Трак гусеничной цепи

 

Решение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с гусеничным движителем, в частности, к конструкции трака гусеничной цепи. Предлагается эластичный материал расположить в гнезде на металлической беговой дорожке. Защищены соотношения размеров элементов трака и обоснован выбор параметров. Предложение позволяет повысить сцепные свойства подошвы трака при низкой налипаемости снега и вязких грунтов на беговую дорожку. 1 с.п. ф-лы, 4 илл.

Решение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с гусеничным движителем, в частности, к конструкции трака гусеничной цепи.

Известен трак гусеничного движителя (патент РФ на промышленный образец №45191, МКПО 12-09, опуб. 16.03.1999 г., конструктивно близкий к предлагаемому, характеризующийся выполнением функциональной зоны взаимодействия трака с ходовой частью движителя в виде металлической литой пластины с формообразующими структурными элементами: центральная часть-выемка, симметричные относительно нее беговые дорожки и направляющие гребенки. Функциональная зона взаимодействия с поверхностью движения выполнена в виде эластомерного башмака по форме баллона. Недостатки этого трака следующие: сквозная центральная выемка подвержена заполнению грязью и снегом, даже при ее самоочищении они остаются на беговой дорожке. Эластомерный башмак на подошвенной части ограничивает движение по слабонесущим грунтам.

В качестве прототипа принят трак гусеничной цепи (свид. РФ на полезную модель №5971, В62D 55/20, опуб. 16.02.1998 г.), содержащий металлическую беговую дорожку с продольным углублением для закрепления слоя эластичного материала (резины), подошвенную часть с ребрами жесткости, направляющие гребни. При этом беговые дорожки обрезинены с двух сторон. Углубление выполнено по всей длине беговой дорожки и в нем имеются отверстия, так же заполненные эластичным материалом. Защищены соотношения размеров элементов трака. Трак предназначен только для движения по твердой поверхности, имеющей высокое сцепление с резиной. На грунтах с низкой несущей способностью (болотистые почвы, снег) трак будет неработоспособен. При движении по неровной поверхности (косогор) возможно скольжение, т.к. отсутствуют грунтозацепы.

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача-создание трака гусеничной цепи для движения по слабонесущим грунтам, характеризующейся повышенной проходимостью.

Технический результат - повышение сцепных свойств подошвы трака при низкой налипаемости снега и вязких грунтов на беговую дорожку.

Этот технический результат достигается тем, что в траке гусеничной цепи, содержащем беговую дорожку с углублением для закрепления слоя эластичного материала, подошвенную часть с ребрами жесткости, направляющие гребни, углубление беговой дорожки выполнено в виде симметричного относительно продольной оси гусеницы гнезда образного сечения глубиной по наружной поверхности его основания менее высоты ребер жесткости, вытянутого в направлении движения катка, стенки гнезда на беговой дорожке по всему периметру переходят во фланец высотой 1/10-1/3 высоты гнезда и шириной не менее его высоты, заполненный заподлицо с поверхностью беговой дорожки эластичным материалом на общую ширину равную или большую ширины опорного катка, заполняющим так же и гнездо, а по длине заходящим с одной стороны за ось отверстия под палец, соединяющий траки между собой в гусеницу, а с другой стороны не доходящим до края беговой дорожки на величину не менее высоты фланца, наклон передней стенки гнезда по ходу движения выбран по касательной к внешней окружности стенки, образующей отверстие под палец, а подошвенная часть свободна от эластичного материала, при этом ребра жесткости выполняют функцию грунтозацепов.

Наличие гнезда предлагаемой конструкции позволяет освободить ходовую часть гусеничной цепи от массы эластичного материала и в то же время обеспечить его необходимый минимум и надежное прикрепление к металлу. Симметричное относительно продольной оси гусеницы расположение гнезда исключает возникновение боковых нагрузок. Наклон стенок, размеры фланца, расположение других защищаемых элементов так же обеспечивают необходимое сцепление эластичного материала с металлом и необходимую прочность трака. Отсутствие эластичного материала на подошвенной части и свободные от него ребра жесткости, используемые в качестве грунтозацепов, позволяют повысить сцепные свойства гусеницы, собираемой из траков, и исключить боковое скольжение.

Предлагаемый трак приведен на чертежах.

На фиг.1 - вид спереди (разрез А-А на фиг.2), на фиг.2 - вид сверху (условно без эластичного материала), на фиг.3 - разрез В-В на фиг.2, на фиг 4 - аксонометрический чертеж трака.

Трак содержит металлическую беговую дорожку 1 с углублением 2 для закрепления эластичного материала 3, подошвенную часть 4 с ребрами жесткости 5, направляющие гребни 6. Углубление 2 беговой дорожки 1 выполнено в виде гнезда (скобообразной) формы, расположенного симметрично относительно продольной оси гусеницы Глубина гнезда по наружной поверхности его основания 7 менее высоты ребер жесткости 5, чтобы оно не касалось грунта, а толщина основания выбирается из соображений прочности. Гнездо вытянуто в направлении движения катка по траку, чтобы максимально покрыть эластичным материалом 3 беговую дорожку 1. Стенки гнезда по всему периметру переходят во фланец 8. Его высота h выбирается 1/10-1/3 высоты Н гнезда. Ширина в фланца 8 по всему периметру не менее его высоты h. Гнездо заполнено эластичным материалом 3 (например, резиной) заподлицо с поверхностью беговой дорожки 1 на общую ширину d равную или большую ширины опорного катка. По длине гнезда эластичный материал 3 заходит с одной стороны 9 за ось отверстия под палец, соединяющий траки между собой в гусеницу, а с другой стороны 10 - не доходит до края беговой дорожки на величину с - не менее высоты h фланца 8, чтобы оставшаяся металлическая кромка не врезалась в эластичный бандаж опорного катка. Наклон передней стенки 11 гнезда по ходу движения выбран по касательной к внешней окружности 12 стенки, образующей отверстие под палец. Подошвенная часть 4 свободна от эластичного материала, при этом ребра жесткости свободны и выполняют функцию грунтозацепов.

Трак работает следующим образом. Собирают траки в замкнутую цепь (гусеницу), скрепляя их с помощью пальцев. Эластичный материал 3 запрессован в гнездо любым способом, обеспечивающим надежную адгезию его к металлу (резина завулканизирована). При движении гусеницы по снегу или вязкому грунту грунтозацепы обеспечивают необходимое сцепление, а покрытая эластичным материалом 3 беговая дорожка 1 обладает высокой самоочищаемостью. Свободная от эластичного материала подошвенная часть 4 является грунтозацепом, повышая сопротивление машины боковому скольжению. В итоге предлагаемый трак гусеничной цепи позволяет повысит проходимость машины в целом.

Трак гусеничной цепи, содержащий металлическую беговую дорожку с углублением для закрепления слоя эластичного материала, подошвенную часть с ребрами жесткости, направляющие гребни, отличающийся тем, что углубление беговой дорожки выполнено в виде симметричного относительно продольной оси гусеницы гнезда образного сечения глубиной по наружной поверхности его основания менее высоты ребер жесткости, вытянутого в направлении движения катка, стенки гнезда на беговой дорожке по всему периметру переходят во фланец высотой 1/10-1/3 высоты гнезда и шириной не менее его высоты, заполненный заподлицо с поверхностью беговой дорожки эластичным материалом на общую ширину, равную или большую ширины опорного катка, заполняющим также и гнездо, а по длине заходящим с одной стороны за ось отверстия под палец, соединяющий траки между собой, а с другой - не доходящим до края беговой дорожки на величину не менее высоты фланца, наклон передней стенки гнезда по ходу движения выбран по касательной к внешней окружности стенки, образующей отверстие под палец, а подошвенная часть свободна от эластичного материала, при этом ребра жесткости выполняют функцию грунтозацепов.



 

Наверх