Система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха

 

Предложение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и может быть использовано повышения эффективности работы системы охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Задачей предложения является полное исключение затрат части мощности, развиваемой поршневым двигателем внутреннего сгорания, для привода вентилятора и, как следствие, снижение расхода топлива на производство единицы полезной мощности, снимаемой с коленчатого вала двигателя для использования потребителем, а также снижение температуры воздуха, используемого для охлаждения воздуха в воздухо-воздушном охладителе наддувочного воздуха и жидкости в жидкостном радиаторе, что позволит уменьшить размеры охладителя наддувочного воздуха и радиатора, а, следовательно, их габариты, массу и стоимость. Решение поставленной задачи достигается тем, что часть воздуха после компрессора подается в трубу Ранка, откуда охлажденный воздух направляется на обдув воздухо-воздушного охладителя наддувочного воздуха и жидкостного радиатора. Предлагаемая система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха содержит: поршневой двигатель внутреннего сгорания 1, жидкостный радиатор 2, воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха 3, жидкостный насос 4, турбокомпрессор 5, часть сжатого воздуха их которого по воздухопроводу 6 поступает на вход трубы Ранка 7, выход из которой оборудован кожухом 8.

1 с.п. ф-лы, 1 илл.

Предложение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и может быть использовано повышения эффективности работы системы охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Известна система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха (Двигатели внутреннего сгорания. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов / В.Н.Луканин и др. - 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Высш. шк.., 2005. - 479 с, рис.6.4, а, с.276), содержащая: жидкостный радиатор двигателя, жидкостный насос, воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха, турбокомпрессор и вентилятор.

Недостатками этой системы являются:

- значительные затраты мощности на привод вентилятора, который приводится в действие от коленчатого вала двигателя, что уменьшает мощность, получаемую потребителям;

- большие размеры и масса жидкостного радиатора и воздухо-воздушного охладителя наддувочного воздуха.

Сказанное обусловливает повышенный расход топлива на производство единицы полезной мощности, снимаемой с коленчатого вала двигателя для использования потребителем и значительный расход цветных металлов, из которых изготавливается жидкостный радиатор и воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха.

Данная система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха является наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и принята за прототип.

Задачей предложения является полное исключение затрат части мощности, развиваемой поршневым двигателем внутреннего сгорания, для привода вентилятоpa и, как следствие, снижение расхода топлива на производство единицы полезной мощности, снимаемой с коленчатого вала двигателя для использования потребителем, а также снижение температуры воздуха, используемого для охлаждения воздуха в воздухо-воздушном охладителе наддувочного воздуха и жидкости в жидкостном радиаторе, что позволит уменьшить размеры охладителя наддувочного воздуха и радиатора, а, следовательно, их габариты, массу и стоимость.

Решение поставленной задачи достигается тем, что часть воздуха после компрессора подается в трубу Ранка (Гупол А.Ф.. Эффект Ранка / А.Ф.Гупол // Успехи физических наук. - Т. 167. - 8. - С.665-687), где его температура понижается (принципиально возможно понижение температуры до 200 К) откуда охлажденный воздух направляется на обдув воздухо-воздушного охладителя наддувочного воздуха и жидкостного радиатора.

Анализ предлагаемого решения и известных позволяет сделать вывод о его соответствии условиям патентоспособности полезной модели.

Предложение поясняется рисунком (фиг.1), где изображено принципиальное устройство предлагаемой системы охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха

Предлагаемая система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха содержит: поршневой двигатель внутреннего сгорания 1, жидкостный радиатор 2, воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха 3, жидкостный насос 4, турбокомпрессор 5, часть сжатого воздуха их которого по воздухопроводу 6 поступает на вход трубы Ранка 7, выход из которой оборудован кожухом 8.

Предлагаемая система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха работает следующим образом.

Основная масса сжатого в турбокомпрессоре 5 и нагревшегося в результате этого воздуха поступает в воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха 3, пройдя через который охлаждается и направляется в цилиндры поршневого двигателя внутреннего сгорания 1. Другая часть сжатого в турбокомпрессоре 5 по воздухопроводу 6 поступает в трубу Ранка 7 (принцип действия которой описан в статье Гупол А.Ф.. Эффект Ранка / А.Ф.Гупол // Успехи физических наук. - Т. 167. - 8. -С.665-687). Охлажденный в трубе Ранка 6 воздух через кожух 8 поступает на обдув жидкостного радиатора 2.

Поскольку перепад температур теплого воздуха внутри воздуховоздушного охладителя наддувочного воздуха 3 и обдувающего его холодного воздуха существенно больше, чем при обдуве охладителя 3 атмосферным воздухом, поверхность охлаждения воздуховоздушного охладителя наддувочного воздуха 3 может быть существенно уменьшена при сохранении прежнего теплосъема (см. формулу (1)).

где Qнв - количество теплоты, отводимой от наддувочного воздуха 3 (теплосъем в охладителе наддувочного воздуха); kвв - коэффициент теплопередачи от наддувочного воздуха к охлаждающему воздуху; Fнв - поверхность охлаждения наддувочного воздуха; Тнв - средняя температура наддувочного воздуха в охладителе наддувочного воздуха 3; Т охл возд. - средняя температура воздуха, обдувающего охладитель наддувочного воздуха 3.

В свою очередь, поскольку перепад температур охлаждающей жидкости и обдувающего жидкостный радиатор 2 холодного воздуха существенно больше, чем при обдуве радиатора 2 атмосферным воздухом, поверхность охлаждения жидкостного радиатора 2 также может быть существенно уменьшена при сохранении прежнего теплосъема (см. формулу (2))

где Qож - количество теплоты, отводимой от охлаждающей жидкости в жидкостном радиаторе 2 (теплосъем в жидкостном радиаторе); kож - коэффициент теплопередачи от охлаждающей жидкости к воздуху; Fжр - поверхность охлаждения радиатора 2; Тохлж. - средняя температура охлаждающей жидкости в жидкостном радиаторе 2; Т'возд. - средняя температура воздуха, обдувающего жидкостный радиатор 2.

По сравнению с прототипом в предлагаемой системе охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха обеспечивается полное исключение затрат части мощности, развиваемой поршневым двигателем внутреннего сгорания для привода вентилятора (до 12-15% для систем охлаждения с воздухо-воздушным охлаждением наддувочного воздуха), и, как следствие, снижение расхода топлива на производство единицы полезной мощности, снимаемой с коленчатого вала двигателя для использования потребителем. Уменьшение охлаждаемых поверхностей жидкостного радиатора и воздуховоздушного охладителя наддувочного воздуха за счет снижения температуры воздуха, используемого для охлаждения в них жидкости и наддувочного воздуха, обеспечивает уменьшение их габаритов, массы и стоимости.

Система охлаждения комбинированного двигателя с промежуточным охладителем наддувочного воздуха, содержащая жидкостный радиатор, воздухо-воздушный охладитель наддувочного воздуха, турбокомпрессор и жидкостный насос, отличающаяся тем, что она содержит трубу Ранка, выход из которой оборудован кожухом, причем турбокомпрессор сообщается с трубой Ранка посредством воздухопровода.



 

Похожие патенты:

Стенд для испытания электрооборудования и турбокомпрессора на форд транзит, фольсваген, митсубиси, рено, шевроле нива и ваз относится к испытанию машин, в частности турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подогрева и поддержания оптимальной температуры технических жидкостей и может быть использовано для повышения эффективности эксплуатации транспортных средств и технологических машин

Система прогрева двигателя тепловоза маневрового с прибором-датчиком контроля и учета расхода дизельного топлива относится к двигателестроению, в частности к автономным системам прогрева тепловозов при горячем простое, а также относится к железнодорожному локомотивному хозяйству.

Установка подогрева двигателя относится к двигателестроению и может быть использована при пуске двигателя, оснащенного индивидуальным подогревателем жидкостным, в условиях низких отрицательных температур. Установка предпускового подогрева предназначена для подогрева моторного масла в картере дизельного двигателя внутреннего сгорания путем использования тепловой энергии отработавших газов, с учетом ее перераспределения для разогрева воздуха окружающей среды в теплообменнике, перед подачей разогретого воздуха и отработавших газов к стенкам поддона картера.
Наверх