Снегоход

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к лыжно-гусеничным снегоходам.

Снегоход содержит силовую установку, корпус с герметичной кабиной и органами управления движением. Силовая установка размещена на опорной раме за кабиной в средней части снегохода над гусеничными движителями. Рама обеспечивает также надежное крепление двух гусеничных движителей. В передней части кабины расположена пара лыж на поперечной балке. Кабина расположена перед гусеничными движителями и между лыжами. Каждая лыжа имеет амортизатор и смонтирована с возможностью управления ее положением от руля из кабины. Амортизатор каждой из лыж расположен в цилиндрическом корпусе, жестко соединенном с кабиной.

Корпусы амортизаторов соединены между собой поперечной балкой, проходящей под сиденьем водителя, а с кабиной - посредством, по крайней мере, дух тяг, образующих с кабиной силовые треугольники.

Продольные тяги силовых треугольников в задней части соединены с опорной рамой силовой установки. Вторые тяги выполнены более короткими и соединены с кабиной в зоне расположения корпусов амортизаторов.

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в снижении веса, повышении проходимости, маневренности и устойчивости снегохода за счет рациональной развесовки, низко расположенного центра тяжести и совершенствования компоновки его основных узлов.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к лыжно-гусеничным снегоходам.

Известен снегоход, содержащий раму, на которой размещены двигатель, трансмиссии в виде клиноременного вариатора и редуктора, ходовую часть в виде опорно-поворотной лыжи и двух гусеничных движителей (см. патент РФ на полезную модель 44629, МПК 7 B62B 15/00, 55/00, 2005 г.)

Этот снегоход относится к легким и не предназначен для перевозки хозяйственных грузов. Соответствующим образом выполнен его корпус.

Известен снегоход, содержащий взятые у серийного легкового автомобиля штатные автомобильные системы: кузов в сборе, двигатель внутреннего сгорания, элементы трансмиссии и установленный на гусеничный движитель, соединенный со ступицами передних и задних колес (см. патент РФ 2445226, МПК B62D 55/00 (2006.01), 2012 г.)

Недостатком данного решения является низкая маневренность снегохода, большой вес и сложность его транспортировки к месту использования.

Известен снегоход, содержащий корпус, лыжи на передней подвеске, гусеничный движитель, связанный с корпусом балансирной подвеской. Снегоход снабжен дополнительными задними, регулируемыми по высоте, опорными элементами, каждый из которых включает в себя трапецию, шарнирно соединяющую корпус с дополнительной лыжей, и амортизатор, шарнирно соединяющий дополнительную лыжу с гидроцилиндром регулируемой высоты, жестко закрепленным на корпусе (см. патент РФ 2016805, МПК 5 B62D 55/04, 1994 г.).

Известное решение имеет следующие недостатки.

Трудоемкость изготовления снегохода. Подвеска передней лыжи не обладает достаточной подвижностью, что ограничивает маневренность снегохода. Кроме того, малый динамический ход подвески лыж ограничивает скорость движения машины по опорной поверхности с неровностями.

Дополнительные лыжи снегохода требуют автономного управления и не обеспечивают достаточно высокой проходимости для тяжелого снегохода хозяйственного назначения, т.к. при движении по глубокому снегу эти лыжи снижают сцепной вес движителя, сила тяги становится недостаточной и снижается подвижность машины.

Известно решение, в котором разработана одноместная двухопорная кабина для снегохода "Буран", соединенная с двумя управляемыми лыжами с тандемным ее расположением впереди снегохода-толкача и жестким соединением модулей между собой. Кабина закрытая, одноместная, с одной дверью, расположенной с левой стороны, (см. статью на сайте http://snegohod.masteraero.ru/3-snegohod.php, автор: В.Петров, с.Рыбное, Красноярский край).

Как указывает сам разработчик, при эксплуатации тандема следует иметь в виду, что достаточно широкая колея лыж, их относительно небольшой угол поворота в сумме со значительной длиной машины требуют для маневра немалых площадей. К тому же большие нагрузки в соединении кабины со снегоходом ограничивают скорость движения.

Известен транспортный снегоходный комплекс легкого класса. Транспортный комплекс включает самоходное транспортное средство с двумя поворотными передними лыжами, силовой установкой, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, сцепления, коробки передач, трансмиссию с двумя гусеничными тележками. Данное транспортное средство рассчитано на двух человек с багажом и снабжено комфортабельной остекленной закрытой пассажирской кабиной с обогревом и с кондиционером. На каждой стороне кабины выполнены по две сдвигающихся двери (см. патент РФ 2440269, МПК B62D 55/00 (2006.01), 2012 г.).

Недостатком данного решения является сложность изготовления транспортного средства, его низкая маневренность и невозможность передвигаться по рыхлому глубокому снегу.

Известен снегоход, содержащий корпус с герметичной кабиной и органами управления движением, установленный на раме мостообразной конструкции, гусеничный движитель, пару лыж на передних подвесках. Рама выполнена с приподнятыми под углом к ее горизонтальному основанию носовой и задней частями, направление их кривизны соответствует кривизне передней и задней частей лыж. Лыжи снабжены амортизатором и упругой связью с корпусом и смонтированы с возможностью управления их положением от руля из кабины. Корпус снегохода опирается на два гусеничных движителя, разнесенных относительно горизонтальной оси корпуса, при этом сиденья водителя и пассажира расположены перед или над ведущими колесами движителя, оси которых соединены с корпусом через подшипниковые узлы. Каждый гусеничный движитель имеет индивидуальную упругую связь с корпусом снегохода и амортизатор, выполненные раздельно (см. патент РФ 51959, МПК B62D 55/08 (2006.01), 2006 г.).

Недостатком данного решения является высоко расположенный центр тяжести что увеличивает вероятность опрокидывания на рыхлом покрытии. Большая часть веса снегохода приходится на гусеницу, это делает машину плохо управляемой и снижает проходимость снегохода.

Решаемая задача - создание снегохода хозяйственного назначения - для перевозки грузов, сравнительно недорогого, имеющего высокую устойчивость и проходимость.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном снегоходе, содержащем силовую установку, корпус с герметичной кабиной и органами управления движением, два гусеничных движителя, пару лыж на передних подвесках, каждая из которых имеет амортизатор и смонтирована с возможностью управления ее положением от руля из кабины, в соответствии с полезной моделью, кабина расположена перед гусеничными движителями и между лыжами, причем амортизатор каждой из лыж расположен в цилиндрическом корпусе, жестко соединенном с кабиной, а силовая установка размещена на опорной раме за кабиной в средней части снегохода.

Корпусы амортизаторов соединены между собой поперечной балкой, которая проходит под сиденьем водителя, а с кабиной - посредством, по крайней мере, дух тяг, образующих с ней силовые треугольники.

Продольные тяги силовых треугольников в задней части соединены с опорной рамой силовой установки.

Силовая установка снабжена кожухом.

Кабина в задней части соединена с кожухом силовой установки, а днище кабины выполнено в виде лыжи.

В кабине сиденья водителя и пассажира расположены друг за другом.

Снегоход выполнен в виде двух модулей с возможностью отсоединения модуля кабины от модуля силовой установки.

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в снижении веса, повышении проходимости, маневренности и устойчивости снегохода за счет рациональной развесовки, низко расположенного центра тяжести и совершенствования компоновки его основных узлов.

Выполнение кабины, расположенной перед гусеничными движителями и между лыжами, позволяет обеспечить низко расположенный центр тяжести и, как следствие, высокую устойчивость снегохода.

Размещение силовой установки на опорной раме за кабиной в средней части снегохода также влияет на повышение устойчивости снегохода в экстремальных ситуациях.

Наличие цилиндрических корпусов для амортизаторов каждой из лыж, которые жестко соединены между собой и с кабиной также обеспечивает поперечную и продольную устойчивость, а также высокую маневренность снегохода.

Выполнение днища кабины в виде лыжи, позволяет получить дополнительную опорную поверхность в момент, когда управляемые лыжи проваливаются в рыхлый снег, при этом днище уплотняет снег и обеспечивает надежную опору для гусеничных движителей, расположенных за кабиной, что повышает проходимость снегохода.

Предлагаемый снегоход приведен на чертежах:

на фиг.1 - вид сбоку;

на фиг.2 - вид спереди.

Снегоход содержит силовую установку 1, корпус с герметичной кабиной 2 и органами управления движением (условно не показаны). Кабина может быть обогреваемой, для чего может быть снабжена воздушным отопителем или электрообогревателем (условно не показаны). Силовая установка 1 размещена на опорной раме 3 за кабиной 2 в средней части снегохода над гусеничными движителями 4. Рама 3 обеспечивает также надежное крепление двух гусеничных движителей 4. В передней части кабины расположена пара лыж 5 на поперечной балке 6. Кабина 2 расположена перед гусеничными движителями 4 и между лыжами 5. Каждая лыжа 5 имеет амортизатор и смонтирована с возможностью управления ее положением от руля из кабины 2. Амортизатор каждой из лыж расположен в цилиндрическом корпусе 7, жестко соединенном с кабиной 2.

Корпусы 7 амортизаторов соединены между собой поперечной балкой 6, проходящей под сиденьем водителя, а с кабиной 2 - посредством, по крайней мере, дух тяг 8, 9, образующих с кабиной 2 силовые треугольники.

Продольные тяги 9 силовых треугольников в задней части соединены с опорной рамой 3 силовой установки 1. Вторые тяги 8 выполнены более короткими и соединены с кабиной 2 в зоне расположения корпусов 7 амортизаторов.

Силовая установка 1 снабжена кожухом 10, с которым задней частью соединена кабина 2. Днище 11 кабины выполнено плоским, в виде лыжи.

Кабина выполнена удлиненной для установки сидений 12, 13 водителя и пассажира в ряд, друг за другом.

Снегоход выполнен в виде двух модулей (модуля кабины с парой лыж и модуля силовой установки с гусеничными движителями) с возможностью отсоединения модуля кабины от модуля силовой установки (см. фото 1).

Снегоход работает следующим образом. Когда все системы готовы к движению, включают двигатель, который приводит в действие гусеничный движитель. При движении снегохода на местности гусеницы движителя 4 оказывают удельное давление на снег, а лыжи 5 воспринимают часть массы снегохода и груза и в сочетании с силовыми треугольниками, образованными тягами 8, 9, обеспечивают опору для кабины. При прохождении неровных участков работают амортизаторы лыж 5, стабилизируя величину удельного давления под гусеницей и под лыжей и предотвращая их поломку. Изменение направления движения осуществляется поворотом лыж 5 из кабины 2. При этом люди надежно защищены от внешних климатических условий.

Заявляемый снегоход может быть изготовлен в условиях как мелкосерийного так и массового производства с использованием современных материалов и доступных серийных элементов, входящих в состав снегохода.

Машина обладает высокой проходимостью, устойчивостью и может быть использована для транспортировки хозяйственных грузов и людей.

1. Снегоход, содержащий силовую установку, корпус с герметичной кабиной и органами управления движением, два гусеничных движителя, пару лыж на передних подвесках, каждая из которых имеет амортизатор и смонтирована с возможностью управления ее положением от руля из кабины, отличающийся тем, что кабина расположена перед гусеничными движителями и между лыжами, причем амортизатор каждой из лыж расположен в цилиндрическом корпусе, жестко соединенном с кабиной, а силовая установка размещена на опорной раме за кабиной в средней части снегохода.

2. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что цилиндрические корпусы амортизаторов соединены между собой поперечной балкой, проходящей под сиденьем водителя, а с кабиной - посредством, по крайней мере, двух тяг, образующих с ней силовые треугольники.

3. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что продольные тяги силовых треугольников в задней части соединены с опорной рамой силовой установки.

4. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что силовая установка снабжена кожухом.

5. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что кабина в задней части соединена с кожухом силовой установки, а днище кабины выполнено в виде лыжи.

6. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что кабина выполнена удлиненной для установки сидений водителя и пассажира друг за другом.

7. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что выполнен в виде двух модулей с возможностью отсоединения модуля кабины от модуля силовой установки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к силовым полупроводниковым выпрямительно-инверторным преобразователям для питания тяговых электродвигателей магистральных электровозов переменного тока

Тренажер // 106124

Снегоход // 95631

Основным недостатком известных саней-нарт для снегохода является жесткость конструкции, в результате чего происходят поломки в соединениях стоек с полозьями, а устранение поломок затруднено, а также, высокая цена надёжных по конструкции нарт.
Наверх