Легковой автомобильный прицеп для перевозки методом частичной погрузки квадроциклов

 

Полезная модель относится к автомобильному прицепу для буксировки колесных транспортных средств методом частичной погрузки. Прицеп одноосной конструкции содержит базовую опорную конструкцию, погрузочные пандусы, колесные ступицы и дышло. Базовая опорная конструкция выполнена в виде балки прямоугольного сечения, к концам которой присоединены кронштейны с размещенными в них колесными ступицами. К балке присоединены коробчатые элементы с возможностью монтажа и демонтажа в них погрузочных пандусов. На коробчатых элементах сверху закреплены пластины скольжения, причем каждая пластина закреплена по меньшей мере на одной дополнительной опоре, перпендикулярной балке. На балке размещена погрузочная платформа, установленная с возможностью поворота на оси, размещенной в центре балки, и опирающаяся на пластины скольжения. Технический результат состоит в повышении прочности и износостойкости конструкции прицепа и снижении материалоемкости его производства.

Область техники, к которой относится полезная модель

Полезная модель относится к автомобильным прицепам, более конкретно - к автомобильному прицепу для буксировки колесных транспортных средств методом частичной погрузки.

Уровень техники

Автомобильные прицепы для буксировки колесных транспортных средств методом частичной погрузки применяются для буксировки транспортных средств, передвижение которых своим ходом невозможно или нежелательно, например для эвакуации неисправных транспортных средств, их доставки к месту ремонта, доставки спортивных автомобилей к месту соревнований, транспортировки автомобилей без необходимых документов, а также для выполнения регистрационных действий или сверки агрегатов в государственных органах, или для перегона автомобилей, оборудованных автоматической коробкой передач (АКПП) с загрузкой ведущей оси. К преимуществам такого способа буксировки можно отнести исключение необходимости специально оборудованного автомобиля-эвакуатора, поскольку такой прицеп может буксировать любой автомобиль, оборудованный обычным фаркопом, а также возможность эвакуации неисправного автомобиля из мест, недоступных для эвакуатора (подземный паркинг, гараж и т.п.).

Известен, в частности, автомобильный прицеп для буксировки транспортных средств методом частичной погрузки, описанный в патенте США 5,342,162, который выполнен в виде двухколесного прицепа, имеющего базовую опорную конструкцию, дышло, два погрузочных пандуса и погрузочную платформу, на которую колеса буксируемого транспортного средства устанавливаются при закатывании буксируемого транспортного средства вперед по погрузочным пандусам. Для облегчения погрузки буксируемого транспортного средства на прицеп предусмотрена возможность отклонения погрузочных пандусов вниз, к поверхности земли, либо наклона назад всего прицепа с помощью складного дышла.

В качестве прототипа предложенной полезной модели выбран регулируемый автомобильный прицеп для буксировки транспортных средств, раскрытый в патенте США 6,164,897. Основой известного прицепа является базовая опорная конструкция, образованная основной рамой и левой и правой полуосями. Рама выполнена из верхней и нижней металлических пластин, пространство между которыми разделено на ячейки вертикальными переборками. Левая и правая полуоси, а также дышло прицепа вставляются в раму. Расстояние между колесами прицепа может регулироваться путем вставки полуосей в раму на большую или меньшую глубину. Сверху к раме крепятся буксировочные платформы для установки колес буксируемого транспортного средства. Буксировочные платформы могут быть установлены на различном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины буксируемого транспортного средства, причем платформы крепятся к раме с помощью болтов. Следует отметить, что в известном решении буксируемое транспортное средство и прицеп жестко связаны друг с другом, и возможность поворота прицепа обеспечивается только за счет того, что ступицы колес установлены на полуосях с возможностью поворота. При этом в случае поворота колес прицепа на чрезмерно большой угол возникает опасность соприкосновения колес или крыльев прицепа и элементов буксируемого транспортного средства, что может повлечь за собой повреждение буксируемого транспортного средства и/или прицепа. Кроме того, при каждой перестановке полуосей с целью регулировки расстояния между колесами прицепа возникает необходимость выравнивания колес прицепа.

Раскрытие полезной модели

Задача предложенной полезной модели состоит в создании автомобильного прицепа для буксировки транспортных средств методом частичной погрузки, отличающегося сниженной материалоемкостью производства и повышенной прочностью и износостойкостью поворотной конструкции прицепа с сохранением маневренности и управляемости при буксировке.

Основой предложенного прицепа является базовая опорная конструкция с возможностью присоединения к ней погрузочных пандусов, колесных ступиц и дышла. При этом в предложенном прицепе базовая опорная конструкция выполнена в виде балки прямоугольного сечения, к концам которой присоединены кронштейны с размещенными в них колесными ступицами. Сзади к балке присоединены коробчатые элементы с возможностью монтажа и демонтажа в них погрузочных пандусов. На коробчатых элементах сверху закреплены пластины скольжения, выполненные в виде «косынок» из листового материала, причем каждая пластина закреплена по меньшей мере на одной дополнительной опоре, перпендикулярной балке. Погрузочная платформа выполнена в виде поворотной платформы, установленной с возможностью поворота на оси, размещенной в центре балки, и опирающейся на пластины скольжения.

Краткое описание чертежей

Ниже предложенная полезная модель будет пояснена более подробно со ссылкой на чертежи, на которых показано следующее:

Фиг.1 - сборочный чертеж предложенного прицепа с указанием основных элементов конструкции;

Фиг.2 - вид базовой опорной конструкции прицепа с присоединенными погрузочными пандусами, дышлом и ступицами колес.

Осуществление полезной модели

Автомобильный прицеп для буксировки транспортных средств методом частичной погрузки имеет одноосную компоновку и состоит по существу из базовой опорной конструкции и установленной на ней погрузочной платформы, на которую устанавливаются передние или задние колеса буксируемого транспортного средства и к которой буксируемое транспортное средство прикрепляют стяжными ремнями за колеса или элементы подвески или кузова. Для установки передних или задних колес буксируемого транспортного средства (например, автомобиля) к базовой опорной конструкции прикреплены два погрузочных пандуса, по которым колеса буксируемого автомобиля закатывают на погрузочную платформу.

Как показано на Фиг.1 и 2, базовая опорная конструкция предложенного прицепа выполнена в виде балки 1 прямоугольного сечения, к концам которой присоединяются кронштейны 2 для установки колесных ступиц 17 для колес прицепа. Балка 1 выполнена из профильной стальной трубы, предпочтительно имеющей наружный размер 60×60 мм и толщину стенки 4 мм. Кронштейны 2 выполнены таким образом, что колесные ступицы 17 располагаются выше базовой опорной конструкции, что обеспечивает устойчивость положения буксируемого транспортного средства на прицепе. Кронштейны 2 имеют форму, обеспечивающую охват по меньшей мере двух сторон балки 1, и привариваются к балке 1. Кронштейны 2 гнутся из стального листа, предпочтительно толщиной 10 мм.

В центре балки 1 расположен узел 3 крепления дышла 4, приваренный к балке 1, причем крепление усилено приваренными с двух сторон узла 3 к упомянутому узлу и к балке 1 «косынками» из листового металла. Дышло 4 имеет изогнутую форму, которая обеспечивает горизонтальное положение нагруженного прицепа, прицепленного к фаркопу, расположенному на стандартной высоте для легковых автомобилей (около 50 см). Дышло устанавливается в узле 3 путем вставки в гнездо узла, охватывающее дышло с боков и сверху таким образом, что ненагруженный прицеп может отклоняться назад за счет того, что узел 3 крепления дышла не удерживает вставленное дышло снизу. Таким образом обеспечивается возможность «раскладывания» ненагруженного прицепа назад и опускания погрузочных пандусов 5 на землю для погрузки буксируемого транспортного средства. При закатывании буксируемого транспортного средства по погрузочным пандусам 5 на погрузочную платформу прицеп под весом буксируемого транспортного средства «складывается», то есть отклоняется вперед и опирается узлом 3 крепления на дышло 4, а погрузочные пандусы 5 отрываются от поверхности земли. В «сложенном» положении прицеп фиксируется с помощью штифта 11, вводимого в проушины, выполненные внизу узла 3 крепления дышла. Кроме того, дополнительное крепление дышла 4 к базовой опорной конструкции прицепа обеспечивается двумя боковыми стабилизирующими элементами 13, один конец каждого из которых прикреплен болтом к дышлу 4, а другой конец закреплен в проушине, выполненной на балке 1.

Для крепления погрузочных пандусов 5 на балке 1 предусмотрены коробчатые элементы (суппорты) 7, в которые вставляются погрузочные пандусы 5 и прикрепляются, например, с помощью болтов. В одном варианте выполнения полезной модели коробчатые элементы 7 могут быть выполнены более широкими, чем погрузочные пандусы 5, и таким образом может быть обеспечена возможность регулировки расстояния между погрузочными пандусами 5 под ширину колес буксируемого транспортного средства путем установки каждого пандуса 5 в нужное положение в пределах коробчатого элемента (суппорта) 7.

Сверху на коробчатые элементы 7 опираются пластины 8 скольжения, выполненные в виде «косынки» из листового металла. Кроме того, для каждой из двух пластин 8 скольжения на балке 1 предусмотрена по меньшей мере одна дополнительная опора 9 в виде приваренного перпендикулярно к балке 1 отрезка профильной трубы прямоугольного сечения, металлического профиля и т.п. Пластины 8 скольжения также опираются на упомянутые дополнительные опоры 9.

Сверху на пластины 8 скольжения опирается погрузочная платформа 10, выполненная в виде поворотной платформы, установленной с возможностью поворота на оси, размещенной в центре балки 1. Погрузочная платформа 10 имеет раму и приваренные к ней площадки для установки колес буксируемого транспортного средства. На площадках выполнены скобы для зацепления крепежных ремней, а также храповики для натяжения и фиксации крепежных ремней. Возможность поворота погрузочной платформы 10 обеспечивается шайбой скольжения из нержавеющей стали, размещенной в центре балки 1, а также тем, что пластины 8 скольжения густо смазаны смазкой. По краям погрузочной платформы снизу установлены ограничители поворота, выполненные в виде приваренных к платформе металлических уголков. Угол поворота погрузочной платформы ограничен 4 градусами, что достаточно для маневра нагруженного прицепа в условиях уличного движения и в то же время исключает контакт крыла прицепа с элементами буксируемого транспортного средства при выполнении маневра.

Дышло прицепа прицепляется к фаркопу стандартной сцепной головкой 14, имеющей рабочую нагрузку порядка 1200 кг. Для обеспечения устойчивости отцепленного прицепа и обеспечения удобства обращения с ним предусмотрена опора 15 дышла, прикрепленная к дышлу вблизи сцепной головки 14. Крылья 12, защищающие колеса прицепа и буксируемое транспортное средство, имеют по существу полукруглую форму и выполнены из легкого материала, например из пластика или легкого полиэтилена, и устанавливаются на кронштейнах. На крыльях монтируется светосигнальное оборудование прицепа - повторители поворотов, стоп-сигналы, передние и задние габаритные огни и т.п.

На погрузочной платформе 10 предусмотрен кронштейн 16 для крепления рамки номерного знака прицепа, выполненный с возможностью фиксации рамки в горизонтальном и вертикальном положении с помощью фиксирующей защелки. Вертикальное положение номерного знака используется при движении с незагруженным прицепом. Перед погрузкой кронштейн 16 переводится в горизонтальное положение для предотвращения повреждения номерного знака, при этом фиксирующая защелка выполнена с возможностью перевода кронштейна в горизонтальное положение под действием усилия бампера загружаемого на прицеп транспортного средства, предотвращая таким образом повреждение номерного знака в случае, если он не был переведен в горизонтальное положение перед погрузкой буксируемого транспортного средства.

Для погрузки буксируемого транспортного средства на прицеп последний сначала прицепляют к фаркопу автомобиля-буксировщика, обеспечивая при этом горизонтальное положение дышла 4 по отношению к поверхности земли. Затем посредством удаления штифта 11 прицеп переводится в «разложенное» положение путем отклонения прицепа назад по оси колес прицепа, в результате чего концы погрузочных пандусов 5 опускаются на землю. Далее буксируемое транспортное средство закатывается колесами по пандусам 5 на площадки погрузочной платформы 10. Для этих целей на прицепе может быть дополнительно смонтирована лебедка. Под весом транспортного средства, закатываемого на площадки погрузочной платформы 10, прицеп вновь занимает «сложенное» положение, причем погрузочные пандусы 5 отрываются от земли и располагаются по существу параллельно поверхности земли, не мешая движению прицепа и не соприкасаясь с буксируемым транспортным средством, а прицеп опирается узлом 3 крепления дышла на дышло 4 и фиксируется в таком положении штифтом 11.

Буксируемое транспортное средство жестко крепится к площадкам погрузочной платформы 10 предпочтительно за колеса (в других случаях - за элементы подвески или кузова), с помощью стяжных ремней, натягиваемых стандартными храповиками, предусмотренными на площадках погрузочной платформы 10. При этом обеспечивается жесткая связка выполненной с возможностью поворота погрузочной платформы 10 и колес (или других элементов) буксируемого транспортного средства.

Разгрузка прицепа производится в порядке, обратном порядку загрузки.

Колесные ступицы 17 являются съемными и характеризуются рабочей нагрузкой порядка 750 кг. При этом кронштейны 2 для установки колесных ступиц 17 выполнены таким образом, что обеспечивают возможность установки стандартных колесных ступиц различных производителей, в частности задних колесных ступиц автомобиля ВАЗ-2108 либо колесных ступиц различных иностранных производителей, по выбору заказчика. Подшипники ступиц выполнены влагозащищенными и не требуют обслуживания. Основные элементы конструкции прицепа изготавливаются, например, из низкоуглеродистой стали марок 08, 08кп, 10, 10кп, 15, 15кп, 20, 20кп (по ГОСТ 1050-88), Ст2сп, Ст2кп, Ст3сп, Ст3кп (по ГОСТ 380-94). На площадках погрузочной платформы 10 и поверхностях погрузочных пандусов 5 выполнены ребра и/или другие известные рельефные элементы поверхности, предотвращающие скольжение колес буксируемого транспортного средства по поверхности площадок погрузочной платформы 10 и пандусов 5.

По сравнению с прототипом прицеп отличается простотой, прочностью и износостойкостью поворотной конструкции с сохранением маневренности и управляемости при буксировке, что обеспечивается, в частности, за счет выполнения базовой опорной конструкции прицепа в виде цельной балки прямоугольного сечения с приваренными к ней кронштейнами для установки колесных ступиц, а также за счет наличия жестко прикрепленных к балке коробчатых элементов (суппортов) и дополнительных опор, на которые опираются выполненные из листового металла пластины скольжения, которые, в свою очередь, служат опорой для поворотной погрузочной платформы. Небольшое количество деталей, имеющих сравнительно несложную форму, обеспечивает сниженную материалоемкость производства прицепов.

1. Автомобильный прицеп для буксировки методом частичной погрузки, содержащий базовую опорную конструкцию, погрузочные пандусы, колесные ступицы и дышло, отличающийся тем, что базовая опорная конструкция выполнена в виде балки прямоугольного сечения, к концам которой присоединены кронштейны с размещенными в них колесными ступицами, к балке присоединены коробчатые элементы с возможностью монтажа и демонтажа в них погрузочных пандусов, на коробчатых элементах сверху закреплены пластины скольжения, выполненные в виде «косынок» из листового материала, причем каждая пластина закреплена по меньшей мере на одной дополнительной опоре, перпендикулярной балке, при этом на балке размещена погрузочная платформа, установленная с возможностью поворота на оси, размещенной в центре балки, и опирающаяся на пластины скольжения.

2. Прицеп по п.1, в котором дополнительные опоры расположены впереди и сзади по отношению к базовой опорной конструкции.

3. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что с нижней стороны погрузочной платформы установлены механические ограничители поворота, ограничивающие максимальный угол поворота платформы.

4. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что на погрузочной платформе размещен кронштейн для крепления номерного знака, выполненный с возможностью фиксации в горизонтальном и вертикальном положениях с помощью фиксирующей защелки.



 

Похожие патенты:

Твердотопливный отопительный котел длительного горения относится к отопительной технике, а именно к теплообменным агрегатам, работающим на твердом топливе, которые могут быть использованы для отопления жилых и других помещений, а также для горячего водоснабжения. В качестве твердого топлива может быть использовано, например, уголь, опилки, торф, куски деревьев, смесь названных видов топлива и т.д.

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности, к колесным тракторам марки МТЗ
Наверх