Стопорное устройство самоустанавливающегося колеса
Предлагаемая к защите полезная модель относится к средствам малой механизации, к устройствам для передвижения грузов, включающих шасси с некоторым количеством колес, причем каждое колесо способно вращаться и шарнирно поворачиваться относительно шасси.
Предлагаемая конструкция стопорного устройства самоустанавливающегося колеса позволит повысить надежность, технологичность и удобство эксплуатации.
Заявляемое стопорное устройство самоустанавливающегося колеса, верхняя часть вилки которого имеет закрепленную в корпусе вертикальную ось поворота в виде ступенчатой втулки, и фиксаторы ее поворота относительно корпуса, и стопор с переключателем, снабжено дополнительной втулкой, надетой на ось поворота, и помещенным в последнюю стержнем с резьбой под регулировочные гайки на одном конце и с отверстием под штифт, перпендикулярный оси стержня на другом, переключатель выполнен в виде шарнирно установленной на корпусе посредством вертикальных пластин педали с язычком, размещенным в средней части ее основания между вертикальными пластинами, стопор пропущен в отверстие оси поворота и жестко соединен с дополнительной втулкой, подпружиненной относительно оси и корпуса и имеющей форму двутавра, полочки которого оснащены дополнительными фиксаторами, ответными фиксаторам оси поворота вилки относительно корпуса, и язычку педали, в пластинах которой выполнены три отверстия, с осями расположенными на одинаковом расстоянии от шарнира педали, на одном уровне с которым в корпусе образованы два противоположно направленных глухих отверстия под гильзы, подпружиненные относительно дна отверстий и взаимодействующие с одним из трех отверстий в вертикальных пластинах педали.
Предлагаемая к защите полезная модель относится к средствам малой механизации, к устройствам для передвижения грузов, включающих шасси с некоторым количеством колес, причем каждое колесо способно вращаться и шарнирно поворачиваться относительно шасси.
Из патентной литературы известно тормозное устройство ручных тележек, содержащее тормозную колодку, установленную на тяге, вертикально перемещающуюся под воздействием исполнительного тормозного механизма в стойке, связанной с вилкой оси колеса, в котором исполнительный механизм выполнен в виде подвижной втулки, расположенной внутри стойки и соединенной с одной стороны тягой, а с другой звеном. (патент №2186700, В62В 5/04).
Недостаток этого устройство в том, что при срабатывании исполнительного механизма колесо одновременно теряет возможность вращаться и шарнирно поворачиваться относительно шасси.
Также известно стопорное устройство тележки с самоустанавливающимися колесами, которое можно считать наиболее близким к предлагаемому.
Оно состоит из подпружиненной тормозной колодки, шарнирно закрепленной на вилке колеса, верхняя часть которой имеет вертикально расположенный цилиндрический
палец, на котором установлена втулка, клин, выполненный с возможностью перемещения в горизонтальном положении посредством винта и взаимодействующий с колодкой (патент РФ №1473250, В62В 5/04)
Недостатком известного стопорного устройства является:
неудобство работы с исполнительным тормозным механизмом, т.к. толкатель расположен на оси поворота вилки;
невозможность перемещения тележки при стопоре поворота колеса;
ненадежность устройства, объясняемая отсутствием регулировки усилия прижима тормозной колодки к колесу;
винт-маховик исполнительного тормозного механизма при движении может вращаться совместно с вертикальной осью колеса.
Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель - повышение надежности устройства, его технологичности и удобства эксплуатации.
Поставленная задача решается тем, что стопорное устройство самоустанавливающегося колеса, верхняя часть вилки которого имеет закрепленную в корпусе вертикальную ось поворота в виде ступенчатой втулки, и фиксаторы ее поворота относительно корпуса, и стопор с переключателем, снабжено дополнительной втулкой, надетой на ось поворота, и помещенным в последнюю стержнем с резьбой под регулировочные гайки на одном конце и с отверстием под штифт, перпендикулярный оси стержня на другом, переключатель выполнен в виде шарнирно установленной на корпусе посредством вертикальных пластин педали с язычком, размещенным в средней части ее основания между вертикальными пластинами, стопор пропущен в отверстие оси поворота и жестко соединен с дополнительной втулкой, подпружиненной относительно оси и корпуса и имеющей форму двутавра, полочки которого оснащены дополнительными фиксаторами, ответными фиксаторам оси поворота вилки относительно корпуса, и язычку педали, в пластинах которой выполнены три отверстия, с осями расположенными на одинаковом расстоянии от шарнира педали, на одном уровне с которым в корпусе образованы два противоположно направленных глухих отверстия под гильзы, подпружиненные относительно дна отверстий и взаимодействующие с одним из трех отверстий в вертикальных пластинах педали.
На фиг.1 изображено стопорное устройство самоустанавливающегося колеса, общий вид; на фиг.2 - вид сверху на фиг.1; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.4; на фиг.6 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.7 - сечение Г-Г на фиг.6; на фиг.8 - сечение Д-Д на фиг.7; на фиг-9 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.10 - сечение Е-Е на фиг.9; на фиг.11 - сечение Ж-Ж на фиг.10.
На чертежах изображено стопорное устройство самоустанавливающегося колеса 1, верхняя часть вилки 2 которого имеет закрепленную в корпусе 3 вертикальную ось поворота в виде ступенчатой втулки 4 с фиксаторами 5 ее поворота относительно корпуса 3.
Переключатель стопора 6 выполнен в виде установленной на корпусе 3 посредством шарнира 7 и вертикальных пластин 8 педали 9 с язычком 10, размещенным в средней части основания педали 9 между вертикальными пластинами 8.
Язычок 10 имеет направленный в низ выступ 11.
На вертикальных пластинах 8 выполнены отверстия 12, 13, 14, оси которых расположены на одинаковом расстоянии R от шарнира 7 педали 9.
Устройство имеет надетую на ось поворота 4 дополнительную втулку 15 в форме двутавра.
На полочках 16 и 17 дополнительной втулки, выполненной в форме двутавра, установлены дополнительные фиксаторы 18 и 19, ответные фиксатору 5 оси поворота вилки 2 относительно корпуса 3, а также форме язычка 10 с выступом 11.
Дополнительная втулка 15 подпружинена 20 относительно оси 4 и корпуса 3
В ступенчатой втулке 4 установлен стержень 21, в верхней части которого перпендикулярно оси сделано отверстие 22 под штифт 23, а в нижней нарезана резьба под регулировочные гайки 24.
Стопор 6 пропущен в отверстие 25 оси поворота 4 и жестко соединен с дополнительной втулкой 15.
На одном уровне с шарниром 7 в корпусе 3 образованы два противоположно направленных глухих отверстия 26 под гильзы 27, подпружиненные 28 относительно дна отверстий 26 и взаимодействующие с одним из трех отверстий 12-14 в вертикальных пластинах 8 педали 9.
Фиксаторы 5 могут иметь, например, выступ 29, а фиксаторы 18, 19 - выступы 30 и впадины 31.
Стопорное устройство самоустанавливающегося колеса работает следующим образом:
При горизонтальном положении педали 9 гильзы 27 входят в отверстия 13 вертикальных пластин 8. Дополнительная втулка 15 находится в среднем положении, фиксаторы 5, 18, 19 и выступ 11 не связаны между собой. Колесо 1 свободно вращается вокруг вертикальной 4 и горизонтальной оси (фиг.3-5).
Для стопорения колеса 1 от поворота вокруг вертикальной оси 4 необходимо поднять педаль 9. При этом гильзы 27 войдут в отверстие 14, зафиксировав педаль 9 в
верхнем положении. Язычок 10 воздействует на дополнительную втулку 15, поднимая ее до зацепления фиксаторов 18 с фиксатором 5, т.е. до попадания выступа 29 во впадину 31 (фиг.6-8).
Для стопорения колеса 1 от поворота вокруг вертикальной 4 и горизонтальной оси необходимо опустить педаль 9. При этом гильзы 27 войдут в отверстие 12, зафиксировав педаль 9 в нижнем положении. Выступ 11 язычка 10 попадет во впадину 31 фиксатора 19, заневолив колесо от вращения в вертикальном направлении. Дополнительная втулка 15 жестко связанная со стопором 6 опустится в низ. Стопор 6 коснется колеса 1. При этом усилие пружины 20 должно быть достаточным, чтобы не дать колесу 1 вращаться (фиг.9-11).
Усилие пружины 20 регулируется гайками 24.
Предлагаемое к защите в качестве полезной модели стопорное устройство самоустанавливающегося колеса имеет следующие преимущества:
переключатель не поворачивается вместе с колесом, так как, его шарнир закреплен на корпусе вилки;
есть возможность использовать колесо как неповоротное, вертикальная ось поворота имеет возможность быстро стопорится относительно неподвижного корпуса;
расширены технические возможности использования колеса: можно «на месте» разворачивать транспортное средство на 180, появляется возможность кинематически объединять попарно передние и задние педали колес;
повышена безопасность эксплуатации транспортного средства, т.к. педаль является неподвижной частью колеса;
значительно упрощена конструкция устройства, что повышает технологичность изготовления;
появилась возможность регулировать усилие давление стопора на шину колеса.
Из вышесказанного следует то, что задача, поставленная перед предложенным техническим решением достигнута - новая конструкция стопорного устройства самоустанавливающегося колеса удобна в эксплуатации, надежна и технологична.
Стопорное устройство самоустанавливающегося колеса, верхняя часть вилки которого имеет закрепленную в корпусе вертикальную ось поворота в виде ступенчатой втулки, и фиксаторы ее поворота относительно корпуса, и стопор с переключателем, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительной втулкой, надетой на ось поворота, и помещенным в последнюю стержнем с резьбой под регулировочные гайки на одном конце и с отверстием под штифт, перпендикулярный оси стержня на другом, переключатель выполнен в виде шарнирно установленной на корпусе посредством вертикальных пластин педали с язычком, размещенным в средней части ее основания между вертикальными пластинами, стопор пропущен в отверстие оси поворота и жестко соединен с дополнительной втулкой, подпружиненной относительно оси и корпуса и имеющей форму двутавра, полочки которого оснащены дополнительными фиксаторами, ответными фиксаторам оси поворота вилки относительно корпуса, и язычку педали, в пластинах которой выполнены три отверстия, с осями расположенными на одинаковом расстоянии от шарнира педали, на одном уровне с которым в корпусе образованы два противоположно направленных глухих отверстия под гильзы, подпружиненные относительно дна отверстий и взаимодействующие с одним из трех отверстий в вертикальных пластинах педали.