Усовершенствованная пробка расширенного бачка системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания


7 F01P11/02 -

 

Усовершенствованная пробка расширительного бачка относится к машиностроению, в частности, к элементам системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Пробка расширительного бачка содержит корпус, на внутренней стенке которого сформирован резьбовой участок и смонтированный внутри корпуса блок клапанов, выполненный в виде единой чашеобразной детали, края которой снабжены упругими зацепами, а на внутренней стенке корпуса выше его резьбового участка, выполнены соответствующие зацепам гнезда. Для исключения возможности перемещения блока клапанов относительно корпуса в радиальном направлении, в пробке дополнительно выполнен фиксирующий элемент, а для возможности регулировки пределов срабатывания применены регулировочные прокладки.

Усовершенствованная пробка расширительного бачка относится к машиностроению, в частности, к элементам системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известна пробка расширительного бачка системы охлаждения ДВС автомобиля ВАЗ-2108 (В.А.Вершигора и др. «Автомобиль ВАЗ-2108», М, ДОСААФ СССР, 1986, стр.61, рис.30).

Пробка состоит из пластмассового корпуса с внутренним резьбовым участком. Внутри корпуса установлен латунный блок, в котором соосно смонтированы впускной и выпускной (паровой) клапаны. В блоке имеется специальное отверстие, в котором при размещении блока в корпусе, устанавливается специальный выступ, выполненный соосно и заодно с крышкой пробки.

На работающем двигателе при резком повышении температуры или закипании жидкости повышается давление в системе охлаждения, повышается и температура закипания, вследствие чего увеличивается теплоотдача радиатора. При повышении давления в системе открывается выпускной клапан и пары выходят из бачка в атмосферу.

При охлаждении или сливе жидкости давление в системе понижается и через впускной клапан в систему подсасывается атмосферный воздух. Для полного слива жидкости из системы пробка расширительного бачка должна обязательно сниматься.

Недостатками такого решения являются: отсутствие жесткой фиксации блока в корпусе пробки в осевом и радиальном направлениях. При снятии пробки с горловины расширительного бачка корпус и блок клапанов удерживаются от разъединения только резиновой прокладкой, что само по себе неудобно. При закрывании есть вероятность, что блок клапанов установится с перекосом. Кроме того, блок клапанов выполнен из двух латунных деталей (основания и крышки), что делает конструкцию дорогостоящей, а изготовление блока сложным из-за необходимости неразъемного закрепления этих латунных деталей.

Известна также пробка расширительного бачка системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (RU 13062 U1), содержащая корпус, на внутренней стенке которого сформирован резьбовой участок и, смонтированный внутри корпуса, блок клапанов, выполненный в виде единой пластмассовой чашеобразной детали, край которой снабжен упругими зацепами, а на внутренней стенке корпуса, выше его резьбового участка, выполнены соответствующие зацепам гнезда.

При таком конструктивном исполнении значительно упрощается изготовление блока клапанов, уменьшается материалоемкость и стоимость

изготовления. Кроме того, осуществляется фиксация блока в корпусе пробки в осевом направлении.

Но в процессе эксплуатации выявилось, что только осевая фиксация недостаточна. При неоднократных завинчиваниях и свинчиваниях пробки с горловины расширительного бачка наблюдается проворачивание в радиальном направлении блока клапанов относительно корпуса. В результате этого проворачивания за счет взаимного трения изменяют свое положение пружины впускного и выпускного клапанов, что приводит к изменению характеристик работы блока клапанов.

Задачей, решаемой данным техническим решением, является повышение точности и стабильности работы клапанного механизма и долговечности использования пробки в эксплуатации.

Данная задача решается тем, что в заявляемой пробке расширительного бачка системы охлаждения ДВС, содержащей корпус, на внутренней стенке которого сформирован резьбовой участок и смонтированный внутри корпуса блок клапанов, выполненный в виде единой пластмассовой чашеобразной детали, края которой снабжены упругими зацепами, а на внутренней стенке корпуса выше его резьбового участка выполнены соответствующие зацепам гнезда, дополнительно выполнен фиксирующий элемент для исключения возможности перемещения блока клапанов относительно корпуса, а для возможности регулировки пределов срабатывания применены регулировочные прокладки.

При таком конструктивном исполнении повышается стабильность работы блока клапанов, надежность фиксации его в корпусе пробки, что исключает проблемы при использовании пробки в системе охлаждения ДВС. И с помощью регулировочных прокладок поддерживаются оптимальные пределы срабатывания.

На фиг.1 показано осевое сечение пробки.

На фиг.2 - общий вид корпуса..

Усовершенствованная пробка расширительного бачка системы охлаждения ДВС содержит корпус 1, на внутренней стенке которого сформирован резьбовой участок 2, и смонтированный внутри корпуса блок клапанов 3 (впускного и выпускного). Названный блок 3 выполнен в виде единой пластмассовой чашеобразной детали с зацепами 4 на краях, соответствующими гнездам, выполненным на внутренней стенке корпуса. В гнезде 5 корпуса выполнен фиксирующий элемент 6, расположенный между двумя любыми зацепами блока клапанов. Между внутренней частью корпуса 1 и пружиной 10 выпускного клапана 8 расположены регулировочные прокладки 7.

Работает пробка следующим образом.

При запуске ДВС температура жидкости и давление в системе охлаждения начинают повышаться. При достижении определенной величины давления выпускной (паровой) клапан 8 приоткрывается и происходит компенсация избыточного давления из системы охлаждения в атмосферу. При остановке двигателя в системе охлаждения по мере понижения температуры жидкости,

давление в системе понижается и при определенной величине срабатывает впускной клапан 9. При этом часть атмосферного воздуха попадает в систему охлаждения, за счет чего происходит компенсация разрежения в системе.

Введение фиксирующего элемента 6 в пластмассовый корпус 1 позволяет исключить возможность радиального перемещения блока клапанного механизма относительно корпуса и обеспечивает стабильность характеристик срабатывания впускного и выпускного клапанов (при свинчивании и завинчивании пробки). А введение регулировочных прокладок обеспечивает высокую точность пределов срабатывания выпускного клапана.

Усовершенствованная пробка расширительного бачка системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус, на внутренней стенке которого сформирован резьбовой участок, и, смонтированный внутри корпуса блок клапанов, выполненный в виде единой пластмассовой чашеобразной детали, край которой снабжен упругими зацепами, а на внутренней стенке корпуса выше его резьбового участка, выполнены соответствующие зацепам гнезда, отличающаяся тем, что дополнительно имеет фиксирующий элемент для предотвращения перемещения блока клапанов относительно корпуса и регулировочные прокладки для регулировки пределов срабатывания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроении, в частности к использовании полипропилена в качестве материала для изготовления бачка радиатора системы охлаждения транспортного средства, Техническая задача состоит в том, чтобы получить такое изделие, которое повысило бы эксплуатационные свойства" технологичность и энергоэкономичность изготовления, улучшило экологию и снизило себестоимость автомобиля
Наверх