Учебное устройство для изучения структуры объекта

 

Учебное устройство для изучения структуры объекта предназначено для школьных и самостоятельных лабораторных работ детей школьного возраста, в частности, по биологии, анатомии, физике, технологии. Учебное устройство содержит листы, на которых нанесена информация в виде инструкции по применению устройства, хода работы, описания объекта, заданий и вопросов по изучению объекта, изображений структуры объекта, ответов на задания и вопросы, методики оценивания выполнения работы и при этом включает листы, скрепленные в блок, в котором листы с изображениями структур объекта расположены один под другим в соответствии расположению структур в объеме реального объекта, с целью формирования действий подростка с поверхностным листом аналогичных тем, которые необходимы при изучении реальных объектов.

Полезная модель относится к учебным устройствам, предназначенным для школьных и самостоятельных лабораторных работ детей школьного возраста, в частности, по биологии, анатомии, физике, технологии.

Известно учебное устройство, раскрытое в описании к патенту на изобретение (см. описание к патенту РФ 2095852, G09B 1/00, опубл. 10.11.1997), содержащее два комплекта листов, на поверхностях которых нанесена символьная информация, включающая символы и рисунки, их иллюстрирующие, для образования группы страниц при изучении определенного символа.

Общими признаками известного устройства являются комплект листов, на поверхностях которых нанесена информация для изучения, и комплект листов для образования группы страниц, на которые нанесены рисунки.

Недостатком известного устройства является то, что у этого устройства отсутствуют возможности осуществлять практические действия, необходимые для изучения внутреннего строения объектов, поскольку известное устройство предназначено преимущественно для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста языкам или математике.

Известно учебное устройство (Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 304 с.: ил.), состоящее из листов, поверхность которых подразделена содержанием нанесенной на нее информации в виде инструкции по применению устройства, оглавления, тематических глав, описания объектов, рисунков объектов, вопросов, хода лабораторной работы.

Общими признаками известного устройства являются листы, поверхность которых подразделена содержанием нанесенной на нее информации в виде инструкции по применению устройства, описания объектов, рисунков объектов, вопросов, хода лабораторной работы.

Недостатком известного устройства является то, что для выполнения лабораторной работы дополнительно необходимы рабочая тетрадь, натуральные объекты или их муляжи, или их макеты. При этом многие необходимые для обучения действия (вскрытия, разрезы) не рекомендуется проводить на натуральных объектах, на их муляжах или на их моделях. Известное устройство рассчитано на обучение подростка взрослым, но не рассчитано на то, чтобы дети могли бы сами выполнять лабораторную работу и сами контролировать правильность выполнения лабораторной работы.

Наиболее близким аналогом полезной модели является учебное устройство (Акперова И.А., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. - М.: Дрофа, 2004. - 112 с.: ил.), состоящее из листов, поверхность которых подразделена содержанием нанесенной на нее информации, включающей инструкцию по применению устройства, оглавление, общие правила выполнения работ, лабораторные и практические работы, включающие описание хода работы, рисунки объектов, задания и вопросы, вспомогательные справки к заданиям и вопросам.

Общими признаками известного устройства являются листы, поверхность которых подразделена содержанием нанесенной на нее информации, включающей инструкцию по применению устройства, описание хода работы, рисунки объектов, задания и вопросы, вспомогательную справку.

Недостатком известного устройства является то, что для выполнения лабораторной работы дополнительно необходимы учебник, натуральные объекты или их муляжи, или их макеты. При этом многие необходимые для обучения действия (вскрытия, разрезы) не рекомендуется проводить на натуральных объектах, на их муляжах или на их моделях. Известное устройство не рассчитано на то, чтобы дети могли бы сами контролировать правильность выполнения лабораторной или практической работы.

В связи с изложенными недостатками аналогов и прототипа желательно, чтобы для большинства практических действий при выполнении лабораторной работы было достаточно применение одного учебного устройства без использования натуральных объектов и их муляжей, а так же возможность самоконтроля правильности выполнения лабораторной работы.

Технический результат достигается тем, что учебное устройство, содержащее листы, на которых нанесена информация в виде инструкции по применению устройства, хода работы, описания объекта, заданий и вопросов по изучению объекта, изображений структуры объекта, ответов на задания и вопросы, методики оценивания выполнения работы, включает листы, скрепленные в блок, в котором листы с изображениями структур объекта расположены один под другим в соответствии расположению структур в объеме реального объекта, с целью формирования действий с поверхностным листом аналогичных тем, которые необходимы при изучении реальных объектов.

Для достижения технического результата предложенное учебное устройство, содержащее листы, на которых нанесена информация в виде инструкции по применению устройства, хода работы, описания объекта, заданий и вопросов по изучению объекта, изображений структуры объекта, ответов на задания и вопросы, методики оценивания выполнения работы, влючает листы, скрепленные в блок, в котором листы с изображениями структур объекта расположены один под другим в соответствии расположению структур в объеме реального объекта, с целью формирования действий с поверхностным листом аналогичных тем, которые необходимы при изучении реальных объектов.

На фиг.1 показаны поверхности листов учебного устройства в исполнении книжки-раскладушки; на фиг.2 показаны с торца соединения листов учебного устройства; на фиг.3 показан вид устройства после открытия первого листа; на фиг.4 вид устройства в процессе вскрытия ножницами поверхности листа с изображением внешнего строения объекта; на фиг.5 вид устройства со вскрытой поверхностью листа с изображением внутренних структур объекта; на фиг.6 вид устройства с изображением процедуры отклеивания временной контрольной ленты устройства; на фиг.7 вид устройства с поверхностью листа с изображением внутренних структур объекта.

Учебное устройство, например, в виде книжки-раскладушки состоит из шести листов с поверхностями «а» и «б» на каждом, как показано на фиг.1. При этом: на «а» стороне первого листа (1а) нанесена титульная информация; на 1б - ход работы; на 2а - инструкция по применению учебного устройства, на 2б - рисунок внутреннего строения объекта, выполненный по требованиям наглядного пособия; на 3а - фотографический рисунок внутреннего строения объекта; на 3б - правильные ответы на вопросы; на 4а - пунктирная линия, по которой должен пройти разрез; на 4б - фотографический рисунок объекта до вскрытия; на 5а - методика оценивания выполнения работы; на 5б - задания и вопросы; на 6а - описание объекта; на 6б - вспомогательные справки к вопросам. Блок скрепленных листов составляют листы 2, 3 и 4, при этом листы 3 и 4 по краям «а» сторон соединены прочным креплением 7, а лист 2 со стороны «б» скреплен временной контрольной лентой 8 с местом соединения-сгиба листов 3 и 4 по стороне «б», как показано на фиг.2.

Работа устройства осуществляется следующим образом. Подросток берет книгу по теме лабораторной работы, на обратной стороне книги на листе 2а фиг.1 знакомится с инструкцией по применению. Открывает сторону «б» листа 1 с изложением хода работы, как показано на фиг.3, обращает внимание на критерии оценивания его действий, которые изложены на открывшейся 5а стороне листа и которые повлияют на оценку его лабораторной работы. Затем он вновь обращается к изложению хода работы на 1б стороне, перелистывает листы 5 и 6 и изучает описание объекта, которое оказывается справа на листе 6а, как на фиг.4. При этом между листами 1б и 6а оказывается лист 4 со стороны «б» с изображением верхней поверхности объекта. Подросток препаровальной иглой поддевает лист 4б в точке согласно ходу работы и описанию объекта, слегка надрывает бумагу, вводит в образовавшееся отверстие острый конец ножниц и разрезает лист по ориентирам внешнего вида объекта, указанным в ходе работы и описании объекта. Таким образом, открывается поверхность листа 3а с изображением внутреннего строения объекта. Затем подросток разворачивает лист 6 и открывает листы 5б с заданиями и вопросами и 6б с вспомогательными справками и полями для заполнения ответами, как показано на фиг.5. Задания на листе 5б направлены на распознавание и отмечание внутренних структур на поле 3а листа, открывшемся после вскрытия 4б. Вопросы на стороне 5б направлены на описание внутренних структур. Ответы на вопросы подросток формулирует и записывает на 6б стороне с помощью справок, которые на этой стороне сопровождают каждый вопрос. После выполнения заданий и ответов на вопросы подросток отрывает временную контрольную ленту 8, как показано на фиг.6, и открывает листы 2б и 3б, как показано на фиг.7. По наглядному изображению внутренних структур объекта на листе 2б подросток сверяет результат своих отметок на рисунке 3а, а свои ответы на вопросы на листе 6б сверяет с правильными ответами на листе 3б. На основании пунктирных линий на листе 4а определяет, насколько точно он сделал разрез, рекомендованный ходом работы на листе 1б и описанием объекта на листе 6а. В заключение лабораторной работы подросток на основании методики оценивания листа 5а подсчитывает количество баллов, получившихся в результате его умственных и практических действий, и сравнивает их с максимальным количеством, которое можно было бы набрать при выполнении этой работы.

Использование заявляемого учебного устройства для изучения структуры объектов обеспечивает следующие технико-экономические преимущества:

упрощение эксплуатации за счет использования традиционных для учебного процесса средств и приемов;

возможность фиксации и сохранения индивидуальных результатов выполнения лабораторной (практической работы);

сокращение времени выполнения лабораторной работы и контроля качества ее выполнения;

снижение затрат на подготовку, проведение лабораторной работы и обработку результатов;

возможность проведения лабораторной работы самостоятельно и в процессе классной работы;

возможность использования для приобретения и контроля знаний и навыков в различных областях деятельности.

Учебное устройство, содержащее листы, на которых нанесена информация в виде инструкции по применению устройства, хода работы, описания объекта, заданий и вопросов по изучению объекта, изображений структуры объекта, ответов на задания и вопросы, методики оценивания выполнения работы, отличающееся тем, что включает листы с изображениями структур объекта, скрепленные в блок один под другим соответственно расположению структур в объеме реального объекта, с целью вскрытия блока путем разрезания поверхностного листа по ориентирам изображения внешних структур объекта, для изучения внутренних структур объекта изображенных на нижележащем листе и, таким образом, для формирования действий учащихся, необходимых при изучении реальных объектов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции устройства, которое может быть использовано при индивидуальном и групповом обучении сборке цепей с электрическими и электронными компонентами, а также для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов по электротехнике

Полезная модель относится к полиграфическому производству, а именно к производству учебных пособий

Изобретение относится к области педагогики и учебному пособию для обучения учащихся черчению, содержащему совокупность расположенных по возрастанию сложности материала плоских материальных носителей с тематическими базами данных опорных, промежуточных и конечных чертежей графических построений и описание действий, которое снабжено носителями с базами для каждого из самостоятельных этапов построений в тематической базе, а каждый носитель имеет на одной стороне поле графической базы и поле описательной базы
Наверх