Бандаж для восстановления и укрепления посадочного места под подшипник в корпусе ведущего моста колесного трактора

 

Предлагаемая полезная модель относится к ремонтному производству, преимущественно к восстановлению и укреплению корпусных элементов мобильной техники дополнительными ремонтными деталями. Технической задачей полезной модели является повышение запаса прочности более нагруженного участка корпуса ведущего мота трактора в месте расположения посадочного отверстия под подшипник с одновременной экономией ремонтного материала. Бандаж 1 выполнен в виде кольцевого копирующего форму наружной поверхности восстанавливаемой детали 3 элемента, имеет многослойное сечение, образованное стальной лентой 2, намотанной с натягом в несколько витков последовательно друг на друга на наружную поверхность детали 3 со стороны гнезда 4 подшипника и закрепленной в межвитковых стыках 6 электродуговой сваркой. Такая многослойная конструкция ленточного бандажа создает дополнительный запас прочности восстановленной корпусной детали при меньших габаритах и уменьшенном расходе ремонтного материала по сравнению с цельной втулкой.

Предлагаемая полезная модель относится к ремонтному производству, преимущественно к восстановлению и укреплению корпусных элементов мобильной технике дополнительными ремонтными деталями.

Известны технические решения в виде кольца изготовленного из стальной ленты, которое одевают на восстанавливаемую поверхность и приваривают контактной сваркой роликовыми электродами (авт. свид. №1542766, В 238/00).

Однако из-за малой толщены ленты в сечении ремонтируемой детали не создается дополнительного запаса прочности, требующегося для деталей, работающих в условиях воздействия значительных знакопеременных нагрузок.

Известна также стаканная втулка, фиксируемая с помощью клея на изношенной поверхности детали типа вала, компенсирующая износ и создающая припуск для последующей обработки резанием (Молодык Н.В. Восстановление деталей машин. Справочник. - М: Машиностроение, 1989. - С.219-220, рис.36).

Однако клеевое соединение не обеспечивает должной прочности соединения между основной и дополнительной деталями.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемой модели является бандаж для восстановления рукава ведущего моста колесного трактора, выполненный в виде кольцевой фигурной втулки, напрессованной на наружную поверхность корпусной детали - рукава ведущего моста колесного

трактора - со стороны гнезда подшипника(патент на полезную модель №34109, В 23 Р/00).

Однако для изготовления толстостенной квадратной ремонтной втулки требуется специальное фрезерное оборудование и непродуктивно расходуется в стружку значительное количество конструктивной стали. Технической задачей полезной модели является повышение запаса прочности наиболее нагруженного участка ведущего моста трактора в месте расположения посадочного отверстия под подшипник с одновременной экономией ремонтного материала.

Поставленная задача достигается тем, что бандаж для восстановления и укрепления посадочного места под подшипник в корпусе ведущего моста колесного трактора, выполненной в виде кольцевого, копирующего форму наружной поверхности восстанавливаемой детали, элемента, имеет многослойное сечение, образованное стальной лентой, намотанной с натягом в несколько витков друг на друга на наружную поверхность детали со стороны гнезда подшипника и закрепленной в межвитковых стыках электродуговой сваркой.

Оригинальность предлагаемого технологического решения заключается в том, что благодаря применению многослойного ленточного бандажа на наружную поверхность корпуса ведущего моста колесного трактора со стороны гнезда подшипника не только создается дополнительный запас прочности, но и экономия значительного количества конструктивной стали. На фиг.1 изображен многослойный ленточный бандаж, на фиг.2 - схема установки ленточного бандажа на рукав ведущего моста трактора МТЗ-80. Предлагаемый бандаж 1 (фиг.1) имеет несколько плотно прилегающих друг к другу слоев стальной ленты 2, контуры которой повторяют форму наружной поверхности восстанавливаемой корпусной детали 3. Сама лента 2 закреплена сваркой загнутым концом 4 в предварительно выфрезерованном

пазу 5. При этом натяг в межвитковых витках 6 создается при намотке ленты 1 на токарном станке с помощью пруженной пластины 7 суппорта 8. Величина натяга зависит от наружного диаметра и конфигурации восстанавливаемой корпусной детали. Количество витков, толщина и ширина ленты 2 при намотке зависят от величины и степени износного состояния восстанавливаемой корпусной детали в опасном сечении в районе гнезда подшипника 9 (фиг.2) с учетом необходимого 2-3 х кратного запаса прочности. Кроме того, слоеный бандаж способствует более равномерному распределению растягивающих напряжений, возникающих от действия внутреннего давления поперечном сечении кольца. Материал ленты выбирается, исходя из условия равнопрочности восстанавливаемой детали (СЧ 25) и ленты (Ст.3). Значение коэффициента равнопрочности должно находиться в интервале 1,1-13. Расчетная толщена ленты составляет 3 мм, ширина - 0,3 м, количество витков - 3. По сравнению с заводской, безбандажной схемой, применение 3-х елейного ленточного бандажа позволило увеличить величину предельного воспринимаемого внутреннего рабочего давления с 1000 мПа до 2200 мПа, т.е в 2,2 раза.

Также, применение ленточного бандажа позволило увеличить коэффициент использования материала с 0,4 (для фигурной втулки - прототипа) практически до 1.

Таким образом, применение предлагаемой модели позволит достичь следующих результатов.

1. Использование многослойного ленточного бандажа при ремонте рукава ведущего моста трактора МТЗ-80 позволяет увеличить в 2 раза запас прочности участков детали, работающих в условиях значительных знакопеременных нагрузок и передающих крутящий момент, а также будет способствовать более равномерному распределению напряжений в слоеном сечению по сравнению с цельным.

2. Снижение в 2,5 раза расхода материала, используемого для изготовления бандажа по сравнению с традиционной втулкой, изготовленной обработкой резанием из круглого проката, с одновременным уменьшением габаритных размеров бандажного кольца.

3. Реализация потенций предлагаемого технического решения не требует больших материальных и энергетических затрат, отличается доступностью изготовления дополнительного ремонтного элемента и реализации способа его установки на изношенном участке восстанавливаемой корпусной детали с одновременным ее упрочнением.

Бандаж для восстановления и укрепления посадочного места под подшипник в корпусе ведущего моста колесного трактора, выполненный в виде кольцевого копирующего форму наружной поверхности восстанавливаемой детали элемента, отличающийся тем, что кольцевой элемент имеет многослойное сечение, образованное стальной лентой, намотанной с натягом в несколько витков последовательно друг на друга на наружную поверхность детали со стороны гнезда подшипника и закрепленной в межвитковых стыках электродуговой сваркой.



 

Наверх