Устройство для вибродиагностирования коробок переменных передач тракторов и автомобилей при обкатке
Полезная модель относится к вибродиагностирующей технике и может быть использована в области сельхозмашиностроения и тракторостроения, а именно при обкатке и испытании коробок переменных передач после ремонта, для контроля и проверки правильности сборки сопряжении элементов коробок переменных передач тракторов и автомобилей. Повышение производительности и точности измерений, путем создания диагностирующего устройства, простого в изготовлении и эксплуатации, универсального для диагностирования любых тракторных и автомобильных коробок переменных передач достигается установкой обкатываемой коробки переменных передач на раму стенда, соединением ее первичного вала с механизмом сцепления и через муфту с электродвигателем, связанного с механизмом переключения вращения электродвигателя, а вторичного вала трансмиссии через муфту с валом нагрузочного устройства. Испытания проводятся без нагрузки и под нагрузкой. Во время испытаний измеряются виброакустические сигналы с помощью виброметра и вибродатчиков. Предлагаемое устройство для вибродиагностирования коробок переменных передач тракторов и автомобилей в процессе их обкатки позволяет повысить достоверность информации о работе подвижных сопряжении коробок переменных передач тракторов и автомобилей по параметру их предельных зазоров.
Полезная модель относится к вибродиагностирующей технике и может быть использована в области сельхозмашиностроения и тракторостроения, а именно при обкатке и испытании коробок переменных передач после ремонта, для контроля и проверки правильности сборки сопряжений элементов коробок переменных передач тракторов и автомобилей.
Известен стенд для обкатки под нагрузкой коробок переменных передач автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, содержащий раму, электродвигатель, механизм сцепления, тормозное устройство. [1]
Недостатком данного стенда является невозможность обнаружения дефектов, неисправностей и отказов на ранних стадиях, отсутствие оборудования для выявления причины условий, вызывающих неисправности.
Наиболее близким к полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является устройство для вибродиагностики механизмов, содержащее виброизмерительный преобразователь, усилитель, фильтры частот, анализаторы спектра, интеграторы, делитель сигналов, тахометр, синтезатор эталонного сигнала и индикатор. [2]
Недостатком данного устройства является невысокая достоверность определения показателя виброускорения из-за неполного перемещения сопрягаемых деталей на величину существующего зазора в сложных механизмах, содержащих несколько пар зубчатых колес, подшипники качения, обусловленная недостаточной отстройкой от неинформативных частотных составляющих сигнала.
Целью полезной модели является повышение производительности и точности измерений, путем создания диагностирующего устройства, простого в изготовлении и эксплуатации, универсального для
диагностирования любых тракторных и автомобильных коробок переменных передач, в процессе их обкатки.
Поставленная цель достигается установкой обкатываемой коробки переменных передач на раму стенда, соединением ее первичного вала с механизмом сцепления и через муфту с электродвигателем, связанного с механизмом переключения вращения электродвигателя. Для электродвигателей привода стенда постоянного тока - это механизм переключения полярности электродвигателя, для электродвигателей привода стенда переменного тока - механизм переключения схем подключения электродвигателя к сети. Вторичный вал трансмиссии соединяется через муфту с валом нагрузочного устройства. Испытания проводятся без нагрузки и под нагрузкой. Во время испытаний измеряются виброакустические сигналы с помощью виброметра и вибродатчиков.
На чертеже представлена принципиальная блок-схема устройства для обкатки и вибродиагностирования коробок переменных передач тракторов и автомобилей.
Устройство состоит из рамы 1, механизма переключения вращения электродвигателя 2, электродвигателя 3, соединенного упругой муфтой 4 с механизмом сцепления 5, нагрузочного устройства 6, который через муфту 7 соединяется с вторичным валом коробки переменных передач и виброметра 8 с вибродатчиками 9.
Принцип работы устройства заключается в следующем. Обкатываемая коробка переменных передач устанавливается и закрепляется на раму стенда 1. Первичный вал коробки переменных передач соединяется с механизмом сцепления 5 и затем через муфту 4 с электродвигателем 3, соединенный с механизмом переключения вращения электродвигателя 2. Вторичный вал коробки переменных передач соединяется с помощью муфты 7 с валом нагрузочного устройства 6. При включении механизма переключения вращения электродвигателя 2 электродвигатель 3 осуществляет возвратно-вращательное движение, с амплитудой четверть оборота с частотой 0,5 Гц,
тем самым, создавая колебательные перемещения в подвижных сопряжениях, выбирая полностью величину их действительных зазоров. При помощи вибродатчика 9 определяется величина виброускорения в зоне контролируемого сопряжения и по параметру виброускорения анализирующего сопряжения определяется правильность сборки сопряжений по величине действительного зазора. После определения технического состояния всех контролируемых сопряжений - зубчатых передач и подшипников качения, коробка переменных передач подвергается обкатке. Обкатка проводится без нагрузки и под нагрузкой.
После завершения обкатки вновь осуществляется проверка состояния сопряжении в аналогичной последовательности, как и до обкатки, после чего результаты испытаний до и после обкатки сравниваются и анализируются.
Предлагаемое устройство для вибродиагностирования коробок переменных передач тракторов и автомобилей в процессе их обкатки позволяет повысить достоверность информации о работе подвижных сопряжении коробок переменных передач тракторов и автомобилей по параметру их предельных зазоров.
Литература.
1. Нестандартизированное оборудование для разборки и сборки агрегатов и узлов подвижного состава автомобильного транспорта. - М., 1978. - 38 с. - Реферативный информ. / ЦБНТИ. Серия «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
2. Авторское свидетельство СССР №1142747, кл. G 01 M 13/02, 1985.
Устройство для вибродиагностирования коробок переменных передач тракторов и автомобилей при обкатке, содержащее раму, электродвигатель, механизм сцепления, нагрузочное устройство и устройство для диагностирования, отличающееся тем, что для повышения производительности и точности выявления дефектов и неисправностей в сопряжениях в период обкатки после ремонта, в него включен механизм переключения вращения электродвигателя, который служит для обеспечения полного перемещения сопрягаемых деталей на величину существующего зазора с целью повышения достоверности прогнозирования технического состояния сопряжений подшипников качения и зубчатых передач.