Буксировщик-снегоход (варианты)
Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства малогабаритной транспортной техники различного назначения.
Буксировщик-снегоход содержит шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления.
Новым является то, что гусеничный движитель выполнен в виде двух гусениц с независимой подвеской к раме и единым ведущим валом, а двигатель - в виде единого блок-модуля «мотор-трансмиссия», кинематически связанного с упомянутым ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
В другом варианте двигатель и трансмиссия установлены отдельно и кинематически связаны с ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
Полезная модель позволяет улучшить ходовые и эксплуатационные характеристики буксировщика в отношении повышения безопасности его эксплуатации, управляемости и ремонтно-технического обслуживания.
Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства малогабаритной транспортной техники различного назначения.
Известен буксировщик (см. патент РФ на полезную модель 36813, В62М 27/02, опубл. 27.03.2004 г.), содержащий в составе шасси раму с гусеничным движителем, платформу с двигателем и багажником, узел соединения с буксируемым объектом, расположенный в задней части рамы, и устройство управления в составе закрепляемого на платформе рычага с органами управления сцеплением и средством регулировки газа, предназначенный для индивидуального передвижения людей на санях (волокушах) или лыжах и перевозки груза по снежному покрову в зимнее время.
Недостатками вышеописанного буксировщика являются относительная сложность конструкции, повышенные весовые характеристики, излишняя материалоемкость и необходимость выделения дополнительных материальных и временных затрат в ходе осуществления сборки всей конструкции из-за наличия в составе последней одновременно двух опорно-несущих конструкций в виде жестко скрепленных между собой платформы и рамы.
Недостатками указанного буксировщика являются также невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные возникновением в процессе сборки или эксплуатации неточности расположения рамы относительно платформы, что влечет за собой нарушение взаимного расположения приводного вала гусеницы и натяжной оси.
Наиболее близким техническим решением по своему назначению к заявляемому, принятым в качестве ближайшего аналога-прототипа полезной модели, является буксировщик-снегоход (см. патент РФ на полезную модель 64601, B65D 55/00, В62М 27/02, опубл. 10.07.2007 г.), содержащий шасси с двигателем и гусеничным движителем, включающим одну гусеницу с односторонним расположением приводной цепи, при этом шасси выполнено в виде опорно-несущей рамы и снабжено устройством по типу механического амортизатора для ее подвижно-упругого соединения с гусеничным движителем, причем последнее (устройство для соединения) выполнено в виде поддерживающих катков, соединенных со стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов, а упомянутый гусеничный движитель содержит, по крайней мере, одно устройство автоматического самонатяжения гусеницы.
Недостатками прототипа являются:
- снижение ходовых качеств, в т.ч. управляемости, вследствие недостаточной поперечной устойчивости от воздействия неровностей опорной поверхности, изменяющихся в поперечном направлении по ширине гусеницы, а также из-за вероятности заваливания, особенно на мягком грунте, в сторону размещения цепного привода на гусеницу, и сложности поворота в сторону, противоположную расположению привода, по причине возникновения поперечных опрокидывающих моментов, обусловленных крайним односторонним расположением приводной цепи гусеницы;
- снижение эксплуатационных характеристик, в т.ч. эксплуатационной безопасности, из-за открытого расположения приводной цепи в пределах прямой досягаемости, а также повышенной вероятности попадания в цепную приводную передачу посторонних предметов.
Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая улучшение ходовых качеств, повышение удобства и безопасности эксплуатации, с одновременным уменьшением общей массы и габаритного размера по высоте буксировщика.
Кроме того, полезная модель позволяет улучшить и упростить ремонтно-техническое обслуживание буксировщика.
При этом решена задача создания малогабаритного буксировщика-снегохода на гусеничном ходу для буксировки приспособленных для гужевой тяги транспортных средств, особенности конструкции которого позволяют повысить его потребительские качества, включая улучшение ходовых и эксплуатационных характеристик в отношении повышения безопасности эксплуатации, управляемости и ремонтно-технического обслуживания.
Это достигается тем, что в предлагаемом буксировщике-снегоходе, содержащем шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, гусеничный движитель выполнен в виде двух гусениц с независимой подвеской к раме и единым ведущим валом, а двигатель - в виде единого блок-модуля «мотор-трансмиссия», механически связанного с упомянутым ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
Блок-модуль «мотор-трансмиссия» представляет собой совмещенные в едином корпусе двигатель внутреннего сгорания и элемент трансмиссии, выполненный в виде автоматического сцепления, или клиноременного вариатора, или другого известного механизма для передачи мощности (см., например, патент РФ на полезную модель 80893, опубл. 27.02.2009 г.).
Кроме того, в этом варианте поставленная цель достигается тем, что блок-модуль «мотор-трансмиссия» выполнен в виде стандартного мотороллерного блока, шарнирно прикрепленного к раме, например посредством осевого шарнира, выполненного с возможностью поворота относительно горизонтальной поперечной оси, установленной параллельно оси единого ведущего вала, что позволяет повысить удобство натяжения приводной цепи за счет единой оси блок-модуля «мотор-трансмиссия», при этом использование единого блока «мотор-трансмиссия» дает возможность устранить возможные несовпадения геометрических размеров рамы как, например, при отдельной установке двигателя и компонентов трансмиссии с одновременным уменьшением общей массы и габаритного размера по высоте буксировщика.
В описываемом варианте наиболее эффективной с точки зрения практического использования буксировщика-снегохода для достижения основных целей его создания является конструкция, в которой блок-модуль «мотор-трансмиссия» установлен таким образом, что цепная приводная передача на единый ведущий вал гусениц лежит (размещена) в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью буксировщика.
Такое размещение блок-модуля «мотор-трансмиссия» и приводной передачи позволяет переместить центр масс буксировщика в район центральной продольной плоскости последнего и тем самым повысить устойчивость буксировщика в поперечной плоскости, свести к минимуму вероятность его заваливания (опрокидывания) на бок, улучшить управляемость, а также исключить (ограничить) прямой открытой доступ к работающей приводной передаче в процессе эксплуатации буксировщика.
В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции буксировщика-снегохода осуществляют с использованием известных материалов и оборудования путем последовательного выполнения взаимосвязанных стадий технологического процесса, причем применение в его конструкции легкосъемного стандартного, например мотороллерного, блок-модуля «мотор-трансмиссия» в значительной степени упрощает и облегчает эксплуатацию и ремонтно-техническое обслуживание буксировщика.
В другом основном варианте в предлагаемом буксировщике-снегоходе, содержащем шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, гусеничный движитель выполнен в виде двух гусениц с независимой подвеской к раме и единым ведущим валом, при этом двигатель кинематически связан с упомянутым ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
В общем случае трансмиссия может быть выполнена по типу клиноременного вариатора.
В этом варианте двигатель и трансмиссия могут быть установлены раздельно на раме, или отдельной станине, или платформе и кинематически связаны между собой, а также посредством цепной (ременной) приводной передачи - с единым ведущим валом гусениц.
Кроме того, как и в первом варианте, основная поставленная цель достигается тем, что двигатель (с трансмиссией) установлен на раме таким образом, что приводная передача на единый ведущий вал гусениц размещена в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью буксировщика.
Такое размещение двигателя и приводной передачи позволяет переместить центр масс буксировщика в район центральной продольной плоскости последнего и тем самым повысить устойчивость буксировщика в поперечной плоскости, свести к минимуму вероятность его заваливания (опрокидывания) на бок, улучшить управляемость, а также исключить (ограничить) прямой открытой доступ к работающей приводной передаче в процессе эксплуатации буксировщика.
В остальном конструктивное выполнение буксировщика-снегохода как в первом, так и во втором вариантах полностью аналогично и заключается в следующем.
Каждая из гусениц движителя имеет независимую подвеску к раме и снабжена независимым устройством для ее подвижно-упругого соединения с рамой, выполненным по типу механического амортизатора.
Опорно-несущая рама имеет, преимущественно трубчатую (с формой поперечного сечения любой конфигурации), облегченную конструкцию с заранее предусмотренными и жестко прикрепленными к ней вертикально ориентированными стойками-опорами - также облегченной конструкции, а каждое из обеих устройств для подвижно-упругого соединения рамы с каждой из двух параллельно размещенных гусениц выполнены в виде поддерживающих катков, соединенных с упомянутыми стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов.
Наличие независимой подвески гусениц в совокупности с индивидуальными устройствами для их раздельного подвижно-упругого соединения с рамой позволяет в значительной степени устранить влияние поперечных неровностей и повысить ходовые качества буксировщика, в т.ч. его проходимость.
При этом, в одном случае гусеничный движитель может быть снабжен общим для обеих гусениц устройством для их автоматического самонатяжения, а при другой конструкции ходовой части, каждая из гусениц в отдельности может быть снабжена собственным независимым устройством автоматического самонатяжения.
Буксировщик-снегоход снабжен установленным на его опорно-несущей раме коробом-капотом и прикрепленной к ней (раме) сцепкой, преимущественно жесткой конструкции, для соединения с буксируемым объектом, а руль имеет П-образную форму в плане и прикреплен к раме посредством шарнирного соединения с возможностью складывания, например при транспортировке буксировщика.
Возможна конструкция, в которой руль имеет телескопическое исполнение.
Сцепка также может быть выполнена телескопической, например в виде полого раздвижного стержня с устройствами фиксации, при необходимости сцепка может быть выполнена гибкой.
В общем случае сцепка крепится к предусмотренному на раме буксировщика узлу соединения, преимущественно механическим способом, например с помощью скобы такелажной.
Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых схематично изображены:
- на фиг.1 - общий вид буксировщика-снегохода с «функционально» обозначенными основными узлами, элементами и деталями его конструкции, соединенного посредством сцепки с санями-волокушами;
- на фиг.2 - вид буксировщика-снегохода сверху;
- на фиг.3 - вид буксировщика-снегохода сзади.
Примером конкретного выполнения предлагаемых вариантов заявляемой полезной модели является буксировщик-снегоход, опытный образец которого получил коммерческое наименование «Рекс-2».
Буксировщик-снегоход по первому основному варианту содержит опорно-несущую раму - 1 с грузовой платформой в ее передней части в виде короба-капота - 2 и жесткой сцепкой - 3 для соединения с буксируемым объектом, например, - санями-волокушами - 4; предусмотренный на раме (1) единый блок-модуль - 5 «мотор-трансмиссия», например в виде стандартного мотороллерного блока, и прикрепленный к раме (посредством осевого шарнира) с возможностью поворота относительно оси - 6, соединенный с рамой (1) при помощи механического натяжителя - 7 и кинематически связанный посредством цепной (ременной) приводной передачи - 8 с единым ведущим валом - 9 двух параллельно установленных гусениц - 10 и - 11 гусеничного движителя, взаимодействующих, в свою очередь, с отдельным для каждой гусеницы направляющим натяжным валом - 12, автоматически натягивающим гусеницы (10) и (11) посредством предусмотренных независимых для каждой гусеницы отдельных устройств автоматического самонатяжения (на чертеже не показаны) и раздельно подвешенных (гусеницы 10 и 11) под рамой (1) посредством поддерживающих катков - 13, соединенных со стойками-опорами - 14 рамы через пружинно-рычажные механизмы - 15; устройство управления в виде руля - 16 (П-образной или -бразной формы в плане) с органами и приборами управления (на чертеже не показаны) движением буксировщика, прикрепленного к раме 1 посредством шарнирного соединения - 17.
Блок-модуль 5 «мотор-трансмиссия» установлен таким образом, что цепная (ременная) приводная передача 8 на единый ведущий 9 вал гусениц 10 и 11 размещена в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью 18 буксировщика.
Натяжение приводной передачи 8 осуществляют с помощью механического натяжителя 7, выполненного, например, по типу любого подпружиненного или регулируемого ролика или «башмака» (на чертежах не показаны).
Ось 6 крепления единого блок-модуля 5 к раме 1 установлена параллельно оси единого ведущего вала 9.
Натяжение гусениц 10 и 11 осуществляют с помощью отдельного для каждой гусеницы натяжного вала 12.
Другой основной вариант выполнения полезной модели по существу конструкции буксировщика-снегохода отличается от вышеописанного тем, что вместо единого блок-модуля 5 «мотор-трансмиссия», прикрепленного к раме 1 с возможностью поворота относительно оси 6, на раме 1 установлен отдельно двигатель 5* и отдельно - трансмиссия (на чертежах не показана), которые посредством цепной (ременной) приводной передачи 8 кинематически связаны с единым ведущим валом 9 двух параллельно установленных гусениц 10 и 11 гусеничного движителя.
Как и в первом варианте, двигатель 5* (с трансмиссией) установлен на раме 1 таким образом, что приводная передача 8 на единый ведущий вал 9 гусениц 10 и 11 размещена в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью 18 буксировщика.
Остальные узлы и элементы конструкции буксировщика по второму варианту выполнены и соединены между собой аналогично его конструкции по вышеописанному первому варианту выполнения предлагаемой полезной модели, показанной на фиг.1 - фиг.3.
Эксплуатацию буксировщика-снегохода в обоих вариантах его выполнения осуществляют известным образом.
Переводят руль 16 из транспортировочного положения (- уложенного на капоте 2) в рабочее - консольное и закрепляют его винтами и гайками (на чертеже не показаны).
Посредством жесткой сцепки 3 и стандартной скобы такелажной (на чертеже не показана) буксировщик-снегоход сцепляют с санями-волокушами 4. Управление буксировщиком осуществляют сидя или стоя в санях-волокушах 4, при этом трогание, торможение, остановку и изменение скорости движения осуществляют с помощью рычага газа, расположенного на правой стороне руля 16. Поворот буксировщика осуществляют путем отведения руля 16 в противоположную направлению поворота сторону.
Наличие независимой подвески гусениц в совокупности с индивидуальными устройствами для их раздельного подвижно-упругого соединения с рамой, а также компактное размещение двигателя и приводной передачи в районе центральной продольной плоскости буксировщика позволяют в значительной степени улучшить ходовые и эксплуатационные характеристики буксировщика в отношении повышения безопасности его эксплуатации, управляемости и ремонтно-технического обслуживания.
1. Буксировщик-снегоход, содержащий шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления, отличающийся тем, что гусеничный движитель выполнен в виде двух гусениц с независимой подвеской к раме и единым ведущим валом, а двигатель - в виде единого блок-модуля «мотор-трансмиссия», кинематически связанного с упомянутым ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
2. Буксировщик-снегоход по п.1, отличающийся тем, что блок-модуль «мотор-трансмиссия» установлен таким образом, что приводная передача на единый ведущий вал гусениц размещена в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью буксировщика.
3. Буксировщик-снегоход по п.1 или 2, отличающийся тем, что блок-модуль «мотор-трансмиссия» выполнен в виде стандартного мотороллерного блока, шарнирно прикрепленного к раме, например посредством осевого шарнира, выполненного с возможностью поворота относительно горизонтальной поперечной оси, установленной параллельно оси единого ведущего вала.
4. Буксировщик-снегоход по п.3, отличающийся тем, что каждая из гусениц снабжена независимым устройством для ее подвижно-упругого соединения с рамой, выполненным по типу механического амортизатора, например, в виде поддерживающих катков, соединенных со стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов.
5. Буксировщик-снегоход по п.4, отличающийся тем, что снабжен установленным на опорно-несущей раме, преимущественно трубчатой конструкции, коробом-капотом и прикрепленной к ней сцепкой, преимущественно жесткой конструкции, для соединения с буксируемым объектом, а устройство управления выполнено в виде руля по типу рамной конструкции П-образной формы в плане, прикрепленного к раме посредством шарнирного соединения.
6. Буксировщик-снегоход по п.5, отличающийся тем, что гусеничный движитель снабжен общим для обеих гусениц устройством автоматического самонатяжения.
7. Буксировщик-снегоход по п.5, отличающийся тем, что каждая из гусениц снабжена независимым устройством автоматического самонатяжения.
8. Буксировщик-снегоход, содержащий шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления, отличающийся тем, что гусеничный движитель выполнен в виде двух гусениц с независимой подвеской к раме и единым ведущим валом, при этом двигатель кинематически связан с упомянутым ведущим валом посредством приводной передачи, размещенной между гусеницами.
9. Буксировщик-снегоход по п.8, отличающийся тем, что двигатель установлен таким образом, что приводная передача на единый ведущий вал гусениц размещена в вертикальной плоскости, совпадающей с центральной продольной плоскостью буксировщика.
10. Буксировщик-снегоход по п.8 или 9, отличающийся тем, что каждая из гусениц снабжена независимым устройством для ее подвижно-упругого соединения с рамой, выполненным по типу механического амортизатора, например, в виде поддерживающих катков, соединенных со стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов.
11. Буксировщик-снегоход по п.10, отличающийся тем, что снабжен установленным на опорно-несущей раме, преимущественно трубчатой конструкции, коробом-капотом и прикрепленной к ней сцепкой, преимущественно жесткой конструкции, для соединения с буксируемым объектом, а устройство управления выполнено в виде руля по типу рамной конструкции П-образной формы в плане, прикрепленного к раме посредством шарнирного соединения.
12. Буксировщик-снегоход по п.11, отличающийся тем, что гусеничный движитель снабжен общим для обеих гусениц устройством автоматического самонатяжения.
13. Буксировщик-снегоход по п.11, отличающийся тем, что каждая из гусениц снабжена независимым устройством автоматического самонатяжения.