Защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля

 

Полезная модель (ПМ) относится к автомобильному оборудованию, конкретно к защитным поддонам, съемно устанавливаемым в нижнем проеме моторного отсека и предохраняющим силовой агрегат (двигатель, коробку передач, каталитический нейтрализатор) от ударных нагрузок и износа в случае наезда на профильное препятствие и уменьшающим загрязнение моторного отсека. Защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля содержит панель сложного профиля с возвышенной передней частью при ее положительной угле атаки и наличии горизонтального козырька, с вентиляционно-сливными отверстиями и с отверстиями для крепления к автомобилю, а также крепежные детали. Сущность ПМ: панель выполнена выпукло-вогнутой по условию сопряжения со смежными элементами автомобиля марки «Мицубиси Ланцер» («Mitsubishi Lancer»). При этом предусмотрены, в плане, передний и два задних боковых профильных выреза. Имеются продольные ребра жесткости, включая центральные, периферийные боковые и задние, с чередованием участков различных, преимущественно двух, уровней. Предложены дополнительные совокупности конструктивных признаков. В частности, правая боковая кромка панели, выполнена, в плане, прямолинейной и продольно ориентированной, а левая - криволинейной, с передним выдающимся пологим участком и последующим крутым сужением; передняя часть панели на участке за горизонтальным козырьком выполнена выпуклой в продольном сечении; задние боковые вырезы панели выполнены, в плане, с продольным и последующим наклоненным к продольной оси автомобиля участками кромки, с образованием хвостового сужения панели; передний вырез смещен к левому углу панели и выходит за пределы козырька на участок положительного угла атаки передней ее части. Использование ПМ позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики автомобилей марки Мицубиси Ланцер {«Mitsubishi Lancer», Япония), обеспечив высокоэффективную защиту двигателя и других агрегатов в моторном отделении от механических воздействий профильных препятствий при незначительном увеличении габаритно-массовых показателей автомобиля и сохранении удовлетворительного теплового режима в моторном отделении.

Полезная модель относится к автомобильному оборудованию, конкретно к защитным поддонам, съемно устанавливаемым в нижнем проеме моторного отсека (отделения) и предохраняющим силовой агрегат (двигатель, коробку передач, каталитический нейтрализатор) от ударных нагрузок и износа в случае наезда на профильное препятствие и уменьшающим загрязнение агрегатов.

Защитные поддоны, как правило, входят в «российский пакет» докомплектации поступающих в Россию легковых автомобилей зарубежного производства, особенно дорогих машин с большой колесной базой и, следовательно, с небольшим относительным дорожным просветом [1].

Известен защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля, содержащий панель сложного профиля с центральным и передним наклонным (при положительном угле атаки) участками, вентиляционными и сливными отверстиями, а также с четырьмя расположенными в ее углах отверстиями для крепления к автомобилю и крепежные детали [2].

В нем панель выполнена тонкостенной, металлической. Центральный ее участок - горизонтальный. Предусмотрены фасонные вырезы по бокам центральной части и съемные лючки. Комплект крепежных деталей включает в себя болты с фиксаторами и гайки.

Наиболее близким к заявленной полезной модели по назначению и совокупности существенных признаков является защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля, содержащий панель сложного профиля с возвышенной передней частью при ее положительном угле атаки и наличии

горизонтального козырька, с вентиляционно-сливными отверстиями и с отверстиями для крепления к автомобилю, а также крепежные детали [3].

Он представляет собой комбинированную конструкцию из корытообразной панели из синтетического материала, преимущественно стеклопластика, и накладной металлической пластины, конкретные профили которых не оговорены, как зависящие от марки автомобиля. Места крепления поддона, состав и конструкция крепежных деталей также не оговорены по той же причине.

Однако, такой поддон нерационален (не пригоден) для установки на серийный автомобиль марки Мицубиси Ланцер, Япония {«Mitsubishi Lancer»), где для выполнения функционального назначения защитного поддона требуются как специальная конфигурация панели и в плане и по глубине, так и специальные крепежные детали для крепления к штатным элементам автомобиля без изменения их конструкции.

Задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является улучшение технико-эксплуатационных характеристик автомобилей марки Мицубиси Ланцер, Япония {«Mitsubishi Lancer») путем обеспечения высокоэффективной защиты двигателя и других агрегатов в моторном отсеке от механических воздействий профильных препятствий (особенно в тяжелых российских условиях эксплуатации) при незначительном увеличении габаритно-массовых показателей автомобиля и сохранении удовлетворительного теплового режима в моторном отсеке.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в защитном поддоне для силового агрегата легкового автомобиля, содержащем панель сложного профиля с возвышенной передней частью при ее положительном угле атаки и наличии горизонтального козырька, с вентиляционно-сливными отверстиями и с отверстиями для крепления к автомобилю, а также крепежные детали, панель выполнена выпукло-вогнутой по условию сопряжения со смежными элементами автомобиля марки «Мицубиси Ланцер» {«Mitsubishi Lancer»), при этом предусмотрены, в плане, передний и два задних боковых профильных выреза, а также продольные ребра жесткости, включая центральные, периферийные боковые и задние, с чередованием участков различных, преимущественно двух, уровней.

Задача решается также за счет ряда дополнительных совокупностей признаков устройства:

- на базе указанной совокупности основных признаков, правая боковая кромка панели, относящаяся к правому периферийному боковому ребру жесткости, до правого заднего выреза выполнена, в плане, прямолинейной и продольно ориентированной, а левая боковая кромка панели, относящаяся к левому периферийному боковому ребру жесткости, до левого заднего выреза выполнена, в плане, криволинейной, с передним выдающимся пологим участком и последующим крутым сужением;

- передняя часть панели на участке за горизонтальным козырьком выполнена выпуклой в продольном сечении;

- задние боковые вырезы панели выполнены, в плане, с продольным и последующим наклоненным к продольной оси автомобиля участками кромки, с образованием хвостового сужения панели;

- передний вырез смещен к левому углу панели и выходит за пределы козырька на участок положительного угла атаки передней ее части;

- продольные ребра жесткости панели выполнены в поперечном сечении трапецивидными, со округлениями;

- задние ребра жесткости выполнены с задними торцами, расположенными перед задними отверстиями крепления панели к автомобилю, с возможностью защиты расположенных снаружи крепежных деталей спереди от воздействия профильных препятствий на местности;

- в центральных продольных ребрах жесткости предусмотрено, по крайней мере, по одному вентиляционно-сливному отверстию, преимущественно в нижних точках посередине ребер;

- по крайней мере, часть вентиляционных отверстий выполнена в один ряд в передней части панели на участке положительного угла атаки;

- в передней и задней частях панели предусмотрено по два разнесенных по углам отверстия для крепления панели к автомобилю;

- при указанной в предыдущем абзаце совокупности признаков, передние отверстия для крепления панели к автомобилю выполнены с межосевым расстоянием 705 мм, задние - 585 мм, а расстояние между передними и задними отверстиями равно 840 мм, с точностью до ±3 мм;

- панель выполнена из синтетического материала;

- панель выполнена из стеклопластика;

- панель выполнена с постоянной толщиной 8±2 мм;

- каждый из двух комплектов крепежных деталей для крепления панели передней частью к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную закладную скобу с цилиндрической и вертикально ориентированной пластинчатой частями, разрезную втулку, промежуточную гайку, Г-образную шпильку, шайбу и фиксирующую гайку, при этом Г-образная скоба выполнена с возможностью установки в горизонтально расположенное штатное технологическое отверстие поперечной балки, соединяющей лонжероны автомобиля, а участок Г-образной шпильки под фиксирующую гайку с шайбой - с возможностью закрепления на нем переднего угла панели, посредством отверстия для крепления к автомобилю;

- комплект крепежных деталей для фиксации правого заднего угла панели к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную скобу с цилиндрической резьбовой и горизонтально ориентированной пластинчатой частями, установочную гайку, шайбу и фиксирующую гайку, с возможностью установки Г-образной скобы цилиндрической частью в правое штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески, а также закрепления на скобе правого заднего угла панели, посредством отверстия для крепления к автомобилю;

- комплект крепежных деталей для фиксации левого заднего угла панели к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые монтажную планку в виде плоского, горизонтально ориентированного крючка с отверстием и соосно приваренной гайкой, шайбу и болт под указанную гайку, при этом монтажная планка выполнена с возможностью ее установки в левое штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески автомобиля, а болт выбран из условия возможности закрепления левого заднего угла панели на упомянутой монтажной планке, посредством отверстия для крепления к автомобилю;

- козырек панели выполнен с возможностью соединения с ушками бампера автомобиля, например посредством винтов-саморезов.

Заявленное устройство представлено на чертежах примерами конструктивного выполнения:

на фиг.1 показан защитный поддон с комплектом крепежных деталей, вид в аксонометрии, совмещенный со схемой крепления;

на фиг.2 - панель поддона, вид в плане;

на фиг.3 - продольный разрез панели поддона, совмещенный с фрагментом вида в плане (поворот на 90° против часовой стрелки) с указанием выбранного сечения,где - лобовой угол атаки передней части панели (переменная величина);

на фиг.4 - поперечный разрез панели поддона, совмещенный с фрагментом вида в плане с указанием выбранного сечения.

Защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля содержит (см. фиг.1-4) панель 1 сложного профиля, которая выполнена выпукло-вогнутой по условию сопряжения, т.е. в контакте в местах фиксации и с небольшим, равомерно распределенным по поверхности зазором (20 мм с учетом прогиба при деформациях), со смежными элементами автомобиля марки «Мицубиси Ланцер» («Mitsubishi Lancer» - Япония), с возвышенной передней частью 2, имеющей горизонтальный козырек 3 (см. фиг.3). При этом возвышенный участок части 2 за козырьком 3 выполнен плоским или, предпочтительно, выпуклым (в данном примере) в продольном сечении, с образованием положительного лобового угла атаки а (см, фиг.3). При выпуклой поверхности указанного участка величина угла - переменная. После возвышенной части 2 панель имеет в целом (за исключением отдельных участков поверхностей) горизонтальную ориентацию в продольных сечениях.

В панели 1 предусмотрен, в плане, передний (фронтальный) профильный вырез 4, преимущественно прямоугольный (с существенными закруглениями углов), смещенный к левому углу панели и выходящий за пределы козырька 3 на участок положительного угла атаки части 2.

Предусмотрены два симметричных задних боковых профильных выреза - левый 5 и правый 6, которые выполнены в плане, предпочтительно, с продольным и последующим наклоненным к продольной оси автомобиля участками кромки, с образованием хвостового сужения панели.

Предусмотрены также продольные ребра жесткости; центральные (иначе говоря, - внутренние) 7, 8, левое и правое периферийные боковые -соответственно 9 и 10, а также задние 11, 12. Их геометрия характеризуется чередованием, в поперечном направлении, участков разных, преимущественно двух, уровней (иначе говоря, - возвышенных и низменных горизонтальных и почти горизонтальных поверхностей). В поперечном сечении ребра жесткости панели 1

(см. фиг.4) выполнены трапецевидными (аналогично профилю шифера), со округлениями углов.

Левая боковая кромка 13 панели 1 до выреза 5 выполнена, в плане, криволинейной, сложной пространственной формы, которую можно, в частности, определить следующим образом (см. фиг.1, 2): с передним выдающимся (влево) и, в то же время, пологим (по вертикали) участком и последующим крутым (точнее - более крутым по отношению к предыдущему участку, также по вертикали) сужением.

Правая боковая кромка 14 панели 1 до выреза 6 выполнена, в плане, прямолинейной, перпендикулярной передней кромке панели 1 (без учета выреза 4).

Задние ребра жесткости 11 и 12 выполнены с задними торцами 15 и 16 соответственно.

В передней и задней частях панели 1 предусмотрено по два разнесенных по углам отверстия для крепления панели к автомобилю: передние 17, 18 с межосевым расстоянием, в данном примере (с точностью до 3 мм), 705 мм, и задние 19, 20 с межосевым расстоянием 585 мм, причем межосевое расстояние между передними и задними отверстиями равно 840 мм.

В ребрах жесткости 7 и 8 предусмотрено, по крайней мере, по одному вентиляционно-сливному отверстию (преимущественно со «сливными» функциями), преимущественно в нижних точках посередине их длины: 21 и 22 соответственно.

По крайней мере, часть вентиляционных отверстий выполнена в один ряд в передней части 2 панели 1 на участке положительного угла атаки. В данном примере это два отверстия 23 слева от выреза 4 и четыре отверстия 24 справа.

Рекомендуется синтетический материал, преимущественно стеклопластик, на основе кевлара (преимущественно несколько слоев). Толщина - постоянная, равная 8±2 мм. Рекомендуется также защитно-декоративное, в частности лакокрасочное (битумное) покрытие поверхности панели.

Предусмотрено четыре комплекта деталей для крепления панели 1 на серийном автомобиле без внесения изменений в его конструкцию (см. фиг.1).

Каждый из двух комплектов крепежных деталей для крепления панели 1 передней частью к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную закладную скобу 25 с цилиндрической и вертикально ориентированной пластинчатой частями, разрезную втулку 26, промежуточную гайку 27, Г-образную

7 шпильку 28, шайбу 29 и фиксирующую гайку 30, при этом скоба 25 выполнена с возможностью установки в горизонтально расположенные штатные технологические отверстия поперечной балки, соединяющей лонжероны автомобиля, а участок шпильки 28 под гайку 30 с шайбой 29 - с возможностью закрепления на нем переднего угла панели 1, посредством отверстия 17 или 18.

Комплект крепежных деталей для фиксации правого заднего угла панели 1 к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную скобу 31 с цилиндрической резьбовой и горизонтально ориентированной пластинчатой частями, установочную гайку 32, шайбу 33 и фиксирующую гайку 34, с возможностью установки скобы 31 цилиндроческой частью в штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески автомобиля, а также закрепления (фиксации) на скобе 31 правого заднего угла панели 1, посредством отверстия 20.

Комплект крепежных деталей для фиксации левого заднего угла панели 1 к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые монтажную планку 35 в виде плоского, горизонтально ориентированного крючка с отверстием и соосно приваренной гайкой, шайбу 36 и болт 37 под гайку планки 35, при этом планка 35 выполнена с возможностью ее установки в левое штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески автомобиля, а болт 37 выбран из условия закрепления на планке 35 левого заднего угла панели 1, посредством отверстия 19.

Козырек 3 панели 1 выполнен с возможностью его соединения с ушками бампера автомобиля, например посредством винтов-саморезов (не показано).

Торцы 15 и 16 задних ребер жесткости 11 и 12 расположены перед отверстиями 19 и 20 соответственно, с возможностью защиты расположенных снаружи крепежных деталей 33, 34 и 36, 37 спереди от воздействия профильных препятствий на местности (см. сноску-фрагмент фиг.3).

Описанный конструктивный пример выполнения устройства не исключает других возможных вариантов в рамках заявленной совокупности существенных признаков.

Разработаны технологические процессы изготовления деталей и сборки устройства в условиях мелкосерийного производства.

Устройство работает следующим образом.

При наезде автомобиля на профильное препятствие (неровность, камень, поребрик и т.д.) поддон защищает (экранирует) элементы силового агрегата автомобиля: ударные и касательные нагрузки воспринимаются (с учетом угла атаки а) панелью 1 и, за счет ее высокой ж есткости, усиленной, ребрами жесткости 7-12, достаточно равномерно распределяются по ее местам крепления.

Максимальная адаптированность профиля и рельефа поддона к автомобилю марки «Мицубиси Ланцер» снимает проблемы изоляции проема моторного отсека снизу и обеспечивает удовлетворительные габаритные характеристики автомобиля с установленным на него поддоном.

Через отверстия 21-24 обеспечивается воздушное охлаждение закрытого панелью 1 внутреннего объема моторного отсека. Через отверстия 21-22 происходит автоматический слив жидкостей, скапливающихся в низменных участках панели 1.

Использование полезной модели позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики автомобилей марки Мицубиси Ланцер («Mitsubishi Lancer», Япония), обеспечив высокоэффективную защиту двигателя и других агрегатов в моторном отсеке от механических воздействий профильных препятствий (особенно в тяжелых российских условиях эксплуатации) при незначительном увеличении габаритно-массовых показателей автомобиля и сохранении удовлетворительного теплового режима в моторном отсеке.

Источники информации, принятые во внимание:

1. «За рулем», №12, 1997. - С.168-170.

2. RU 8328 U1, B 62 D 25/18, 05.21.1997.

3. RU 2140371 С1, B 62 D 25/20, 30.06.1998 (прототип).

1. Защитный поддон для силового агрегата легкового автомобиля, содержащий панель сложного профиля с возвышенной передней частью при ее положительном угле атаки и наличии горизонтального козырька, с вентиляционно-сливными отверстиями и с отверстиями для крепления к автомобилю, а также крепежные детали, отличающийся тем, что панель выполнена выпукло-вогнутой по условию сопряжения со смежными элементами автомобиля марки Мицубиси Ланцер (Mitsubishi Lancer), при этом предусмотрены в плане передний и два задних боковых профильных выреза, а также продольные ребра жесткости, включая центральные, периферийные боковые и задние, с чередованием участков различных, преимущественно двух, уровней.

2. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что правая боковая кромка панели, относящаяся к правому периферийному боковому ребру жесткости, до правого заднего выреза выполнена в плане прямолинейной и продольно ориентированной, а левая боковая кромка панели, относящаяся к левому периферийному боковому ребру жесткости, до левого заднего выреза выполнена в плане криволинейной с передним выдающимся пологим участком и последующим крутым сужением.

3. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что передняя часть панели на участке за горизонтальным козырьком выполнена выпуклой в продольном сечении.

4. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что задние боковые вырезы панели выполнены в плане с продольным и последующим наклоненным к продольной оси автомобиля участками кромки с образованием хвостового сужения панели.

5. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что передний вырез смещен к левому углу панели и выходит за пределы козырька на участок положительного угла атаки передней ее части.

6. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что продольные ребра жесткости панели выполнены в поперечном сечении трапециевидными со скруглениями.

7. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что задние ребра жесткости выполнены с задними торцами, расположенными перед задними отверстиями крепления панели к автомобилю, с возможностью защиты расположенных снаружи крепежных деталей спереди от воздействия профильных препятствий на местности.

8. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что в центральных продольных ребрах жесткости предусмотрено по крайней мере по одному вентиляционно-сливному отверстию, преимущественно в нижних точках посередине ребер.

9. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере часть вентиляционных отверстий выполнена в один ряд в передней части панели на участке положительного угла атаки.

10. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что в передней и задней частях панели предусмотрено по два разнесенных по углам отверстия для крепления панели к автомобилю.

11. Защитный поддон по п.10, отличающийся тем, что передние отверстия для крепления панели к автомобилю выполнены с межосевым расстоянием 705 мм, задние - 585 мм, а расстояние между передними и задними отверстиями равно 840 мм, с точностью до ±3 мм.

12. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что панель выполнена из синтетического материала.

13. Защитный поддон по п.12, отличающийся тем, что панель выполнена из стеклопластика.

14. Защитный поддон по п.13, отличающийся тем, что панель выполнена с постоянной толщиной 8±2 мм.

15. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что каждый из двух комплектов крепежных деталей для крепления панели передней частью к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную закладную скобу с цилиндрической и вертикально ориентированной пластинчатой частями, разрезную втулку, промежуточную гайку, Г-образную шпильку, шайбу и фиксирующую гайку, при этом Г-образная скоба выполнена с возможностью установки в горизонтально расположенное штатное технологическое отверстие поперечной балки, соединяющей лонжероны автомобиля, а участок Г-образной шпильки под фиксирующую гайку с шайбой - с возможностью закрепления на нем переднего угла панели посредством отверстия для крепления к автомобилю.

16. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что комплект крепежных деталей для фиксации правого заднего угла панели к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые Г-образную скобу с цилиндрической резьбовой и горизонтально ориентированной пластинчатой частями, установочную гайку, шайбу и фиксирующую гайку с возможностью установки Г-образной скобы цилиндрической частью в правое штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески, а также закрепления на скобе правого заднего угла панели посредством отверстия для крепления к автомобилю.

17. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что комплект крепежных деталей для фиксации левого заднего угла панели к автомобилю включает в себя последовательно сопрягаемые монтажную планку в виде плоского, горизонтально ориентированного крючка с отверстием и соосно приваренной гайкой, шайбу и болт под указанную гайку, при этом монтажная планка выполнена с возможностью ее установки в левое штатное технологическое отверстие в балке крепления рычагов передней подвески автомобиля, а болт выбран из условия возможности закрепления левого заднего угла панели на упомянутой монтажной планке посредством отверстия для крепления к автомобилю.

18. Защитный поддон по п.1, отличающийся тем, что козырек панели выполнен с возможностью соединения с ушками бампера автомобиля, например, посредством винтов-саморезов.



 

Похожие патенты:

Снегоход // 91050
Наверх