Пружинная пластина ведомого диска сцепления

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в конструкциях пластин для крепления фрикционных накладок ведомых дисков сцепления транспортных средств. Сущность полезной модели заключается в обеспечении плавного нарастания передаваемого крутящего момента, максимальной площади контакта накладок и их равномерного износа при сохранении необходимой прочности и упругих свойств пружинных пластин в любых условиях эксплуатации и минимизации момента инерции вращающихся частей сцепления. Для этого пружинная пластина выполняется состоящей из трех сегментов, один из которых является плоским, а два других - волнообразными при этом особенностью является то, что переход от плоского участка пружинной пластины к волнообразным осуществляется радиусами более 100 толщин пластины, кроме того боковые грани выполнены с зазорами разной величины по отношению к опорным площадкам сопрягаемых деталей, кроме того линии гиба в плане выполнены под углом к радиальной оси пластины, кроме того на боковых гранях пластины выполнены вырезы в окружном направлении, образующие перемычку и заканчивающиеся дугами окружностей радиуса более 7 толщин пластины, кроме того на периферийной грани пластины выполнены вырезы в виде круговых сегментов.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к пластинам для крепления фрикционных накладок ведомых дисков сцепления транспортных средств.

Известна пружинная пластина для крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления, состоящая из двух сегментов между которыми выполнена прорезь от периферийной стороны пластины в сторону центрального отверстия фрикционных накладок, делящую пластину на две части, к каждой из которых крепится по одной кольцевой фрикционной накладке, при этом одна часть пластины выполнена плоской и вся ее поверхность является опорой для одной фрикционной накладки, а другая часть пластины выполнена волнообразной и линии гиба на ней выполнены перпендикулярно радиальному направлению (см. патент на ПМ RU №30893 от 19.12.2002 г. МПК F16D 13/64).

К недостаткам данной пружинной пластины относится то, что в ней переход от плоского участка пружинной пластины к волнообразному осуществляется малыми радиусами, что приводит к появлению в пластине пластических деформаций и снижению ее упругих свойств в процессе эксплуатации; пружинная пластина имеет большую жесткость в радиальном направлении, что приводит к уменьшению площади контакта фрикционных накладок и неравномерности их износа при действии нагрузок, возникающих от несоосности соединяемых сцеплением валов; линии гиба пружинной пластины выполнены перпендикулярно радиальному направлению, что приводит при сжатии пружины к дополнительным нагрузкам на заклепки и снижению их

усталостной долговечности, а также к ослаблению крепления фрикционной накладки.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является конструкция пружинной пластины ведомого диска сцепления (см. заявку Великобритании №.1346129, от 05.12.1972 г., МПК F 13/68), состоящая из трех сегментов, один из которых является плоским, а два других - волнообразными, причем переход от плоского участка к волнообразным осуществляется малыми радиусами, а вырезы в боковых гранях заканчиваются дугами окружностей малого радиуса и линии гиба пружинной пластины выполнены по радиальному направлению.

К недостаткам данной пружинной пластины относится то, что в ней переход от плоского участка к волнообразным осуществляется малыми радиусами, что приводит к появлению в пластине пластических деформаций и снижению ее упругих свойств в процессе эксплуатации; вырезы в боковых гранях заканчиваются дугами окружностей малого радиуса, что приводит к повышению уровня концентрации напряжений и поломкам пружинной пластины в районе перемычки при действии нагрузок, возникающих от несоосности соединяемых сцеплением валов; линии гиба пружинной пластины выполнены по радиальному направлению, что приводит при сжатии пружины к дополнительным нагрузкам на заклепки и снижению их усталостной долговечности, а также к ослаблению крепления фрикционной накладки.

Сущность полезной модели - обеспечение плавного нарастания передаваемого крутящего момента, максимальной площади контакта накладок и их равномерного износа при сохранении необходимой прочности и упругих свойств пружинных пластин в любых условиях эксплуатации и минимизации момента инерции вращающихся частей сцепления.

Технический результат - повышение плавности работы, надежности и ресурса сцепления.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной пружинной пластине ведомого диска

сцепления, состоящей из трех сегментов, один из которых является плоским, а два других - волнообразными, особенностью является то, что переход от плоских участков пружинной пластины к волнообразным участкам осуществляется радиусами более 100 толщин пластины, что позволяет снизить действующие в районах гиба напряжения и исключает работу пружинной пластины в зоне пластических деформаций материала, что приводит к неизменности ее упругих свойств и повышению надежности работы сцепления, кроме того боковые грани выполнены с зазорами разной величины по отношению к опорным площадкам сопрягаемых деталей, что обеспечивает трехступенчатое возрастание жесткости пружинной пластины и приводит к более плавному нарастанию передаваемого крутящего момента, кроме того линии гиба в плане выполнены под углом к радиальной оси пластины, что обеспечивает снижение перерезывающих усилий на заклепки, так как отверстие под заклепку перемещается по дуге окружности, что приводит к повышению их усталостной долговечности, кроме того на боковых гранях пластины выполнены вырезы в окружном направлении, образующие перемычку и заканчивающиеся дугами окружностей радиуса более 7 толщин пластины, что снижает жесткость пружинной пластины в радиальном направлении при сохранении достаточной прочности и приводит к повышению площади контакта накладок и равномерности их износа при действии нагрузок, возникающих от несоосности соединяемых сцеплением валов, кроме того на периферийной грани пластины выполнены вырезы в виде круговых сегментов, что позволяет снизить момент инерции вращающихся масс, что приводит к ускорению переключения передач.

На фиг.1 изображена пружинная пластина ведомого диска сцепления, на фиг.2 изображен разрез А-А пружинной пластины.

Пружинная пластина 1 ведомого диска сцепления состоящая из трех сегментов, один из которых является плоским 2, а два других - волнообразными 3, 4. Переход от плоских участков пружинной пластины 1 к волнообразным 3, 4 осуществляется большими радиусами 5, 6, 7 (более 100 толщин

пластины). Боковые грани 8, 9 выполнены с зазорами 10, 11 разной величины по отношению к опорным площадкам сопрягаемых деталей 12. Линии гиба 13 в плане выполнены под углом к радиальной оси пластины 14. На боковых гранях 8,9 пластины 1 выполнены вырезы в окружном направлении 15, 16, образующие перемычку 17 и заканчивающиеся дугами окружностей 15, 16 большого радиуса (более 7 толщин пластины). На периферийной грани пластины 18 выполнены два выреза 19, 20 в виде круговых сегментов.

Пластина для крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления работает следующим образом. При включении сцепления фрикционные накладки ведомого диска сцепления, расположенные между маховиком двигателя и нажимным диском сцепления, под действием пружины нажимного диска сближаются, сжимая и расправляя волнообразную часть пружинных пластин. По мере сжатия пружинных пластин сила нормального давления на фрикционные накладки плавно возрастает, соответственно плавно нарастает сила трения и передаваемый сцеплением крутящий момент, обеспечивая плавное начало движения транспортного средства.

Преимущества полезной модели состоят в том, что предлагаемая конструкция пружинной пластины ведомого диска сцепления, по сравнению с ранее известными конструкциями пружинных пластин, позволяет обеспечить плавное нарастания передаваемого крутящего момента, максимальную площадь контакта фрикционных накладок с поверхностями трения нажимного диска и маховика, что приводит к значительному повышению их ресурса при сохранении необходимой прочности и упругих свойств пружинных пластин в любых условиях эксплуатации сцепления.

1. Пружинная пластина ведомого диска сцепления, состоящая из трех сегментов, один из которых является плоским, а два других - волнообразными, отличающаяся тем, что переход от плоского участка сегмента пружинной пластины к волнообразным осуществляется радиусами более 100 толщин пластины.

2. Пластина по п.1, отличающаяся тем, что боковые грани выполнены с зазорами разной величины по отношению к опорным площадкам сопрягаемых деталей.

3. Пластина по п.1, отличающаяся тем, что линии гиба в плане выполнены под углом к радиальной оси пластины.

4. Пластина по п.1, отличающаяся тем, что на боковых гранях пластины выполнены вырезы в окружном направлении, образующие перемычку и заканчивающиеся дугами окружностей радиуса более 7 толщин пластины.

5. Пластина по п.1, отличающаяся тем, что на периферийной грани пластины выполнены вырезы в виде круговых сегментов.



 

Похожие патенты:

Ведомый диск сцепления относится к области транспортного машиностроения, а именно к сцеплениям колесных транспортных средств с диаметром ведомого диска не более 300 мм (опель астра, ауди а6, шевроле ланос, фольсваген пассат, мерседес 124, мерседес вито и др.).

Механизм диска сцепления относится к машиностроению и может быть заменено и использовано для плавной передачи крутящего момента в трансмиссиях транспортных средств.
Наверх