Универсальная шина-противоупор под кровоостанавливающий жгут

 

Изобретение относится к медицине, в частности к хирургическим устройствам, и может быть использовано для создания противоупора под кровоостанавливающий жгут с целью частичного сохранения коллатерального кровообращения в тканях ниже наложенного жгута. Шина выполнена в виде пластины из уплотненной фанеры или упругой пластмассы, имеющей форму пологого желоба. В пластине выполнены три пары симметрично расположенных окон, по размеру соответствующих ширине жгута. Парные окна расположены на разных расстояниях друг от друга в соответствии с диаметром разных сегментов конечностей. Установлено, что применение предложенной шины для противоупора под жгут обеспечивает частичное сохранение коллатерального кровотока в тканях ниже наложенного жгута в объеме 12-14% от исходного уровня. Конструкция шины позволяет надежно фиксировать ее к жгуту, что существенно облегчает наложение жгута на разных сегментах конечностей и шее.

Изобретение относится к медицине, в частности к хирургическим устройствам, и может быть использовано для создания противоупора под кровоостанавливающий жгут с целью частичного сохранения коллатерального кровообращения в тканях ниже наложенного жгута

Как известно, кровотечение из магистральных артерий конечностей можно успешно остановить с помощью жгута и предотвратить смертельную кровопотерю. Но длительное (многочасовое) пребывание затянутого жгута на конечности сопряжено с риском развития ишемической гангрены и угрожающего жизни токсикоза. Считается допустимым двухчасовое пребывание затянутого жгута, не вызывающее тяжелых последствий. Но на практике эти сроки соблюдать далеко не всегда удается. В военно-полевых условиях у каждого пятого раненого, поступившего в медико-санитарный батальон со жгутом, последний не снимался на протяжении более 4 часов, а в 12,8% - более 6 часов. (Николаев Г.Ф. Общие принципы этапного лечения кровотечений у раненых.// Опыт сов. медицины в Великой Отечественной войне. - М. - 1953. - Т.3. - С.175-191).

В экспериментах на животных установлено, что шестичасовое пребывание затянутого жгута на задних конечностях кроликов, без каких-либо других повреждений, приводило всех их к гибели от токсикоза. (Кушко В.М., Ивченко Г.М. Некоторые мероприятия против осложнений, вызванных кровоостанавливающим жгутом в эксперименте.// Сб. 2-го

МОЛМИ: Реакция организма на воздействие кровоостанавливающего жгута. - М. - 1958. - С.212-224).

Предпринимались разные попытки уменьшить пагубное влияние длительного прекращения кровообращения в конечности ниже затянутого жгута. В этом отношении наиболее перспективны меры, направленные на хотя бы частичное сохранение коллатерального кровотока. К ним относится наложение жгута с противоупором по методу Герша-Жорова. (Герш Л.Я. Жгут в госпитальной и военно-полевой обстановке.// Дисс. канд., - М., 1941. Жоров И.С. Неравномерное перетягивание конечности при помощи жгута с шиной.// Хирургия - 1946. - №12. - С.57-59). На конечность под жгут подкладывают кусок фанеры, устанавливая его со стороны, противоположной проекции поврежденной артерии. Предлагались и специально сконструированные для этой цели шины. {Маслов В.И. Шина-противоупор под жгут.// Свидетельство на полезную модель. - RU. - №21340. - 2002 г.).

В качестве прототипа выбрана шина для противоупора под жгут, предложенная В.И.Масловым (Маслов В.И. Шина для противоупора под кровоостанавливающий жгут.// Свидетельство на полезную модель. - RU. - №9709. - 1999 г.). Шина представляет собой продолговатую пластину, имеющую вид пологого желоба. Вдоль боковых (продольных) краев в шине выполнены три пары симметричных окон. В каждой паре окна одинаково удалены друг от друга. В эти окна продевается стандартный ленточный жгут перед его наложением вместе с шиной на конечность. Применение шины обеспечивает частичное сохранение коллатерального кровотока под жгутом.

Основное требование к специальной шине для противоупора под кровоостанавливающий жгут заключается в конструкционном обеспечении возможности применения ее на разных по диаметру сегментах конечностей и фиксации ее к жгуту. Это требование выполнено в прототипе

лишь частично. Надежная самофиксация пластины к жгуту достигается только при проведении его через оба парных окна в шине. Но это возможно при использовании ее лишь на предплечье.

Для плеча и голени необходимо увеличить функциональную ширину шины, что достигается проведением жгута только через одно окно, а над вторым он накладывается снаружи. В итоге шина фиксируется недостаточно и легко смещается в процессе практического применения. При наложении жгута на бедро или на поксимальный конец (корень) конечности в виде восьмерки жгут вовсе не проводится через окна, а накладывается по наружной поверхности шины. В связи с этим она вообще не фиксируется к жгуту, и техническое наложение его существенно затрудняется.

Нами предложена универсальная шина-противоупор под кровоостанавливающий жгут, в которой конструкционно обеспечена и надежная фиксация ее к жгуту, и возможность использования на всех сегментах конечностей. Предлагаемая шина выполнена в виде продолговатой пластины, имеющей форму пологого желоба с радиусом кривизны 100-110 мм. В шине выполнено три пары симметрично расположенных окон по размерам жгута. Парные окна расположены на разных расстояниях друг от друга в соответствии с диаметрами разных сегментов конечностей, на которые накладывается жгут. Конструкция шины позволяет осуществлять надежную фиксацию ее к жгуту чрез два парных окна для разных сегментов конечностей. Круглые отверстия у поперечных краев пластины предназначены для связывания двух шин между собой, если необходимо расширить площади опоры под жгут.

Предлагаемая шина изображена на фиг.1, где 1 - парные окна для наложения жгута на предплечье; 2 - то же - на бедро; 3 - то же - на голень и плечо; 4 - проведенный через окна жгут. На фиг.2 показана шина в поперечном разрезе по пунктирной линии, проведенной на фиг.1. Оптимальные

размеры шины 200-210 мм в длину и 160-170 мм в ширину. Для изготовления шины может использоваться утолщенная фанера или упругая пластмасса.

Методика практического применения предлагаемой шины.

Предварительно, перед наложением шины, в оба симметричных ее окна продевают жгут. Окна выбирают соответственно функциональному предназначению, то есть в зависимости от диаметра сегмента конечности, на который предстоит накладывать жгут. Ниже приведены варианты методики практического применения жгута с шиной-противоупором

1. При наложении жгута на предплечье используют верхние парные окна, расстояние между которыми соответствует диаметру предплечья взрослого человека - 80-90 мм (фиг.1, 1).

2. Для голени и плеча жгут проводят через нижние парные окна шины, расстояние между которыми 110-120 мм (фиг.1, 3).

3. Для использования шины на бедре жгут проводят через оба средних окна, перемычка между которыми 15-20 мм (фиг.1, 2). В отличие от предыдущих вариантов, в оба окна проводят один конец жгута: через одно окно - со стороны выпуклой поверхности шины, через второе этот же конец жгута продевают в обратном направлении Таким образом, жгут с фиксированной к нему шиной опирается на всю ее ширину, соответствующую диаметру бедра.

4. Для наложения жгута в виде восьмерки на проксимальный конец нижней конечности целесообразно подводить под жгут две шины, которые продольными краями накладывают друг на друга и связывают между собой, используя симметричные круглые отверстия. Затем обе шины фиксируют к жгуту, продевая его через средние окна, как в предыдущем варианте. Обе шины устанавливают на ягодичную область и заднебоковую поверхность верхней

трети бедра. Если диаметр бедра относительно небольшой, можно подкладывать одну шину. Для противоупора под жгут с противоположной стороны туловища используют другую шину, фиксируя ее к жгуту через средние окна.

5. При наложении жгута на проксимальный конец верхней конечности в виде восьмерки шину фиксируют через средние окна и устанавливают на надплечье. Под концы жгута на противоположной боковой поверхности грудной клетки подкладывают еще одну шину, поворачивая ее нижними окнами (фиг.1, 3) кверху и через них фиксируют к жгуту.

6. Для временной остановки кровотечения из сонной артерии шину, фиксированную к жгуту через нижние окна, устанавливают на заднебоковую поверхность головы и шеи с противоположной стороны. А в проекции поврежденной артерии под жгут подкладывают жесткий валик, например, невскрытый индивидуальный перевязочный пакет.

Апробация предлагаемой шины проведена на добровольцах студентах. Жгут с шиной-противоупором затягивали на конечности до исчезновения пульса в ее дистальных отделах. Степень коллатерального кровообращения ниже наложенного жгута оценивалась методом реографии. Установлено, что в этой области действительно частично сохраняется коллатеральный кровоток, который составляет 12-14% от исходного (нормального) уровня.

Таким образом, конструкция предлагаемой шины-противоупора под кровоостанавливающий жгут позволяет использовать ее на всех сегментах конечности, включая наложение жгута в виде восьмерки на проксимальный конец (корень) конечности, а также на шею при кровотечении из сонной артерии. Существенное конструкционное преимущество заявляемой шины заключается в обеспечении надежной самофиксации ее к жгуту

при наложении его на разных сегментах конечности и шее, а также в предотвращении смещения жгута по отношению к шине во время транспортировки раненого. Предложенная шина может быть использована в военно-полевых условиях для временной остановки кровотечения из поврежденных магистральных артерий при оказании первой врачебной помощи. Применение шины позволит уменьшить степень развивающейся ишемии тканей и тем самым продлить время безопасного пребывания затянутого жгута на конечности.

Универсальная шина-противоупор под кровоостанавливающий жгут, выполненная в виде пластины, имеющей форму пологого желоба, с парными симметричными окнами по ширине жгута, отличающаяся тем, что парные окна расположены на разных расстояниях друг от друга в соответствии с диаметрами разных сегментов конечностей.



 

Похожие патенты:

Бандаж // 43453

Полезная модель относится к области экспериментальной эпидемиологии и может быть использована для создания экспериментальной модели инфекционного процессапри аэрозольном механизме передачи инфекции, изучения влияния различных концентраций химических веществ в воздухе на организм кролика и воспроизведения экспериментальной ожоговой болезни.
Наверх