Автомобиль-самосвал

 

Полезная модель относится к автомобильному транспорту, а именно к автосамосвалу предназначенному для перевозки различных насыпных и навалочных грузов в городских условиях, где использование крупнотоннажных самосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог. Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в усовершенствовании и расширении функциональных возможностей за счет создания транспортного средства, а, именно, автомобиля-самосвала, который можно будет эксплуатировать на дорогах наравне с легковыми автомобилями и осуществлять доставку и механизированную разгрузку без ограничения движения по грузоподъемности и месторасположения пункта доставки груза, и, соответственно, возможности минимизации затрат по загрузке, перевозке различных насыпных и навалочных грузов, а также и в повышении эксплуатационных качеств автомобиля-самосвала, обеспечении безопасности участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости. Технический результат достигается тем, что автомобиль-самосвал, содержащий базовое шасси, надрамное устройство, платформу, механизм подъема платформы, упор платформы, держатель запасного колеса, надрамное устройство представляет собой рамную сварную конструкцию, закрепленную на раме автомобиля-самосвала, на которое закреплен гидроцилиндр, а в задней части надрамного устройства в продольные балки вварены втулки для установки осей опрокидывания

платформы, которая выполнена цельнометаллической, прямобортной со скошенными нижними углами боковых и переднего бортов и с задним откидным бортом, откидывающимся как на верхних, так и на нижних шарнирах, при этом к основанию платформы прикреплено устройство запора заднего борта и платформы, дополнительно снабжен механизмом запора платформы с системой отключения гидроцилиндра от напорной гидротрассы, который совместно с устройством запора платформы и заднего борта выполнен в виде единого рычажного механизма запора заднего борта, платформы и управления клапана блокировки гидросистемы подъема платформы, управляемого рукояткой, связанной с валом запора заднего борта, и состоит из рычагов, приваренных к валу запора, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги, связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, при этом крюки запирания платформы жестко закреплены на поворотных осях, расположенных с обеих сторон основания платформы и сцеплены с передней поперечиной надрамного устройства, причем на оси, размещенной с левой стороны основания платформы, закреплена в заданном положении нажимная лапка, упирающаяся своей пятой на толкатель клапана блокировки гидросистемы при закрытом положении заднего борта. В единый рычажный механизм запора заднего борта, платформы и управления клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы дополнительно введено устройство подвески тяг запора заднего борта. В автомобиле-самосвале в качестве базового шасси может быть использовано шасси ГАЗ-33104 «Валдай», рама которого укорочена на 225-240 мм, а держатель запасного колеса установлен на переднем борту. В качестве базового шасси в предлагаемом автомобиле-самосвале могут быть использованы шасси ГАЗ-33072 или шасси ГАЗ-3309, при

этом держатель запасного колеса закреплен в задней части к раме указанных шасси. В автомобиле-самосвале высота переднего борта определена и выполнена с учетом высоты кабины и ее защиты при загрузке. Использование в предлагаемом автомобиле-самосвале в качестве базового шасси - шасси ГАЗ-33104 «Валдай» с укороченной рамой, а также шасси ГАЗ-33072, шасси ГАЗ-3309 с единой системой управления запорами заднего борта, платформы и клапаном блокировки гидросистемы позволило создать серию автомобилей-самосвалов, которые предназначены для перевозки различных насыпных грузов и навалочных грузов в городских условиях, где использование крупнотоннажных и крупногабаритных автосамосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог. Предлагаемые конструкции автомобилей-самосвалов соответствует современным требованиям, предъявляемым к данному классу автомобилей, т.е. малый радиус поворота, хорошая маневренность, обзорность и возможность их использования при различном транспортном ограничении по грузоподъемности. Использование единой системы управления запорами заднего борта, платформы и клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы в предлагаемых автомобилях-самосвалах, выполненной в виде единого рычажного механизма, позволили повысить надежность работы и улучшить эксплуатационные качества автомобиля-самосвала. Предлагаемые конструктивные решения позволили создать транспортные средства, которые будут эксплуатироваться на дорогах наравне с легковыми автомобилями, что обеспечит доставку различных насыпных и навалочных грузов в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта.

Предложенные технические решения дают возможность минимизации затрат по перевозке указанных грузов, обеспечивают безопасность за счет улучшения маневренности и управляемости автомобиля-самосвала, а также повышают надежность и улучшают условия эксплуатации, включая погрузку-выгрузку, что снижает в целом эксплуатационные расходы на обслуживание. 5 п. ф-лы полезной модели, 4 ил.

Полезная модель относится к автомобильному транспорту, а именно к автосамосвалу предназначенному для перевозки различных насыпных и навалочных грузов в городских условиях, где использование крупнотоннажных самосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог.

Известные различные конструкции автомобилей-самосвалов, например, на базе автомобиля ГАЗ-53А создан самосвал ГАЗ-САЗ-53Б грузоподъемностью 3,5 т с металлическим кузовом, имеющим жесткий каркас. Кузов этого самосвала гидравлическим подъемным механизмом может опрокидываться назад, на левую и правую стороны. На базе автомобиля ЗИЛ-130 создан автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т с цельнометаллическим кузовом полукруглой формы. [1]

Известные автомобили-самосвалы являются громоздкими и неповоротливыми на городских улицах для обслуживания городских ремонтных и коммунальных служб, а также и ремонтно-строительных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Наиболее близким техническим решением к предложенной полезной модели является автомобиль-самосвал 4508 на шасси ЗИЛ-494500, который предназначен для перевозки различных насыпных и навалочных грузов. Автомобиль-самосвал состоит из следующих основных узлов: шасси ЗИЛ-494500, гидравлического опрокидывающего устройства, платформы, упора платформы, надрамника, держателя запасного колеса. Надрамник предназначен для установки на шасси автомобиля узлов

самосвальной установки и крепится к раме шасси с помощью кронштейнов и болтов. Платформа автомобиля-самосвала прямобортная со скошенными нижними углами боковых бортов, с задним бортом, открывающимся как на нижних, так и верхних шарнирах. Платформа опирается в задней части кронштейнами на вал опрокидывания, благодаря чему осуществляется шарнирное соединение платформы с надрамником. Также платформа опирается на среднюю и переднюю опоры. В состав платформы входит система управления запорами заднего борта. Управление крюками запоров заднего борта осуществляется при помощи вала, регулируемых тяг и скоб. При повороте вала по часовой стрелке происходит запирание борта, а при повороте против часовой стрелки - отпирание. Поворот вала осуществляется вручную при повороте рукоятки. Для предотвращения вертикальных перемещений платформы на поперечной балке надрамника установлен фиксатор платформы. Упор платформы предназначен для удержания порожней платформы в поднятом положении при проведении работ технического обслуживания. [2]

Одним из основных недостатков известной модели автомобиля-самосвала является невозможность выполнения задач по перевозке различных насыпных грузов в стесненных городских условиях, где использование крупнотоннажных самосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог, а также большого радиуса поворота и плохой их маневренностью.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в усовершенствовании и расширении функциональных возможностей за счет создания транспортного средства, а, именно, автомобиля-самосвала, который можно будет эксплуатировать на дорогах наравне с легковыми автомобилями и осуществлять доставку и механизированную разгрузку без ограничения движения по грузоподъемности и месторасположения пункта доставки груза, и, соответственно, возможности минимизации

затрат по загрузке, перевозке различных насыпных и навалочных грузов, а также и в повышении эксплуатационных качеств автомобиля-самосвала, обеспечении безопасности участников дорожного движения за счет улучшения маневренности и управляемости.

Технический результат достигается тем, что автомобиль-самосвал, содержащий базовое шасси, надрамное устройство, платформу, механизм подъема платформы, упор платформы, держатель запасного колеса, надрамное устройство представляет собой рамную сварную конструкцию, закрепленную на раме автомобиля-самосвала, на которое закреплен гидроцилиндр, а в задней части надрамного устройства в продольные балки вварены втулки для установки осей опрокидывания платформы, которая выполнена цельнометаллической, прямобортной со скошенными нижними углами боковых и переднего бортов и с задним откидным бортом, откидывающимся как на верхних, так и на нижних шарнирах, при этом к основанию платформы прикреплено устройство запора заднего борта и платформы, дополнительно снабжен механизмом запора платформы с системой отключения гидроцилиндра от напорной гидротрассы, который совместно с устройством запора платформы и заднего борта выполнен в виде единого рычажного механизма запора заднего борта, платформы и управления клапана блокировки гидросистемы подъема платформы, управляемого рукояткой, связанной с валом запора заднего борта, и состоит из рычагов, приваренных к валу запора, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги, связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, при этом крюки запирания платформы жестко закреплены на поворотных осях, расположенных с обеих сторон основания платформы и сцеплены с передней поперечиной надрамного устройства, причем на оси,

размещенной с левой стороны основания платформы, закреплена в заданном положении нажимная лапка, упирающаяся своей пятой на толкатель клапана блокировки гидросистемы при закрытом положении заднего борта.

В единый рычажный механизм запора заднего борта, платформы и управления клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы дополнительно введено устройство подвески тяг запора заднего борта.

В автомобиле-самосвале в качестве базового шасси может быть использовано шасси ГАЗ-33104 «Валдай», рама которого укорочена на 225-240 мм, а держатель запасного колеса установлен на переднем борту.

В качестве базового шасси в предлагаемом автомобиле-самосвале могут быть использованы шасси ГАЗ-33072 или шасси ГАЗ-3309, при этом держатель запасного колеса закреплен в задней части к раме указанных шасси.

В автомобиле-самосвале высота переднего борта определена и выполнена с учетом высоты кабины и ее защиты при загрузке.

На приведенных чертежах представлено на: фиг.1 - общий вид автомобиля-самосвала с шасси ГАЗ-33104 «Валдай», вид сбоку, фиг.2 - общий вид автомобиля-самосвала с шасси ГАЗ-33072, вид сбоку, фиг.3 - общий вид автомобиля-самосвала с шасси ГАЗ-3309, вид сбоку, фиг.4 - единый рычажный механизм запора заднего борта, платформы и управления клапана блокировки гидросистемы подъема платформы.

Автомобиль-самосвал состоит из следующих основных узлов: базового шасси 1, надрамного устройства 2, платформы 3, механизма подъема платформы 4, упора платформы 5, держателя запасного колеса 6.

В качестве базового шасси 1 использовано шасси ГАЗ-33104 «Валдай» (фиг.1), рама 7 которого укорочена на 225-240 мм, при этом

держатель запасного колеса 6 установлен на переднем борту 8 платформы 3.

В качестве базового шасси в предлагаемом автомобиле-самосвале могут быть использованы шасси ГАЗ-33072 (фиг.2) или шасси ГАЗ-3309 (фиг.3), причем держатель запасного колеса 6 закреплен в задней части к раме 7 указанных шасси.

В автомобиль-самосвал дополнительно введен механизм запора 9 платформы 3 с системой отключения гидроцилиндра от напорной гидротрассы, который совместно с устройством запора 10 платформы 3 и запора 11 заднего борта 12 выполнен в виде единого рычажного механизма запора 11 заднего борта 12, запора 10 платформы 3 и управления клапана блокировки 13 гидросистемы подъема платформы 3, управляемого рукояткой 14.

Надрамное устройство 2 представляет собой рамную сварную конструкцию, закрепленную болтами на раме 7 автомобиля-самосвала. Он состоит из двух продольных балок 15, связанных между собой поперечинами.

В автомобиле-самосвале, выполненном на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» в надрамное устройство при помощи пальцев закреплена качающаяся люлька для установки гидроцилиндра, а выполненном на шасси ГАЗ-33072 или шасси ГАЗ-3309 гидроцилиндр опрокидывания платформы своей нижней частью опирается на шаровую опору.

В задней части надрамного устройства 2 в продольные балки 15 вварены втулки 16 для установки осей опрокидывания платформы.

Платформа 3 автомобиля-самосвала цельнометаллическая, прямобортная со скошенными нижними углами боковых 17 и переднего 8 бортов, с задним откидным бортом 12. Задний борт 12 может откидываться как на верхних, так и на нижних шарнирах.

Причем в автомобиле-самосвале высота переднего борта 8 определена и выполнена с учетом высоты кабины и ее защиты при

загрузке и обеспечении безопасности водителя и при аварийных ситуациях.

К снованию платформы 3 закреплены запор 10 платформы 3, запор 11 заднего борта 12 и нажимная лапка 18, взаимодействующая с клапаном управления блокировки 13 гидросистемы, которые связаны между собой в единую систему управления запорами 11, 10, соответственно, заднего борта 12, платформы 3 и клапаном блокировки 13 гидросистемы.

Устройство запора платформы и заднего борта 10, 11, а также и управления клапаном блокировки 13 гидросистемы представляет собой единый рычажный механизм, управляемой рукояткой 14, связанной с валом запора 19 заднего борта 12.

Рычажный механизм состоит из рычагов 20, приваренных к валу запора 19, скоб 21, тяг 22 и 23, одними концами, с помощью гаек, прикрепленных к скобам 21. Тяги 23 другими концами, через промежуточные тяги 24, связаны с тягами 25 привода крюков 26 заднего борта 12 в задней части платформы 3. Тяги 22 связаны с крюками 27 запирания платформы в передней части платформы 3.

Тяга 22 крюка 27 платформы 3 соединяет последний с рычагом 20, размещенном на вале 19 запора заднего борта 12 с рукояткой 14.

Крюки 27 запирания платформы 3 жестко закреплены на поворотных осях, расположенных с обеих сторон основания платформы 3 и сцеплены с передней поперечиной надрамного устройства 2.

Кроме того, на оси, размещенной с левой стороны платформы, закреплена в заданном положении нажимная лапка 18, упирающаяся своей пятой на толкатель клапана блокировки 13 гидросистемы при закрытом положении заднего борта 12.

Клапан блокировки 13 установлен в надрамном устройстве 2 и в закрытом положении запора 11 заднего борта 12 соединяет нагнетательную и сливные трубопроводы гидросистемы автосамосвала, тем самым исключает подъем платформы гидроцилиндром.

Крюк 27 запирания платформы 3 шарнирно закреплен вместе с нажимной лапкой 18 и в закрытом положении запора 11 заднего борта 12 вступает во взаимодействие с надрамным устройством 2 и исключает возможную вибрацию платформы 3 при движении по неровной дороге.

Дополнительно введенное устройство подвески 28 тяг 23 запора 11 заднего борта 12 исключает деформацию последних во время открывания запора и при движении транспортного средства.

Необходимо отметить, что рама шасси ГАЗ-33104 «Валдай» укорочена на 225-240 мм, что дало возможность конструктивного расположения самосвальной установки.

Следует добавить, что геометрические размеры построения автомобиля-самосвала функционально связаны с конструктивными особенностями самосвальной установки и определены расчетным и экспериментальным путем, выходя за минимальные и максимальные пределы указанных размеров, ухудшаются маневренность, управляемость и эксплуатационные свойства автомобиля-самосвала.

Использование в предлагаемом автомобиле-самосвале в качестве базового шасси - шасси ГАЗ-33104 «Валдай» с укороченной рамой, а также шасси ГАЗ -33072, шасси ГАЗ-3309 с единой системой управления запорами заднего борта, платформы и клапаном блокировки гидросистемы позволило создать серию автомобилей-самосвалов, которые предназначены для перевозки различных насыпных грузов и навалочных грузов в городских условиях, где использование крупнотоннажных и крупногабаритных автосамосвалов затруднено в связи с загруженностью автодорог.

Предлагаемые конструкции автомобилей-самосвалов соответствует современным требованиям, предъявляемым к данному классу автомобилей, т.е. малый радиус поворота, хорошая маневренность,

обзорность и возможность их использования при различном транспортном ограничении по грузоподъемности.

Низкорамная конструкция позволила снизить погрузочную высоту, что существенно облегчило работы по загрузке и выгрузке автомобиля-самосвала.

Использование единой системы управления запорами заднего борта, платформы и клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы в предлагаемых автомобилях - самосвалах, выполненной в виде единого рычажного механизма, позволили повысить надежность работы и улучшить эксплуатационные качества автомобиля-самосвала.

Предлагаемые конструктивные решения позволили создать транспортные средства, которые будут эксплуатироваться на дорогах наравне с легковыми автомобилями, что обеспечит доставку различных насыпных и навалочных грузов в условиях административно-территориальных ограничений, наложенных на использование большегрузного транспорта.

Предложенные технические решения дают возможность минимизации затрат по перевозке указанных грузов, обеспечивают безопасность за счет улучшения маневренности и управляемости автомобиля-самосвала, а также повышают надежность и улучшают условия эксплуатации, включая погрузку-выгрузку, что снижает в целом эксплуатационные расходы на обслуживание.

Указанные технические решения, использованные в предлагаемой серии автомобилей-самосвалов с учетом их маневренности и управляемости, а также и стоимости делают их конкурентоспособными, и более предпочтительными на рынке грузоперевозок по сравнению с большегрузными автомобилями КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ и созданными на их базе автосамосвалами.

Источники информации:

1. Михайловский Е.В. и др. Автомобили. Изд. 2-е, доп. и перераб., М., «Машиностроение», 1974.

2. Автомобиль-самосвал 4508. Руководство по эксплуатации 4508-0000010 РЭ. Мытищинский машиностроительный завод. (прототип)

1. Автомобиль-самосвал, содержащий базовое шасси, надрамное устройство, платформу, механизм подъема платформы, упор платформы, держатель запасного колеса, надрамное устройство представляет собой рамную сварную конструкцию, закрепленную на раме автомобиля-самосвала, на которое закреплен гидроцилиндр, а в задней части надрамного устройства в продольные балки вварены втулки для установки осей опрокидывания платформы, которая выполнена цельнометаллической, прямобортной со скошенными нижними углами боковых и переднего бортов и с задним откидным бортом, откидывающимся как на верхних, так и на нижних шарнирах, при этом к основанию платформы прикреплено устройство запора заднего борта и платформы, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен механизмом запора платформы с системой отключения гидроцилиндра от напорной гидротрассы, который совместно с устройством запора платформы и заднего борта выполнен в виде единого рычажного механизма запора заднего борта, платформы и управления клапана блокировки гидросистемы подъема платформы, управляемого рукояткой, связанной с валом запора заднего борта, и состоит из рычагов, приваренных к валу запора, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги, связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, при этом крюки запирания платформы жестко закреплены на поворотных осях, расположенных с обеих сторон основания платформы и сцеплены с передней поперечиной надрамного устройства, причем на оси, размещенной с левой стороны основания платформы, закреплена в заданном положении нажимная лапка, упирающаяся своей пятой на толкатель блокировочного клапана гидросистемы при закрытом положении заднего борта.

2. Автомобиль-самосвал по п.1, отличающийся тем, что в единый рычажный механизм запора заднего борта, платформы и управления клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы дополнительно введено устройство подвески тяг запора заднего борта.

3. Автомобиль-самосвал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве базового шасси использовано шасси ГАЗ-33104, рама которого укорочена на 225-240 мм, а держатель запасного колеса установлен на переднем борту платформы.

4. Автомобиль-самосвал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве базового шасси использовано шасси ГАЗ-33072 или шасси ГАЗ-3309, при этом держатель запасного колеса закреплен в задней части к раме указанных шасси.

5. Автомобиль-самосвал по п.1, отличающийся тем, что высота переднего борта платформы определена и выполнена с учетом высоты кабины и ее защиты при загрузке.



 

Наверх