Квазивиртуальный многофункциональный тренажер по бытовым холодильным приборам

 

Квазивиртуальный многофункциональный тренажер по бытовым холодильным приборам относится к холодильной технике и может быть использован в интерактивном режиме как средство обучения, при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации и ремонте, модернизации и утилизации бытовых холодильных приборов в совокупности с их виртуальными аналогами.

Технический результат достигается за счет оснащения тренажера элементами холодильного прибора и средствами для демонстрации его работы, имитации и поиска неисправностей, изучения технологических операций, измерения и регистрации температуры, давления, влажности в подсистемах холодильного прибора и окружающей среды, силы электрического тока, напряжения, расхода электроэнергии, отличающийся тем, что тренажер оснащен реальным бытовым прибором, устанавливаемым на поворотную плиту и его виртуальным аналогом, размещенным в персональном компьютере тренажера или в сети Internet, причем к компьютеру подключены средства по измерению температурных полей, шума, времени, вводу и обработке на соответствие измеренных значений параметров технического состояния реального прибора и аналогичных параметров виртуального прибора посредством соответствующего программного обеспечения, включающего методики, базы данных, алгоритмы использования тренажера и принятия решений и интерактивных электронных технических руководств тренажера и холодильных приборов, содержащих блоки диагностики приборов и используемых как при обучении, так и, дополнительно, при их проектировании, изготовлении, испытании, модернизации, утилизации.

Технический результат достигается за счет оснащения тренажера реальным бытовым прибором и его виртуальным перспективным аналогом, интерактивными техническими руководствами холодильных приборов, с блоками диагностики, и тренажера, электронные версии которых размещены в персональном компьютере тренажера, к которому подключены средства по измерению и вводу значений параметров технического состояния реального прибора, сеть Internet и который снабжен соответствующим программным обеспечением, в том числе с методиками, базами данных, алгоритмами использования тренажера и принятия решений на конкретных этапах жизненного цикла холодильного прибора.

Полезная модель относится к холодильной технике, а именно к тренажерам и может быть использована в интерактивном режиме как средство обучения, при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации и ремонте, модернизации и утилизации в области бытовых холодильных приборов.

Известны тренажеры в области холодильной техники различного назначения, например по холодильным рефрижераторным установкам, по бытовым компрессионным холодильникам. В зависимости от сложности и характера решаемых задач тренажеры подразделяются на одно- и многофункциональные, на тренажеры первого-пятого поколений.

Так, известен тренажерный комплекс (пятого поколения) по холодильным установкам (Транзас электронные технологии [Электронный ресурс]: Тренажеры холодильных установок - Режим доступа: http://www.transas.ru/products/simulators/rps - 11.02.2010, свободный), который является средством обучения, отработки навыков и проверки знаний персонала, обслуживающего рефрижераторные установки и может быть использован на судах рыбопромыслового, морского, речного флотов, в пищевой и других отраслях промышленности, а также на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Тренажеры этого типа работают и используются с применением ПЭВМ, предназначены для решения задач по анализу и эксплуатации холодильных установок с элементами анимации; они имеют блоки активного изучения и отработки схем и фрагментов устройства и работы холодильных установок.

Недостатком таких тренажеров является их однофункциональность (функция обучения), а достоинством - интерактивный характер представления, анализа информации, в том числе виртуальной, и, на этой основе, принятия решений.

Известны тренажеры по бытовым холодильным приборам, например, тренажер по обслуживанию холодильных установок бытового назначения KR-101 ([Электронный ресурс]: Тренажер для подготовки слесарей по обслуживанию холодильных установок KR-101. - Режим доступа: http://www.e-import.ru/index.php?page=147 - 11.02.2010, свободный).

Тренажер KR-101 предназначен для подготовки специалистов по обслуживанию бытовых холодильных приборов и состоит из средств визуализации, компрессора, конденсирующего узла с естественным охлаждением хладагента R-134a, испарителя прямого расширения, капиллярного контроллера хладагента с функцией измерения давления смеси, напряжения и силы тока и температуры, и индикатора с цифровым дисплеем и термопар.

К недостаткам тренажера KR-101 относятся: функциональная ограниченность (функция обучения), представление холодильника лишь отдельными его подсистемами, отсутствие виртуальной составляющей с базами данных аналогов.

Наиболее близким к полезной моделе аналогом является стенд-тренажер по бытовым холодильным приборам (Учебная техника и наглядные пособия [Электронный ресурс]: Тренажерно-диагностический комплекс «Холодильник-2» - Режим доступа: http://uchteh.ru/vus/6558/6565.html - 11.02.2010, свободный).

Стенд-тренажер «Холодильник-2» предназначен для демонстрации работы двухкамерного компрессионного холодильника с размещенными на вертикальной панели рабочего стола узлами холодильного агрегата и приборами для измерения температуры, давления, влажности, тока, напряжения, расхода электроэнергии, смотрового стекла, вентилей, металлического теплоизолированного шкафа. Кроме демонстрации работы холодильника стенд-тренажер предназначен для выполнения таких функций:

- изучение технологических операций, используемых при эксплуатации и ремонте двухкамерных холодильников;

- имитация и поиск неисправностей в схеме холодильника;

- регистрация данных о хладагенте для определения параметров узлов холодильника.

К недостаткам прототипа относятся его однофункциональность (функция обучения при подготовке специалистов-ремонтников) и отсутствие виртуальной составляющей на базе ПЭВМ с соответствующими базами данных по холодильным приборам для поиска, хранения, сравнительной обработки информации и, на их основе, принятия решений.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создание устройства, а именно тренажера, использование которого позволило бы в интерактивном режиме формировать, оценивать и поддерживать заданное техническое состояние реальных образцов бытовых холодильных приборов в процессе их жизненного цикла посредством достижения соответствия их параметров, показателей параметрам и показателям более совершенных из известных виртуальных образцов - аналогов.

Как следует из поставленной задачи, это устройство должно быть многофункциональным по таким признакам, как возможность его интерактивного использования на различных стадиях жизненного цикла (при проектировании, производстве, испытаниях, эксплуатации и ремонте, утилизации) бытовых холодильных приборов различными специалистами на стадиях их подготовки и профессиональной деятельности.

Данная задача решается тем, что квазивиртуальный многофункциональный тренажер по холодильным приборам содержит рабочий стол, размещенные на нем элементы холодильного прибора и средства для демонстрации его работы, имитации и поиска неисправностей, изучения технологических операций, измерения и регистрации температуры, давления, влажности в подсистемах холодильного прибора и окружающей среды, силы электрического тока, напряжения, расхода электроэнергии, отличающийся тем, что тренажер оснащен реальным бытовым прибором, устанавливаемым на поворотную плиту и его виртуальным аналогом, размещенным в персональном компьютере тренажера или в сети Internet, причем к компьютеру подключены средства по измерению температурных полей, шума, времени, по вводу и обработке на соответствие измеренных значений параметров технического состояния реального прибора и аналогичных параметров виртуального прибора посредством соответствующего программного обеспечения, включающего методики, базы данных, алгоритмы использования тренажера и принятия решений и интерактивных электронных технических руководств тренажера и холодильных приборов, содержащих блоки диагностики приборов и используемых как при обучении, так и, дополнительно, при их проектировании, изготовлении, испытании, модернизации, утилизации.

Патентуемая полезная модель поясняется прилагаемыми чертежами и фотографией: фиг.1 схематично изображает состав и конструктивные особенности многофункционального квазивиртуального тренажера; фиг.2 представляет упрощенную функциональную схему тренажера; фиг.3 (фотография) иллюстрирует внешний вид тренажера в исходном состоянии; фиг.4 изображает фрагмент интерактивного электронного технического руководства тренажера.

Многофункциональный квазивиртуальный тренажер, схематично изображенный на фиг.1, состоит из реального бытового холодильника 1, устанавливаемого на поворотную плиту 12 с виброопорами 13, рабочего стола с расположенными на его панели или под ним: монитором 2; инструкцией пользователя 3; цифрового прибора для измерения шума, вибрации 4; стендом СХ-2 для диагностики бытовых холодильников 5; цифрового пирометра, типа Fluke 568 с дисплеем, памятью и USB 6; цифрового хронометра с дисплеем, памятью и USB 7; принтером 8; клавиатурой 9, блоком бесперебойного питания 10 и системного блока 11 персонального компьютера.

Упрощенная функциональная схема квазивиртуального тренажера, изображенная на фиг.2, иллюстрирует наличие связей и потоков информации в процессе использования тренажера между оператором тренажера, реальным (РХ), виртуальным (ВХ) холодильными приборами и их базами данных (БДр) и (БДв ) соответственно, средствами измерения (ИС), интерактивными электронными техническими руководствами (ИЭТРрх), (ИЭТРвх ) и ИЭТРт тренажера, программным обеспечением персонального компьютера (ПЭВМ) с подключением к сети Internet.

Фотография, изображенная на фиг.3 дает представление о составе, конструктивном и внешнем облике квазивиртуального тренажера по бытовым холодильным приборам.

Фрагмент интерактивного электронного технического руководства тренажера, представленный на фиг.4, иллюстрирует содержание, структуру и возможности использования тренажера с точки зрения компьютерных технологий, в частности CALS-технологий, на различных этапах жизненного цикла бытовых холодильных приборов..

В соответствии с поставленными задачами и конкретным этапом жизненного цикла бытового холодильного прибора (БХП) квазивиртуальный тренажер для достижения технического результата используется следующим образом.

1. При отработке задач проектирования подсистем БХП на поворотную плиту 13 (фиг.1) устанавливается реальный бытовой холодильник 1 одного и того же класса с проектируемым, который в данном случае принимается виртуальным по отношению к реальному аналогу. Запускается в работу ПЭВМ.

В базу данных блока «Проектирование» (БДП) интерактивного электронного технического руководства (фиг.4) тренажера (ИЭТРТ) заносят информацию из технического задания (ТЗ) на проектирование подсистемы БХП.

Выполняют на реальном холодильнике измерение конструктивных параметров проектируемой подсистемы холодильника. После включения и вывода на заданный режим реального холодильника производят измерение параметров процесса получения холода в нем. По имеющимся в блоке ИЭТРТ «Проектирование» программам рассчитывают критерии подобия технического состояния реального и проектируемого (виртуального) холодильников и, затем, значения показателей, параметров подсистем проектируемого холодильника в соответствии с заданными по ТЗ и рассчитанными критериями его технического состояния. Прорабатывается несколько вариантов проектных решений.

2. В процессе изготовления бытового холодильного прибора квазивиртуальный тренажер используется при отработке его конструктивных параметров и производственно-технологических решений, а также при параметрических, приемо-сдаточных, проверочных испытаниях. При испытаниях в качестве реальных образцов холодильника используются поставленные на испытания холодильные приборы, а в качестве их виртуальных аналогов принимаются холодильные приборы, соответствующие проектной документации (техническому заданию), или лучшим (мировым, например) образцам приборов данного класса.

Проведение, обработку и анализ результатов испытаний, наряду с ранее известными фирмам-изготовителям способами и методиками рекомендуется выполнять и способами в соответствии патентами, выданными авторам предлагаемой полезной модели (патент РФ 2168681 «Способ определения параметров компрессионной холодильной машины» и патент РФ 2354899 «Способ определения технического состояния подсистем бытовых компрессионных холодильников»), описания которых имеются в базе данных ИЭТРТ. При отработке конструкторских или технологических решений в процессе изготовления бытовых холодильных приборов их образцы, прошедшие испытания, при необходимости подвергаются перепроектированию их отдельных подсистем, конструктивных элементов, дополнительному исследованию на технологичность, взаимозаменяемость с использованием имеющейся в базах данных тренажера или позаимствованной в сети Internet соответствующей информации.

3. При диагностике технического состояния холодильных приборов на этапах их предпродажной оценки, технической эксплуатации и ремонта на платформу тренажера устанавливают диагностируемый (реальный) холодильник. После включения тренажера выводят холодильник на заданный режим. Измеряют, заносят в блок «Диагностика» ИЭТРТ тренажера и обрабатывают значения действительных эксплуатационных параметров, выходных характеристик исследуемых подсистем холодильника (температуру на исследуемых участках его подсистем, шум, вибрацию, энергопотребление и др.), рассчитывают, используя базы данных блока «Диагностика», холодопроизводительность, коэффициент рабочего времени и др. Полученные, после обработки, характеристики его действительного состояния исследуют на соответствие, например, путем наложения диаграмм, сравнения критериев подобия и др., с аналогичными характеристиками, извлеченными из базы данных виртуального холодильника-аналога (его подсистемы). Далее, с учетом этой базы данных (БДв ) формируют состав неисправностей холодильника, причин их появления и технологию устранения. Прорабатывается несколько вариантов состава причин, технологий их устранения или принимается решение о выводе из эксплуатации (утилизации) подсистемы.

4. Этап модернизации, совершенствования бытового холодильника.

Установленный на поворотной платформе тренажера реальный бытовой холодильник включают и выводят на рабочие режимы. Выполняют измерения эксплуатационных параметров холодильника, рассчитывают, используя базы данных «Проектирование» или «Диагностика», холодопроизводительность, коэффициент рабочего времени и др. Извлекают из базы данных «Перспективные холодильники» ИЭТРТ тренажера лучшие образцы виртуальных подсистем-аналогов, а значения их параметров, характеристик сравнивают с аналогичными параметрами, характеристиками модернизируемой подсистемы и, при их заданном уровне соответствия, выполняют перепроектирование холодильника с новой (виртуальной) подсистемой. Прорабатывается несколько вариантов модернизации холодильника.

Все вышеуказанное позволяет рекомендовать предлагаемый тренажер при подготовке и переподготовке специалистов, проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и исследованиях процессов в области холодильной техники, преимущественно бытового назначения.

Квазивиртуальный многофункциональный тренажер по бытовым холодильным приборам, содержащий рабочий стол, размещенные на нем элементы холодильного прибора и средства для демонстрации его работы, имитации и поиска неисправностей, изучения технологических операций, измерения и регистрации температуры, давления, влажности в подсистемах холодильного прибора и окружающей среды, силы электрического тока, напряжения, расхода электроэнергии, отличающийся тем, что тренажер оснащен реальным бытовым прибором, устанавливаемым на поворотную плиту и его виртуальным аналогом, размещенным в персональном компьютере тренажера или в сети Internet, причем к компьютеру подключены средства по измерению температурных полей, шума, времени, вводу и обработке на соответствие измеренных значений параметров технического состояния реального прибора и аналогичных параметров виртуального прибора посредством соответствующего программного обеспечения, включающего методики, базы данных, алгоритмы использования тренажера и принятия решений и интерактивных электронных технических руководств тренажера и холодильных приборов, содержащих блоки диагностики приборов и используемых как при обучении, так и дополнительно при их проектировании, изготовлении, испытании, модернизации, утилизации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мототранспортным средствам передвижения к снегоходам

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплообмена испарителя

Полезная модель относится к измерительной технике и может быть использована для точного бесконтактного измерения магнитных полей и электрических токов.
Наверх