Мотолебедка

 

Полезная модель относится к мототехнике, используемой на приусадебных и садово-огородных участках, а именно к мотолебедкам для перемещения почвообрабатывающих орудий и различных грузов. Предлагаемая конструкция улучшает эксплуатационные свойства мотолебедки, повышая надежность за счет управления передачей крутящего момента с вала двигателя на вал редуктора однодисковой фрикционной муфтой сцепления и упрощения кинематической схемы мотолебедки. Мотолебедка с рулевым управлением и якорем-подножкой с грунтозацепами 5 содержит двигатель 7, двухступенчатый редуктор 8 и барабан с тросом 9. Вал двигателя соединен с входным валом двухступенчатого цепного редуктора клиноременной передачей 10 и однодисковой муфтой сцепления 11,12. Ведомый шкив клиноременной передачи 10 является одновременно ведущим диском муфты сцепления 11. Ведомый диск 12 муфты сцепления содержит фрикционную накладку и приварен к ведущей звезде цепного редуктора 8. Ведомая звезда 14 цепного редуктора 8 жестко соединена с барабаном 9, установленным на выходном валу редуктора 8. Для наведения каната на барабан мотолебедка снабжена роликовым тросоукладчиком 6. Редуктор 8 и клиноременная передача 10 закрыты съемным кожухом. Якорь-подножка с грунтозацепами 5 выполнен с возможностью складывания и использования в качестве дополнительной ручки при переносе мотолебедки. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к мототехнике, используемой на приусадебных и садово-огородных участках, а именно к мотолебедкам для перемещения почвообрабатывающих орудий и различных грузов.

Известно устройство канатной тяги (Патент РФ 66880 публ. 10.10.2007) содержащее основание, с установленными на нем энергетическим средством (двигатель от бензо или электропилы), редуктором, барабаном, якорем и подтормаживающим механизмом. Энергетическое средство связано с редуктором шарнирной подвеской и клиноременной передачей, выполняющей одновременно роль сцепления и отключаемой изменением межцентрового расстояния при повороте подвески на определенный угол.

Недостатком при работе с данным устройством является необходимость вручную поддерживать подвеску с энергетическим средством под определенным углом, обеспечивающим достаточное натяжение ремня для сцепления редуктора с двигателем, что является трудоемким и неудобным, требующим постоянного контроля за натяжением. Непостоянство передаточного отношения из-за неизбежного проскальзывания ремня клиноременной передачи, являющейся одновременно сцеплением, увеличивает нагрузку на клиновые ремни, подшипники и валы редуктора, что снижает надежность устройства.

Указанные недостатки отсутствуют в наиболее близкой к предлагаемой полезной модели мотолебедке Л70 (http://www.businessoffers.ru/portal/viewoffer.asp?id=303560, Руководство по эксплуатации Л70 0000010 РЭ), содержащей раму, на которой закреплены регулируемый по высоте руль с рычагами управления, якорь-подножка с грунтозацепами, двигатель и барабан с тросом, связанные посредством редуктора. Двигатель с многодисковой муфтой сцепления и редуктором, конструктивно представляющим четырехступенчатую коробку передач, выполнены в одном блоке, имеющем кикстартер и рычаг для переключения передач. Блок двигателя соединен с барабаном цепной передачей.

К недостаткам этой конструкции можно отнести сложность и невысокую надежность конструкции. Смонтированные в едином с двигателем масляном картере многодисковое сцепление (http://www.molot.biz/product/dvig.php) и редуктор вызывают определенные трудности при выявлении неисправности и ремонте, что является немаловажным фактором при работе на приусадебном участке. Многодисковое сцепление, работающее в масле, обладает большим моментом инерции, что затрудняет переключение передач и не гарантирует полного отсоединения двигателя от трансмиссии без прекращения работы самого двигателя. Торможение барабана при неполном отключении трансмиссии от двигателя может привести к удару прицепленного сельхозорудия или груза о барабан лебедки и разрыву троса.

Задачей полезной модели является улучшение эксплуатационных свойств мотолебедки.

Технический результат полезной модели - повышение надежности конструкции за счет управления передачей крутящего момента с вала двигателя на вал редуктора и упрощения конструкции.

Технический результат достигается тем, что мотолебедка содержит раму с установленными на ней рулем с рычагами управления, якорем-подножкой с грунтозацепами, двигателем и барабаном, связанными посредством редуктора, при этом редуктор выполнен цепным двухступенчатым, двигатель соединен с входным валом редуктора посредством клиноременной передачи и фрикционной однодисковой муфты сцепления, ведомый шкив клиноременной передачи является одновременно ведущим диском муфты сцепления и установлен на хвостовике входного вала редуктора с возможностью перемещения вдоль оси вала посредством устройства перемещения ведущего диска, ведомый диск муфты сцепления, содержащий фрикционную накладку, закреплен на входном валу редуктора с возможностью свободного вращения относительно вала и жестко соединен с ведущей звездой цепного редуктора, а ведомая звезда цепного редуктора жестко соединена с барабаном, закрепленным на выходном валу редуктора. Якорь-подножка с грунтозацепами может быть выполнен с возможностью складывания на раме, барабан снабжен роликовым тросоукладчиком, а цепной редуктор с клиноременной передачей закрыт съемным кожухом.

Управление передачей крутящего момента с вала двигателя на вал редуктора посредством однодисковой муфты сцепления обеспечивает плавность включения сцепления за счет клиноременной передачи, ведомый шкив которой является ведущим диском муфты сцепления, и гарантирует чистоту отключения двигателя от трансмиссии без выключения самого двигателя за счет получения зазора между поверхностями трения ведущего и ведомого дисков муфты сцепления, повышая надежность и улучшая эксплуатационные свойства лебедки.

Применение однодисковой муфты сцепления и цепного двухступенчатого редуктора, отличающегося простотой компоновки, не требующей особой точности при исполнении, и устойчивостью к ударным нагрузкам, при этом обладающего передачей большой мощности как при высоких, так и при низких скоростях, упрощает кинематическую схему мотолебедки в целом, делая конструкцию более надежной, удобной для проведения регулировочных работ и технического обслуживания.

Возможность передачи высокого крутящего момента однодисковой муфтой сцепления за счет большой площади сцепления позволяет использовать мотолебедку для работы с большими нагрузками при одной и той же мощности двигателя.

На фиг.1 показан общий вид мотолебедки.

Мотолебедка содержит раму 1, на которой установлены руль 2 с рычагом управления приводом сцепления 3 и рычагом управления приводом тормоза барабана 4, якорь-подножка с грунтозацепами 5, роликовый тросоукладчик 6, двигатель 7, цепной двухступенчатый редуктор 8 и барабан с тросом 9. Вал двигателя 7 соединен с входным валом редуктора 8 клиноременной передачей 10 и однодисковой фрикционной муфтой сцепления, состоящей из ведущего диска 11 и ведомого диска 12. Ведущий диск 11 муфты сцепления, являясь одновременно ведомым шкивом клиноременной передачи 10, установлен на хвостовике входного вала цепного редуктора 8 с возможностью перемещения вдоль оси вала посредством перемещающего устройства 13, управляемого рычагом привода сцепления 3. Ведомый диск 12 муфты сцепления закреплен на входном валу редуктора с возможностью свободного осевого вращения и жестко соединен с ведущей звездой (на фиг. не показана) цепного редуктора 8. Барабан с тросом 9 закреплен на выходном валу и жестко соединен с ведомой звездой 14 цепного редуктора. Цепной редуктор 11 с клиноременной передачей 8 закрыт съемным защитным кожухом (на фиг.1 не показан).

Мотолебедка работает следующим образом.

При подготовке мотолебедки к работе следует отрегулировать по высоте и зафиксировать прижимными болтами руль 2. Якорь-подножку с грунтозацепами 5 из транспортного положения перевести в рабочее, для этого необходимо открутить и вынуть крепежные болты, снять якорь-подножку 5, развернуть грунтозацепами вниз и вновь закрепить болтами. Работать с мотолебедкой предполагается вдвоем. Моторист, встав ногами на якорь-подножку 5, заглубляет грунтозацепы в землю, запускает двигатель 7. Помощник моториста разматывает закрепленный на барабане 9 трос с прицепленным к нему почвообрабатывающим орудием на длину обрабатываемого участка и устанавливает орудие в рабочее положение. В конце размотки троса моторист притормаживает барабан 9, нажимая на рычаг управления приводом тормоза барабана 4 во избежание дальнейшей самопроизвольной размотки троса. Далее моторист плавно нажимает рычаг сцепления 3, приводя в движение перемещающее устройство 13, которое прижимает ведущий диск 11 муфты сцепления через фрикционную накладку к ведомому диску 12, жестко связанному с ведущей звездой цепного редуктора 8, передавая крутящий момент с вала двигателя 7 на вал редуктора 8. Барабан 9, жестко соединенный с ведомой звездой 14 цепного редуктора 8, начинает вращаться, наматывая трос и перемещая при этом почвообрабатывающее орудие. Помощник моториста направляет движение почвообрабатывающего орудия. В конце рабочего хода моторист отпускает рычаг сцепления 3, ведущий диск 11 муфты сцепления под действием возвратной пружины отходит от ведомого диска 12, цепной редуктор 8 перестает вращаться, при этом инерция вращения барабана гасится нажатием на рычаг управления приводом тормоза барабана 4. Рабочий цикл повторяется: моторист вынимает грунтозацепы якоря-подножки 5 из почвы, перемещает мотолебедку на необходимое расстояние, вновь углубляет грунтозацепы в почву, помощник разматывает трос и т.д.

Применение в приводе мотолебедки клиноременной передачи и однодисковой муфты сцепления обеспечивает плавное включение и гарантированное полное отключение работающего двигателя от барабана, что положительно сказывается на легкости размотки троса во время холостого хода, исключает удар перемещаемого груза или сельхозорудия о лебедку в самом конце рабочего цикла, гарантирует безопасность производимых работ, повышает надежность и удобство эксплуатации мотолебедки.

Для плотного равномерного размещения витков троса при наматывании на барабан установлен роликовый тросоукладчик 6.

Якорь-подножка с грунтозацепами 5 выполнен складным на раме и служит дополнительной ручкой при переносе и транспортировке мотолебедки

Съемный защитный кожух (на фиг.1 не показан) предохраняет вращающиеся детали клиноременной передачи и цепного редуктора от случайного попадания посторонних предметов, не препятствуя при этом визуальному выявлению и устранению неисправности.

Предлагаемая конструкция отличается простотой исполнения и высокой надежностью.

Описанное изделие прошло испытания, в настоящее время выпускается серийно.

1. Мотолебедка, содержащая раму с установленными на ней рулем с рычагами управления, якорем-подножкой с грунтозацепами, двигателем и барабаном, связанными посредством редуктора, отличающаяся тем, что редуктор выполнен цепным двухступенчатым, двигатель соединен с входным валом редуктора посредством клиноременной передачи и фрикционной однодисковой муфты сцепления, ведомый шкив клиноременной передачи, являясь одновременно ведущим диском муфты сцепления, установлен на хвостовике входного вала редуктора с возможностью перемещения вдоль оси вала посредством устройства перемещения ведущего диска, ведомый диск муфты сцепления, содержащий фрикционную накладку, закреплен на входном валу редуктора с возможностью свободного вращения относительно вала и жестко соединен с ведущей звездой цепного редуктора, а ведомая звезда цепного редуктора соединена с барабаном, закрепленным на выходном валу редуктора.

2. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что якорь-подножка с грунтозацепами выполнен с возможностью складывания на раме.

3. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что барабан снабжен роликовым тросоукладчиком.

4. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что редуктор с клиноременной передачей закрыт съемным кожухом, закрепленным на раме.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области эксплуатации автотранспортной техники, в частности предполагает использование в целях предотвращения несанкционированного использования автомобилей
Наверх