Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства

 

О П И CA Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ пп 5376I9

Союа Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (51) М. Кл. В 60N 1/02 (22) Заявлено 07.06.73 (21) 1926616/11 (23) Приоритет — (32) 07.06.72 (31) Р2227680.8 (33) ФРГ

Опубликовано 30.11.76. Бюллетень Хе 44

Государств ;ный комитет

Совета Ми rpae СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.042.2 (088.8) Дата опубликования описания 15.02.77 (72) Автор изобретения

Иностранец

Герд Клингельхефер! (ФРГ) Иностранная фирма

«Фриц Кейпер»

1(ФРГ) (71) Заявитель (54) ШАРНИР ДЛЯ Р i.ГУЛ ИРУЕМОГО СИДЕНЬЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам для повышения комфортабельности транспортных средств, в частности к регулируемым сиденьям.

Известен шарнир для регулируемых сидений транспортных средств, содержащий подвижную и неподвижную части, соединенные между собой посредством зубчатого зацепления, состоящего из зубчатого венца и взаимодействующего с ним зубчатого колеса, эксцентрично расположенного внутри зубчатого венца с зазором между окружностью выступов зубчатого колеса и окружностью впадин зубчатого венца, равным высоте одного зуба, и фиксирующего эксцентрика, эксцентриситет которого равен величине зазора между окружностью впадин зубчатого венца и окружностью выступов зубчатого колеса и который состоит из жестко соединенного с зубчатым венцом стержня и передвижной вдоль стержня эксцентричной втулки для зацепления с зубчатым колесом.

Недостатком известных шарниров является возможность вдвинуть фиксирующую эксцентричную втулку в положение фиксации элементов зубчатого зацепления только при определенном положении этих элементов, что снижает удобство пользования шарниром.

Целью изобретения является повышение удобства регулировки сиденья.

Для этого шарнир снабжен толкателем передвижной эксцентричной втулки, жестко соединенным с неподвижной частью опорным корпусом и расположенными внутри опорного

5 корпуса и передвижной эксцентричной втулки подшипниками качения, а на внешней поверхности упомянутой втулки и на поверхности стержня выполнены выступы, ко нтактирующие при выдвинутой из положения зацепления передвижной втулке соответственно с подшипником внутри опорного корпуса и с подшипником внутри передвижной эксцентричной втулки. Опорный корпус снабжен фланцем, вставленным в кольцевую обойму, связанную

15 с зубчатым колесом.

Толка тель передвижной эксцентричной втулки расположен внутри стержня эксцентрика и охвачен пружиной сжатия, при этом

20 толкатель и стержень эксцентрика снабжены заплечиками, на которые опирается концами пр уж ин а сж ати я.

Выступ на внешней поверхности передвижной эксцентричной втулки и выступ на по25 верхности стержня выполнены с фасками со стороны расположения контактирующих с ними подшипников.

На фиг. 1 изображено сиденье, снабженное шарниром, в аксонометрии; на фиг. 2 — шар30 нир (разрез по А — А на фиг. 1); на фиг. 3—

537619 сечение по Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение по  — В на фиг. 2, Сиденье, состоящее из подушки 1 и спинки

2, несет шарниры 3, 4, каждый из которых расположен с боковой стороны. Шарниры соединены между собой штангой 5, благодаря чему возможна синхронизация поворота обоих шарниров.

Каждый шарнир состоит из двух частей: неподвижной 6, закрепленной на подушке 1 сиденья, и подвижной 7, закрепленной на спинке 2 сиденья. На неподвижной части б шарнира закреплено зубчатое колесо 8, а на подвижной части 7 — зубчатый венец 9, находящийся в зацеплении с зубчатым колесом 8.

Посредством зубчатого соединения подвижная 7 и неподвижная 6 части шарнира соединяются между собой. Окружность выступов зубчатого колеса 8 меньше окружности впадин зубчатого венца 9 по крайней мере на высоту одного зуба, чем обеспечивается эксцентричное зацепление элементов зубчатого зацепления. Кроме того, число зубцов зубчатого колеса 8 по крайней мере на один меньше числа зубцов зубчатогл венца 9, что позволяет перемещаться эксцентрично относительно оси шарнира одному из элементов зубчатого соединения по отношению к другому.

Зубчатое колесо 8 и зубчатый венец 9 ограничены от осевых перемещений накладками 10.

В осевых отверстиях зубчатых колес 8 и венца 9 расположен эксцентрик 11, состоящий из стержня 12 и втулки 13. Стержень 12 жестко соединен с зубчатым венцом 9 посредством фланца 14, приваренного к поверхности зубчатого венца 9. Стержень 12 проходит также через отверстие 15 в зубчатом колесе 8, которое превышает по диаметру диаметр стержня

12 на величину зазора 16.

Стержень 12 выполнен с выступами 17 — 19 различного диаметра. На стержень насажена втулка 13 с эксцентричным профилем, величина эксцентриситета которого соответствует величине эксцентриситета зубчатого зацепления.

Втулка 13 также имеет на наружной поверхности три выступа 20 — 22 различного диаметра. Выступ 21 имеет наибольший диаметр и образует упорный заплечик 23. Конец втулки закрыт торцовой стенкой 24, в осевом отверстии 25 которой проходит конец 26 толкателя

27, перемещающегося внутри стержня 12 эксцентрика 11, и фиксируется относительно торцовой стенки 24 стопорной шайбой 28. На другом конце толкателя 27 жестко насажена кнопка 29 управления его перемещением, между стержнем 13 и толкателем 27 имеется зазор 30 для размещения в нем пружины 31 сжатия, поддерживающей толкатель 27 в выдвинутом положении. Пружина 31 опирается концами на заплечики 32 и 33 на поверхности стержня 12 и толкателя 27.

Втулка 13 эксцентрика 11 снаружи обхватывается опорным корпусом 34, который жестко присоединен к зубчатому колесу 8. На внутренней стороне опорного корпуса закреплен подшипник 35 качения. Дополнительный подшипник 36 качения закреплен на внутренней поверхности втулки. Благодаря эксцент5 ричному профилю поверхности втулки 13 подшипники 35 и 36 качения расположены также эксцентрично относительно друг друга. На выступе 21 втулки 13 и на выступе 19 стержня

12 со стороны расположения подшипников 35

10 и 36 выполнены фаски для контакта с телами качения этих подшипников.

Для осуществления поворота шарнира необходимо нажать на кнопку 29 управления.

При этом толкатель 27 переместит втулку 13

15 до выхода ее из отверстия 15 в зубчатом колесе 8 и взаимодействия ее фаской выступа

21 с телами качения подшипника 35. Одновременно закрепленный на втулке подшипник 36 переместится для контакта его тел качения с фаской выступа 19 на стержне 12. Таким образом, зубчатое колесо 8, зубчатый венец

9 и втулка 13 получают возможность относительного поворота на подшипниках 35 и 36 в любое положение.

25 Стенку 2 сиденья можно повернуть относительно подушки 1, затем, отпустив кнопку

29 управления, вводят эксцентричную втулку в отверстие 15 в зубчатом колесе, фиксируя зубчатое зацепление в выбранном положении.

Формула изобретения

1. Шарнир для регулируемого сиденья

35 транспортного средства, содержащий подвижную и неподвижную части, соединенные между собой посредством зубчатого зацепления, состоящего из зубчатого венца и взаимодействующего с ним зубчатого колеса, эксцентрич40 но расположенного внутри зубчатого венца с зазором между окружностью выступов зубчатого колеса и окружностью впадин зубчатого венца, равным высоте одного зуба, и фиксирующего эксцентрика, эксцентриситет которо45 го равен величине зазора между окружностью впадин зубчатого венца и окружностью выступов зубчатого колеса и который состоит из жестко соединенного с зубчатым венцом стержня и передвижной вдоль стержня эксцент50 ричной втулки для зацепления с зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства регулирования сиденья, он снабжен толкателем передвижной эксцентричной втулки, жестко соединенным с непод55 вижной частью OIIoplHIIM корпусом и расположенными внутри опорного корпуса и передвижной эксцентричной втулки подшипниками качения, а на внешней поверхности упомянутой втулки и на поверхности стержня

00 выполнены выступы, контактирующие при выдвинутой из положения зацепления передвижной втулке соответственно с подшипником внутри опорного корпуса и с подшипником внутри передвижной эксцентричной втулки.

65 2. Шарнир по п, 1, отличающийся тем

537619 что опорный корпус снабжен фланцем, установленным в кольцевую обойму, связанную с зубчатым колесом.

3. Шарнир по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что толкатель передвижной эксцентричной втулки расположен внутри стержня эксцентрика и охвачен пружиной сжатия, при этом толкатель и стержень эксцентрика снабжены заплечиками, на которые опирается концами пружина сжатия.

4. Шарнир по пп. 1 — 3, отлич ающий ся тем, что выступ на внешней поверхности передвижной эксцентричной втулки и выступ на поверхности стержня выполнены с фасками со стороны расположения контактирующих с ними подшипников.

537619

27Фиг.4

Составитель И. Купрякова

Редактор А. Купрякова Техред Л. Гладкова Корректор Н. Аук

Заказ 450/1 Изд. № 1826 Тираж 901 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства Шарнир для регулируемого сиденья транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх