Устройство ручного управления приводом сцепления автомобиля

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления автомобилем для инвалидов с патологией левой ноги.

Устройство содержит опорный кронштейн с установленным на кронштейне корпусом. С корпусом шарнирно соединен рычаг управления. Рычаг управления установлен с возможностью качания в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля.

Корпус выполнен универсальным по конструкции, так что крепление рычага к корпусу может быть расположено как в нижней, так и в верхней части корпуса.

Рычаг управления снабжен двумя пластинами, к которым шарнирно присоединен привод, воздействующий на исполнительный механизм сцепления.

В случае исполнения устройства для тросового привода, к пластинам присоединен трос привода сцепления, усилие от которого передается на рабочий орган сцепления (к вилке выключения сцепления). Соединение тросового привода с пластинами размещено в верхней части, над корпусом. В случае исполнения устройства для гидравлического привода, к пластинам присоединен толкатель, который в свою очередь связан с поршнем цилиндра сцепления, передающим усилие на рабочий цилиндр сцепления. Соединение пластин с толкателем привода расположено в нижней части, под корпусом. Таким образом, исключено воздействие на педаль сцепление, а усилие передается непосредственно к рабочему исполнительному органу сцепления

На пластинах рычага с возможностью перемещения установлен фиксатор рычага управления, через тягу связанный с ручкой фиксатора, установленной на рычаге.

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в обеспечении безопасного размещения устройства и удобства управлением автомобилем людям с патологией левой ноги.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления автомобилем для инвалидов с патологией левой ноги.

Известно устройство для управления автомобилем, содержащее суппорт, прикрепленный снизу к кронштейну рулевой колонки автомобиля, орган управления дроссельной заслонкой карбюратора, включающей трос, связанный с педалью газа, орган управления тормозом и сцеплением, включающий подрулевой рычаг, подвижно соединенный своим опорным концом с суппортом и кинематически связанный с тормозом и сцеплением. Орган управления дроссельной заслонкой карбюратора снабжен подрулевой дугой, качающейся на оси, расположенной в верхней части суппорта, и соединенной с тросом. Орган управления тормозом и сцеплением снабжен элементами и тягой, образующими с подрулевым рычагом трапецию, подвижно соединенную с нижней частью суппорта одним концом своего основания. Все элементы трапеции шарнирно связаны между собой и ее боковые элементы установлены с возможностью перемещения только во взаимно перпендикулярных плоскостях, (см. патент 2188135, МПК 7 В60К 41/28, 2002 г.)

Недостатками этого устройства являются сложность конструкции и его повышенная травмоопасность, т.к. расположено перед водителем.

Известно устройство для ручного управления автомобиля, содержащее П-образный суппорт, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки, орган управления сцеплением, включающий рычаг сцепления, подвижно соединенный с суппортом и посредством тяг, связанный с педалью (см. патент на полезную модель 86146, МПК В60К 26/00; 2009 г.)

Недостатком данного устройства является повышенная травмоопасность, т.к. устройство расположено на рулевой колонке перед водителем

Известно устройство для ручного управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, содержащее многофункциональный рычаг, на верхнем конце которого установлена рукоятка - орган управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, Г-образная ось, рычаг толкателя главного тормозного цилиндра, тросы сцепления и акселератора, опору, с помощью которой многофункциональный рычаг прикрепляется к автомобилю. Г-образная ось шарнирно установлена на опоре многофункционального рычага, на одном конце этой оси жестко установлен рычаг толкателя главного тормозного цилиндра, с жестко прикрепленными кронштейном крепления оболочки троса сцепления и концом возвратной пружины. Другой конец возвратной пружины прикреплен к фиксатору сцепления, который шарнирно установлен на многофункциональном рычаге. На другом конце Г-образной оси шарнирно установлена втулка, к которой посредством упорной пластины прикреплен кронштейн, с шарнирно прикрепленным к нему тросом сцепления. Трос акселератора шарнирно закреплен на многофункциональном рычаге, а его оболочка прикреплена к упорной пластине (см. патент РФ 2178362, МПК 7 В60К 41/00, 2002 г.).

Недостатком данного устройства является сложность конструкции, а также необходимость большого объема доработки автомобиля при установке устройства, поскольку опора многофункционального рычага крепится к полу автомобиля.

Известно устройство ручного управления тормозом транспортного средства, имеющего переднее сиденье, установленное на салазках. Устройство содержит рычаг управления, связанный с возможностью поворота с опорным кронштейном посредством шарнира, горизонтальная ось которого перпендикулярна к продольной оси транспортного средства, и шарнирно связанную с рычагом управления тягу, воздействующую на тормозную педаль, отличающееся тем, что, с целью упрощения монтажа, опорный кронштейн установлен на салазках переднего сиденья, рычаг управления связан с опорным кронштейном одним своим концом, а тягой со средней частью (см. а.с. СССР 1668182, МПК 5 В60Т 7/02, 1991 г).

Недостаток известного решения состоит в том, что опорный кронштейн рычага управления крепится к внутренним салазкам переднего сиденья. Так как это достаточно ответственный с точки зрения безопасности узел, введение опорного кронштейна под салазки в месте крепления ведет к тому, что появляется зазор между поверхностью салазок и полом, а это может привести к изгибу и дальнейшей неработоспособности механизма перемещения сиденья. Кроме того, т.к. для обеспечения надежной работы усилие на педаль от рычага должно передаваться в направлении, перпендикулярном плоскости, в которой располагается ось поворота педали, то требуется введение промежуточного приспособления, что приводит к существенному усложнению конструкции устройства. Кроме того, данное устройство не относится к средствам того же назначения, что и заявляемая полезная модель.

Проведенный патентный поиск показал, что разработанные ранее устройства для управления сцеплением преимущественно расположены на рулевой колонке, либо связаны с рулевым колесом, что может повлиять на безопасность водителя при лобовом столкновении.

Кроме того, все известные устройства сконструированы таким образом, что воздействие на исполнительный механизм сцепления осуществляется опосредованно - через педаль сцепления

Задача, решаемая полезной моделью - создание конструкции, обеспечивающей безопасное размещение устройства и удобство управлением автомобилем людям с патологией левой ноги.

Поставленная задача достигается за счет того, что разработано устройство ручного управления приводом сцепления автомобиля, содержащее опорный кронштейн с закрепленным на кронштейне корпусом, с которым шарнирно соединен рычаг управления, снабженный пластинами, связанными с приводом, воздействующим на исполнительный механизм сцепления.

Привод, воздействующий на механизм сцепления, выполнен в виде троса.

Привод, воздействующий на механизм сцепления, выполнен в виде тяги цилиндра сцепления.

На пластинах рычага с возможностью перемещения установлен фиксатор рычага управления, через тягу связанный с ручкой фиксатора, установленной на рычаге.

Рычаг управления установлен с возможностью качания в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля.

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в обеспечении безопасного размещения устройства и удобства управлением автомобилем людям с патологией левой ноги.

Наличие опорного кронштейна позволяет разместить устройство под сиденьем водителя, что обеспечивает безопасность расположения устройства и минимизирует его травмоопасность. Наличие рычага с пластинами, шарнирно соединенного с корпусом, установленным на кронштейне, обеспечивает компактность устройства и возможность его установки в безопасном для водителя месте под его сиденьем. Выполнение рычага, снабженного пластинами, связанными с приводом, воздействующим на исполнительный механизм сцепления, обеспечивает работоспособность и компактность устройства.

Установка рычага с возможностью качания в поперечной плоскости автомобиля также влияет на безопасность, поскольку предотвращает травмирование водителя в случае лобового столкновения.

Фиг.1 - общий вид устройства с тросовым приводом сцепления;

Фиг.2 - общий вид устройства с гидравлическим приводом сцепления;

Фиг.3 - установка устройства с тросовым приводом на автомобиль;

Фиг.4 - установка устройства с гидравлическим приводом на автомобиль. Устройство содержит опорный кронштейн 1 с установленным на кронштейне корпусом 2. С корпусом 2 шарнирно соединен рычаг управления 3. При установке на автомобиль опорный кронштейн 1 прикреплен к кронштейну (условно не показан) крепления левого переднего сиденья автомобиля, т.е. сиденья водителя.

Рычаг 3 соединен с корпусом 2 посредством пальца 4 и двух подшипников скольжения, установленных во втулку рычага (указанные элементы условно не показаны). При этом корпус 2 выполнен универсальным по конструкции, так что крепление рычага 3 к корпусу может быть расположено как в нижней части корпуса 2 (см, фиг.1, 2), так и в верхней части (см. фиг.3, 4).

Рычаг управления 3 снабжен двумя пластинами 5, к которым посредством пальца 6 шарнирно присоединен привод 7, воздействующий на исполнительный механизм сцепления.

В случае исполнения устройства для тросового привода (см. фиг.1), к пластинам 5 через палец 6 присоединен трос привода сцепления, усилие от которого передается на рабочий орган сцепления (к вилке выключения сцепления). Соединение тросового привода 7 с пластинами 5 размещено в верхней части, над корпусом 2. Оболочка троса привода сцепления закреплена на корпусе 2. В случае исполнения устройства для гидравлического привода (см. фиг.3), к пластинам 5 через палец 6 присоединен толкатель 7, который в свою очередь связан с поршнем цилиндра 8 сцепления, передающим усилие на рабочий цилиндр сцепления. Соединение пластин 5 с толкателем 7 привода расположено в нижней части, под корпусом 2. Цилиндр 8 сцепления закреплен в отверстии кронштейна 1. Таким образом, исключено воздействие на педаль сцепление, а усилие передается непосредственно к рабочему исполнительному органу сцепления

На пластинах 5 рычага 3 с возможностью перемещения установлен фиксатор 9 рычага управления, через тягу 10 связанный с ручкой 11 фиксатора, установленной на рычаге 3.

Рычаг 3 управления установлен с возможностью качания в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля.

Устройство работает следующим образом.

Устройство посредством опорного кронштейна 1 крепится к кронштейнам крепления (условно не показаны) левого переднего сиденья.

Для трогания с места водитель перемещает рычаг 3 из положения I в положение II в направлении В (см. фиг.1, 3). Рычаг 3, закрепленный на корпусе 2 посредством пальца 4, приводит во вращение установленные на нем пластины 5 рычага. Пластины 5, поворачиваясь совместно с рычагом 3, тянут трос привода 7 сцепления, оказывая воздействие на вилку выключения сцепления и перемещая ее до упора в случае тросового привода. В случае гидравлического привода пластины 5, поворачиваясь совместно с рычагом 3, перемещают толкатель 7, оказывая воздействие на поршень цилиндра 8 сцепления, перемещая его до упора. Таким образом, осуществляется воздействие непосредственно на рабочий исполнительный орган сцепления.

В положении II рычага 3 сцепления может быть осуществлена его фиксация для того, чтобы освободить руку водителя для включения передачи. Фиксация обеспечивается за счет сцепления фиксатора 9 со стопорным элементом 12 после перемещения фиксатора 9 совместно с пластинами 5. В этот момент водитель производит переключение передачи. Фиксатор 9 установлен на пластинах 5 рычага 3 сцепления подвижно, за счет чего возможно произвести расфиксацию рычага 3 следующим образом: перемещая ручку 11 фиксатора, соединенную с помощью тяги 10 с фиксатором 9 в направлении «Е» и расцепляя его от стопорного элемента 12. После чего водитель плавно перемещает рычаг 3 в обратном направлении С в положение I.

Управление сцеплением при движении автомобиля осуществляется аналогичным образом.

Для более удобного использования данного механизма предусмотрена регулировка положения рычага вдоль продольной оси автомобиля. Для этого необходимо ослабить крепление корпуса, отвернув болт 13, выставить в удобное положение корпус 2 и затянуть крепление.

При этом управление педалями тормоза и акселератора осуществляется в обычном режиме.

Все элементы устройства могут быть изготовлены с использованием известных технологий на существующем оборудовании с минимальными затратами.

Заявляемое техническое решение позволит управлять автомобилем водителями-инвалидами с патологией левой ноги.

1. Устройство ручного управления приводом сцепления автомобиля, содержащее опорный кронштейн с закрепленным на кронштейне корпусом, с которым шарнирно соединен рычаг управления, снабженный пластинами, связанными с приводом, воздействующим на исполнительный механизм сцепления.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод, воздействующий на механизм сцепления, выполнен в виде троса.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод, воздействующий на механизм сцепления, выполнен в виде тяги цилиндра сцепления.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на пластинах рычага с возможностью перемещения установлен фиксатор рычага управления, через тягу связанный с ручкой фиксатора, установленной на рычаге.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рычаг управления установлен с возможностью качания в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля.



 

Похожие патенты:

Сцепление автомобиля – это трансмиссионный узел транспортного средства, который работает по принципу фрикционной муфты, и предназначается для того, чтобы передавать крутящий момент на коробку передач от двигателя. С помощью сцепления происходит кратковременное разобщение двигателя и трансмиссии автомобиля.

Устройство применяется для бесконтактного управления открытием и закрытием любых типов ворот. Прибор имеет механическую составляющую для возможности аварийной разблокировки ворот в случае неожиданного отключения электричества или возникновения других подобных проблем.

Полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована в гидравлических приводах управления механизмами сцепления силовых агрегатов автомобилей
Наверх