Обивка шумоизоляционная моторного отсека автомобиля

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к шумовибродемпфирующим панелям (ШВДП), которые монтируются на элементах кузова, связанных с моторным отсеком автомобилей, тракторов, комбайнов, погрузчиков и других транспортных средств. В обивке шумоизоляционной моторного отсека автомобиля, в частности предназначенной для монтажа на структурной панели кузова, входящей в состав моторного отсека, содержится отформованная, с развитой площадью поверхности структура, включающая, по крайней мере, волокнистый шумоизоляционный материал. При этом отформованная структура образована в виде цельной фасонной поверхности. Очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности повторяют очертания этой поверхности. Торцы панели отфланцованы, и в верхних фланцах выполнены сквозные отверстия под верхние элементы крепления панели к кузовной структуре. Нижние фланцы панели выполнены сплошными, и вдоль них, в зоне перехода фланца в основную структуру панели выполнены сквозные отверстия под нижние элементы крепления панели к кузовной структуре. В структуре панели также выполнены отверстия под размещение соответствующих функциональных элементов узлов и систем автомобиля. Помимо вышеописанного, в верхних фланцах обивки шумоизоляционной моторного отсека автомобиля могут быть выполнены сквозные отверстия под пистоны, а в зоне перехода нижнего фланца в основную структуру панели могут быть выполнены сквозные отверстия под держатели с фиксаторами. При этом, очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности повторяют очертания панели щитка передка кабины автомобиля. Использование предлагаемой полезной модели позволяет снизить трудоемкость изготовления и монтажа обивки шумоизоляционной моторного отсека автомобиля, а также существенно улучшить акустические свойства автомобиля.

1 н.п. ф-лы, 1 фиг.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к шумовибродемпфирующим панелям (ШВДП), которые монтируются на элементах кузова, связанных с моторным отсеком автомобилей, тракторов, комбайнов, погрузчиков и других транспортных средств.

Эксплуатация указанных выше транспортных средств с реализацией рабочих процессов в их энергетических установках сопровождается, как правило, повышенным шумом, излучаемым как наружу в окружающую среду, так и в кабину, который оказывает на человека раздражающее воздействие, ускоряет процесс его утомления, ослабляет внимание и значительно ослабляет психические реакции. Отрицательное влияние на водителя тем больше, чем выше уровень шума в кабине и чем продолжительнее его воздействие. Излучаясь наружу из моторного отсека в окружающую среду, шум является одним из серьезных источников загрязнения окружающей среды, отрицательно влияя на здоровье населения.

Интенсивность шума в кабине кузова транспортного средства зависит, кроме всего, от качества звукоизоляции между наиболее шумной зоной транспортного средства моторным отсеком и непосредственно кабиной, а также от степени вибрационного возбуждения и соответствующего излучения структурного шума непосредственно развитой металлической поверхностью щитка передка моторного отсека, который является наиболее вибронагруженной частью кабины, так как с ней связаны виброизоляционные опоры силового агрегата и различные коммуникационные связи (трубопроводы, тяги систем управления и пр.).

С другой стороны, сильное вибрационное возбуждение металлической структуры щитка передка кабины, в силу хорошей вибропроводности металла, легко передается к примыкающим к щитку передка элемента кабины полу, боковинам, дверям и пр. Также жестко установленные на щитке различные электронные устройства (реле, блоки управления, коммутаторы и пр.), являясь очень чувствительным к вибрационным нагрузкам с точки зрения надежности и функционирования, подвергаются неблагоприятным воздействиям интенсивных

вибраций, передаваемых от панели щитка передка кузова.

Известно шумовиброизоляционное покрытие (авт. св. СССР N 1678668, МКИ B60R 13/08, 23.09.91), которое эффективно по своему прямому назначению, однако имеет ограниченное применение и обладает значительной толщиной и невысокой механической прочностью, так как при воздействии давления на его поверхность изменяет свою плотность, ухудшает шумодемпфирующие качества или даже разрушается, впитывая влагу, вызывающую коррозию и т.п. Следует отметить, что специфической особенностью таких панелей является ограничение их предельной толщины величиной 40 мм, т.к. при больших толщинах существенно уменьшается полезный объем кабины.

Из описания к патенту России №2097226, МПК B60R 13/08, публ. 1997, БИ №33, известна виброшумодемпфирующая панель кабины кузова транспортного средства, содержащая многослойное покрытие, смонтированное на элементах кузова, отделяющих кабину от моторного отсека, и выполненное с функциональными отверстиями, сопряженными с отверстиями в элементах кузова. Причем многослойное покрытие выполнено из слоя весового вибродемпфирующего материала, облицованного снаружи армирующим слоем из жесткого материала, и размещено по меньшей мере на нижней части щитка передка кузова, сопряженной с коробом воздухопритока и передним полом кузова.

Из описания к полезной модели России по свидетельству №11519, МПК 6 B60R 13/08, публ. 16.10.99 известна прокладка шумопонижающая панели кузова транспортного средства, например легкового автомобиля, содержащая многослойное покрытие, структура которого по крайней мере включает слой пористого звукопоглощающего материала, облицованного с одной стороны слоем адгезионного материала, и размещенный на адгезионном слое легкосъемный слой защитного материала. Причем в прокладке, со стороны ее лицевой поверхности выполнены вертикальные, пересекающиеся друг с другом, глухие надрезы, глубина которых находится в зависимости от толщины структуры шумопонижающей прокладки, толщины защитного слоя структуры прокладки и толщины адгезионного слоя структуры прокладки.

Рассматриваемое ниже конкретное техническое решение касается обивки шумоизоляционной моторного отсека семейства легковых автомобилей производства Волжского автозавода (г.Тольятти). Прямым аналогом такого технического решения является обивка шумоизоляционная автомобиля ВА3-2110,

полный комплект которой состоит из двух составных частей - правой и левой, каталог запасных частей «Автомобили ВА3-2110, ВА3-2111, ВА3-2112 и их модификации», М., «КОЛЕСО», 2000, лист М140 (копия прилагается).

Правая часть обивки предварительно подсобирается с облицовкой рамки ветрового окна. Верхняя часть правой обивки крепится самонарезающимися винтами к кузову автомобиля. Нижняя часть обивки крепится кронштейном. Под правой обивкой установлен отопитель. В случае возникновения необходимости ремонта отопителя обивку необходимо снимать. Это дополнительная трудоемкость, поскольку к отопителю нет доступа. Левая часть обивки крепится также, как и правая - винты, гайки, фланцевые шайбы. Под левой обивкой смонтирован моторедуктор стеклоочистителя, доступ к которому затруднен наличием левой части обивки. В середине на стыке двух обивок применяют уплотнители, скрепки, винты, гайки и шайбы.

Из сказанного становится очевидным, что изготовление и монтаж рассмотренных шумоизоляционных обивок затруднены. Кроме того, конструкция обивок не позволяет в полной мере обеспечить необходимую шумоизоляцию.

Прототипом заявляемой полезной модели является шумовибродемпфирующая облицовка щитка передка кузова транспортного средства, смонтированная на панели щитка передка кабины транспортного средства со стороны моторного отсека, полезная модель RU 6375 U1, МПК6 D60R 13/08, публ. 16.04.98. Облицовка содержит слой открытоячеистого пенистого или волокнистого материала, облицованного снаружи слоем звукопрозрачного воздухопроницаемого пленочного материала, на котором размещены функциональные и крепежные элементы узлов и систем транспортного средства. Облицовка выполнена как минимум из двух панелей, каждая из которых дополнительно снабжена слоем вибродемпфирующего вязкоупругого материала, по крайней мере частично снаружи облицованного слоем адгезионного вещества, при этом крепежные элементы функциональных элементов закреплены непосредственно на панели щитка передка и по крайней мере часть наружных кромок панелей и отверстий под крепежные элементы выполнена в виде герметичных соединений.

Прототипу свойственны те же проблемы, которые были подробно приведены выше.

Технической задачей полезной модели является улучшение акустического

комфорта в кабине кузова транспортного средства за счет повышения эффективности вибродемпфирования панели (ВШДП) щитка передка и примыкающих к ней элементов кузова при одновременном упрощении монтажа ВШДП и обеспечении возможности размещения ВШДП на значительной площади щитка передка и примыкающих к нему элементах кузова.

Решение технической задачи предусматривает создание эффективной и одновременно с этим недорогой и компактной конструкции обивки шумоизоляционной моторного отсека автомобиля.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной обивке шумоизоляционной моторного отсека автомобиля, в частности предназначенной для монтажа на структурной панели кузова, входящей в состав моторного отсека, содержится отформованная, с развитой площадью поверхности структура, включающая, по крайней мере, волокнистый шумоизоляционный материал. При этом отформованная структура образована в виде цельной фасонной поверхности. Очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре, поверхности повторяют очертания этой поверхности. Торцы панели отфланцованы, и в верхних фланцах выполнены сквозные отверстия под верхние элементы крепления панели к кузовной структуре. Нижние фланцы панели выполнены сплошными, и вдоль них, в зоне перехода фланца в основную структуру панели, выполнены сквозные отверстия под нижние элементы крепления панели к кузовной структуре. В структуре панели также выполнены отверстия под размещение соответствующих функциональных элементов узлов и систем автомобиля.

Помимо вышеописанного, в верхних фланцах обивки шумоизоляционной моторного отсека автомобиля могут быть выполнены сквозные отверстия под пистоны, а в зоне перехода нижнего фланца в основную структуру панели могут быть выполнены сквозные отверстия под держатели с фиксаторами.

При этом, очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности, повторяют очертания панели щитка передка кабины автомобиля.

При таком конструктивном исполнении, в сравнении с прототипом, не только снижается трудоемкость изготовления обивки и ее монтаж, но и активизируется механизм подавления шума, обусловленного вибрирующими элементами кузова.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату

приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели на чертеже, где на фиг.1 показана предлагаемая обивка шумоизоляционная моторного отсека автомобиля 1, закрепленная на панели щитка передка кузова 2 со стороны моторного отсека.

Обивка шумоизоляционная моторного отсека автомобиля 1, в частности предназначенная для монтажа на структурной панели кузова, входящей в состав моторного отсека, содержит отформованную, с развитой площадью поверхности структуру, включающую, по крайней мере, волокнистый шумоизоляционный материал. При этом отформованная структура образована в виде цельной фасонной поверхности. Очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности повторяют очертания этой поверхности. Торцы панели отфланцованы, и в верхних фланцах выполнены сквозные отверстия под верхние элементы крепления панели к кузовной структуре. Нижние фланцы панели выполнены сплошными, и вдоль них, в зоне перехода фланца в основную структуру панели, выполнены сквозные отверстия под нижние элементы крепления панели к кузовной структуре. В структуре панели выполнены отверстия под размещение соответствующих функциональных элементов узлов и систем автомобиля.

Помимо вышеописанного в верхних фланцах обивки шумоизоляционной моторного отсека автомобиля могут быть выполнены сквозные отверстия под пистоны 3, а в зоне перехода нижнего фланца в основную структуру панели, могут быть выполнены сквозные отверстия под держатели с фиксаторами 4.

При этом, очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности, повторяют очертания панели щитка передка кабины автомобиля.

Кузовной структурный шум (т.е. излучаемый вибрирующими поверхностями панелей кузова) легкового автомобиля с несущим кузовом (и в особенности, кузовом без жесткой рамы или подрамника для крепления силового агрегата и трансмиссионных агрегатов) является преимущественно низкочастотным. В

соответствии с этим для достижения акустического комфорта в кабине (салоне), в первую очередь, необходимо подавить излучение шума именно в этом низкочастотном диапазоне звукового спектра. Эффективность заявляемой облицовки обусловлена строением ее внутренней волокнистой зукоизолирующей структуры и расположением на наиболее виброактивной панели кузова - панели щитка передка моторного отсека, которая прямо переизлучает акустическую энергию из моторного отсека в пассажирский салон. В этом отношении заявляемая облицовка по своей эффективности не уступает прототипу. Однако выполнение ее в виде единой детали позволяет снизить трудоемкость изготовления и монтажа, соответственно улучшить акустические свойства автомобиля.

Разумеется, полезная модель не ограничивается описанным способом ее осуществления, показанным на прилагаемой фигуре. Остаются возможными изменения различных элементов либо замена их технически эквивалентными, не выходящие за пределы объема настоящей полезной модели.

1. Обивка шумоизоляционная моторного отсека автомобиля, в частности предназначенная для монтажа на структурной панели кузова, входящей в состав моторного отсека, содержащая отформованную, с развитой площадью поверхности структуру, включающую, по крайней мере, волокнистый шумоизоляционный материал, отличающаяся тем, что отформованная структура образована в виде цельной фасонной поверхности, по крайней мере очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре, поверхности повторяют очертания этой поверхности, при этом торцы панели отфланцованы, и в верхних фланцах выполнены сквозные отверстия под верхние элементы крепления панели к кузовной структуре, нижние фланцы панели выполнены сплошными и вдоль них, в зоне перехода фланца в основную структуру панели, выполнены сквозные отверстия под нижние элементы крепления панели к кузовной структуре, кроме того, в структуре панели выполнены отверстия под размещение соответствующих функциональных элементов узлов и систем автомобиля.

2. Обивка по п.1, отличающаяся тем, что в верхних фланцах выполнены сквозные отверстия под пистоны.

3. Обивка по п.2, отличающаяся тем, что в зоне перехода нижнего фланца в основную структуру панели выполнены сквозные отверстия под держатели с фиксаторами.

4. Обивка по любому из пп.1, 2 или 3, отличающаяся тем, что очертания внутренней, прилегающей к кузовной структуре поверхности повторяют очертания панели щитка передка кабины автомобиля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к уплотнителю, предназначенному для установки на нижний фланец оконного проема двери с наружной стороны автомобиля
Наверх