Устройство для смещения торцов стыкуемых рельсов кранового пути мостового крана
Изобретение относится к специальным устройствам, предназначенным, преимущественно, для рихтовки в поперечном направлении крановых путей мостовых кранов. Выполнено в виде П-образной накладки на стык рельсов, снабженной установленными на вертикальной стенке зажимными болтами одного рельса и болтами для сдвига другого рельса. Технический результат заключается в снижении трудозатрат на ремонт кранового пути мостового крана и повышении безопасности производства ремонтных работ на высоте. 1 п.ф., 3 илл.
Полезная модель относится к инструментам и может быть использована при ремонте кранового пути мостового крана.
Для безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов необходимо устройство надежных крановых путей, воспринимающих все рабочие нагрузки от крана и крановых тележек и передающих эти нагрузки на основание или строительные конструкции здания. Кроме того, рельсовый путь задает направление движению крана. Проект рельсового пути выполняется согласно требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00. Госгортехнадзор России, М., ПИО ОБТ 2000.
В зависимости от типа грузоподъемного крана рельсовые пути делятся на наземные, применяемые для установки башенных и козловых кранов и надземные, на которых устанавливаются мостовые краны. Рельсовая нить мостовых кранов состоит из основных и вспомогательных элементов. К основным несущим элементам относятся рельсы и подкрановые балки. Вспомогательные элементы состоят из комплекта деталей крепления подошвы рельсов к подкрановым балкам и подкрановых балок к колоннам производственных корпусов, а также концевых упоров и выключающих ринок.
Требования проектных отклонений рельсовых путей от проектного положения для мостовых и козловых кранов изложены в «Правилах», в частности, взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте не должно превышать 2 мм.
Для поддержания пути в нормальном положении предусматривается его периодический контроль с целью проверки стабильности всех параметров и проведения (при необходимости) рихтовки и выправки пути. (Л.А.Невзоров, Ю.И.Гудков, М.Д.Полосин. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000, с.359-364).
При периодическом обследовании кранового пути геометрические размеры и параметры элементов крановых путей проверяются методом приборно-инструментального контроля с использованием измерительных приборов и инструментов.
Рихтовка и выправка наземных путей производится при помощи универсальных инструментов, в числе которых используются лом, кувалда, различные рычаги и подбивки. (Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей, РД 50:48:0075.01.05, М., ЗАО Научно-производственный центр «Путь К», 2005, с.50-51, 136).
Недостатком использования таких же инструментов при ремонте надземных крановых путей мостовых кранов является повышенная опасность выполнения указанных работ, обусловленная необходимостью приложения к инструменту значительных физических усилий для сдвига рельса. При работе на высоте с проходной галереи или без нее это - крайне опасно и чревато падением вниз рабочих.
Для ремонта надземных крановых путей и подкрановых балок мостовых кранов используют «Устройство для предотвращения обрушения, рихтовки и повышения несущей способности подкрановой балки» (Россия, патент 2209760, МПК В66С 7/00) и «Способ рихтовки разрезных подкрановых балок мостовых кранов» (Россия, патент 2235675, МПК В66С 7/00, В66С 7/00).
В качестве прототипа предложения выбраны слесарные тиски (Россия, патент 2247645, МПК 7 В25В 1/18), в конструкцию которых входят: корпус, губки для захвата изделия и силовозбудитель - ходовой винт.
Недостатком использования слесарных тисков является их большой вес и неприспособленность для выполнения работ по рихтовке (относительному сдвигу рельсов) надземных крановых путей мостовых кранов.
Задачей полезной модели является создание простого, удобного и безопасного устройства для рихтовки крановых путей, а именно, для смещения торцов рельсов надземного кранового пути мостового крана.
Поставленная задача решается тем, что в устройстве для смещения торцов стыкуемых рельсов кранового пути мостового крана, которое содержит захват рельса и связанный с ним силовозбудитель, захват рельса выполнен в виде устанавливаемой на стык рельсов накладки П-образного сечения, размер между вертикальными стенками которой превышает ширину головки стыкуемых рельсов, а размер по высоте - высоту головки рельсов, при этом на вертикальных стенках накладки размещены не менее двух пар зажимных болтов одного рельса и болты для создания силового воздействия на другой рельс.
Совокупность отличительных признаков предложения, а именно, использование накладки на стык рельсов, снабженной болтами крепления к одному рельсу и болтами для создания силового воздействия на другой рельс позволяет облегчить условия труда при рихтовке кранового пути мостового крана на высоте и одновременно обеспечить удобство и повысить безопасность выполнения указанных работ.
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид нити кранового пути мостового крана и установку на нем устройства для относительного смещения торцов рельсов, на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1.
Устройство для смещения торцов стыкуемых рельсов кранового пути мостового крана выполнено в виде накладки 1, имеющей П-образное сечение. Размер между вертикальными стенками 2 накладки 1 превышает размер головки рельса 3, а размер по высоте превышает высоту головки рельса. На вертикальных стенках 2 выполнены зажимы в виде на менее двух пар болтов 4. Кроме того, на вертикальных стенках 2 установлены болты 5.
Работа устройства.
Накладка 1 устанавливается на стык 6 рельсов 3 и 7, один из которых (3) закреплен на подкрановой балке 8 крепежными деталями 9, а другой (7) откреплен от нее, т.е. детали крепления 9 сняты и рельс 7 имеет возможность перемещаться поперек крановой нити. При помощи зажимных болтов 4 накладка 1 жестко скрепляется с рельсом 3. Затем производят ввертывание болтов 5, которые воздействуют на открепленный рельс 7 и смещают его головку относительно головки закрепленного на подкрановой балке рельса 3. После устранения дефекта смещения торцов рельсов 3 и 7 (контроль осуществляется визуально по выравниванию подошв) производится фиксация этого положения путем, например, приваривания к подкрановой балке 8 ограничителя перемещения, выполненного в виде пластины 10. По окончании этих работ производят установку снятых ранее деталей 9 на рельс 7 и снимают со стыка накладку 1. На этом ремонт кранового пути заканчивается.
На предприятии разработан, изготовлен и испытан опытный образец портативного устройства для смещения торцов рельсов Р 75 кранового пути мостовых кранов грузоподъемностью 50 тс.
Созданное устройство позволяет снизить трудоемкость работ по рихтовке кранового пути и повысить безопасность выполнения этих работ на высоте.
Предложение рекомендовано к внедрению.
Устройство для смещения торцов стыкуемых рельсов кранового пути мостового крана, содержащее захват рельса и связанный с ним силовозбудитель, отличающееся тем, что захват рельса выполнен в виде устанавливаемой на стык рельсов накладки П-образного сечения, размер между вертикальными стенками которой превышает ширину головки стыкуемых рельсов, а размер по высоте - высоту головки стыкуемых рельсов, при этом на вертикальных стенках накладки размещены зажимы одного стыкуемого рельса, выполненные в виде не менее двух пар болтов, и болты для создания силового воздействия на другой стыкуемый рельс.