Пособие для обучения учащихся черчению

 

Изобретение относится к области педагогики и учебному пособию для обучения учащихся черчению, содержащему совокупность расположенных по возрастанию сложности материала плоских материальных носителей с тематическими базами данных опорных, промежуточных и конечных чертежей графических построений и описание действий, которое снабжено носителями с базами для каждого из самостоятельных этапов построений в тематической базе, а каждый носитель имеет на одной стороне поле графической базы и поле описательной базы. Пособие выполнено в виде сброшюрованного блока с возможностью вынимания носителей. Оно имеет носители баз для проекционно-аксонометрических изображений, основ строительного черчения, основ перспективных изображений, а также объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений. Пособие имеет носители по аксонометрии с базой, совмещающей построения в трех проекциях и аксонометрии с использованием масштаба увеличения или уменьшения и с секущей плоскостью, с базой данных для построений комбинаций геометрических тел, имеющих объемные вырезы и врезки. 1 н.п.ф., 4 з.п.ф., 12 илл.

Изобретение относится к области педагогики, в частности к учебному пособию для обучения учащихся черчения.

Известно техническое решение - учебник для обучения учащихся черчению, содержащий совокупность плоских материальных носителей с базами данных графических изображений и пояснительным текстом.-Учебник «Черчение» под редакцией В.В.Степаковой, «Просвещение», М., 2005 г.(аналог).

Материальные носители этого аналога расположены разрозненно и непоследовательно, отсутствуют материальные носители по ряду тем, позволяющим постепенно повышать сложность материала, пояснительный текст и изображения расположены на разных носителях. В результате чего, качество освоения знаний учащимися не отвечает современным требованиям образования, не дает развитого объемного восприятия знаний.

Известно также учебное пособие для обучения учащихся черчению, содержащее совокупность расположенных по возрастанию степени сложности материала плоских материальных носителей с тематическими базами данных опорных и конечных чертежей, промежуточных графических построений и описание действий, полезная модель RU34785U1, G09B 11/00,2003 (наиболее близкий аналог).

Эта полезная модель ограничена в использовании и требует дополнительных пояснений. Она не содержит весь спектр необходимых тематических заданий, что приводит к недостаточному освоению учебного материала и развитию пространственного воображения у учащихся.

Задачей предлагаемого изобретения является: устранение указанных недостатков, дальнейшее усовершенствование учебного процесса, приобретение учащимися практических знаний и навыков в работе с чертежами.

Техническим результатом данного изобретения является доступность в освоении учащимися баз данных каждого этапа построений, входящих в последовательные тематические базы, получение прочных знаний по черчению и формирование пространственного воображения.

Поставленная задача достигается тем, что пособие для обучения учащихся черчению, содержащее совокупность расположенных по возрастанию степени сложности материала плоских материальных носителей с тематическими базами данных опорных и конечных чертежей, промежуточных графических построений и описание действий, снабжено материальными носителями с базами для каждого из самостоятельных этапов построений, входящих в тематическую базу, а каждый материальный носитель имеет на одной стороне поле базы с опорным и конечным чертежами, промежуточными построениями, буквенно-цифровыми обозначениями и поле базы с описанием пошаговых действий.

Поставленная задача достигается также тем, что пособие выполнено в виде сброшюрованного блока с возможностью вынимания материальных носителей.

Кроме того, поставленная задача достигается тремя другими решениями.

По первому, пособие имеет материальные носители баз данных для построения проекционно-аксонометрических изображений, основ строительного черчения, основ перспективных изображений, а также объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений.

По второму, пособие имеет материальные носители по аксонометрии с базой данных, совмещающей построения в трех проекциях и аксонометрии с использованием масштаба увеличения или уменьшения и с секущей плоскостью.

Последнее решение имеет дополнительные материальные носители с базой данных для построений, состоящих из различных комбинаций геометрических тел, имеющих объемные вырезы и врезки прямоугольной формы.

Поясним изобретение с помощью следующих фигур. Фиг.

1а - пример носителя базы данных пособия с опорным чертежом.

Фиг.1б - пример носителя базы данных пособия с промежуточными построениями.

Фиг.1в - пример носителя базы данных пособия с конечным чертежом.

Фиг.2 - пример носителя базы данных для построения проекционно-аксонометрических изображений.

Фиг.3 - пример носителя базы данных для основ строительного черчения.

Фиг.4 - пример носителя базы данных для основ перспективных изображений.

Фиг.5 - пример носителя базы данных для объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений.

Фиг.6 - пример носителя базы данных по проекционному черчению с построениями из различных комбинаций расположенных одно над другим геометрических тел.

Фиг.7 - пример носителя базы данных, имеющего построение в трех проекциях и в аксонометрии с секущей плоскостью и с использованием масштаба увеличения.

Фиг.8 - пример носителя базы данных по построению деталей в аксонометрии, состоящих из различных комбинаций геометрических тел, имеющих объемные вырезы.

Фиг.9 - пример носителя базы данных по построению деталей в аксонометрии, состоящих из различных комбинаций геометрических тел, имеющих объемные врезки.

Фиг.10 - пример носителя базы данных объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений.

Пособие для обучения учащихся черчению содержит совокупность из большого количества плоских материальных носителей баз данных для построения орнаментов, плоских фигур, геометрических объемных тел и их комбинаций, объемных деталей. Эти носители расположены по очереди с постепенным усложнением построений. Кроме того, носители по одному из краев имеют перфорацию, с помощью которой они брошюруются.

Тематический план обучения учащихся черчению с помощью данного пособия содержит следующие разделы: орнаментальное черчение, построение шрифта, деление окружности на равные части, виды сопряжении, основы проекционного черчения, пересечение геометрических тел плоскостью в трех проекциях и в аксонометрии, основы строительного черчения и перспективы, объемно-пространственные композиции.

Каждая тематическая база данных разделена на стадии выполнения. При этом база каждой стадии выполнена на отдельном носителе 1 (Фиг.1а). Носитель изготавливается из любого пригодного для этого материала (бумага, экран и т.п.). На каждый носитель (Фиг.1а, 16, 1в) нанесены в одном поле: оси 5 с буквенно-цифровыми обозначениями, опорный 2 и конечный 3 чертежи, линии промежуточных построений 4, и в другом поле - пошаговое описание 6 действий для получения конечного 3 чертежа.

Пособие снабжено дополнительными носителями баз данных для построения проекционно-аксонометрических изображений (Фиг.2), основ строительного черчения (Фиг.3), основ перспективных изображений (Фиг.4), а также объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений (Фиг.5).

Один из дополнительных носителей баз данных по проекционному черчению имеет построения (Фиг.6) из различных комбинаций расположенных одно над другим геометрических тел: куб 10, четырехгранная пирамида 11, параллелепипед 7, цилиндр 12.

База данных на носителе 13 (Фиг.7) имеет построение пирамиды в трех проекциях 14, 15, 16 и в аксонометрии 17 с секущей плоскостью 8. При этом аксонометрия выполнена в увеличенном масштабе по сравнению с проекциями.

База данных на носителе 18 (Фиг.3) имеет построение чертежа одноэтажного дома в трех проекциях 19,20, 21 в уменьшенном масштабе.

База данных на носителе 22 (Фиг.8) по построению фигуры 23 в аксонометрии имеет комбинацию установленных друг над другом геометрических тел 24, 25, имеющих объемные вырезы 26 и 9 прямоугольной формы.

База данных на носителе 27 (Фиг.9) по построению фигуры 28 в аксонометрии имеет комбинацию геометрических тел 29, 30, имеющих объемную врезку 31 прямоугольной формы.

База данных на носителе 32 (Фиг.10) по построению объемных дизайнерских композиций с использованием различных цветовых решений

33,34,35.

При этом на всех вышеуказанных носителях есть пошаговое описание действий для соответствующих стадий построений.

Это пособие обеспечивает параллельное обучение: педагог выполняет чертеж на доске молом, объясняя свои действия и последовательность выполнения чертежа, ученик выполняет чертеж в учебном классе, например, на чертежной доске чертежными инструментами на ватмане формата А-4, следуя рекомендациям педагога.

Это наиболее эффективная форма обучения, т.к. педагог видит каждого ученика, может повторить объяснение того или иного фрагмента, помочь ученику. Работа на чертежной доске приучает учащегося к графической культуре и повышает качество выполнения чертежа в учебном классе.

Предлагаемое изобретение также позволяет изучать черчение самостоятельно, так как на одном носителе размещаются базы построений и пошаговые описания действий, что позволяет учащемуся видеть сразу весь материал, не переворачивая носитель.

Кроме того, для удобства пользования учебным материалом носители можно вынимать из блока как по одному, так и группой, связанных с темой, и при необходимости использовать отдельно.

Четкость в подаче учебного материала по единой удобной схеме, дает учащимся основополагающие знания, стимулирует интерес к дальнейшему образованию, развивает пространственное воображение и творческую активность, что способствует развитию креативного мышления молодежи.

Для выполнения заданий используются чертежные принадлежности, а также современные электронные устройства.

1. Пособие для обучения учащихся черчению, содержащее совокупность расположенных по возрастанию степени сложности материала плоских материальных носителей с тематическими базами данных опорных, промежуточных и конечных чертежей графических построений и описание действий, отличающееся тем, что пособие снабжено материальными носителями с базами для каждого из самостоятельных этапов построений, входящих в тематическую базу, а каждый материальный носитель имеет на одной стороне поле базы с опорным и конечным чертежами, промежуточными построениями, буквенно-цифровыми обозначениями и поле базы с описанием пошаговых действий.

2. Пособие по п.1, отличающееся тем, что выполнено в виде сброшюрованного блока с возможностью вынимания материальных носителей.

3. Пособие по п.1, отличающееся тем, что имеет дополнительные носители баз для проекционно-аксонометрических изображений, основ строительного черчения, основ перспективных изображений, а также объемных дизайнерских композиций с использованием цветовых решений.

4. Пособие по п.1, отличающееся тем, что имеет дополнительные носители по аксонометрии с базой данных, совмещающей построения в трех проекциях и аксонометрии с использованием масштаба увеличения или уменьшения и с секущей плоскостью.

5. Пособие по п.4, отличающееся тем, что имеет дополнительные носители с базой данных для построений, состоящих из различных комбинаций геометрических тел, имеющих объемные вырезы и врезки прямоугольной формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения информационными ресурсами в сети связи для создания инфраструктуры образовательных услуг для деятельности воспитателей, учителей и преподавателей, направленной на развитие умственных способностей людей, в том числе находящихся в движении вне классов и аудиторий, в частности в учебном процессе, а также любыми заинтересованными потребителями

Полезная модель относится к полиграфическому производству, а именно к производству учебных пособий

Модель-схема аксонометрических плоскостей системы отопления относится к наглядным пособиям - моделям и может быть использована для демонстрации аксонометрических и основных плоскостей проекций и контроля построения наглядных изображений в курсах начертательной геометрии и черчения. Модель является также и шаблоном, по которому можно достаточно точно ориентировать объекты в реальном пространстве и в компьютерной графике. Название полезной модели - «модель-шаблон аксонометрических плоскостей».
Наверх