Капот силовой установки трактора

 

Капот 7 силовой установки трактора содержит каркас, с которым соединены крыша и боковины. Капот спереди снабжен воздухопроницаемой дверцей 25, шарнирно соединенной с ним с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону. Дверца 25 состоит из сетчатого полога 27 и крыши 28, расположенной над радиатором жидкостной системы охлаждения силовой установки. Технический результат - обеспечение быстрого и удобного доступа к радиатору системы охлаждения силовой установки для его чистки от шелухи, попадающей к нему при уборке сельскохозяйственных культур.

Техническое решение относится к транспортным средствам, а именно к тракторам. Оно касается капота силовой установки сельскохозяйственного трактора.

Капот силовой установки трактора, изображенный в выданном в США патенте №4319653, состоит из створок, соединенных рычажными механизмами с установленной на раме траверсой с возможностью их поворота вокруг вертикальной оси. Перед створками капота расположена шарнирно соединенная с рамой трактора решетка радиатора жидкостной системы охлаждения силовой установки, поворачиваемая вниз и удерживаемая в откинутом положении гибким элементом в виде тонкой проволоки, соединенной с упомянутой траверсой. Однако между створками при их закрытии получается зазор большой длины, через который в подкапотное пространство может проникать много шелухи, образующейся при уборке зерновых сельскохозяйственных культур. Капот, представленный в другом выданном в США патенте №4335797, содержит сплошную крышу и боковины со вставками, в которых расположены рядами вертикальные вентиляционные щели. Перед капотом в рамке расположена решетка радиатора, образованная перфорированной панелью. Однако в этом тракторе затруднен доступ в подкапотное пространство к его силовой установке для ее технического обслуживания. У трактора, показанного в опубликованной в Великобритании заявке №2319994, крыша капота, его боковины и решетка радиатора соединены штырями с закрепленной на раме П-образной рамкой. Для снятия и затем надевания деталей этого капота и решетки радиатора при техническом обслуживании силовой установки требуется много времени. Вентиляционные отверстия в решетке радиатора и в боковинах этого капота имеют сравнительно малую площадь, что ухудшает тепловой режим работы силовой установки. Капот силовой установки сельскохозяйственного трактора, показанный в заявке №900715 на выдачу европейского патента, имеет сплошную крышу, шарнирно соединенную с установленной на раме трактора аркой с возможностью поворота крыши вперед в сторону решетки радиатора. На боковинах капота сделаны впадины с вентиляционным отверстием, закрытые пылезащитной сеткой. Решетка радиатора расположена под поперечиной арки и выполнена тоже в виде пылезащитной сетки. При таком капоте ограничен доступ к силовой установке трактора при ее техническом обслуживании и трудно производить уборку подкапотного пространства и чистку радиатора системы охлаждения силовой установки от шелухи, образующейся при уборке сельскохозяйственных культур.

Принятый в качестве наиболее близкого аналога капот силовой установки сельскохозяйственного трактора, показанный в заявке №501276 на выдачу европейского патента, МПК B 62 D 25/10, содержит каркас, с которым соединены крыша и боковины. На боковинах капота расположены вентиляционные отверстия и створки, закрывающие окошки, расположенные напротив вспомогательного оборудования силовой установки. Расположенная перед капотом решетка радиатора содержит две небольшие панели с вентиляционными отверстиями, разделенные вставкой с электротехническими приборами. В этом тракторе вентиляционные отверстия на боковинах капота и на решетке радиатора, имеющих весьма сложную конструкцию, занимают сравнительно небольшую площадь, что затрудняет проход воздуха через них. Из-за этого ухудшается охлаждение силовой установки и делается напряженным ее тепловой режим в жаркое время года. Кроме того, при указанном выполнении капота и решетки радиатора затруднен доступ в подкапотное пространство к силовой установке и радиатору системы ее охлаждения для их технического обслуживания.

Задача - создание капота силовой установки сельскохозяйственного трактора, обеспечивающего удобный и быстрый доступ в подкапотное пространство для чистки радиатора жидкостной системы охлаждения силовой установки от шелухи, захватываемой потоками воздуха при уборке сельскохозяйственных культур.

Решение этой задачи обеспечено тем, что капот силовой установки трактора, содержащий каркас, с которым соединены крыша и боковины, спереди снабжен воздухопроницаемой дверцей, шарнирно соединенной с ним с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону.

При наличии у капота силовой установки трактора воздухопроницаемой дверцы, шарнирно соединенной с ним с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону, достаточно лишь просто повернуть дверцу в открытое положение для доступа к радиатору для его чистки. При этом вследствие наклона оси поворота дверца остается в открытом положении под действием силы тяжести, не закрываясь самопроизвольно в случае наклона трактора, в результате чего отпадает необходимость использовать специальные средства для ее фиксации после открытия.

Дверца капота состоит из сетчатого полога и крыши, расположенной над радиатором жидкостной системы охлаждения силовой установки.

Сетчатый полог дверцы капота закреплен сваркой на каркасе, содержащем наклонную опорную стенку, сделанную в виде арки с выступом вверху, нижнюю полку и дугообразную в плане верхнюю полку, над верхней полкой расположена соединенная с ней и с наклонной опорной стенкой каркаса профильная балка, с которой соединена

крыша дверцы, снаружи на крыше дверцы выполнен продольный гребень, а внутри под гребнем выполнена канавка, в которой расположен выступ, сделанный вверху опорной стенки каркаса. Дверца капота с таким каркасом и прикрепленным к нему сетчатым пологом имеет простую конструкцию с малой металлоемкостью.

В гребне крыши дверцы и в профильной балке сделано отверстие, расположенное у наливной горловины радиатора.

Гребень на крыше дверцы может быть расположен над наливной горловиной радиатора и выполнен сплошным.

На фигуре 1 представлен сельскохозяйственный гусеничный трактор.

На фигуре 2 изображен этот трактор спереди.

На фигуре 3 показан этот трактор сверху.

На фигуре 4 изображен каркас капота сбоку.

На фигуре 5 показан каркас капота спереди.

На фигуре 6 изображен капот трактора.

На фигуре 7 изображена крыша дверцы капота.

На фигуре 8 показана крыша дверцы капота частично в разрезе.

На фигуре 9 показан сбоку каркас дверцы капота.

На фигуре 10 показан каркас дверцы капота сверху. Представленный на фигуре 1 сельскохозяйственный гусеничный трактор содержит раму 1 с гусеничной ходовой системой, состоящей из гусеничных движителей 2 и 3 (фигура 2). На раме 1 спереди закреплен балластный груз 4, а сзади расположен механизм 5 навески прицепных сельскохозяйственных орудий. На раме 1 установлена кабина 6, имеющая вид башни цилиндрической формы. Перед кабиной над силовой установкой трактора расположен капот 7. За кабиной 6 размещены бак 8 (фигура 3) с топливом для питания силовой установки и бак 9 с гидравлическим маслом для использования в гидравлической системе управления механизмом навески прицепных сельскохозяйственных орудий.

Капот 7 имеет каркас 10 (фигура 4), состоящий из верхних и нижних продольных балок 11 и 12, с которыми соединены поперечные балки 13. С балками каркаса 10 соединена крыша 14 капота, на которой вдоль нее для повышения ее жесткости выполнен гребень 15. Каркас имеет плоскую наклонную переднюю стенку 16, имеющую форму арки, которая прикреплена к наклонным балкам 17, соединенным с продольными балками 11, 12. Передняя стенка 16 каркаса наклонена в сторону кабины под углом, равным примерно половине прямого угла, и сделана с выступом 18 вверху (фигура 5), расположенным в канавке, выполненной под гребнем 15 на внутренней поверхности

крыши 14 капота. Между крышей 14 капота и полками 19, установленными над гусеничными движителями 2 и 3 ходовой системы, расположены сетчатые боковины 20 капота, примыкающие внутренней поверхностью к пластинчатым ребрам 21, прикрепленным к продольным балкам 11, 12. Боковины 20 представляют собой перфорированные панели с часто расположенными малыми вентиляционными отверстиями. На боковинах капота у передней стенки 16 каркаса расположены декоративные накладки 22, а у кабины трактора расположены декоративные накладки 23, на которых установлены замки 24 для фиксации капота на раме 1.

Капот 7 спереди снабжен воздухопроницаемой дверцей 25, расположенной перед радиатором жидкостной системы охлаждения силовой установки. Дверца 25 шарнирно соединена с капотом дверными петлями 26 (фигура 6) с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону. При повороте дверцы 25 капота вокруг наклонной оси до упора в полку 19 она под действием силы тяжести остается в этом откинутом положении, вследствие чего не требуются специальные средства для ее фиксации после поворота. Дверца 25 капота состоит из выпуклого сетчатого полога 27 и крыши 28, расположенной над радиатором. На крыше 28 дверцы капота выполнен гребень 29, образующий продолжение гребня 15, расположенного на крыше 14 капота. В гребне 29 у наливной горловины радиатора выполнено отверстие 30 (фигура 7), в котором расположена пробка 31, закрывающая наливную горловину радиатора. Отверстие 30, в котором расположена пробка наливной горловины радиатора, выполнено в дне 32 впадины 33 (фигура 8), сделанной в гребне на крыше дверцы капота.

Сетчатый полог 27 дверцы 25 выполнен в виде перфорированной металлической панели и закреплен сваркой на каркасе 34 (фигура 9). Каркас 34 дверцы содержит наклонную опорную стенку 35, сделанную в виде арки с выступом 36 вверху (фигура 10), сплошную нижнюю полку 37 и дугообразную в плане верхнюю полку 38, которые сделаны из пластин. Над верхней полкой 38 каркаса дверцы наклонно расположена соединенная посредством сварки с ней и с опорной стенкой 35 балка 39 П-образного профиля, выполненная с отверстием 40, расположенным соосно с отверстием 30. С профильной балкой 39 резьбовыми крепежными элементами 41 соединено дно 32 впадины, сделанной в гребне на крыше дверцы. На внутренней поверхности крыши 28 дверцы под гребнем 29 выполнен паз 42, в котором расположен выступ 36, сделанный вверху наклонной стенки каркаса.

Через дверцу 25 вследствие большой площади ее воздухопроницаемой поверхности, образованной выпуклым сетчатым пологом 27, к радиатору системы охлаждения силовой установки проходит большой объем воздуха, засасываемый

расположенным сзади него вентилятором, что облегчает тепловой режим работы силовой установки. Этот объем воздуха, входящий через сетчатый полог 27, достаточно свободно выходит из подкапотного пространства вследствие большой воздухопроницаемой площади сетчатых боковин 20.

При испарении и утечке воды из системы охлаждения силовой установки отвинчивают пробку 31 и наливают воду в наливную горловину радиатора. Для уменьшения вероятности попадания мусора в подкапотное пространство гребень 29 на крыше дверцы может быть расположен над наливной горловиной радиатора выше пробки 31 и выполнен сплошным. Тогда, при выполнении крыши дверцы сплошной, для наполнения водой радиатора нужно откинуть дверцу 25 до упора в полку 17. В откинутом положении дверца 25 вследствие ее поворота вокруг оси, наклоненной в сторону капота, под действием силы тяжести остается в этом положении, не закрываясь самопроизвольно при остановке трактора даже на уклоне, например, на берегу реки или озера, откуда требуется срочно набрать воду для наполнения радиатора. Таким образом, при наличии такой дверцы отпадает необходимость выполнять в крыше капота отверстие и выводить через него наружу наливную горловину радиатора.

Для чистки радиатора от шелухи, попадающей к нему при уборке сельскохозяйственных культур, открывают дверцу 25, поворачивая ее до упора в полку 17, и она остается в этом положении под действием силы тяжести. При открытии дверцы 25, благодаря большой площади ее крыши, открывается пространство перед радиатором и сзади него между ним и вентилятором. Поэтому для тщательной очистки радиатора его можно продуть струей воздуха на станции технического обслуживания сначала со стороны вентилятора, а потом с лицевой стороны. Причем при таком порядке продувки меньше мусора попадает в подкапотное пространство. После продувки радиатора дверцу поворачивают в обратную сторону, возвращая ее в начальное положение.

Таким образом, вследствие наличия у капота впереди воздухопроницаемой дверцы, шарнирно соединенной с ним с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону, обеспечен удобный доступ к радиатору для его тщательной периодической чистки. В результате такой чистки в полной мере восстанавливается способность радиатора эффективно охлаждать силовую установку для обеспечения нормального ее теплового режима.

1. Капот силовой установки трактора, содержащий каркас, с которым соединены крыша и боковины, отличающийся тем, что капот спереди снабжен воздухопроницаемой дверцей, шарнирно соединенной с ним с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной в его сторону.

2. Капот по п.1, отличающийся тем, что дверца состоит из сетчатого полога и крыши, расположенной над радиатором жидкостной системы охлаждения силовой установки.

3. Капот по п.2, отличающийся тем, что сетчатый полог дверцы закреплен сваркой на каркасе, содержащем наклонную опорную стенку, сделанную в виде арки с выступом вверху, нижнюю полку и дугообразную в плане верхнюю полку, над верхней полкой расположена соединенная с ней и с наклонной опорной стенкой каркаса профильная балка, с которой соединена крыша дверцы, снаружи на крыше дверцы выполнен продольный гребень, а внутри под гребнем выполнена канавка, в которой расположен выступ, сделанный вверху опорной стенки каркаса.

4. Капот по п.3, отличающийся тем, что в гребне крыши дверцы и в профильной балке сделано отверстие, расположенное у наливной горловины радиатора.

5. Капот по п.3, отличающийся тем, что гребень на крыше дверцы расположен над наливной горловиной радиатора и выполнен сплошным.



 

Похожие патенты:
Наверх