Болтовое соединение
Полезная модель относится к самолетостроению и может быть использовано в судостроении и других отраслях машиностроения для болтовых соединений с радиальным натягом в неразъемных пакетах, состоящих из деталей изготовленных из одинаковых или различных по физико-механическим свойствами материалов.
Болтовое соединение содержит соединяемые детали, сформированные в неразъемный пакет, шайбы, гайку, втулку в виде тонкостенного цилиндра, охватывающего стержень болта, установленного в нее с радиальным натягом, при этом втулка размещена в отверстии пакета на высоту равную высоте пакета.
Технический результат достигается за счет того, что наличие промежуточной втулки в болтовом соединении позволяет применять его для соединения необходимого числа деталей из любых материалов, выровнять напряженное состояние в соединении по всей высоте пакета, предупредить появление наплывов между соединяемыми деталями, что в свою очередь не допустит раскрытия пакета и возникновение фреттинг - коррозии, а также заменить малопроизводительный и не стабильный процесс раскатывания, требующий индивидуальной настройки на размер, на дорнование. Тем самым достигается расширение области применения указанных соединений и значительно повышается ресурс изделия. 1 н.з. 1 ил.
Полезная модель относится к самолетостроению и может быть использована в судостроении и других отраслях машиностроения для болтовых соединений с радиальным натягом в неразъемных пакетах, состоящих из деталей изготовленных из одинаковых или различных по физико-механическим свойствами материалов.
Известно соединение с радиальным натягом, содержащее вал и втулку. С целью повышения надежности соединения на сопрягаемых поверхностях его деталей выполнены выступы в виде дорожек лазерной закалки (патент РФ 2278997, МПК F16B 4/00; В23Р 11/02, опубл. 27.06.2006). Вал и втулка выполнены из одного материала.
Недостатком этого устройства является то, что применение дорожек в конструкциях болтов и на стенках отверстий, а так же наличие кольцевых рисок в отверстиях соединяемых деталей снижает усталостную прочность соединения, что ведет к снижению ресурса изделия.
Известно болтовое соединение близкое по технической сущности и достигаемому результату к изобретению и принятое за прототип, содержащее болт, две шайбы, гайку и две пары концентрических втулок, сопряженных по сферическим поверхностям (авторское свидетельство СССР 1201567, МПК F16B /02; B64F 5/00, опубл. 30.12.85). Одна пара втулок запрессована в отверстие соединяемых деталей, вторая пара размещена на стержне болта.
Недостатком этого устройства является то, что оно имеет ограниченное применение, в результате этого может быть использовано только для двух соединяемых деталей, а втулка не позволяет выравнивать напряженное состояние в соединении, что не способствует увеличению его ресурса.
Полезная модель направлена на повышение надежности и ресурса болтовых соединений с радиальным натягом в неразъемных пакетах, применяемых в технике.
Поставленная задача достигается тем, что в болтовом соединении, содержащем соединяемые детали, болт, шайбы, гайку, втулку, установленную с радиальным натягом в отверстие соединяемых деталей, соединяемые детали сформированы в неразъемный пакет, втулка выполнена в виде тонкостенного цилиндра, охватывающего стержень болта, установленного в нее с радиальным натягом, при этом втулка размещена в отверстии пакета на высоту равную высоте пакета.
Отличием от прототипа является то, что соединяемые детали сформированы в неразъемный пакет, втулка выполнена в виде тонкостенного цилиндра, охватывающего стержень болта, установленного в нее с радиальным натягом, при этом втулка размещена в отверстии пакета на высоту равную высоте пакета.
Наличие новых отличительных признаков позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого болтового соединения критерию «новизна».
Наличие втулки по высоте равной пакету способствует выравниванию напряженного состояния в соединении, позволяет заменить малопроизводительный и не стабильный процесс раскатывания, требующий индивидуальной настройки на размер, на дорнование, что позволит повысить производительность, применять радиальный натяг не только для пакетов из алюминиевых сплавов, но и для пакетов, состоящих из различных по, своим физико-механическим характеристикам материалов, исключить раскрытие пакета при упрочнение стенок отверстия и вставке болта, что значительно снизит возможность возникновения фреттинг - коррозии.
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежом, где на фиг. изображен общий вид болтового соединения в разрезе.
Устройство содержит соединяемые детали (их может быть нужное количество), например, 1, 2, 3, 4, болт 5 с гайкой 6 и шайбами 7 и 8, а так же тонкостенную цилиндрическую втулку 9.
Болтовое соединение работает следующим образом.
После формирования отверстия в неразъемном пакете соединяемых деталей 1, 2, 3, 4 в него устанавливают с радиальным натягом тонкостенную втулку 9. Болт 5 устанавливают в отверстие втулки 9 с радиальным натягом. Шайбы 7 и 8 подложены под головку болта 5 и гайку 6.
Технический результат достигается за счет того, что наличие промежуточной втулки в болтовом соединении позволяет применять его для соединения необходимого числа деталей из любых материалов, выровнять напряженное состояние в соединении по всей высоте пакета, предупредить появление наплывов между соединяемыми деталями, что в свою очередь не допустит раскрытия пакета и возникновение фреттинг -коррозии, а также заменить малопроизводительный и не стабильный процесс раскатывания, требующий индивидуальной настройки на размер, на дорнование. Тем самым достигается расширение области применения указанных соединений и значительно повышается ресурс изделия.
Болтовое соединение, содержащее соединяемые детали, болт, шайбы, гайку, втулку, установленную с радиальным натягом в отверстие соединяемых деталей, отличающееся тем, что соединяемые детали сформированы в неразъемный пакет, а втулка выполнена в виде тонкостенного цилиндра, охватывающего стержень болта, установленного в нее с радиальным натягом, при этом втулка размещена в отверстии пакета на высоту, равную высоте пакета.