Откидное сиденье транспортного средства
нп 556064
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со@в Советскнн
Социалистические
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2169137/11 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.77. Бюллетень Ы 16
Дата опубликования описания 27.0б.77 (51) М. Кл.- В 60N 1/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113 042 2 (088.8) (72) Автор изобретения
В. A. Тарасов (71) Заявитель (54) ОТКИДНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к устройствам для повышения комфортабельности транспортных средств, в частности к сиденьям.
Известны откидные сиденья транспортных средств, содержащие шарнирно закрепленную стенку, причем шарнирное закрепление выполнено с осью, располо>кенпой в направляющих, переходящих в выемки пола (1), Недостатком указанных сидений является громоздкость и сложность.
Известно также откидное сиденье транспортного средства, содержащее неподвижное основание, подвижную раму для подушки и спинки, шарнирно присоединенную в передней части к основанию, и замок, фиксирующий заднюю часть pBvlbl относительно основания (21.
Недостатком этого сиденья является недостаточная надежность блокировки.
Цель изобретения — повышение надежности блокировки сиденья.
Для этого в передней части основания выполнены боковины с направляющими прорезями и установлены поворотные подпружиненные двуплечие рычаги, рама опирается на верхние плечи рычагов и снабжена опорными штырями, располои енными в указанных прорезях с возможностью перемещения, причем нижнее плечо рычагов оборудовано тягой, шарнирно связанной с ним и с замком.
11а фпг. 1 показано сиденье с замком, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Откидное сиденье состоит из подви>кной рамы 1 и неподви>кного основания 2 с вмонтированным в него механизмом поворота. Механизм поворота содержит двуплечий рычаг 3 с осью вращения 4, установленный на основании 2. На конце верхнего плеча 5 рычага 3 имеется опорный штырь б, контактирующий с
10 ни>иней поверхностью рамы 1, а нижнее плечо 7 с одной стороны шарнирно соединено с тягой 8 фиксатора замка 9, а с другой стороны — с пружиной 10, прикрепленной к основанию 2. Фиксатор замка 9, имеющий воз15 можность горизонтального перемещения в направляющих 11, одним концом соединен с тягой 8, а другим — с тягой 12, к которой шарнирно прикреплен рычаг 13 с осью вращения
14 на основании сиденья и вращающимся ро20 ликом 15. В основании 2 сиденья выполнена фигурная прорезь 1б, куда заходит палец 17, закрепленный на раме 1, ограничивающий перемещение конца сиденья в вертикальном направлении. Перемещение заднего конца сиде25 нья ограничивается упором 18 на основании сиденья. В задней части основания сиденья имеется хвостовик 19 с отверстием 20, куда заходит клиповой конец фиксатора замка 9.
Процесс фиксации откидного сиденья проис33 ходит следующим образом.
Под действием веса пассажира рама 1 сиденья перемещается вниз на расстояние, допускаемое прорезью 16 и упором 18. Рычаг 3 вращается вокруг оси 4, при этом штырь 6 катится по нижней поверхности рамы 1, а конец плеча 7, соединенный с тягой 8, движется в крайнее правое положение, растягивая пружину 10. Фиксатор замка 9 перемещается при этом в направляющих 11 и клиновой конец фиксатора входит в отверстие 20 хвостовика
19, опустившегося вниз. Полная блокировка происходит при достижении нижней частью рамы упора 18 и пальцем 17 нижней части прорези 16, Равномерность опускания передней и задней частей сиденья обеспечивается рычагом 13, который предотвращает вращение рамы сиденья.
При резком торможении или лобовом столкновении на сиденье действует сила инерции сиденья и сила возможного воздействия заднего пассажира или груза, стремящаяся опрокинуть сиденье относительно оси штыря
6 рычага 3. В результате возникает сила, действующая на штырь 6 и через него на рычаг
3 и дополняющая, таким образом, силу веса пассажира, блокирующую сиденье.
Когда пассажир встает с сиденья, пружина
10 возвращает сиденье в исходное положение, одновременно расфиксируя его. Усилие пружины должно быть большим, чем нагрузка на шарнир от веса сиденья. Когда сиденье свободно от веса пассажира, при приложении небольшого усилия к спинке сиденье опрокиды556064 вается относительно оси вращения штыря 6 рычага 3, при этом палец 17 движется по дугообразной части прорези 16.
Таким образом, данная конструкция переднего откидного сиденья обеспечивает легкое откидывание сиденья для прохода пассажиров заднего сиденья и предотвращает наклон передного сиденья с пассажиром.
10 Формула изобретения
Откидное сиденье транспортного средства, содержащее неподвижное основание, подвижную раму для подушки и спинки, шарнирно присоединенную в передней части к основа15 нию, и замок, фиксирующий заднюю часть рамы относительно основания, о тл и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности блокировки сиденья, в передней части основания выполнены боковины с направ20 ляющими прорезями и установлены поворотные подпружиненные двуплечие рычаги, рама опирается на верхние плечи рычагов и снабжена опорными штырями, расположенными в указанных прорезях с возможностью переме25 щения, причем нижнее плечо рычагов оборудовано тягой, шарнирно связанной с ним и с замком.
Источники информации, принятые во вни30 мание при экспертизе:
1. Авт. св. Жа 213604, кл. В 60N 1/10, 1968.
2. Патент ФРГ М 763666, кл. 65с 46, 1955 (прототип).
556064
-7О
Фиг. 2
Составитель И. Кузнецова
Техред T. Добровольская
Редактор С. Макогон
Корректор А. Степанова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1259/3 Изд. № 461 Тираж 904 Подписное
ЦНИИПИ Государствсниого комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5


