Главный цилиндр сцепления (варианты)
Полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована в гидравлических приводах управления механизмами сцепления силовых агрегатов автомобилей. Главный цилиндр сцепления, состоит из корпуса (1) с цилиндрической рабочей полостью с каналом (2) для подачи рабочей жидкости. С одной стороны рабочая полость закрыта пробкой (4) с резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода рабочей жидкости. В рабочей полости расположен поршень (5) с радиально-осевым каналом (6) подпитки, шток (7), уплотняющие манжеты (3), расположенные в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса (1), возвратная пружина (8). Корпус (1) закрывается защитным чехлом (9). Во втором варианте корпус (1) выполнен в виде стакана с центральным резьбовым отверстием. 2 н.п. ф-лы. 2 ил.
Полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована в гидравлических приводах управления механизмами сцепления силовых агрегатов автомобилей.
Известен главный цилиндр привода управления сцеплением с автокомпенсацией, состоящий из корпуса цилиндра с радиальным отверстием, исключающим компенсационную полость, штока, поршня с двумя тороидальными гидравлическими манжетами и уплотнительным кольцом и каналом подпитки, закрывающимся перепускным клапаном, торцевой манжеты, пружины, пробки и защитного чехла (патент РФ RU 34206, МПК F02B 59/00, опубликован 27.11.2003)
Известен главный цилиндр сцепления, содержащий корпус цилиндра со штуцерами, подпружиненный поршень с каналами для прохода жидкости, стопорное кольцо, упорную пружину, рабочий уплотнитель, манжеты, толкатель, грязезащитный колпак (патент РФ КУ 110034, МПК В60К 23/02, опубликовано 27.04.2011).
В конструкции вышеперечисленных главных цилиндров уплотнительные манжеты расположены на поршне, в связи с чем, рабочая поверхность корпуса должна быть обработана с повышенной чистотой, т.к. происходит трение между уплотнительной манжетой и корпусом. Что значительно усложняет изготовление цилиндра.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков является главный цилиндр привода управления сцеплением, состоящий из корпуса цилиндра с радиальным каналом подачи рабочей жидкости, штока, поршня с двумя тороидальными гидравлическими манжетами, уплотнительным кольцом и каналом подпитки, закрывающимся перепускным клапаном, возвратной пружины, пробки и защитного чехла, корпус цилиндра выполнен с дополнительным компенсационным каналом подачи рабочей жидкости (патент РФ RU 62674, МПК F15B 1/08, опубликован 27.04.2007).
Недостатком данной конструкции является то, что уплотнительные манжеты также размещены на поршне, что приводит к необходимости обработки стенок цилиндра с высокой чистотой, что очень значительно усложняет технологию обработки.
Была поставлена задача, создать более технологичную конструкцию главного цилиндра сцепления с высокими эксплуатационными характеристиками.
Поставленная задача решается за счет того, что в главном цилиндре сцепления, состоящем из корпуса с цилиндрической рабочей полостью с каналом для подачи рабочей жидкости, с одной стороны полость закрыта пробкой с резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода рабочей жидкости, в рабочей полости расположен поршень с радиально-осевым каналом подпитки, шток, уплотняющие манжеты, возвратная пружина, корпус закрывается защитным чехлом, уплотняющие манжеты расположены в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса.
Во втором варианте в главном цилиндре сцепления, состоящем из корпуса с цилиндрической рабочей полостью с каналом для подачи рабочей жидкости, в рабочей полости расположен поршень с радиально-осевым каналом, шток, уплотняющие манжеты, возвратная пружина, корпус закрывается защитным чехлом, корпус цилиндра выполнен в виде стакана с центральным резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода, при этом уплотняющие манжеты расположены в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса.
Размещение уплотняющих манжет в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса позволяет упростить процесс изготовления корпуса цилиндра, делает его более технологичным.
Выполнение корпуса в виде стакана с центральным резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода стало возможным благодаря тому, что уплотняющие манжеты расположены в стенках корпуса. Исключилась такая деталь как пробка. Обработка внутренней рабочей поверхности корпуса не требует высокой чистоты. Трение происходит между манжетой и поршнем.
Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности полезной модели - «новизна».
Полезная модель поясняется чертежами:
Фиг.1 - главный цилиндр сцепления (1 вариант);
Фиг.2 - главный цилиндр сцепления (2 вариант).
Главный цилиндр сцепления состоит из корпуса 1 в виде цилиндра с цилиндрической рабочей полостью. Корпус 1 выполнен с элементами крепления на наружной поверхности.
По второму варианту корпус 1 выполнен в виде стакана с центральным резьбовым отверстием.
В боковом приливе корпуса 1 выполнен канал для подачи рабочей жидкости со штуцером 2, через который осуществляется подвод рабочей жидкости к рабочей полости.
В стенках цилиндрической рабочей полости корпуса 1 выполнены кольцевые канавки, в которых расположены уплотняющие тороидальные гидравлические манжеты 3.
Расположение уплотнительных манжет 3 в стенках корпуса 1 позволяет упростить механическую обработку стенок рабочей полости, т.е. исключить чистовую обработку, а именно - хонинговку. Кроме того такое расположение манжет 3 позволяет применять конструкцию корпуса 1 в виде стакана с центральным резьбовым отверстием.
По первому варианту с одной стороны рабочая полость закрыта пробкой 4 с резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода рабочей жидкости.
В цилиндрической рабочей полости расположен поршень 5. Поршень 5 разделяет рабочую полость на нагнетательную и компенсационную полости А и Б соответственно. Поршень 5 выполнен с радиально-осевым каналом 6 подпитки для подачи жидкости в нагнетательную полость А. Движение поршня 5 осуществляется под действием шток 7, соединенного с педалью сцепления.
Снизу поршень 5 поджимается возвратной пружиной 8.
Со стороны штока 7 корпус 1 закрывается защитным чехлом 9.
Ход поршня регулируется педалью сцепления.
При нажатии на педаль, при выключенном сцеплении шток 7 перемещает поршень 3, радиально-осевой канал 6 подпитки в начале движения поршня 3 переходит уплотняющую манжету 3 и тем самым перекрывает канал 6 подпитки, жидкость под давлением из нагнетательной полости А вытесняется через штуцер в пробке 4 в трубопровод в исполнительный узел механизма сцепления (на чертеже не показаны).
При отпускании педали, при включении сцепления под воздействием возвратной пружины 8 поршень 3 перемещается в обратном направлении. Давление жидкости в нагнетательной полости А уменьшается. При переходе канала 6 подпитки через манжету 3 канал 6 подпитки открывается, жидкость перетекает из компенсационной полости Б в нагнетательную полость А, выравнивая в них давление, тем самым автоматически восполняя, при необходимости, потери жидкости в соединениях трубопровода и исполнительных узлах механизма сцепления.
Корпус и поршень с толкателем могут быть изготовлены как из металла, так и из износостойкого композитного материала.
Использование вышеперечисленных признаков позволяет достичь технического результата.
Заявляемая полезная модель может быть изготовлена из известных материалов на стандартном оборудовании с использованием современных технологий.
1. Главный цилиндр сцепления, состоящий из корпуса с цилиндрической рабочей полостью с каналом для подачи рабочей жидкости, с одной стороны полость закрыта пробкой с резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода рабочей жидкости, в рабочей полости расположен поршень с радиально-осевым каналом подпитки, шток, уплотняющие манжеты, возвратная пружина, отличающийся тем, что уплотняющие манжеты расположены в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса.
2. Главный цилиндр сцепления, состоящий из корпуса с цилиндрической рабочей полостью с отверстием под штуцер подачи рабочей жидкости, в рабочей полости расположен поршень с радиально-осевым каналом, шток, уплотняющие манжеты, возвратная пружина, отличающийся тем, что корпус цилиндра выполнен в виде стакана с центральным резьбовым отверстием под штуцер отводящего трубопровода, при этом уплотняющие манжеты расположены в канавках цилиндрической рабочей полости корпуса.