Подвеска сиденья транспортного средства
(i i) 548460
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ®Ъ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.08.73 (21) 1956880/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.77. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 31.03.77 (51) М. Кл. В 60N 1/02
Государственный комитет
Совета Мннистро= СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.042.2 (088.8) (72) Авторы изобретения С. В. Никитин, Е. К. Потемкин, В. И. Турышев и П. И. Цимберов (71) Заявитель (54) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для повышения комфортабельности транспортных средств, и может быть использовано в подвесках сиденья, например, водителя транспортного средства.
Известны подвески сидений транспортных средств, содержащие направляющие звенья в виде рычагов, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья с образованием шарнирного параллелограмма, упругий и демпфирующий элементы (1).
Однако недостаток указанных подвесок заключается в том, что они защищают водителя только от воздействия вертикальных нагрузок и неэффективны в случае действия сил, направленных вдоль продольной оси движения транспортного средства или под некоторым углом к ней, что происходит, например, при столкновении транспортного средства с препятствием.
Наиболее близкой к изобретению является подвеска сиденья транспортного средства, содержащая направляющие звенья, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья и имеющие беговые дорожки с установленными в них роликами, связанными с кронштейнами, упругий и демпфирующий элементы (2).
Однако подвески указанного типа обеспечивают лишь прямолинейное перемещение подрессоренной части сиденья и, следовательно, также защищают водителя от воздействия только вертикальных нагрузок.
Цель изобретения — повышение комфортабельности сиденья путем снижения передачи на него ударных нагрузок, действующих при движении транспортного средства в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Для этого подвеска снабжена двумя пара10 ми V-образных рычагов, каждая из которых соединена свооодными концами с роликами, кронштейны закреплены соответственно на каркасе подушки и спинки сиденья и связаны со сходящимися концами рычагов, упругий и
15 демпфирующий элементы установлены между рычагами, а беговые дорожки направляющих звеньев расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней .кромки каркаса сиденья.
20 На фиг. 1 схематически изображена подвеска сиденья; на фиг. 2 — узел подвески сиденья в увеличенном масштабе; на фиг. 3— разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 1.
25 На каркасе 1 подушки 2 и спинки 3 сиденья с помощью кронштейнов 4 закреплены две пары V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8, на свободных концах которых установлены ролики 9, 10 и 11, 12 соответственно. Рычаги закреплены на
30 кронштейнах при помощи шарниров 13 и 14.
548460 пругие элементы 5 и 16, выполненные в виде пружин, и демпфирующие элементы 17 и
18 установлены между рычагами.
В качестве упругих элементов могут быть использованы также торсионы, а в качестве демпфирующпх — фрикционный дисковый тормоз одностороннего действия.
Ролики 9, 10 и 11, 12 установлены в беговых дорожках направляющих звеньев 19 и 20, при этом беговые дорожки расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней кромки каркаса сиденья.
Профили рабочих поверхностей беговых дорожек и роликов выполнены криволинейными, как показано на фиг. 4.
Направляющие звенья могут быть снабжены регулировочными устройствами 21 и 22, позволяющими изменять величину угла между беговыми дорожками. С целью получения соответствующей траектории перемещения подрессоренной части сиденья, например криволинейной, передние и задние направляющие звенья могут быть установлены под углом к друг к другу, как показано на фиг. 1, причем этот угол также может регулироваться с помощью устройств 23 и 24.
При действии на сиденье нагрузки в горизонтально-продольном направлении подрессоренная часть сиденья перемещается по звеньям 19 и 20 на роликах 9, 10 и 11, 12. ITðè этом вследствие непараллельности беговых дорожек,свободные концы V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8 сближаются, а элементы 15 и 16, испытывая деформацию, создают усилие, возвращающее подрессоренную часть сиденья в исходное положение. Элементы 17 и 18 способствуют затуханию колебаний подвески, При действии на сиденье нагрузки в вертикальном направлении подрессоренная часть сиденья перемещается вниз, при этом каждая пара V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8 поворачивается на шарнирах 13 и 14, вследствие чего рычаги сближаются попарно, вызывая восстанавливающее усилие элементов 15 и 16, Для обеспечения большей жесткости подвески в вертикальном направлении нижние ры5
Зо
45 чагп 6 и 8 могут иметь дополнительную другую связь с кронштейнами 4, например, при помощи торсионов, установленных в шарнирах
13 и 14.
При действии на сиденье нагрузки в горизонтально-поперечном направлении сиденье перемещается по нормали к плоскости направляющих звеньев, при этом ролики, установленные на свободных концах V-образных рычаго в, смещаются на беговых дорожках и опираются на них поверхностью ббльшего радиуса, что также вызывает сближение свободных концов рычагов и появление восстанавливающего усилия в упругих элементах.
В случае действия нагрузки, произвольного направления происходит комбинированное перемещение подрессоренной части сиденья.
Формула изобретения
Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая направляющие звенья, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья и имеющие беговые дорожки с установленными в них роли камп, связанными с кронштейнами, упругий и демпфирующий элементы, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения комфортабельности сиденья вследствие снижения передачи на него ударных нагрузок, действующих при движении транспортного средства в вертикальном и горизонтальном направлениях, она снабжена двумя парами V-образных рычагов, каждая из которых соединена свободными концами с роликами, кронштейны закреплены соответственно на каркасе подушки и спинки сиденья и связаны со сходящимися концами рычагов, упругий и демпфирующий элементы установлены между рычагами, а беговые дорожки направляющих звеньев расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней кромки каркаса сиденья.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. М 166584, кл. В 60п 1/02,F1962.
2. Патент СССР, Ке 231454, кл. В 60п 1/06, 1966 (прототип).
548460
1, 1
Составитель Г. Петрова
Тсхред Л. Гладкова
Корректор Л. Орлова
Редактор Г. Борисова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 528/12 Изд. № 249 Тираж 959 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5



