Коробка отбора мощности от двигателя (варианты)

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов. Коробка отбора мощности от двигателя содержит картер (1), ведущий вал (2), соединенный с одной стороны с маховиком (4) двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления (7), ведущую шестерню (8), зацепленную с промежуточной шестерней (9). На картере (1) установлены под углом два корпуса (12) и (13) механизмов привода, каждый из которых содержит ведомую шестерню (14), зацепленную с промежуточной шестерней (9). По первому варианту в корпусах (12) и (13) установлен ведомый вал (16), имеющий на конце фланец (23) и на котором установлена ведомая зубчатая втулка (21), взаимодействующая с муфтой (22), установленной посредством зубчатой втулки (20) на шлицах ведомой шестерни (14). По второму варианту в корпусе (13) на шлицах ведомой шестерни (14), зацепленной с промежуточной шестерней (9), неподвижно установлена зубчатая втулка (20), на шлицах которой установлена подвижно муфта (22), а ведомая зубчатая втулка (21) установлена на валу (24) приводного агрегата. В верхней части корпусов (12) и (13) расположен пневмомеханизм, имеющий шток (24) с пружиной (26), на котором неподвижно закреплена вилка (27), связанная с муфтой (22). Технический результат заключается в обеспечении отбора мощности одновременно на два агрегата. 2 н.п. ф-лы; 5 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Известна коробка отбора мощности, содержащая корпус, устанавливаемый взамен верхней крышки коробки передач, ведущую шестерню, постоянно зацепленную с шестерней первичного вала коробки передач, промежуточную и ведомую шестерни, средства включения и выключения зубчатых зацеплений, механизм переключения коробки передач, смонтированный на корпусе, по меньшей мере, один люк, предназначенный для установки приводимого механизма и механизм включения вала приводимого механизма с ведомой шестерней посредством перемещения в осевом направлении муфты, установленной на валу приводимого механизма (см. патент RU 29109, МПК7 F16H 1/20, опубл. 27.04.2003).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции коробки отбора мощности (КОМ), обусловленная необходимостью включения в ее состав деталей механизма переключения передач в связи с тем, что при установке коробки отбора мощности на картер коробки передач, с последней требуется снять упомянутый механизм переключения, кроме того, отбор мощности при работе КОМ возможен только на стоянке либо в движении без переключения передач в коробке передач, что резко сужает область применения КОМ в автомобилях.

Известна коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, соединенный с корпусом ведомого вала, ведущий вал с ведущей шестерней, соединенный с одной стороны посредством шлицевой втулки и гибкого диска с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленным в картере коробки отбора мощности, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, ведомый вал, механизм включения, зубчатая втулка которого закреплена на ведомом валу гидронасоса (см. патент 2297336, МПК В60К 17/28, опубл. 20.04.2007).

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, соединенный с корпусом ведомого вала, ведущий вал с ведущей шестерней, расположенный на двух опорах, одна из которых выполнена в виде подшипника, установленного в картере, и соединенный с одной стороны посредством шлицевой втулки и гибкого диска с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленном в картере коробки отбора мощности, промежуточную шестерню, ведомую шестерню с ведомым валом, на конце которого установлен фланец, механизм включения (см. патент RU 71300 МПК В60К 17/28, опубл. 10.03.2008).

Недостатком известных технических решений является невозможность осуществления отбора мощности одновременно для двух агрегатов.

Была поставлена задача, создать коробку отбора мощности от двигателя, обеспечивающую отбор мощности на два агрегата одновременно с независимым управлением.

Для решения поставленной задачи коробка отбора мощности от двигателя, содержащая картер, ведущий вал, соединенный с одной стороны с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленную на ведущем валу ведущую шестерню, зацепленную с промежуточной шестерней, закрепленный на картере коробки корпус механизма привода, в котором размещены зацепленная с промежуточной шестерней ведомая шестерня, ведомый вал, имеющий на конце фланец, ведомая зубчатая втулка, установленная на ведомом валу, и взаимодействующая с муфтой, установленной посредством зубчатой втулки на ведомой шестерне, пневмомеханизм, дополнительно снабжена вторым механизмом привода, ведомая шестерня которого зацеплена с промежуточной шестерней коробки, при этом корпуса обоих механизмов привода закреплены на картере коробки под углом.

По варианту 2 коробка отбора мощности дополнительно снабжена вторым механизмом привода, в корпусе которого размещены зацепленная с промежуточной шестерней ведомая шестерня, ведомая зубчатая втулка, установленная на валу приводного агрегата и взаимодействующая с муфтой, установленной посредством зубчатой втулки на ведомой шестерне, пневмомеханизм, при этом корпуса обоих механизмов привода закреплены на картере коробки под углом.

Установка на картере коробки отбора мощности двух, расположенных под углом механизмов привода, ведомые шестерни которых зацеплены с промежуточной шестерней коробки отбора мощности, позволяет осуществлять передачу мощности на два приводных агрегата одновременно, при этом подсоединение приводного агрегата осуществляется по варианту 1 при помощи фланца, а по варианту 2 ведомая зубчатая муфта устанавливается непосредственно на вал приводного агрегата.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - коробка отбора мощности от двигателя, вариант 1, общий вид;

фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.;

фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1;

фиг.4 - коробка отбора мощности от двигателя, вариант 2, общий вид;

фиг.5 - сечение В-В на фиг.4.

Коробка отбора мощности от двигателя содержит картер 1, ведущий вал 2, установленный на двух опорах, одной из которых является шариковый подшипник 3, установленный в маховике 4 двигателя, а второй - шариковый подшипник 5, установленный в картере 1. Передний конец ведущего вала 2 выполнен со шлицами, на которых установлено устройство 6 для передачи крутящего момента, неподвижно связанное с маховиком 4 двигателя. Другой конец ведущего вала 2 соединен со сцеплением 7 автомобиля.

На ведущем валу 2 установлена (или выполнена с валом 2 за одно целое) ведущая шестерня 8, зацепленная с промежуточной шестерней 9, которая установлена на роликовых подшипниках 10 и свободно вращается вокруг неподвижной оси 11, запрессованной в картере 1.

На картере 1 установлены под углом два корпуса 12 и 13 приводных механизмов, каждый из которых содержит ведомую шестерню 14, установленную на шариковых подшипниках 15 и зацепленную с промежуточной шестерней 9.

По первому варианту в корпусах 12 и 13 установлен на двух опорах ведомый вал 16, при этом одной опорой является игольчатый подшипник 17, установленный в ведомой шестерне 14, а второй - шариковый подшипник 18, установленный в корпусе 19 подшипника. На шлицах ведомой шестерни 14 неподвижно установлена зубчатая втулка 20, а на шлицах ведомого вала - ведомая зубчатая втулка 21. На шлицах зубчатой втулки 20 подвижно установлена муфта 22. На конце ведомого вала 16 закреплен фланец 23, предназначенный для подсоединения к нему приводного механизма.

По второму варианту в корпусе 13 на шлицах ведомой шестерни 14 неподвижно установлена зубчатая втулка 20, на шлицах которой установлена подвижно муфта 22, а ведомая зубчатая втулка 21 установлена на валу 24 приводного агрегата.

В верхней части корпусов 12 и 13 расположен пневмомеханизм, имеющий шток 25 с пружиной 26, на котором неподвижно закреплена вилка 27, связанная с муфтой 22.

Коробка отбора мощности от двигателя работает следующим образом.

Крутящий момент с коленчатого вала двигателя постоянно передается на маховик 4, далее через устройство 6 на ведущий вал 2, с ведущей шестерней 8, затем через промежуточную шестерню 9 на обе ведомые шестерни 14. В исходном состоянии каретки 22 находятся в крайнем левом положении, таким образом, крутящий момент на ведомые валы 16 не передается. При подаче воздуха в отверстие 28 шток 25 с вилкой 27 перемещается вправо, вводя каретку 22 в зацепление с ведомой зубчатой втулкой 21, и приводя тем самым в движение ведомый вал 16 с установленным на нем фланцем 23. По второму варианту вращение ведомой втулки 21 передается непосредственно на вал 24 приводного агрегата. При прекращении подачи воздуха пружина 26 возвращает шток 20 в исходное положение.

Поскольку оба приводных механизма содержат пневмомеханизмы управления, то обеспечивается возможность раздельного включения и отключения приводов на дополнительные агрегаты.

Заявляемое техническое решение позволяет обеспечить отбор мощности одновременно на два агрегата.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Коробка отбора мощности от двигателя, содержащая картер, ведущий вал, соединенный с одной стороны с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленную на ведущем валу ведущую шестерню, зацепленную с промежуточной шестерней, закрепленный на картере коробки корпус механизма привода, в котором размещены зацепленная с промежуточной шестерней ведомая шестерня, ведомый вал, имеющий на конце фланец, ведомая зубчатая втулка, установленная на ведомом валу, и взаимодействующая с муфтой, установленной посредством зубчатой втулки на ведомой шестерне, пневмомеханизм, отличающаяся тем, что дополнительно снабжена вторым механизмом привода, ведомая шестерня которого зацеплена с промежуточной шестерней коробки, при этом корпуса обоих механизмов привода закреплены на картере коробки под углом.

2. Коробка отбора мощности от двигателя, содержащая картер, ведущий вал, соединенный с одной стороны с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленную на ведущем валу ведущую шестерню, зацепленную с промежуточной шестерней, закрепленный на картере коробки корпус механизма привода, в котором размещены зацепленная с промежуточной шестерней ведомая шестерня, ведомый вал, имеющий на конце фланец, ведомая зубчатая втулка, установленная на ведомом валу, и взаимодействующая с муфтой, установленной посредством зубчатой втулки на ведомой шестерне, пневмомеханизм, отличающаяся тем, что дополнительно снабжена вторым механизмом привода, в корпусе которого размещены зацепленная с промежуточной шестерней ведомая шестерня, ведомая зубчатая втулка, установленная на валу приводного агрегата и взаимодействующая с муфтой, установленной посредством зубчатой втулки на ведомой шестерне, пневмомеханизм, при этом корпуса обоих механизмов привода закреплены на картере коробки под углом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Планетарная коробка передач относится к транспортному машиностроению и может быть использована в качестве трансмиссий самоходных машин, например, автомобилей ауди, фольсваген, хендай, шкода, опель, мерседес, форд фокус, фиат, рено, мазда, шевроле, тойота.

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».

Механизм диска сцепления относится к машиностроению и может быть заменено и использовано для плавной передачи крутящего момента в трансмиссиях транспортных средств.
Наверх