радиатором жидкостной системы охлаждения.

Створки жалюзи выполнены изогнутыми, при этом изгиб выполнен в сторону вентилятора, а ось изгиба совпадает с осью поворота жалюзи.

Жалюзи оборудованы механическим или автоматическим приводом.

Для повышения надежности и долговечности работы двигателя при низкой температуре окружающего воздуха необходимо регулировать скорость потока воздуха, что возможно установкой систем регулирования на пути воздушного потока через моторный отсек, поэтому регулирование потока воздуха осуществляется на выходе из моторного отсека, в этом случае

сохраняется незначительный поток воздуха через радиаторы, но предотвращается повышенная вентиляция моторного отсека. Для регулирования проходного сечения проема в нем установлены жалюзи, позволяющие регулировать поток воздуха, путем изменения проходного сечения проема за счет поворота вертикальных створок жалюзи.

Для снижения уровня внешнего шума и улучшения выхода воздуха из моторного отсека створки жалюзи могут быть выполнены изогнутыми в сторону вентилятора таким образом, чтобы при открывании на максимальный угол направление изогнутой части совпадало с направлением движения воздуха из моторной шахты, что позволяет создать плавный проход для выхода воздуха и позволяет сократить сопротивление потоку воздуха, а также предотвратить излучение шума двигателя. Для поворота створок жалюзи оборудованы приводом поворота, который может быть механическим или автоматическим.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

фиг.1 - изображен общий вид системы жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства;

фиг.2 - изображен вид жалюзи с плоскими створками;

фиг.3 - изображен вид жалюзи с изогнутыми створками.

Система жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства расположена в моторном отсеке 1 и содержит радиатор 2 с входным и выходным патрубками, сообщенными с рубашкой двигателя 3, вентилятор 4 на выходе охлаждающего воздуха из радиатора, радиатор 5 охлаждения наддувочного воздуха, установленный перед радиатором 2 жидкостной системы охлаждения, а после вентилятора на выходе воздуха из моторного отсека 1 в проеме 6 задней стенки 7 транспортного средства установлены вертикальные жалюзи 8. Жалюзи 8 состоят из вертикальных створок 9, связанных приводом 10. Оси створок 9 жалюзи 8 расположены вдоль длинной стороны проема 6. При этом створки 9 жалюзи 8 могут быть

плоскими или изогнутыми в сторону вентилятора 4 таким образом, чтобы при открытии жалюзи 8 образовывался проход, изменяющий направление потока воздуха, но имеющий минимальное сопротивление. Жалюзи 8 имеют механический или автоматический привод 10 для поворота створок 9 жалюзи 8.

Система работает следующим образом:

Под воздействием разряжения, создаваемого вентилятором 4, воздух проходит через радиаторы системы охлаждения двигателя 2 и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха 5 и выбрасывается в моторный отсек 1 в направлении, указанном стрелками. Для эффективной работы системы необходимо обеспечить быстрый выход воздуха из моторного отсека 1 через проем 6 в задней стенке 7. Эффективность вентиляции моторного отсека 1 регулируется при помощи вертикальных жалюзи 8, установленных в проеме 6.

При повороте панелей 9 проходное сечение проема 6 изменяется от полного закрытия до полного открытия, что влияет на сопротивление потоку воздуха, выходящего из моторного отсека 1 и, как следствие, температуру в моторном отсеке.

При высокой температуре окружающего воздуха (в летний период) жалюзи 8 полностью открыты, обеспечивая наибольшую эффективность выхода воздуха из моторного отсека 1, при низких температурах окружающего воздуха (в зимний период) жалюзи 8 полностью или частично перекрывают проем 6, понижая эффективность вентиляции моторного отсека 1 и переохлаждение двигателя.

Для автоматизации процесса регулирования положения панелей 9 вместо механического привода 10 может устанавливаться автоматический привод.

Для предотвращения свободного излучения шума из моторного отсека 1

створки могут быть изогнутыми в сторону вентилятора 4 таким образом, чтобы при открытии жалюзи 8 образовывался плавный проход, изменяющий направление потока воздуха, но имеющий минимальное сопротивление, что во-первых, создает препятствие для прямого излучения звука, а во вторых, воздух из моторного отсека 1 выходит по проходу, длина которого превышает ширину, что благоприятно сказывается на рассеивании звука.

Источники информации:

1. Руководство по эксплуатации 103065-0000020 РЭ. Автобус МАЗ 103. Минск 2006.

2. Патент на изобретение РФ №2007592, F01P 7/10, опубл. 15.02.1994 г. - прототип

1. Система жидкостного охлаждения теплового двигателя транспортного средства, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, сообщенными с рубашкой двигателя, вентилятор на выходе охлаждающего воздуха из радиатора и жалюзи, отличающаяся тем, что жалюзи выполнены в виде нескольких вертикальных створок и установлены после вентилятора, при этом створки выполнены плоскими и имеют ось поворота, дополнительно система содержит радиатор охлаждения наддувочного воздуха, установленный перед радиатором жидкостной системы охлаждения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что створки выполнены изогнутыми, при этом изгиб выполнен в сторону вентилятора, а линия изгиба совпадает с осью поворота жалюзи.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что жалюзи оборудованы механическим приводом.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что жалюзи оборудованы автоматическим приводом.



 

Похожие патенты:

Стенд для испытания электрооборудования и турбокомпрессора на форд транзит, фольсваген, митсубиси, рено, шевроле нива и ваз относится к испытанию машин, в частности турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении.
Наверх