Устройство для управления сцеплением автомобиля

 

Полезная модель относится к автотранспортной технике, к средствам для управления отбором мощности на специальных автомобилях. Задача полезной модели состоит в в улучшении эксплуатационных характеристик устройства для управления сцеплением автомобиля. Технический результат заключается в повышении удобств при управлении сцеплением на специальных автомобилях, содержащих устройства отбора мощности для дополнительных агрегатов. Устройство для управления сцеплением автомобиля содержит пневмогидроусилитель и главный цилиндр сцепления, связанный с педалью. Новое заключается в том, что с педалью дополнительно соединен шток пневмоцилиндра, рабочая полость которого связана пневмопроводом с бортовой пневмосистемой через электропневмоклапан, открывающий пневмопровод для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности. В пневмопроводе установлен нормальнозакрытый электропневмоклапан. Для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности на панели управления отбором мощности установлена кнопка включения электропневмоклапана. Устройство содержит датчик перегрузки, подающий сигнал на открытие электропневмоклапана при заданной критической величине сопротивления крутящему моменту на рабочем органе.

Полезная модель относится к автотранспортной технике, к средствам для управления отбором мощности на специальных автомобилях.

Известна сцепная муфта [1], применяемая в качестве механизма для соединения и разъединения валов двигателя и коробки передач в силовых агрегатах транспортных средств.

Известно также сцепление, применяемое на автомобиле КамАЗ [2]. Для управления сцеплением имеются пневмогидроусилитель и главный цилиндр сцепления, связанные с педалью, установленной в кабине водителя.

Устройство управления сцеплением обеспечивает работу сцепления в транспортном режиме. На специальных автомобилях требуются дополнительные устройства для управления сцеплением при отборе мощности.

Задача заявляемой полезной модели состоит в в улучшении эксплуатационных характеристик устройства для управления сцеплением автомобиля.

Технический результат от решения задачи заключается в повышении удобств при управлении сцеплением на специальных автомобилях, содержащих устройства отбора мощности для дополнительных агрегатов.

Сущность полезной модели заключается в следующем.

Устройство для управления сцеплением автомобиля, содержит пневмогидроусилитель и главный цилиндр сцепления, связанный с педалью.

Новое заключается в том, что с педалью дополнительно соединен шток пневмоцилиндра, рабочая полость которого связана пневмопроводом с бортовой пневмосистемой. В пневмопроводе установлен электропневмоклапан, открывающий пневмопровод для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности. В пневмопроводе установлен нормальнозакрытый электропневмоклапан. Для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности на панели управления отбором мощности установлена кнопка включения электропневмоклапана. Устройство содержит датчик перегрузки, подающий сигнал на открытие электропневмоклапана при заданной критической величине сопротивления крутящему моменту на рабочем органе.

На чертеже показана схема заявляемого устройства.

Главный цилиндр сцепления 1 связан с педалью 2. С цилиндром соединен подпитывающий бачок 3. Рабочая полость цилиндра 1 соединена гидропроводом 4 с рабочей полостью цилиндра 5 пневмогидроусилителя. С педалью 2 соединен шток пневмоцилиндра 6. Рабочая полость пневмоцилиндра 6 соединена пневмопроводом 7 с ресивером бортовой пневмосистемы 8. В пневмопроводе установлен электропневмоклапан 9.

Устройство работает следующим образом.

Когда автомобиль находится в штатном транспортном режиме, водитель управляет сцеплением, нажимая на педаль 2. После нажатия на педаль срабатывает главный цилиндр 1, передавая усилие на рабочий цилиндр 5 пневмогидроусилителя, в результате выключается сцепление, водитель переключает передачу в коробке передач.

В режиме отбора мощности сцепление включено, вращается первичный вал коробки передач, но к вторичному валу (и соответственно к трансмиссии автомобиля) вращение не передается, т.к. ни одна из передач не включена - рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

Отбор мощности для привода внешних агрегатов происходит от первичного вала коробки передач. Кинематическую цепь передачи вращения от первичного вала коробки передач к устройству отбора мощности необходимо размыкать и соединять при эксплуатации агрегата. Для этого устройство отбора мощности содержит собственный механизм управления отбором мощности, обеспечивающий включение-отключение отбора мощности и переключение скоростей вращения рабочего органа. При управлении отбором мощности сцепление должно быть выключено, чтобы не вращался первичный вал. Пульт управления отбором мощности находится вне кабины водителя, поэтому возникла необходимость дистанционного управления отключением сцепления, что и позволяет выполнять заявляемое устройство.

На пульте управления отбором мощности установлена кнопка включения электропневматического клапана 9. В нужный момент оператор нажимает кнопку, клапан 9 открывается, позволяя сжатому воздуху из бортовой пневмосистемы (ресивер 8) поступать через пневмопровод 7 в рабочую полость пневмоцилиндра 6. Шток пневмоцилиндра нажимает на педаль 2, выключая сцепление. Оператор выполняет нужную манипуляцию (включает или отключает отбор мощности, переключает скорость вращения рабочего органа) и отпускает кнопку в исходное положение, клапан 9

закрывается, перекрывая пневмопровод 7. Под действием пружины шток пневмоцилиндра 6 возвращается в исходное положение, освобождая педаль 2. Сцепление включается.

Предложенное устройство, являясь не сложным по конструкции и простым в управлении, обеспечивает повышение удобств при управлении сцеплением на специальных автомобилях, содержащих устройства отбора мощности для дополнительных агрегатов.

Источники информации:

1. Советский энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия». М., 1983, с.1288.

2. Медведков В.И. и др. Автомобили КамАЗ-5320 и Урал-4320. М., изд. «ДОСААФ СССР», 1981, с.135-137 - прототип.

1. Устройство для управления сцеплением автомобиля, содержащее пневмогидроусилитель и главный цилиндр сцепления, связанный с педалью, отличающееся тем, что с педалью дополнительно соединен шток пневмоцилиндра, рабочая полость которого связана пневмопроводом с бортовой пневмосистемой через электропневмоклапан, открывающий пневмопровод для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в пневмопроводе установлен нормальнозакрытый электропневмоклапан.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности на панели управления отбором мощности установлена кнопка включения электропневмоклапана.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит датчик перегрузки, подающий сигнал на открытие электропневмоклапана при заданной критической величине сопротивления крутящему моменту на рабочем органе.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована в гидравлических приводах управления механизмами сцепления силовых агрегатов автомобилей
Наверх